Виды административных взысканий за санитарные правонарушения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды административных взысканий за санитарные правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Каким законом предусмотрена ответственность?
Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.
В связи с тем, что объективная необходимость в срочном порядке потребовала формирования единообразной судебной практики и применения законодательства по многочисленным вопросам, связанным с применением мер, направленных на противодействие распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Президиум Верховного суда 21 апреля 2021 года утвердил Обзор судебной практики по «коронавирусным» вопросам. Среди многочисленных вопросов, которые подробно разобрали в ВС РФ были, в том числе, разъяснены:
- Вопросы применения процессуального законодательства;
- Вопросы применения гражданского законодательства в части применения сроков исковой давности, а так же признания эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы ;
- Вопросы применения законодательства о банкротстве;
- Вопросы применения уголовного законодательства;
- Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях;
Например, в части применения новых увеличенных штрафов, которые появились в КоАП РФ с 1 апреля 2021 года Верховный суд разъяснил — штрафовать за нарушение санитарно-эпидемиологических мер, которое повлекло угрозу распространения заболевания — по ч. 2 ст. 6.3 КоАП нужно тех, кто не соблюдает обязательный карантин.
Именно по этой статье необходимо квалифицировать действия граждан, которые вернулись в Россию из других стран, но нарушили условия карантина и вышли из дома раньше, чем через две недели, а не тех, кто нарушает введенные органами исполнительной власти режимы самоизоляции.
Также штраф по ст. 6.3 КоАП грозит тем, кто контактировал с зараженными коронавирусом, но проигнорировал обязательные в таких случаях ограничения.
Административная ответственность за санитарное правонарушение
Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.
Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:
- 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
- 5 – требования к питьевой воде;
- 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
- 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
- 35 – обращение с отходами производства и потребления.
Имеется также несколько специализированных составов, которые тоже относятся к рассматриваемой теме:
- 24 – курение табака;
- 26 – курение в зоне действия знака о его запрете;
- 5 – сокрытие информации о качестве воздуха, воды и состоянии радиации;
- 42 – нарушение режима водоохранной зоны (н-р, стоянка ТС в водоохранной зоне), деятельность на территории санитарной зоны источников питьевого водоснабжения.
Основной статьей в рассмотренной главе, касаемой именно санитарно-эпидемиологических правил является 6.3 КоАП.
Снижение суммы штрафа
Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства. Важно отметить, если лицо обладаем исключительными обстоятельствами (они устанавливаются судом или административными органами), оно в праве заявить ходатайство о снижении размера наказания.
Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.
Как снизить штраф за несоблюдение санитарных норм?
Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.
Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.
Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.
Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.
Что происходит после составления протокола
- После составления протокола об административном правонарушении по ст. 6.3 ч 2 КоАП “Нарушение режима самоизоляции” выносится Постановление об административном правонарушении. С указанием размера штрафа. Постановление с суммой штрафа может вынести либо уполномоченное лицо МВД, либо суд. Чаще всего суд.
- Постановление об административном правонарушении по ст. 6.3 ч 2 КоАП “Нарушение режима самоизоляции” (вынесенное судом или уполномоченным должностным лицом МВД) можно опротестовать в течение 10 календарных (!) суток с даты вручения в руки, либо получения по почте по адресу прописки.
Если не получали Постановление в руки. Постановление отправляется нарушителю на его адрес прописки (!) по почте заказным (!) почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП). Нельзя отказываться его получать. Запомните идентификатор почтового отправления. Поскольку Почта России может долго его доставлять. И тогда именно идентификатор (по которому можно доказать дату доставки к Вам) будет основанием о продлении срока в 10 календарных (!) суток при опротестовании Постановления.
Протокол нельзя опротестовать. Только постановление! Возражения на протокол можно озвучить в судебном заседании. Плюс замечания на протокол можно оформить письменно при его составлении и/или ознакомлении.
-
Срок давности о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 “Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения” – 1 год (п. 1 ст. 4.5 КоАП). То есть если с даты правонарушения прошел 1 год, то Постановление не может быть вынесено. Например, оно было совершено 4 апреля, то датой истечения срока давности будет 5 апреля следующего года. В случае истечения срока давности дело закрывается без последствий для нарушителя.
Также возможно закрытие дела без вынесения Постановления о штрафе по акту амнистии. Если данная статья КоАП указана в акте амнистии. Дата начала действия акта амнистии указана в ее тексте.
Где смотреть информацию о штрафе за нарушение ст. 6.3 ч 2 КоАП “Нарушение режима самоизоляции”
- портал Госуслуги. Вкладка “Оплата”. Раздел “Штрафы”.
- портал “Судебное Делопроизводство” (в случае нового программного обеспечения будет ссылка на общий портал) районного суда того района города, где было совершенно правонарушение. Находите ссылку “Поиск информации по делам”. Она написана довольно маленькими синими буквами под датой.
- Появляется “Производство по гражданским и административным делам”. Нажимаете на ссылку “Изменить”.
- Выбираете “Производство по делам об АП (административных правонарушениях)”. Выводится соответствующая форма.
- В поле “Фамилия” указываете фамилию. Нажимаете на кнопку внизу “Найти”.
- Выдается список всех дел об административных правонарушениях, в которых участвует данная фамилия
Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:
- административная (глава 6 КоАП РФ);
- уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
- дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.
Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.
Процедура наложения взыскания
Ответим коротко на наиболее распространенные вопросы относительно порядка привлечения к административной ответственности.
Норма КоАП РФ | Санкция, размер, штраф в рублях |
6.3 Нарушение отраслевого законодательства, невыполнение СанПиН, гигиенических норм, уклонение от обязательных мероприятий | Предупреждение или штраф:
граждане — от 100 до 500 должностные лица — от 500 до 1000; ИП — от 500 до 1000, либо приостановление деятельности на срок 90 суток; юрлица — от 10 до 20 тысяч, либо также приостановление деятельности на срок 90 суток |
6.4 Нарушение соответствующих требований при эксплуатации жилых и общественных зданий, а также транспорта | Штраф и приостановление деятельности
Граждане — от 500 до 1000, должностные лица от 1000 до 2000, ИП от 1000 до 2000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток, юрлица от 10 000 до 20 000 или приостановление деятельности на тот же срок |
6.5 Нарушение требований к воде | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 2000 до 3000 ИП — от 2000 до 3000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 20000 до 30000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.6 Нарушение требований к организации питания в соответствующих заведениях | Граждане — от 1000 до 1500
Должностные лица — от 5000 до 10000 ИП — от 5000 до 10000, приостановление деятельности до 90 суток Юрлица — от 30000 до 50000, либо приостановление деятельности на тот же срок |
6.7 Нарушение требований при организации отдыха детей их обучения и воспитания | Должностные лица — от 3000 до 7000
Юрлица — от 30000 до 70000 Повторное нарушение Должностные лица — от 10000 до 15000 Юрлица — от 100000 до 150000 либо приостановление деятельности до 90 суток |
Таким образом, помимо штрафа может быть вынесено предупреждение по ст. 6.3 КоАП РФ, также возможно применение приостановление деятельности.
Санитарные правонарушения
Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:
Определение 1
Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.
Меры ответственности за нарушение сан. норм
Санитарные правила – это не пустой звук. Лично я считаю, да и многие со мной согласятся, что соблюдение этих норм защищает наше здоровье от различных бактерий, вредных воздействий, исключает возникновение серьезных заболеваний.
Иногда люди совершают подобные нарушения по незнанию или по неосторожности, но есть и такие лица, которые нарушают закон умышлено, и в результате страдают люди. Виды ответственности могут быть разными.
У нас на предприятии к нескольким работникам была применена дисциплинарная ответственность, и им выписали строгий выговор, но никаких существенных последствий их деяние не имело, поэтому они отделались легким испугом.
При более серьезном нарушении и наказание будет намного строже. Давайте рассмотрим вопрос ответственности за санитарные правонарушения, их виды и меры наказания.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства
В соответствии с законодательством РФ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством.
Предпринимательские организации и индивидуальные предприниматели несут ответственность за несоблюдение других видов законодательства, ведущее место среди которых занимает законодательство о налогах и сборах.
Общий порядок привлечения к ответственности
Основные функции по наблюдению и контролю в области соблюдения сан.норм установлены для сотрудников Роспотребнадзора. Именно эти специалисты вправе назначать различные проверки и подобные мероприятия.
Внимание! Здесь могут быть организованы как плановые, так и внеплановые проверочные действия.
Последний вариант назначается при поступивших от граждан жалоб по загрязнению окружающей среды. Если деятельность вопросов не вызывает, то плановая проверка может назначаться не чаще раза в два года.
Срок внеплановой проверки может составлять не больше месяца, а по итогам мероприятия составляется специальный протокол.
В документе должны быть зафиксированы все моменты, касающиеся совершенных правонарушений или их отсутствия. Уже на основании данного протокола виновные или должностные лица будут привлечены к ответственности с учетом тяжести правонарушения.
Сколько времени дается на уплату штрафа
Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.
Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.
Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.
Open Library — открытая библиотека учебной информации
За нарушение прав потребителœей и санитарно-эпидемиологического благополучия устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ:
· ст. 43 Закона РФ от 7 февраля 1992 ᴦ. № 2300-1 «О защите прав потребителœей»
· ст. 55 Федерального закона от 30 марта 1999 ᴦ. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населœения»
Дисциплинарная ответственностьподразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарные правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
В порядке административной ответственностиза совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам бывают применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя.
Уголовная ответственностьнаступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предприятия и организации несут экономическую ответственностьза нарушение санитарного законодательства.
Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
- Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)
- Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателœей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
- Выделяют три вида контроля (надзора):
1.Федеральный государственный контроль (надзор).
2.Региональный государственный контроль (надзор).
3.Муниципальный контроль.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всœей территории РФ.
- Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами
- Мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае крайне важности в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций:
- — по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя,
- — по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов,
- — по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды,
- — по проведению их исследований, испытаний,
- — а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинœения вреда
- Эксперты, экспертные организации- граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю
- Виды проверок: плановые, внеплановые, документарные и выездные.
Какие штрафы могут налагаться за нарушение СанПиН
Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.
Виды административных правонарушений
Это могут быть в первую очередь штрафы:
- от 100 до 500 руб. для физических лиц,
- от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей,
- от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.
Важно! После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.
За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:
- Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
- Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
- Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
- Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
- Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
- Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
- Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
- Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
- Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.
Важно! Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.
При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:
- сайтом государственных услуг,
- кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»,
- терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.