Права и обязанности безработного

12.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности безработного». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Трудоспособное население в стране может быть разделено на две группы: занятое и не занятое. Незанятое трудоспособное население можно определить как население, которое не участвует в общественном производстве, не имеет заработка и не занимается трудовой деятельностью.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.[2]

Граждане, которые не могут быть признаны безработными:

  1. Лица не достигшие 16-т летнего возраста, граждане, которым назначена пенсия;

  2. Лица отказавшиеся от двух вариантов подходящей работы, в течении 10 дней со дня обращения в центр занятости;

  3. Лица, впервые ищущие работу и не имеющие профессии, в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки;

  4. Лица, осужденные решением суда к исправительным работам либо к наказанию в виде лишения свободы;

  5. Лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации или лицензированию .

Гражданин, зарегистрированный в центре занятости с целью поиска подходящего места работы, признается безработным органами центра занятости не позднее 11 дней после предъявления своих документов (паспорта, трудовой книжки, справки о заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу – паспорта и документа об образовании) органам службы занятости.

Безработный гражданин снимается с регистрационного учета в случае:

  1. Признания гражданина работающим;

  2. Переезда в другую местность;

  3. Назначения пенсии по старости;

  4. Длительной неявки в органы по вопросам занятости без уважительных причин;

  5. Неявки в срок для регистрации безработным.

Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.

Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.

Права и обязанности гражданина в статусе безработного

Для права на трудоустройство допустимо быть реализованным рядом способов и включать в себя некоторые правомочия безработного. Речь идет о праве на содействие в том, чтобы найти подходящую работу; о праве на то, чтобы выбрать место работы, сюда же относится возможность трудоустройства в иной местности, а также о праве на профессиональную деятельность вне границ РФ; о праве на бесплатную профессиональную ориентацию и подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имя на то направление органов службы занятости; о праве на участие в общественных работах оплачиваемого характера; о праве на то, чтобы получать содействие в организации своего дела.

Закон «О занятости», другие нормативно-правовые акты содержат ряд правомочий, которые обеспечивают социальную поддержку и материальную помощь безработным во время поиска работы. Кроме этого, в них предусмотрена возможность получения следующих социальных гарантий и компенсаций:

  • ряд пособий по безработице;
  • стипендии на время обучения, на которое безработного направила служба занятости;
  • определенная материальная помощь безработным и членам их семей;
  • организация лечения и отдыха детей безработного;
  • возмещение затрат, которые были связаны с переездом в другое место на добровольной основе для того, чтобы трудоустроиться на основании предложения органа службы занятости;
  • оплата стоимости проезда и расходов, которые связаны с проживанием гражданина, которого направили на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другое место.

Если говорить об обязанностях безработного, то в общей форме их можно обозначить как добросовестность и дисциплинированность. При обращении за содействием в государственные службы занятости, для граждан важно предоставить о себе и о своей семье определенную информацию. Основываясь на этих данных, принимают решение относительно признания гражданина в качестве безработного и назначения ему пособий по безработице. В ситуациях, когда безработный поступает недобросовестно и получает пособия обманным путем, то допустимо прекратить выплачивать пособие по безработице, а также снять данного гражданина с учета в виде безработного.

Читайте также:  ФНС внесет изменения в форму декларации по УСН

Когда безработный не выполняет возложенные не него обязанности, принимаются меры ответственности, которые предусмотрены Законом «О занятости». Данные меры ответственности могут иметь как традиционный – гражданско-правовой, уголовно-правовой (речь об этом идет в ст.159 УК), так и специфический, присущий только им характер.

Пособия для безработного

Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.

Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.

Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2020 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.

Пример № 1

Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2020 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.

Пример № 2.

Гражданин признан безработным, начиная с 5 июня 2020 года. Соответственно, данный гражданин получит в период с 05.06.2020 г. по 30.06.2020 г.

12130/30*26=10512,66….

10 512 рублей 67 копеек в качестве пособия по безработице.

Пример № 3.

Гражданин признан безработным с 29.06.2020 г. Соответственно, размер пособия по безработице такого гражданина составит

12130/30*2=808,66….

808 рублей 67 копеек.

С 1 июля 2020 года пособие по безработице выплачивается в прежнем порядке и составляет:

Минимальный размер пособия по безработице 1500 рублей*районный коэффициент

Максимальный размер пособия по безработице 12 130 рублей.

В Москве за счет бюджета города Москвы гражданам, уволенным с работы и признанным в установленном порядке безработными с выплатой пособия по безработице с 1 апреля 2020 года по 10 июня 2020 года установлена также региональная компенсационная выплата в размере 19 500 рублей. Условие получения такой дополнительной региональной выплаты – наличие ребенка или детей.

Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице

Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.

Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.

С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.

Обязанности безработного гражданина

Каждый гражданин РФ, который состоят на учете в центре занятости населения, обязан:

  • приходить на отметку в центр занятости в установленный ему срок без опозданий;
  • в случае неявки в указанный срок предъявлять подтверждающие документы тех причин, по которым он не явился;
  • совершать самостоятельный поиск соответствующего места работы;
  • посещать различные мероприятия по требованию сотрудников центра занятости для скорейшего поиска работы;
  • в случае самостоятельного трудоустройства уведомлять об этом сотрудников центра занятости;
  • проходить собеседования по направлению от центра занятости.
Читайте также:  Когда отмечают День народного единства в России в 2023 году и будет ли выходной

В том случае, если безработный нарушает правила состояния на учете в центре занятости населения и не является на отметку без уважительной причины, отказывается от собеседования, сотрудниками центра может быть принято решение о незамедлительном снятии с учета такого безработного и, как следствие, полной остановки выплаты пособия по безработице.

Права и обязанности безработных граждан

Права и обязанности граждан в сфере занятости населения — это особые этапы процедуры, которые позволяют в дальнейшем трудоустроить безработное лицо.

Права лиц, которые находятся на особом статусе у государства:

  • 1. Являться в указанный период времени в территориальные органы центра занятости, не реже 3 раз в месяц.
  • 2. Лица обязуются своевременно оповещать об изменениях в своей жизни работников службы занятости, ответственных за трудоустройство.
  • 3. В случае неудачного прохождения собеседования или предоставления неподходящей работы, безработному человеку необходимо явиться в территориальное отделение службы занятости для получения специальной отметки.
  • 4. В случае, если срок согласно которому человек должен был явиться в указанное место работы нарушен, то в обязательном порядке должна быть указана уважительная причина неявки – бумага из медицинского учреждения или же другое.

Трудоспособность и значение данного понятия с юридической точки зрения

С точки зрения действующих нормативно-правовых норм, трудоспособность физического лица представляет собой его возможность полноценно заниматься профессиональной деятельностью, без ущерба собственному здоровью. На наличие трудоспособности также может влиять и возраст. Например, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он не сможет быть признан безработным гражданином, так как данный возраст отведен государством для прохождения соответствующего обучения.

Что касается иных категорий граждан, которым не может быть присвоен статус безработного лица, сюда можно отнести:

  • пенсионеров, которые уже получают регулярный доход в виде ежемесячных выплат от государства;
  • граждан, которые также вышли на пенсию, но не по причине достижения определенного возраста, а на основании достижения необходимого трудового стажа;
  • физических лиц, которые рано ушли на пенсию, по причине длительной трудовой деятельности в опасных либо вредных условиях.

Правовой статус безработного

Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.[5,38]

Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.

Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:

  • 1) первичная регистрация;
  • 2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
  • 3) регистрация в качестве безработных;
  • 4) перерегистрация.

Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.

Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.

Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.

Понятие безработного его основные права и обязанности

Рассказывая об услугах в сфере занятости, чаще всего мы говорим о правах безработных граждан и о государственных гарантиях в этой области и как-то редко вспоминаем об обязанностях безработных, хотя законодательством о занятости предусмотрены не только права, но и определенные обязанности безработных граждан.

Поскольку закон относит к числу безработных тех трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, то и обязанности безработных определяются этими требованиями. Прежде всего, безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству.

Читайте также:  ​Выбираем выгодную систему налогообложения для ИП на 2022 год

Выполнение указанной обязанности выражается не только в регулярном посещении службы занятости в установленные сроки, своевременной явке на переговоры с работодателями, готовности приступить к подходящей работе, но и в самостоятельном поиске работы, который предполагает такие меры как:

— посещение ярмарок вакансий, проводимых центром занятости;

-поиск места работы с использованием газет, телевидения, а также справочников, содержащих информацию о предприятиях, учреждениях, организациях города (района);

— разговоры со знакомыми;

-личное обращение на предприятия, звонки и письма работодателям, дача объявлений в средствах массовой информации и другие меры.

Следующая обязанность безработных граждан заключается в соблюдении порядка и условий регистрации и перерегистрации.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Неявка граждан без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных, влечет за собой отказ в признании безработными.

Граждане несут ответственность за достоверность предоставляемых при регистрации сведений об имеющемся трудовом стаже, среднем заработке по последнему месту работы, под которым понимается, в том числе и временная работа, работа на условиях неполного рабочего времени, предпринимательская деятельность и иных, необходимых при регистрации в качестве безработного данных. Предоставление безработными документов с заведомо неправильными или ложными сведениями, послужившее основанием незаконного получения государственных пособий, могут повлечь за собой такие последствия как привлечение к уголовной ответственности.

Закон обязывает граждан, признанных безработными, в сроки, установленные органами службы занятости (дни и часы) проходить перерегистрацию, при этом перерегистрация производится не реже двух раз в месяц. При перерегистрации безработные обязаны предъявить трудовую книжку и паспорт.

Обязанности безработных

Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.

Обязанности безработных:

  1. Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время.
    Внимание

    Там он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.

      Активно искать работу.
  2. Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.

  3. В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
  4. Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия.

Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей

При вынесении судом решения о взыскании незаконно полученного пособия с гражданина взыскивается также государственная пошлина. Гражданин, получивший пособие по безработице незаконно, может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество» или к административной ответственности по статье 7.27 КоАП «Мелкое хищение». То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т.

Законодательное регулирование

Под определением “безработный” подразумевается гражданин РФ, который по каким-либо независящим от него причинам утратил свою работу.

Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.

Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:

  • Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
  • Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
  • Федеральный закон РФ “О занятости населения”.

В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.

Ответы на распространенные вопросы о том, какая полагается компенсация безработному

Вопрос №1: Является ли материальная поддержка членов семьи безработного гражданина, которые находятся у него на иждивении, обязательной выплатой, гарантированной безработному? Органы УСЗН отказали мне в адресной помощи, могу ли я требовать выплаты, основываясь на каком-либо законе?

Ответ: Материальная поддержка действительно может быть оказана, но решение об осуществлении каких-либо выплат или об отказе в предоставлении помощи принимает специалист органов социальной защиты населения, основываясь на документах, которые вы принесли.

Вопрос №2: Центр занятости не может найти для меня подходящей вакансии на протяжении полутора лет. До пенсии по старости мне осталось 3 года. Могу ли я потребовать досрочного выхода на пенсию?

Ответ: Нет, но еще через год, когда до выхода на пенсию останется 2 года, Центр занятости может сделать вам такое предложение (если соблюдены все прочие условия).


Похожие записи: