Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

06.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В рассматриваемую статью Федеральным законом от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ внесены некоторые изменения. Однако, как и прежде, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства… зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако из этого правила есть исключения.

Комментарий к ст. 358 НК РФ

Во-первых, Налоговый кодекс содержит перечень транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, и, во-вторых, субъектам РФ предоставлено право дополнять предусмотренный перечень по своему усмотрению.

Перечень не подлежащих налогообложению транспортных средств приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Своими письмами Минфин России разъяснил некоторые вопросы о том, какие транспортные средства не признаются объектом налогообложения. Так, для того чтобы установить, что легковой автомобиль, полученный через органы социальной защиты населения, не является объектом обложения транспортным налогом, налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган документы, подтверждающие факт получения указанного легкового автомобиля через соответствующие организации. Данные положения действуют и в том случае, если автомобили были куплены и переоборудованы инвалидами за свой счет (письмо Минфина России от 8 июля 2004 г. N 03-06-11/100).

В письме Минфина России от 2 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/44 указано, что не признаются объектом налогообложения не только пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации-перевозчика, но и зафрахтованные суда.

Разъяснения, касающиеся уплаты транспортного налога сельхозпроизводителями, содержатся в письме Минфина России от 1 ноября 2005 г. N 03-06-04-04/42. Специалисты Минфина уточняют, что комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных производителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, не облагаются транспортным налогом.

До недавнего времени было много вопросов, связанных с так называемыми передвижными предприятиями — автомобилями, выполняющими производственные и хозяйственно-бытовые функции. Такие автомобили в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов учитываются как здания и сооружения, и к ним относятся передвижные электростанции, трансформаторы, лаборатории, мастерские, кухни, магазины, душевые и клубы. По мнению инспекторов ФНС, уплачивать налог с таких автомобилей не нужно. Однако Минфин настаивал на обратном, ссылаясь на Международное соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств (заключено в Женеве 20 марта 1958 года), согласно которому любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/14 рекомендовано платить налог исходя из мощности автомобиля, но в соответствии с его же письмом от 22 ноября 2005 г. N 03-06-04-02/15 специализированные автомобили на базе грузовых относятся к грузовикам и облагаются налогом по более высоким ставкам.

Кроме того, подпунктом 9 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ установлено, что суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом налогообложения по транспортному налогу, следовательно, в отношении судов, зарегистрированных в этом реестре, транспортный налог не уплачивается.

При применении этой льготы судовладельцам нужно учитывать следующее. Федеральный закон от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ был опубликован в «Парламентской газете» и в «Российской газете» 23 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 статьи 4 этого Закона, изменения в Налоговый кодекс РФ, вносимые им, вступают в силу с 1 января 2006 года, но не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, не могут вступить в силу ранее 23 января 2006 года.

В то же время, общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах установлены в статье 5 Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Следовательно, данные изменения могут вступить в силу только после 24 января 2006 года с началом нового налогового периода по конкретному налогу. Поскольку налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (ст. 360 Налогового кодекса РФ), льгота по транспортному налогу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, может применяться лишь начиная с 2007 года.

Следует особо отметить, что данное изменение, хотя и улучшает положение налогоплательщиков, не может применяться с 1 января 2006 года. Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размер ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Однако пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 декабря 2005 г. N 168-ФЗ, говорящий о вступлении в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, не содержит никаких положений, придающих данным изменениям обратную силу. В Законе не сказано, что действие новых положений распространяется на правоотношения с 1 января 2006 года. Поэтому обратную силу новые нормы не имеют и вступают в силу в порядке, указанном выше.

Правила представления декларации в налоговый орган

Вопросы, связанные с налогом на имущество, регулирует гл. 30 НК РФ. Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, имеющие на своем балансе имущество, отнесенное законом к объектам налогообложения. Таковыми с 01.01.2019 являются только объекты недвижимого имущества, учтенные в бухучете как основные средства, и вся жилая недвижимость.

Декларацию по налогу на имущество представляют в налоговый орган налогоплательщики по итогам налогового периода, то есть календарного года. Также до 2019 года включительно имели место расчеты по авансовым платежам, которые необходимо было представлять в налоговый орган по итогам каждого отчетного периода, то есть ежеквартально. Право устанавливать периодичность отчетов по налогу на имущество было предоставлено субъектам РФ.

Декларация представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения организации. Если есть обособленное подразделение со своим балансом, на котором числятся ОС — объекты обложения налогом на имущество, то декларацию по ним сдают в налоговую обособленного подразделения по правилам, действующим в регионе его нахождения.

Авто на балансе спецрежимника

Особое внимание стоит уделить организациям на спецрежимах.

Если организация применяет УСН, то она освобождена от уплаты налога на имущество, кроме недвижимого имущества с налоговой базой, рассчитываемой исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, если у упрощенца на балансе стоят только авто, декларацию по налогу на имущество он не сдает. Эти же правила действовали и до 2019 года.

Если организация применяет только ЕНВД, то ситуация аналогична с УСН. Однако при совмещении ЕНВД и ОСНО до наступления 01.01.2019 необходимо было учесть, для какой деятельности использовалось авто, числившееся на балансе. Организация обязана была вести раздельный учет ОС, используемых в разных видах деятельности. Если раздельный учет организован не был, то налог взимался по правилам, действовавшим для ОСНО. Если же ОС использовалось как для деятельности на ОСНО, так и для деятельности на ЕНВД, то остаточную стоимость автомобиля, которая являлась базой по налогу на имущество, необходимо было распределять по участию объекта ОС в операциях на ОСНО и на ЕНВД.

Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Для организаций на ЕСХН не облагаются налогом на имущество только те ОС, которые непосредственно участвуют в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

А вот в случае с ЕНВД и ЕСХН, когда на балансе имелось транспортное средство, декларацию по налогу на имущество сдавать или нет, зависело от того, для каких целей использовался автомобиль. Если только для деятельности в рамках ЕНВД и ЕСХН, то декларация не подавалась.

Какие существуют льготы

Льготы на оплату имущественной пошлины для организаций на движимые средства могут воспользоваться учреждения, что имеет в своем распоряжении автомототранспортные средства, относящиеся к третьей амортизационной группе.

Льготных скидок лишены объекты, которые поставлены на учет вследствие ликвидации юрлиц либо их реорганизации.

Льготные программы по имущественной пошлине предусмотрены для организаций, что являются участником свободной экономической зоны, а именно на купленные автомототранспортные средства с целью использования их и ведения деятельности на протяжении 10 лет.

Данные льготы и поправки в законодательстве направлены на то, что бы избежать увиливания от уплаты налогов. Ведь большинство юрлиц в результате реорганизации учреждения пытаются скрыться от долгов перед государством.

В связи с изменением закона и внесения поправок новых налогоплательщиков добавится не большое количество.

Ведь основная часть учреждений будет освобождена от уплаты пошлины, в результате использования льгот (по третьей амортизационной группе) либо полного освобождения от сборов в случае принадлежности автомототранспорта к первой и другой классификационной категории.

Платить будут только те компании, что попали под вышесказанное исключение (реорганизация и ликвидация юрлиц)

Нужно ли платить налог на имущество с автомобиля физлицам

Многие путаются в вопросах выплаты налога на имущество. Зная о его существовании, граждане задаются вопросом, облагаются ли налогом на имущество транспортные средства в 2022 году. Возможно, трудность возникает по той причине, что россияне путают понятия «налог на имущество» и «транспортный налог».

Итак, транспортный налог в обязательном порядке выплачивается владельцами таких транспортных средств, как авто, мотоциклы, автобусы и самоходные машины, лодки и катера, снегоходы. Причем в данном вопросе имеются исключения, детально прописанные в законодательстве.

Что касается того, нужно ли автомобили включать в налог на имущество, то ответ отрицательный.

По закону вносить на баланс государства средства в счет имеющегося имущества физлица должны только за недвижимое имущество. К нему относятся, например, квартиры, дома, гаражи и прочие объекты строительства.

Транспортные средства являются движимым имуществом, поэтому на них данная пошлина не распространяется.

Налог на имущество на автомобиль для юридических лиц

Налог на имущество на автомобиль для юридических лиц обязателен к уплате, если имущество было оформлено до 1 января 2013 года. В связи с принятием поправок в законодательстве после указанной даты многие организации пытались уклониться от уплаты имущественного налога путем прекращения использования техники, приобретенной ими до января 2013 года. Однако налоговые инспекторы решительно пресекают такие попытки.

С физическими лицами в данной ситуации дело обстоит намного проще. После принятия поправок в законодательство, произошедших в январе 2013 года, с них снята обязанность уплачивать имущественный налог за транспорт.

У юридических лиц по этому поводу возникают много вопросов. Согласно 374 ст. НК РФ, движимое имущество, принятое на баланс основных средств предприятия после 1 января 2013 года пошлиной не облагается.

В 2022 году в налоговом кодексе вновь произошли изменения. Теперь в 374 ст. НК РФ есть указание, что под налогообложения не попадают транспортные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам.

После данных изменений можно смело утверждать, что движимое имущество организаций не попадает под обложение имущественным налогом.

Касательно налогообложения 3-й амортизационной группы действует положение ст. 381 НК РФ. Данный вид транспорта попадает под обложение налогом на льготных условиях. Фактически налог за него обязателен к уплате, но он не выплачивается из-за предоставления льготных условий налогообложения, прописанных в федеральном законодательстве.

Таким образом, всё движимое имущество, которое было приобретено организацией после 1 января 2013 года, налогом не облагается.

Какая ставка налога на движимое имущество организаций? Смотрите тут.

У владельцев земельных участков и транспортных средств появится новая обязанность

Земельный налог:

  • начиная с 01.01.2022 компании обязаны сообщать инспекторам о налогооблагаемых участках, не учтенных ИФНС при исчислении налога. К сообщению необходимо приложить документы, подтверждающие владение участком, и направить сообщение однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если организация это требование не выполнит, ей могут выписать штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 129.1 НК РФ);
  • ограничено применение льготной ставки в размере 0,3 процента. С 01.01.2022 в отношении земельных участков жилищного фонда эта ставка не может применяться к участкам для ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности;
  • норма, устанавливающая для физлиц дату начала исчисления налога со дня открытия наследства, с 01.01.2022 распространится и на юрлица;
  • исключена возможность установления дифференцированных ставок в зависимости от видов территориальных зон, в границах которых расположен участок;
  • установлен порядок выявления участков, не используемых для сельхозназначения. С 01.07.2022 орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании участка по назначению. При установлении ответственным органом факта устранения названного нарушения либо при отмене предписания сведения об этом также в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ;
  • c 01.01.2022 муниципалитеты исключены из процедуры установления сроков уплаты земельного налога организациями. Таким образом, представительные органы муниципальных образований лишатся права устанавливать сроки уплаты земельного налога;
  • установлен срок уплаты земельного налога — не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Изменения применяются начиная с уплаты налога за 2022 год.

Транспортный налог

Для владельцев транспортных средств, согласно п. «а» п. 3 ст. 1 закона, с 01.01.2022 установлена обязанность информировать ИФНС об их наличии. Это та же норма, которая регулирует уведомление и о наличии земельных участков, рассмотренное выше. Сообщать о ТС необходимо в случае, если:

  • они являются объектами налогообложения;
  • не подпадают под льготу;
  • по ТС ни разу не получено сообщение об исчисленной сумме налога.

Кроме того, к уведомлению нужно приложить копии документов, подтверждающих регистрацию ТС. Достаточно сделать это один раз в срок до 31 декабря следующего за истекшим налоговым периодом года. Документы можно отправить в любую удобную ИФНС.

Причина новшеств — в отмене деклараций. За 2022 год инспекторы уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Поэтому если в 2022 году организация приобретет транспорт и в 2022 году не получит от инспекции сообщения о налоге, то нужно будет до 31 декабря 2022 года уведомить налоговиков о приобретении.

Предусмотренные ранее для физлиц санкции в соответствии с пп. «а» п. 49 ст. 1 закона распространяются и на юридические лица. Так что начиная с 01.01.2022 компания за непредставление сообщения будет наказана штрафом в размере 20 процентов от неоплаченной суммы налога.

Определение категории «движимое имущество» находится в Гражданском кодексе Российской Федерации в 130 ст. Все имущество делится на всем нам известную недвижимость, и движимые объекты.

Читайте также:  Сколько стоит пригнать и растаможить автомобиль из Белоруссии в Россию

К первому типу объектов относится земля и все то, что на ней расположено, имущество, переместить которое без нанесения значимых повреждений невозможно. Сюда относятся объекты, незавершенные строительные сооружения.

Так же относится к категории недвижимости судна внутреннего плавания, что зарегистрированы на государство.

Все остальные объекты налогообложения, такие как финансовые средства и капиталы (деньги), документы, автомобили и все то, что может передвигаться, перемещаться без нанесения вреда окружающим считаются движимым имуществом.

Правила представления налогового расчёта

Сумма имущественного налога складывается из значений его ставки, базы и количества транспортных средств, находящихся на балансе организации. Действующим законодательством определено, что ставки определяются региональными властями. Однако, они не должны превышать максимальных показателей, установленных на федеральном уровне.

Обязательный платёж, установленный на движимое имущество, рассчитывается на основании его среднегодовой стоимости. Она, в свою очередь, равна сумме остаточной стоимости основных средств за каждый месяц года, поделённой на 13 (количество месяцев с 01.01. до 31.12.). Сумма годового налога составляет произведение среднегодовой стоимости имущества на ставку.

