Церковный развод после венчания в церкви – как оформить правильно
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Церковный развод после венчания в церкви – как оформить правильно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда речь заходит о том, как происходит церковный развод, у многих обывателей сразу всплывает в памяти понятие «развенчание». Однако это понятие вовсе не означает развод, что говорит церковь. Развенчание — это повторное венчание в православной церкви после развода, благословенное архиереем. Таинство проходит так же как и в первый раз, без одной существенной детали — на головы молодым не возлагают венцы.
В каких случаях можно просить у церкви развенчания?
Православная церковь крайне отрицательно относится к разводам, считая, что разрыв семейных отношений вредит и супругам, и их детям. И если в наше бурное время церковнослужители пошли навстречу прихожанам и стали при наличии действительно уважительных причин проводить развенчание, то в прошлые столетия развестись после венчания не могли даже представители монаршего рода. Церковь не признавала расторжение брака, соединяя людей в союзе раз и навсегда. Впервые список причин, дающих возможность православным прихожанам получить у церкви развод, был составлен в 1918 году. Со временем этот перечень был несколько расширен. Сегодня основанием для церковного развода может послужить следующее:
- измена любой из сторон;
- противоестественные пороки;
- вступление неразвенчанного супруга в новый брак;
- отказ от православия;
- отсутствие мужа или жены больше трех лет;
- невыполнение кем-либо из супругов своих брачных обязанностей из-за причинения себе физического ущерба;
- рукоприкладство по отношению к жене (мужу) или детям, нанесение вреда их здоровью;
- неизлечимые психические заболевания;
- венерические болезни;
- страсть к алкоголю, употребление наркотиков;
- пребывание мужа или жены в тюрьме;
- использование немощи супруга ради собственной выгоды;
- бросание мужем жены и наоборот;
- произведение женщиной аборта без согласия на то партнера (исключением может быть прерывание беременности из-за угрозы здоровью).
Развод для тех кто венчался
Примерно около половины супружеских пар, зарегистрированных на территории России, в итоге распадается через некоторое время после начала брачных официальных отношений. Пары идут в ЗАГС, разводятся, и, в большинстве случаев на этом они и останавливаются. Они соблюдают все действующие на данный момент условия для развода, ведь именно такого развода –государственного, будет достаточно для того, чтобы закончить официальные отношения.
Однако мало кто думает о том, что нужно не просто развестись: если было венчание, необходимо помнить об этом и знать, как правильно разводиться.
Все дело в том, что для верующих граждан, которые венчались, развод не заканчивается в ЗАГСе в полной мере. Они все также будут состоять в браке, но уже перед Богом, и будет это до того момента, пока они не развенчаются.
чем отличается развенчание от развода
В 912 году римский папа придал венчанию особый юридический статус. В нем были предписаны конкретные случаи, когда союз разрешалось аннулировать. Это кончина одного из супругов, психические болезни или доказанное прелюбодеяние.
В настоящий момент ситуация с разводами увеличилась. Наблюдался в 2010 году пик расторжения союзов – из 100% браков распадались 80. И нынешняя ситуация, к сожалению, сохраняется.
И самое печальное, что молодожены в наше время не придают особой важности церковному венчанию, и устраивают из него какое-то представление. Новоиспеченные считают, что порвать узы брака через церковь можно так же легко, как и в ЗАГСе
Новоиспеченные считают, что порвать узы брака через церковь можно так же легко, как и в ЗАГСе.
Это невероятно сложный процесс на самом деле, и нередко выходит так, что супруги, которые разрывают церковный брак, при заведении новых отношений, считаются по-прежнему венчанными.
Что дает человеку церковное венчание? Люди верующие при заключении союза в церкви отчетливо понимают, какую ответственность они на себя берут. Они связывают друг друга прочной нитью, которую невозможно разорвать. Считается, что обвенчанные супруги после своей кончины вместе на небесах будут находиться.
В каких случаях повторное венчание невозможно
Зарегистрированные гражданские отношения с одним человеком делают венчание с другим партнером невозможным. Церковные законы отрицают многоженство и уважают союз, оформленный по всем правилам в ЗАГСе. Обряд венчания назначают после документального подтверждения официальной регистрации. Монах, монахиня не могут заключить церковный брак, если приняли обет монашества. Венчаться не имеют права духовные лица, принявшие сан. Священник, до того как вступил в сан, может однократно заключить союз, иметь одну супругу.
Венчаться не разрешают, если супруг (супруга) некрещеный, атеист. Православная церковь отказывается проводить обряд, если супруги исповедуют разные религии.
Человеку, изменившему жене (мужу), разрушившему первые официальные отношения, нельзя вступать в церковный брак повторно. На пострадавшую сторону этот запрет не распространяется. Супруг (супруга) может узаконить новые отношения, совершив обряд венчания. Церковью производится контроль родственных отношений. В венчании отказывают лицам, находящимся в 1, 2, 3, 4-й степени родства.
Отказывают в процедуре лицам, трижды побывавшим в законном браке. Под эту категорию попадают вдовцы и вдовы, 3 раза потерявшие супруга (супругу). Этим брак, заключенный по церковным канонам, отличается от гражданского. У последнего подобных ограничений нет. Сотрудники ЗАГСа принимают к рассмотрению все заявления граждан, поданные на регистрацию.
Что нужно для венчания
Для начала необходимо установить, какие виды браков существуют. Союз мужчины и женщины может быть светским (брак, зарегистрированный в ЗАГСе), церковным (венчание) или фактическим (так называемое сожительство). Чтобы венчание было действительным, супруги должны соблюсти несколько условий:
- Церковный брак невозможен без гражданского. Венчают только законных супругов: перед обрядом нужно предъявить государственное свидетельство о браке.
- Супруги должны быть равноверующими и крещёными. Одинаковое вероисповедание — необходимое условие. Иными словами, в РПЦ может быть обвенчана только христианская пара.
Как происходит расторжение церковного брака?
Расторжение церковного брака совершается в течение двух-трёх недель после официального гражданского развода. Бывшим супругам необходимо прийти в храм, где они венчались, и обратиться к совершившему Таинство священнослужителю. Если это не представляется возможным, то позволяется обратиться в любой другой храм.
Разведённые супруги представляют священнику необходимые документы с их копиями. Это паспорта, свидетельства о венчании и свидетельства о разводе. Священнослужителем проводится частная беседа с разведёнными. Он узнаёт причины их решения и рассказывает о его последствиях.
Далее супругам необходимо написать прошение на имя Управляющего Епархией. В документе обязательно нужно указать дату и место венчания, историю семейной жизни и причины, по которым супруги желают расторгнуть церковный брак. К прошению прилагается документ, в котором священнослужитель излагает личное отношение к данному случаю.
В течение 30 дней от Управляющего Епархией ко священнику приходит разрешение или отказ на расторжение церковного брака. Отказ даётся в том случае, если причины для церковного развода не являются достаточно вескими.
Развенчание церковного брака: мнения священников
Иерей Святослав Шевченко называет Венчание Таинством «по соединению, сращиванию двух душ в одно целое на сакральном уровне». Священник признаёт, что довольно часто слышит вопрос «Как развенчаться в церкви?». Отец Святослав подчёркивает, что Таинства не имеют обратной силы, и напоминает об ответственности супругов перед Богом за распад семьи без уважительной причины.
Священник Михаил Самохин отмечает, что развод для христианина не означает возвращения добрачной свободы:
«Необходимо не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь».
Протоиерей Андрей Ефанов говорит, что развенчание церковного брака – это народная выдумка. Такого понятия вообще нет в церковной жизни. Отец Андрей напоминает, что в некоторых случаях разведённые христиане могут получить церковное благословение на второе венчание в епархии по месту жительства.
Вот что о невозможности «развенчания» говорит протоиерей Владимир Воробьёв:
«Церковные Таинства созидают жизнь, но среди них нет ни одного, призванного разрушить ее. Венчание – это не договор, который можно расторгнуть в любое время. Природа Таинства совершенно иная».
Протоиерей Андрей Ткачёв также видит в желании «развенчаться» легкомысленное отношение к Таинству:
«Венчание превращено нами просто в красивую церемонию… И через год приходим и говорим: «Надо бы развестись и развенчаться». Венчание — это слишком серьезная вещь для того, чтобы вот так с ним баловаться».
Развод после венчания. Можно ли развестись венчанным супругам
Для прошения нужно обратиться в местное Епархиальное управление, где подскажут, как правильно и на чье имя составить запрос.
В императорскую эпоху, например, до 1904 года, в Российской империи прелюбодей навсегда терял право вступить в следующий брак, и такое наказание для людей тогда еще что-то значило. Сегодня церковные наказания смягчены, оставляют за собой только духовную природу (отлучение от Причастия), и это мало трогает тех, кто не прибегает к таинствам и не понимает их смысла.
При этом не нужно путать неспособность к физической близости и неспособность к деторождению. Бесплодие не является уважительной причиной для расторжения брака.
В отличие от светского брака, основанием для расторжения брака церковного не могут быть такие распространенные причины, как «несходство характеров», «отсутствие общих интересов», «сексуальная неудовлетворенность». Суть у таких причин одна: супруги перестали получать удовольствие от совместной жизни.
Развод в других религиях
В отличие от православия католическая церковь не позволяет разводиться обвенчанным парам. Однако в некоторых случаях церковный брак у католиков может быть признан недействительным. Основанием к аннулированию католического брака может послужить невыполнение кем-либо из супругов своих обещаний, данных им во время обряда венчания (несоблюдение верности, отсутствие поддержки и другое). Но католическая церковь даже при наличии объективных причин не спешит аннулировать брак. Расторжениями союзов занимается церковный трибунал, а сама процедура может растянуться на несколько лет. Супругам будут советовать не торопиться с разводом и направить все свои силы на примирение и продолжение семейной жизни. В случае признания трибуналом брака аннулированным супругам могут разрешить повторно венчаться или запретить, если на это будут основания.
Ислам не поощряет супружеский развод, считая его самым ненавистным для Аллаха поступком. Но несмотря на это, относится к нему вполне снисходительно. У мусульман получить развод после венчания проще всего мужчине. Для обретения свободы ему достаточно в присутствии свидетелей произнести особую формулу развода. При этом мужчине позволено не объяснять причин, по которым он оставил свою жену (хотя это в исламе не одобряется). Мусульманской женщине будет дан развод только в том случае, если она сможет представить доказательства того, что ее муж плохо выполнял свои обязанности. С одной и той же женой мусульманин может развестись и обвенчаться трижды, после чего она становится для него запретной. Сойтись с ней снова мужчина сможет только после того, как она выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним либо овдовеет.
К разводу после венчания иудаизм, как и остальные религии, относится негативно. Однако если муж и жена в равной степени стремятся к расторжению брака, они смогут сделать это без проблем. Перед обрядом венчания супруг обязан показать своей жене специальный документ (ктуба). В нем будут оговорены все условия будущего брака, включая возможный развод и финансовое обеспечение, которое супруг предоставит своей жене после расторжения брака. Развод после обряда венчания в еврейских семьях возможен только при согласии обеих сторон. В этом случае мужа и жену разведут без долгих проволочек. Получив на руки разводное письмо, каждый из супругов имеет право заключать новый брак перед Богом.
Так как добиться справедливости с моргом?
Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.
Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.
Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.
Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.
Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.
Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.
Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.
«Я заставлю тебя бояться меня, по апостолу Павлу!»
– Отец Александр, вы как-то упоминали о статистике разводов среди венчанных пар. Напомните, пожалуйста, что за статистика?
– Эту статистику я веду уже два года. Все приходы подают в епархиальное управление данные о том, сколько у них было крещений, отпеваний и, в том числе, венчаний. А на первом этаже епархиального управления есть приемная, где сидит батюшка, отец Фома, вынужденный принимать прошения на имя митрополита о расторжении церковного брака – он тоже ведет свою статистику: сколько прошений принято, сколько удовлетворено. Вот эти данные я и сопоставил. В 2014 году в Санкт-Петербурге было 1738 венчаний и примерно 620 разводов. В 2015 году – 1638 венчаний и 901 развод. То есть тенденция – не самая лучшая. За 2016 год, понятно, данных у меня еще нет.
– Церковный развод – это то, что на светском языке люди называют «развенчанием»?
– Да, именно это слово люди, как правило, используют, хотя оно некорректно. Скажем так, на практике они приходят не к самому архиерею, а к его секретарю, или к специально поставленному решать такие вопросы священнику – к тому же отцу Фоме. Причем у отца Фомы есть свое очень мудрое требование: если пара менее года в гражданском разводе, то ее прошение не рассматривается. А с недавнего времени тех, кто хочет подать на развод, сначала стали отправлять ко мне, и лишь после разговора со мной – к отцу Фоме.
– А о чем вы говорите с ними?
– Во-первых, я задаю им вопрос: «Что у вас произошло? Что заставляет вас подавать на развод?» Некоторых этот вопрос удивляет и даже возмущает, потому что люди привыкли, что это их личное дело: захотел – женился, захотел – развелся. Зачем спрашивать?
Я объясняю, что, вступая в венчанный брак, они публично обещали Богу и Церкви хранить любовь и верность друг другу всю жизнь, а тут – «здрасьте». Поэтому, я считаю, вопрос уместен: «Что у вас произошло?» Хотя бы потому, что они получат сейчас церковный развод с правом вступления во второй венчанный брак, и где гарантия, что печальная история не повторится? Но чаще всего люди потом даже благодарят за этот разговор – хотя бы кому-то действительно оказалась важна их семейная история, их семейная трагедия, и хотя бы кто-то их выслушал.
Зарплату отдал – ответственность снял
– Какие бы вы еще назвали «болезни» брака, особенно характерные для православных?
– Здесь можно говорить о некой общей болезни, которая особенно касается российских мужчин, но отчасти и женщин: называется она словом «инфантилизм». Закладывается она, когда человеку с детства говорят, что хороший ребенок – это послушный ребенок. Ребенок, естественно, пытается искренне делать то, что от него взрослые ждут, пытается быть хорошим, послушным мальчиком или послушной, хорошей девочкой.
Для родителей послушный ребенок удобен, но послушный ребенок – это безынициативный ребенок, послушный ребенок – это безответственный ребенок, он просто хороший исполнитель того, что требует папа или мама. Потом, на каком-то этапе, начинается подростковый бунт – человек пытается выйти из-под этого тотального контроля. Но, в общем и целом, получается так, что идея «хороший ребенок – послушный ребенок» остается у такого человека в подсознании и в дальнейшей жизни.
– Как это сказывается на семейной жизни?
– Ребенок вырастает, он становится уже молодым дядей, но… все время ждет, что кто-то за него примет решение, кто-то скажет, как ему поступать. Он ищет этого! Самое интересное, что порой он ищет этого в своей супруге, то есть супруга ему в каком-то смысле заменяет маму. «Мама меня поила, кормила, за меня все решения принимала, а тут появилась «новая мама», просто помоложе, с ней можно даже в интимные отношения вступать, а еще она меня напоит, накормит и все решения примет, а я ей буду зарплату отдавать» – примерно так. Это такая форма мужского инфантилизма.