2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2023. Изменения в сфере недвижимости, вступающие в силу в новом году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.
Ст. 56.2. – ст. 56.12. ЗК РФ регламентируют, какие нововведения 2023 в порядке изъятия предусмотрены:
- сначала государство, орган исполнительной власти российского региона или муниципалитет (ст. 56.2. ЗК России) принимают решение об изъятии при наличии соответствующих оснований – как по собственной инициативе, так и по представлению организаций, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства № 442 от 6. 05. 2015 года “Об утверждении…”;
- далее осуществляется выявление лиц, имеющих право пользования, владения или распоряжения изымаемым участком в порядке, установленным в ст. 56.5. ЗК РФ, с целью заключения с указанными лицами соглашений об изъятии;
- затем, в соответствии со ст. 56.10. ЗК РФ, правообладателю направляется проект соглашения об изъятии, который он должен подписать (или отказаться от подписания), а далее отправить в орган, утвердивший вердикт об изъятии;
- потом правообладателю земли выплачивается возмещение за изымаемый участок (ст. 56.8. ЗК РФ);
- наконец, право частной собственности или иное вещное право прекращается в установленном порядке в Росреестре и переходит к муниципальным, региональным или федеральным властям.

Как подтвердить собственность на земельный участок с 1 января 2022 года
Изменения в законе об ускоренном изъятии земельных участков Ни для кого не является большим секретом, что призвание средств массовой информации является раздувание даже, казалось, бы ничем не примечательной новости в масштабный апофеоз, который по факту представляет из себя всего лишь поправки в законодательстве, введение в силу которых продиктовано развитием общества. Информационные ресурсы, направленные на получение максимально возможных рейтингов, активно публикуют данные о лишении права собственности на участки земли. Главным образом, упоминая эту тему, СМИ указывают на 251-ый Закон 2022 года. Однако, как нам известно, на дворе 2022 и 251-ый Закон утратил свою актуальность с появлением в прошлом году ФЗ под номером 361.
Федеральный закон от 21.07.2022 №234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Закон уточняет понятие земельного надзора, регулирует вопросы организации и проведения проверок по соблюдению земельного законодательства, совершенствует государственный мониторинг земель и т. д. Все это должно привести к комплексному совершенствованию государственного земельного надзора, конкретизации предмета этого надзора, лучшей защите прав граждан и организаций при проведении проверок. Закон четко закрепляет полномочия органов, осуществляющих земельный надзор, упорядочивает взаимодействие органов надзора и муниципального земельного контроля, а также повышает его эффективность.
2022 год был весьма продуктивным с точки зрения земельного законодательства. Все эти перемены направлены на повышение прозрачности земельного рынка, его структуризацию и упрощение. Безусловно, мы уже привыкли к установленным порядкам, многое из нововведений кажется слишком сложным и ненужными, однако многие из этих законов ожидаемы. Реализация же их на практике покажет, оправдаются они или нет.
Подача заявлений на государственный кадастровый учет и регистрацию прав
Напомню, что сейчас подать заявление на кадастровый учет и регистрацию прав можно на бумажном носителе при личном посещении МФЦ, либо ФГБУ «ФКП Росреестра», либо отправить по почте, либо заказать выездной прием за отдельную плату. Или в электронном виде через сайт госуслуг или Росреестра.
С 28.10.2021 года будет доступна подача заявления через нотариуса при нотариальной сделке. Либо выездной прием МФЦ или ФГБУ «ФКП Росреестра» за плату.
С 01.01.2023 будет доступна функция подачи заявления через личный кабинет на сайте Росреестра или через региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, с января 2023 года органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые и кредитные организации будут запрашивать сведения, содержащиеся в Росреестре, только в электронной форме.
Изъять в интересах государства могут земельный участок или его часть с постройками или без оных, вне зависимости от того, на каких правах им владеет физическое или юридическое лицо: собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или аренды. Даже если данное пятно не фигурирует в Росреестре и Государственном кадастре, это не помешает принять решение об отчуждении собственности. «Законом прямо предусмотрено, что отсутствие у уполномоченного органа сведений о правообладателях земельных участков или об их точных границах не препятствуют реализации процедуры изъятия земельных участков», – поясняет юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и Партнеры» Алексей Калинкин.
От волюнтаризма чиновников владельца недвижимости защищает исчерпывающий перечень оснований для изъятия. Он теперь четко закреплен в федеральном законодательстве. Ранее аналогичный список мог быть у каждого субъекта РФ – на случай необходимости распорядиться участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности и предоставленными лицам, например, на праве аренды. То есть новый порядок исключает региональное «творчество» в этом вопросе.
Сам перечень оснований, закрепленный в статье 49, пунктах 1 и 2 статьи 56.3 ЗК РФ, практически не изменился. Земля может потребоваться для строительства инфраструктурных объектов (дорог, мостов, инженерных коммуникаций, линий электропередачи), без которых немыслимо дальнейшее развитие территории. Но теперь уважительным поводом для начала процедуры изъятия считается не только строительство новых, но и реконструкция старых объектов государственного значения. Например, расширение региональных дорог.
Необходимые государству сети, трассы и т. д. должны быть обозначены на утвержденных документах территориального планирования и проектах планировки территории. При этом решение об изъятии принимается в течение трех лет со дня утверждения указанных документов. Впрочем, вопрос о перемене владельца земли может быть решен и без ППТ или генплана. Изъятие недвижимости можно обосновать, например, решением о создании особо охраняемой природной территории, о признании многоквартирного дома аварийным или наличием лицензии на пользование недрами.
В оценке правовых новаций нет единодушия. «Мы рассматриваем изменения в законодательстве как позитивные, поскольку процедура изъятия значительно проясняется, а защита прав собственников, как и иных правообладателей изымаемых объектов, становится более эффективной», – говорит Карина Чичканова.
Ирина Худзинская не согласна с коллегой. По ее мнению, новая процедура может быть охарактеризована как переход от взаимодействия между формально равными сторонами (государством и правообладателем) к отношениям, в которых собственник земли занимает подчиненное место. «Например, если ранее выкупная цена за участок была предметом соглашения сторон, то теперь правообладатель вправе лишь направлять свои предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих это изменение документов. А орган власти на основании этого вправе изменить проект соглашения. Но может и не изменять», – приводит пример юрист.
Противоречивые оценки не удивляют – вопрос изъятия земель для госнужд в принципе неоднозначный. С одной стороны, нередко крупные и важные инфраструктурные проекты невозможно сдвинуть с мертвой точки из-за упрямства и жадности собственников. Известно, что цены на участки, по которым должны пройти федеральные трассы, взлетают до небес.
С другой стороны, мало кто хочет однажды узнать, что через его дачный участок пройдет газопровод. И размер компенсации «за беспокойство» не всегда может показаться собственнику адекватным.
Экспертизу за 50 тыс. рублей поручили казанскому ИП Николаю Баранову — оценщику 1 категории, трудившемуся в этой сфере с 1997 года, члену НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» с дипломом «Профессиональная оценка и экспертиза объектов и прав собственности». Баранов выдал такой результат: общая рыночная стоимость семи земельных участков составляет 32,5 млн рублей, а размер убытков, причиненных их изъятием, определяется их рыночной стоимостью (в выкупную цену включается весь ущерб, включая упущенную выгоду).
Но Минзем, у которого, напомним, на руках был отчет работника ЗАО «АК Восток» А. Закирова, засомневался в обоснованности заключения эксперта и предложил провести повторную экспертизу. И хотя и Баранова, и Закирова вызывали для пояснений в суд, без повторной оценки дело все же не обошлось. На ней настаивал как сам истец, так и напрямую заинтересованное в покупке земли подешевле АО «Автострада».

Комиссионная экспертиза от РКЦ «Земля»
Татарстанский арбитраж 31 января 2018 года согласно рекомендациям кассации назначил по делу комиссионную экспертизу. Над ней трудились специалисты республиканского кадастрового центра «Земля» Олег Афлятунов и Наталья Антонова. По их мнению, суммарная рыночная стоимость семи земельных участков, включая убытки предпринимателя, составили близкую в первоначальной сумму в 1,96 млн рублей. 29 августа 2018 года Арбитражный суд РТ полностью удовлетворил требования Минземимущества, присудив Алякину компенсацию за изымаемые участки в 1,7 млн рублей. Уже в январе 2019 года с ним согласилась апелляция.
Предприниматель пенял на то, что Антонова не является членом саморегулируемой организации оценщиков и не отвечает предъявляемым к этим специалистам требованиям. Сама же судебная экспертиза проведена с нарушением федерального стандарта оценки: нет сведений о проводимых исследованиях рынка в сегменте, к которому относятся оцениваемые участки, сравнительный метод применен экспертами с существенными ошибками, что исказило результат исследования.
Но на этот раз суд посчитал жалобу Алякина необоснованной. В проведении повторной комиссионной экспертизы ему также отказали. Предприниматель представил было экспертное заключение ООО «Экспертиза-Н» как рецензию на заключение РКЦ «Земля». Но ее, как и ранее в случае с Минземом, суд не принял.
Как можно разделить имеющийся участок?
Кодексом установлено, что земельные участки могут быть делимыми и неделимыми.
ВАЖНО!
Разделить участок возможно при условии, что каждая из образованных после раздела частей образует новый земельный участок без нарушения градостроительных регламентов, природоохранных, санитарно-эпидемиологических требований, противопожарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.
Согласно новому законодательству, у граждан появится возможность разделить участок, предоставленный для строительства дома.
Что произойдет в следующем году?
Действующий Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ объединил ведение кадастрового учета и регистрацию прав.
Поэтому со дня его введения земельным участкам больше не присваивают статус «временный». А вот что касается тех объектов, которые уже стояли на тот момент на учете как «временные», для их существования отведен конкретный срок — до 1 марта 2022 года.
После этой даты записи о таких земельных участках будут аннулированы. Тогда их владельцам придется заново выделять свои участки (если это удастся, конечно), ставить их на кадастровый учет и оформлять свои права на них.
А до тех пор они не смогут заявить, что этот земельный участок им принадлежит.
Например, мужчина получил участок от администрации в аренду для строительства жилого дома. Участок был со «временным» статусом. В течение отведенных законом пяти лет мужчина не успел закончить строительство дома, и данные об участке исчезли из ЕГРН.
Ему пришлось в судебном порядке доказывать свое право собственности на дом и восстанавливать сведения об участке в базе кадастрового учета (Гаврилов-Ямский р-й суд Ярославской обл. — решение № 2-147/2020).
Чтобы не доводить свой участок до «полного исчезновения», владельцам настоятельно рекомендуется в срок до 1 марта 2022 г. подать документы в МФЦ для государственной регистрации своих прав на участок.
Например, садовый участок, выделенный до 2001 года, можно сейчас оформить в собственность бесплатно, на основании справки СНТ о его выделении.
«Претензий не будет, если будет выплачена компенсация»
Асия Бухараева подчеркнула, что УК «Простор Инвест», равно как и пайщики «Инвестиционного рентного фонда», не имеет целью препятствовать реконструкции жизненно важной для жителей Куюков дороги. Речь, подчеркнула она, идет лишь о соблюдении процедуры изъятия земель для государственных нужд и надлежащей компенсации собственникам:
— Претензий не будет, если будет выполнена оценка земель, заключено соглашение об их изъятии и выплачена компенсация за их изъятие.
Однако этого, говорит она, пока не случилось, хотя времени прошло предостаточно:
— По последним нашим данным, пока еще даже не назначен оценщик, и нам ничего не сообщают о сроках, в которые оценка должна быть проведена. После того как суд наложил обеспечительные меры, в Пестречинском муниципальном районе издали постановление об изъятии земельных участков, однако впоследствии оно было отменено. В июне такое постановление издал республиканский Кабмин. Далее дело пока не движется, возможно, это связано с тем, что сама процедура подготовки и согласования документов — длительная.
Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.
Чаще всего чиновниками нарушается:
- процедура принятия решения;
- порядок извещения владельца земли;
- порядок проведения оценки.
Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.
Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:
- на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
- отмену акта органа власти;
- возмещение убытков.
В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.
Если находится в собственности
По закону существует возможность изъять земельный участок, который считается собственностью физ. лица. Но конфисковать его можно лишь в соответствии с порядком, который установлен официальными нормативными актами.
ВНИМАНИЕ! Процесс лишения участка лица, являющегося садоводом, огородником, дачником, определен положениями п. 2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ, а еще частью 3 ст.35 Конституции России, ст.44 ЗК, ст.284-287 ГК.
После изучения норм можно сделать определенные выводы:
- Для того чтобы человека участка земли, должны быть обнаружены нарушения, которые совершены им специально и систематически. В качестве подобных нарушений могут выступить, к примеру, неиспользование в соответствии с прямым назначением участка земли, который принадлежит гражданину на основе правомочий собственности;
- В качестве важнейшего условия конфискации участка, который находится в составе СНТ, выступает официальное уведомление владельца о том, что он совершает нарушения, которые могут стать причиной для изъятия;
- Лишить правомочия собственности гражданина может только суд. Внесудебные процедуры не могут быть применены к таким правовым отношениям;
- Вопрос о конфискации земельного участка может быть инициирован лишь уполномоченным госорганом или администрацией;
- Конфисковать землю можно лишь на основе его продаже путем проведения торгов. Не разрешена передача земли СНТ в собственность третьему лицу. Заинтересованные граждане могут участвовать в торгах;
- Запомните, не допускается конфискация земельного участка для СНТ в том случае, когда владелец не платит членские или иные взносы. Лишение членства не влияет на право собственности. Гражданин может стать индивидуальным садоводом;
- СНТ не может лишить садовода земельного участка.
Выше записаны главные аспекты лишения садовода правомочия собственности в отношении участка земли.
Совмину делегируют полномочия
Единая государственная политика в области использования и охраны земель остается в ведении главы государства, как и решение фундаментальных вопросов, касающихся сельскохозяйственных и лесных земель. При этом планируется передать некоторые полномочия Совмину – по установлению порядка изъятия и предоставления земельных участков и переводу земель из одной категории и вида в другие и отнесения их к определенным видам. Кроме того, правительство будет утверждать следующие процедуры:
– деления, слияния и изменения целевого назначения земельных участков;
– предоставления в аренду земельных участков, находящихся в госсобственности;
– рассрочки платы за земельные участки, предоставляемые в частную собственность, или платы за право их аренды;
– проведения конкурса по выбору землепользователя дополнительного земельного участка;
– рассмотрения земельных споров местными исполкомами;
– размещения (установки) нестационарных объектов;
– размещения сведений из перечней свободных (незанятых) земельных участков, перечней земельных участков для реализации инвестпроектов, перечней неиспользуемого и неэффективно используемого имущества, находящегося в госсобственности.
Совмин будет определять случаи и порядок временного размещения нестационарных объектов на землях общего пользования населенных пунктов и земельных участках, выделенных иным землепользователям. Изъятие и предоставление земельных участков на эти цели не предусмотрены.
Передача полномочий Совмину позволит оперативно реагировать на возникающие вопросы, в т.ч. связанные с изданием и применением нормативных правовых актов в сфере регулирования земельных отношений.
Процедура изъятия участка
Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.
- Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
- Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
- Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.
Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.
На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным.
В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета.
Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.
- Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
- Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.
В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:
- кадастровый номер;
- цель отчуждения;
- реквизиты решения;
- вид права на объект соглашения;
- период их передачи;
- объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
- указание сервитутов (если они сохраняются).
Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).
Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.
- Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
- передача права владения;
- ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
- досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
- прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
- возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
- государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
- сноса построек, возведённых на изъятой земле.
Как оспорить изъятие земельного участка в суде
Решение об изъятии может быть отменено. Например, в одном деле суд отменил решение о привлечении гражданина к ответственности за неиспользование земельного участка — мужчина доказал, что строительству объективно препятствовало обращение взыскания на заложенное имущество. Отсутствие денег на строительство дома не является основанием для освобождения от административной ответственности, однако сложное финансовое положение может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.
Также при привлечении к административной ответственности необходимо учитывать время, необходимое для освоения земельного участка и обстоятельства, исключающие возможность его использования. В качестве примера обстоятельств, исключающих возможность использования земельного участка, можно сослаться на отсутствие электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
«Если у человека нет денег на строительство дома, необходимо в первую очередь обнести приобретенный земельный участок забором и периодически очищать землю от заросшей травы и кустарников для того, чтобы у инспекторов не было подозрений в неиспользовании земельного участка по назначению», — советуют адвокаты.