Социальная защита населения понятие, функции, объекты и субъекты

18.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная защита населения понятие, функции, объекты и субъекты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Значение организации социальной защиты населения

Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.

Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.

В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.

Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.

Под данным термином следует понимать вид управленческой деятельности, направленный на реализацию органами муниципальной власти в рамках своих полномочий, определенных функций по обеспечению законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечению соблюдения важнейших социальных прав и достижению приемлемого уровня жизни населения.

В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.

Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:

  • биологическую природу человека;
  • особенности условий труда (уровень заработной платы, режим труда и отдыха и т.п.);
  • производственную сферу;
  • трудовые отношения и другие.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.

Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;

— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;

— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;

— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;

— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.

Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.

Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.

Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.

В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.

Управление по социальной политике администрации города Оренбурга (далее — Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя главы администрации города Оренбурга по социальным вопросам.

Читайте также:  Можно ли усыновлять ребенка без мужа в Казахстане?

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами и правовыми актами Оренбургской области, Уставом города Оренбурга и иными муниципальными правовыми актами города Оренбурга, а также настоящим Положением.

Управление обеспечивает на территории муниципального образования «город Оренбург» в пределах своей компетенции проведение единой политики по социальной поддержке граждан и социальной помощи, а также в сфере охраны здоровья, и обладает следующими полномочиями (функциями) в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Меры социальной поддержки, установленные Оренбургским городским Советом, предоставляемые отдельным категориям граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на терри тории города Оренбурга, за счет средств городского бюджета:

1. Ежемесячная денежная выплата детям, до исполнения 18 лет, воинов, погибших, ставших инвалидами (в том числе впоследствии умерших) в результате участия в боевых действиях на территории Афганистана и боевых действиях по наведению конституционного порядка на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан.

Согласно решению Оренбургского городского Совета «О бюджете города Оренбурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» с 01.01.2017 приостановлена ежемесячная денежная выплата на проезд (ЕДВ) в размере 300,0 руб. пенсионерам (мужчинам – 60 лет, женщинам – 55 лет), не имеющим льгот по федеральному и региональному законодательству.

2. Ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг «Ветеранам города Оренбурга».

3. Доплата к пенсии лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Оренбурга».

4. Компенсации расходов по оплате стоимости лечебной путевки и проезда к месту лечения лицам, удостоенным звания «Почетный гражданин города Оренбурга».

5. Ежемесячная адресная компенсация оплаты за проезд лицам, награжденным муниципальной медалью «Материнство».

6. Ежемесячное материальное обеспечение вдове первого космонавта СССР Гагариной В.И.

7. Выплата пенсии за выслугу лет муниципальным служащим.

8. Ежегодная денежная помощь семьям военнослужащих, (сотрудников), погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

9. Ежегодная денежная выплата отдельным категориям граждан, приуроченная к мероприятиям по празднованию Дня Победы.

10. Единовременные денежные выплаты участникам переломных битв ВОВ (к юбилейным датам).

11. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему на иждивении одного или двух несовершеннолетних детей.

12. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, имеющему на иждивении трех и более несовершеннолетних детей.

13. единовременная денежная выплата медицинскому работнику, на частичную компенсацию по кредиту (займу) на приобретение жилья.

14. материальная помощь жителям города Оренбурга, находящимся в трудной жизненной ситуации.

На организацию и исполнение муниципальных полномочий управлению по социальной политике администрации города Оренбурга в бюджете города на 2016 год утверждены средства в объеме 351,95 млн. руб., использовано 347,69 млн. руб. или 98,8 % годового объема, в том числе на предоставление мер социальной поддержки 331,4 млн. руб., или 98,7 % годового объема. Мерами социальной поддержки охвачено более 46,5 тысяч жителей города.

Социальная защита населения – это система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Система социальной защиты населения включает в себя: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь). Осуществляется за счет федерального, местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения.

Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Основными принципами социальной защиты является: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

На организацию и исполнение муниципальных полномочий управлению по социальной политике администрации города Оренбурга в бюджете города на 2016 год утверждены средства в объеме 351,95 млн. руб., использовано 347,69 млн. руб. или 98,8 % годового объема, в том числе на предоставление мер социальной поддержки 331,4 млн. руб., или 98,7 % годового объема. Мерами социальной поддержки охвачено более 46,5 тысяч жителей города.

Основными целями социальной политики МО г. Оренбург являются повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение равного доступа к социальным благам, создание условий для самореализации граждан, проживающих на территории муниципального образования. В числе задач муниципальной социальной политики можно выделить организацию предоставления социальных услуг населению (социальной помощи, мер социальной поддержки, консультационных услуг различной направленности и т.п.).

В нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

Объекты и субъекты социальной политики, установленные специальными нормативно-правовыми актами

Нормативно-правовой акт

Объект

Субъект

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 25.12.2009)

Малоимущие семьи

Малоимущие одиноко проживающие граждане

Участники и инвалиды войны (ст.7)

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы государственной власти субъектов РФ [1]

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008)

клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; (ст.3)

социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [2]

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 22.08.2004

Граждане пожилого возраста и инвалиды (преамбула)

Учреждения социального обслуживания — юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. [3]

Таким образом, в конкретных законах устанавливаются специальные объекты социальной политики — категории граждан, на которых направлено действие закона, а также субъекты — органы государственной власти и учреждения, осуществляющие реализацию закона.

Так, Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает в качестве субъекта управления государственную систему социальных служб.

Государственная система социальных служб — система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Стоимость и сроки оказания услуги

Система соц. защиты населения: понятие, принципы, функции

Социальная защита (в широком смысле) — дея-ть государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Субъекты, объекты соц. защиты: Основным субъектом соц. защиты является гос-во.. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области соц. защиты с учетом региональных факторов. Гос-во. влияет на функционирование системы соц. защиты населения, утверждая гос. бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам соц. защиты относятся: профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами соц. помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы соц. защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.

Объектом соц. защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальна защита предполагает: обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоц. семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.

Цель соц. защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.

Основные принципы соц. защиты:

Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.

Принцип эконом. эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.

Принцип эконом. справедливости. Он выражается в эконом. защите, как предпринимателей, актив­ных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Адресность, то есть предоставление помощи персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами соц. защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.

Принцип приоритета государственных начал в соц. защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно гос-во. выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.

К основным экономическим методам можно отнести следующие:

1. Введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.

2. Индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни.

3. Компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.

«>Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т. д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни [2, С.345], приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.

«>В соответствии с Конституцией РФ 1993г., Российская Федерация (РФ) провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, С.4].

«>Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей [2, С.253], а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

«>Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

«>Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль. Включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.

«>Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан [3, С.315].

«>Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

«>Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. [4, С.315].

«>Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие [4, С.315], а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы [69, С.316].

Читайте также:  Продление миграционного учета в России для иностранцев в 2023 году

«>Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

«>– социальное обеспечение;

«>– социальное страхование;

«>– социальную поддержку (помощь) [4, С.315].

«>Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

«>Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности [5, С.29].

«>Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

«>Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

«>1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

«>2) оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

«>3) содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики [4, С.316].

«>Итак, одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Система социальной помощи

Социальная помощь (поддержка) может быть предоставлена тем категориям граждан населения, которые находятся в социально-уязвимом положении, и в силу определённых обстоятельств не способны обеспечивать себе необходимый доход.

Поддержка может быть осуществлена в виде натуральных (одежда, бесплатное питание), или денежных выплат. Финансирование социальной помощи осуществляется за счёт общих налогов.

Чтобы получить социальную помощь, как правило, необходимо пройти проверку на нуждаемость. Она может быть оказана только тем людям, доход которых не позволяет обеспечивать минимальные жизненные потребности, то есть не соответствует минимальному жизненному стандарту.

Социальная поддержка является одним из ключевых элементов в политике борьбы с бедностью, обеспечении минимального дохода, которые выступают элементами реализации гарантированного права на жизнь.

Однако, социальная помощь не подразумевает только материальную поддержку, а включает также в себя ряд мер, направленных на оказание группам граждан, или отдельным людям услуг со стороны социальных служб для помощи в преодолении жизненных трудностей, поддержке социального положения, общественной адаптации.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Что такое социальная защита населения и для чего она нужна

Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.

Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:

Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.

Минимальные социальные гарантии – это гарантии минимального уровня удовлетворения потребностей человека в благах. К ним относится, например, минимальная зарплата, пенсия, гарантии бесплатной медицинской помощи.

С помощью социальных гарантий государство заботится о людях, которые потеряли способность трудиться и обеспечивать себя самостоятельно. Также социальная защита предполагает, что государство выполняет важные социальные функции, например, обеспечивает жильем молодых врачей и учителей.

Социальная защита предоставляется государством в двух основных формах:

Социальная защита включает в себя множество разных форм и видов социальной помощи и поддержки, ориентированных на социально незащищенное население.

Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей – жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной защиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.


Похожие записи: