Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обнаруженные несоответствия между реальным наличием имущества и данными бухучета фиксируются на учетных бухгалтерских счетах. При этом имущественные излишки зачисляют на результаты (для коммерческой структуры) или увеличение прибыли (для некоммерческой структуры).
Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава
Указанный способ контроля над сохранением средств и имущества в рассматриваемом случае носит неизбежный характер. Его порядок определяется законодательными, отраслевыми и федеральными стандартами РФ.
Нормативный акт | Краткое описание |
Положение по ведению бухучета и отчетности в РФ, ч. 2
(приказ Министерства финансов РФ N 34н, редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016) |
Ведение бухгалтерского учета, инвентаризация имеющегося имущества, финансовых обязательств |
Методические указания по части инвентаризации
(приказ Министерства финансов РФ № 49, редакция от 08.11.2010) |
Порядок осуществления, оформления |
ФЗ № 402 «О бухучете» от 2016г. (гл. 2, ст.11) | Обобщенные требования к инвентаризации |
Постановление Федеральной службы государственной статистики РФ № 88 от 18.08.98, последняя редакция | Список форм первичной документации по части инвентаризации, их использование, заполнение |
В чем заключается процедура передачи дел?
Законодательно процедура передачи дел при смене руководителя организации государственного (муниципального) учреждения не регламентирована. Как правило, учредители бюджетных (казенных, автономных) учреждений разрабатывают ее сами и утверждают внутренними локальными актами, чаще всего приказами (в которых приводят определенный перечень организационных моментов).
Как мы уже отметили, учредитель в первую очередь должен создать комиссию, которая будет контролировать передачу хранящихся у прежнего руководителя организации документов и иных ценностей.
Стороны комиссии и правопреемник руководителя должны подписать двусторонний акт, в котором отражаются все существенные моменты, связанные с деятельностью бюджетного учреждения и его прежнего руководителя, описать состояние дел, перечислить передаваемые документы и материальные ценности, в частности:
- учредительные и регистрационные документы организации;
- первичные бухгалтерские документы, в том числе свидетельства в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих учреждению;
- договоры (контракты, соглашения), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью организации;
- лицензии, оформленные на учреждение, если оно осуществляет лицензируемый вид деятельности;
- другие существенные документы, связанные с деятельностью учреждения.
Заметим, что данная процедура не является обязательной, но при возникновении спора (например, об утере каких-либо документов) будут иметься необходимые доказательства (подписанный акт передачи с описью передаваемых документов и ценностей), которые можно будет представить в суд.
Акт передачи дел составляется в произвольной форме, поскольку, как было отмечено, на законодательном уровне данная процедура не регламентирована, следовательно, и форма акта приема-передачи дел при смене руководителя организации законодательно не утверждена.
Дата инвентаризации при смене руководителя
Срок проведения обязательной инвентаризации при смене руководителя на законодательном уровне не регламентирован. Его устанавливает директор своим приказом – до даты передачи дел новому руководителю.
Если прежний директор не издал такой приказ по каким-либо причинам, закон не запрещает прописать сроки и порядок проведения ревизии в решении (распоряжении) собственников компании.
При смене директора, происходящей в плановом порядке (например, при окончании срока контракта с действующим руководителем в конце календарного года), отдельную инвентаризацию обычно не проводят – учитывают итоги обязательной инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Если смена директора происходит внезапно, назначают внеплановую инвентаризацию.
Что необходимо предусмотреть в учетной политике?
Согласно положениям отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, а также разъяснениям Минфина в целях проведения инвентаризации активов и обязательств в учетной политике учреждения необходимо предусмотреть:
1) основания и сроки проведения инвентаризации (п. 80 СГС «Концептуальные основы»);
2) порядок проведения инвентаризации активов, обязательств и иных объектов бухгалтерского учета (п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), в том числе:
-
основных средств (Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02-07-07/84237);
-
нематериальных активов;
-
непроизведенных активов;
-
объектов учета аренды (Письмо Минфина РФ от 13.12.2017 № 02-07-07/83463);
-
запасов (в том числе материальных запасов и незавершенного производства);
-
имущества, учтенного на забалансовых счетах;
-
денежных средств и денежных документов;
-
расчетов по доходам и обязательствам учреждения;
-
резервов предстоящих расходов (п. 26 СГС «Резервы»);
3) порядок проведения теста на обесценение активов (выявление признаков возможного обесценения актива) (п. 6 СГС «Обесценение активов»).
Дополнительно в документы учетной политики могут быть включены:
-
порядок работы инвентаризационной комиссии (положение об инвентаризационной комиссии);
-
формы документов по оформлению мероприятий, осуществляемых в рамках инвентаризации (помимо унифицированных форм, предусмотренных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н), например, приказ о проведении инвентаризации, приказ об утверждении результатов инвентаризации, протокол заседания инвентаризационной комиссии, акты (протоколы, расчеты) по выявлению признаков обесценения активов, по оформлению результатов обесценения активов.
Кого нужно включать в состав инвентаризационной комиссии?
В учреждении может быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств дополнительно могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий определяется руководителем или иным уполномоченным лицом учреждения.
В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены:
-
работники службы внутреннего финансового контроля;
-
представители администрации учреждения;
-
работники бухгалтерской службы;
-
другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.).
Процесс проверки имущества и обязательства компании относится к бухгалтерскому учету на производстве. Поэтому основные положения о проведении содержатся в соответствующем законодательном акте ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402. В нем указаны сроки, периодичность, что должно входить в процедуру.
Есть еще несколько постановлений, в которых прописываются законодательные нормы:
- Положение Минфин от 29.07.1998 № 34н.
- Методические указания по инвентаризации, Министерство Финансов от 13.06.1995 №49.
- Ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Основные положения о том, как, когда и кем нужно проводить, содержатся в Методичке № 49. Однако игнорировать и другие постановления нельзя, прописанное в любом законе выполняется неукоснительно.
Образец приказа о создании инвентаризационных рабочих комиссий по участкам учета
На крупных предприятиях существует необходимость формирования нескольких групп инвентаризаторов. Нужно учитывать, что материально ответственные лица в конкретной области учета не могут быть проверяющими, но должны присутствовать при проведении инвентаризации. В таком случае требуется заменять одного или нескольких сотрудников на тех, что не заинтересованы в результатах.
Например, проверка производственного участка проводится административными рабочими, чтобы служащие цеха не были включены, и наоборот.
Сама процедура не сильно отличается от обычного создания приказа, единственное исключение составляет то, что надо четко разграничить зоны, а также в соответствии с каждым назначить проверяющих. Это можно сделать в формате таблицы или просто расписаться отдельными пунктами. Четкого установленного образца нет, разработка документа полностью ложиться на руководителей фирмы.
Обязательные данные:
- название и форма хозяйственной деятельности;
- номер распоряжения;
- нормативная база, в соответствии с которой назначаются ответственные;
- срок активности комиссии (на постоянной основе или для полной проверки);
- список работников, включенных в состав по каждой отдельной зоне ответственности (материальные ценности, нематериальные активы, расчеты с покупателями и др.);
- обязанности;
- должность и инициалы лица, ответственного за исполнение приказа;
- Ф. И. О и подпись инициатора.
Каждый из участников должен до начала проведения работ ознакомиться с документом и поставить подпись. Если кто-то из членов не может до старта явиться для выполнения возложенных на него обязательств, то следует издать дополнительное распоряжение о его замене.
Проводят ли инвентаризацию при смене руководителя
Можно ли выборочно проводить инвентаризацию при замене руководителя? В единичных случаях, когда ротация руководящих кадров приходится на начало года, можно. То есть бывший руководитель уволился в самом начале года, а новый в это время вступил в должность. Получается, только что прошла годовая инвентаризация, соответственно, сведения по прошлому году уже имеются. Поэтому допускается инвентаризировать только материальные запасы с денежными средствами. Вопрос №4. Можно ли вносить исправления в инвентаризационный список учитываемого имущества? Можно. Ошибку перечеркивают, рядом пишут правильный вариант, заранее оговоренный уполномоченными ответственными лицами. Затем внесенное изменение заверяют подписями члены комиссии. Только тогда исправление будет считаться действительным. Вопрос №5.
Как правильно организовать инвентаризацию?
Проведение инвентаризации при смене менеджера включает следующие шаги:
-
Выдача распорядительного документа (приказа) о создании инвентаризационной комиссии.
-
Устанавливайте остатки на дату инвентаризации, группируя материальные активы в порядке, удобном для подсчета.
-
Проверять. Если провести инвентаризацию за один день не удалось, ее завершение переносится на следующий день. В этом случае председатель комиссии должен опечатать все помещения, подлежащие осмотру. Если в описи были обнаружены ошибки, следует немедленно провести контрольную проверку и внести исправления в документы.
-
Запись результатов инвентаризации (документальная).
Далее следует подготовка и подписание акта приема-передачи файлов.
Инвентаризационная комиссия
Инвентаризация при смене руководителя проводится инвентаризационной комиссией. Подобный орган должен быть на каждом предприятии. Ее состав утверждается в начале каждого года руководством компании специальным приказом, распоряжением, постановлением (рекомендована форма № ИНВ-22).
Членами инвентаризационной комиссии могут быть бухгалтера, внутренние и внешние аудиторы, специалисты иных служб.
Если предполагается большой объем работ, создается рабочая инвентаризационная комиссия.
Отсутствие даже одного члена данного органа делает результаты проверки недействительными.
Главный бухгалтер, если он не входит в инвентаризационную комиссию, не обязан принимать непосредственное участие в проверке, но должен контролировать:
- корректность процедуры;
- правильность оформления сопутствующей и итоговой документации, особенно при выявлении фактов хищения или недостачи (письмо Минфина № 16-00-14/184 от 27.05.02);
- порядок во время мероприятия и прочее.
И замена генерального директора в ООО, и смена единственного учредителя в ООО пошаговая инструкция по инвентаризации будет единой в обоих случаях.
Смена учредителя и смена директора всегда должна сопровождаться проверкой, проводимой поэтапно:
- составление и визирование приказа о проведении инвентаризации;
- проведение собрания членов инвентаризационной комиссии, в процессе которого необходимо:
- определить объекты проверки;
- распределить обязанности;
- составить и утвердить индивидуальные планы работы;
- провести инструктаж;
- запрос у директора последних приходно-расходных документов, а также расписок о сдаче аналогичных бумаг в бухгалтерию или членам комиссии;
- подготовка инвентаризационных описей с отражением численности имущества по данным учета;
- опломбирование комнат, в которых будет работать комиссия;
- проверка соответствия фактического наличия имущественных объектов данным учета и фиксация данного факта в инвентаризационных ведомостях;
- далее силами бухгалтерии составляется сводная ведомость (рекомендованы формы № ИНВ-18 и № ИНВ-19), отражающая расхождения фактического и учтенного количества материальных ценностей и визируемая каждым членом инвентаризационной комиссии;
- председатель инвентаризационной комиссии и главный бухгалтер организации готовят предложения по урегулированию вопросов с расхождением фактического и учтенного количества отдельных позиций;
- корректировка выявленных грехов в бухгалтерском учете на основании принятого решения об урегулировании расхождений.
В каких случаях проведение инвентаризации является обязательным?
О намерении провести сопоставление товаров, запасов, ценностей на бумаге и в действительности надо уведомить под подпись и материально ответственных лиц того подразделения, где проводится сверка.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
В этом случае необходимые сведения еще действующий директор может запрашивать у заместителя, у которого будет доступ к документам. После выхода нового директора на работу заместитель может сразу же передать ему полученные документы (как вариант — с помощью аналогичного по структуре акта).
На второй странице листа И указываем подробные данные руководителя: ИНН при наличии, пол, дата и место рождения, гражданство, реквизиты паспорта, название должности.
Хотели бы отметить, что в настоящей статье мы рассматриваем процедуры оформления смены руководителя учреждения (лица, действующего без доверенности).
Настоящие Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.
Руководитель является одной из ключевых фигур в управлении любой организацией. Он представляет собой исполнительный орган и обладает широким кругом полномочий, более того, может выступать от имени юридического лица без доверенности.
Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации.
Шаг 4. Последнее — определить последнюю дату сдачи отчета по итогам сверки, подписать у руководителя, назначившего проверку.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Реорганизация учреждений преследует цель повышения их эффективности. Еще одним вариантом оптимизации деятельности учреждения может быть изменение его подведомственности.
При смене руководителя организации передача документов, до того находящихся в распоряжении предыдущего директора, — типичная процедура, проистекающая из логики корпоративных правоотношений. Как правило, речь идет об оригиналах соответствующих документов, и если предыдущий руководитель не передаст их новому — восстановить их во многих случаях крайне сложно.
Кроме того, Арбитражный суд Свердловской области в решении от 21.01.2014 № А60-34604/2013 обязал ответчика — бывшего руководителя фирмы передать вверенные ему документы новому директору организации.
Общий порядок проведения инвентаризации кассы
Под инвентаризацией кассы понимают контрольное мероприятие, в рамках которого посредством пересчета проверяется и документально подтверждается наличие и количество денежных средств, хранящихся в кассе организации. Инвентаризация всегда преследует следующие цели:
- выявление фактического наличия денег в кассе;
- сопоставление фактического наличия денег с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения выявленных денег в учете.
Количество инвентаризаций в текущем году, их продолжительность, порядок и дату их проведения самостоятельно определяет руководитель организации. При этом он должен соблюдать общий порядок инвентаризации, установленный Методическими указаниями Минфина, утв. приказом от 13.06.1995 № 49.
Инвентаризация кассы может проводиться как в обязательном порядке, так и по усмотрению руководства организации. В последнем случае основания и периодичность инвентаризаций определяет сама организация. Случаи же обязательной инвентаризации кассы установлены в п. 27 положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н. Так, в обязательном порядке инвентаризация кассы должна проводиться:
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц (кассиров);
- при выявлении фактов хищения из кассы;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации.
В чем заключается процедура передачи дел?
Законодательно процедура передачи дел при смене руководителя организации государственного (муниципального) учреждения не регламентирована. Как правило, учредители бюджетных (казенных, автономных) учреждений разрабатывают ее сами и утверждают внутренними локальными актами, чаще всего приказами (в которых приводят определенный перечень организационных моментов).
Как мы уже отметили, учредитель в первую очередь должен создать комиссию, которая будет контролировать передачу хранящихся у прежнего руководителя организации документов и иных ценностей.
Стороны комиссии и правопреемник руководителя должны подписать двусторонний акт, в котором отражаются все существенные моменты, связанные с деятельностью бюджетного учреждения и его прежнего руководителя, описать состояние дел, перечислить передаваемые документы и материальные ценности, в частности:
- учредительные и регистрационные документы организации;
- первичные бухгалтерские документы, в том числе свидетельства в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих учреждению;
- договоры (контракты, соглашения), связанные с финансово-хозяйственной деятельностью организации;
- лицензии, оформленные на учреждение, если оно осуществляет лицензируемый вид деятельности;
- другие существенные документы, связанные с деятельностью учреждения.
Передача дел при смене генерального директора, инвентаризация, образец акта приема-передачи
Обязательной процедурой при смене директора является передача от старого директора новому учредительных и иных документов компании, за которую несет ответственность руководитель. Объем передаваемой документации может различаться в зависимости от размеров компании и выполнения директором ООО иных функций (кадровых, правовых, финансовых). Помимо собственно документации должны быть переданы бланки организации, печати, штампы, ключи от сейфов, пароли и т. п. Документом, подтверждающим факт передачи и фиксирующим перечень переданных бумаг, является акт приема-передачи. Образец акта приема-передачи при смене руководителя вы можете скачать на нашем сайте. Форма не меняется уже несколько лет, так что образец актуален.
Среди основных целей, которые ставятся:
- подготовка и обеспечение проведения в назначенную дату;
- проверка правильности выведения результатов;
- выявление обоснованности предложенных зачетов по пересортице;
- вынесение предложений о порядке урегулирования недостач;
- контроль правильности информации;
- если выявлены нарушения в ходе процесса, инициация повторного осмотра.
Кроме основных целей и задач, те, кто входит в комиссию по инвентаризации, должны быть осведомлены и о других обязанностях, входящих в компетенцию проверяющих:
- инициатива о внеплановых ревизиях, в случае необходимости ложится на членов постоянной группы;
- принятие мер по обеспечению сохранности и целостности активов, также их зона ответственности;
- инструктаж работников.
Среди требований следует выделять:
- получение документации, необходимой для контроля, в том числе последних расходных и приходных бумаг;
- обеспечение точности и всей полноты внесенных данных в описи;
- проверка на наличие неточностей и ошибок перед завершением процедуры.
Перед началом работ комиссия должны выяснить, есть ли на предприятиях сигнализация или помещения под охраной, проконтролировать расположение всех сейфов и других шкафов для ценностей, узнать соответствует ли хранение материальных активов соответствующим постановлениям и законодательству.
При проведении описей обязательно вносить данные в полной мере, не допуская ошибок, опечаток или любых неточностей. В том числе следует проверить это при завершении. Также важно присутствовать на всех этапах, участвовать в подготовке итогового отчета и поставить подпись в соответствующей графе результата проверки.
Смена директора – алгоритм действий
1. Документальное оформление процедуры увольнения старого директора и приема нового директора. Какие документы необходимы?
- Заявление действующего директора на увольнение
- Решение участников организации об увольнении действующего директора и назначении нового директора
- Кадровые приказы об увольнении и назначении
- Приказ по организации о назначении комиссии по передаче дел от директора к директору
- Приказ по организации о проведении инвентаризации имущества на дату передачи дел от директора к директору
- Контракт с новым директором о назначении на должность.