Организации должны выплачивать авансовые платежи по налогу на имущество по итогам каждого отчётного периода года. Для расчёта платежа необходимо сначала высчитать среднюю стоимость имущества для определённого отчётного промежутка времени. Сумма авансового платежа равна произведению средней стоимости имущества и ставки, поделённой на 4.

До 1 января 2021 года действовало правило начисления налога на имущество за полный месяц — независимо от того, какого числа автомобиль был поставлен или снят с учёта. По новым нормам, если транспортное средство зарегистрировали до 15 числа, то платёж на имущество начисляется, если после – этот месяц в расчёт не берётся. И обратная ситуация— если автомобиль снят с учёта до 15 числа, то месяц не учитывается при налогообложении, а если после – то расчёт идёт как за полный месяц.

Уплата имущественного налога может быть произведена в кассе банка, посредством банкомата или платёжного терминала, а также электронным способом с помощью мобильного приложения банка или через сайт налоговой службы в личном кабинете плательщика.

Автомобиль недвижимое имущество

Нет, согласно действующему гражданскому законодательству автотранспортные средства относятся к объектам движимого имущества. ГК РФ различает следующие виды недвижимости: вещи, недвижимые по своей природе (земельные участки, участки недр); вещи, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства); вещи, признанные недвижимостью по иным причинам (сюда относятся воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, подлежащие государственной регистрации).

Кроме того, ответ является ли автомобиль недвижимым имуществом можно получить методом исключений — в Гражданском кодексе указано, что к недвижимому имуществу относятся только то, что тем или иным образом связано с землей: автомобиль вид имущества с землей не связанный (не прикрепленный к ней).

Определение машин, оборудования и транспортных средств

«Машины и оборудование» — устройства, преобразующие энергию, материалы, информацию. В зависимости от основного, преобладающего назначения машины и оборудование делятся на энергетические (силовые), рабочие и информационные.

Машины, оборудование и транспортные средства относятся к широкому классу имущества, объединяемому общим понятием «движимое имущество». Это — один из наиболее распространенных видов залогового обеспечения. В Гражданском кодексе РФ определение движимого имущества дается через определение «недвижимого имущества». Согласно статье 130 ГК РФ [1] «. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Понятия «движимое и недвижимое имущество»: как это различается и правильно используется

Другой пример — классификация крупногабаритного оборудования, расположенного внутри сооружения. По своим физическим параметрам, оно может характеризоваться прочными связями, крепиться на фундаменте или монтироваться в составные части здания.

  • земельные участки;
  • сооружения, находящиеся в непосредственной связи с землей (дома, сооружения, здания, объекты);
  • самолеты, вертолет;
  • космические объекты;
  • суда, подводные лодки;
  • объекты, вмонтированные в здания и сооружения, снять которые невозможно без нанесения повреждений зданию;
  • внутренние коммуникации (водопроводная, канализационная, электрическая и другие сети и системы).

Какой налог на автомобиль?

Мощность двигателя и ставка налога

Наименование объекта налогообложения

Налоговая ставка, руб.

Свыше 175 л. с. до 200 л. с. (свыше 128,7 кВт до 147,1 кВт) включительно

50

Свыше 200 л. с. до 225 л. с. (свыше 147,1 кВт до 165,5 кВт) включительно

65

Свыше 225 л. с. до 250 л. с. (свыше 165,5 кВт до 183,9 кВт) включительно

75

Облагается ли налогом на имущество автомобиль 2021 год

Технические средства, с которых необходимо платить транспортный налог, условно можно разбить на несколько категорий, при этом форма собственности значения не имеет:

  • Наземные самоходные транспортные средства (легковые и грузовые автомобили, сельскохозяйственная и строительная техника, мотоциклы и квадроциклы).
  • Речной и морской транспорт (моторные лодки, яхты, катера, теплоходы, баржи и плавучие доки).
  • Воздушный транспорт (вертолеты, самолеты, беспилотники массой более 30 кг.).

Прицепы для автомобилей и сельхозтехники налогом не облагаются.

Льготы по оплате транспортного налога есть и у юридических лиц, например, в Москве от него освобождены компании, занимающиеся перевозкой пассажиров в городе. Нулевая ставка действует и для агентов особых экономических зон.

Кроме этого, к категории льготников относятся:

  1. Компании, владеющие промысловыми и рыболовными судами или водным транспортом, основной вид деятельности которого – грузовые и пассажирские перевозки.
  2. Предприниматели, работающие в сельском хозяйстве (доля продажи сельхозпродукции должна превышать 50% общей выручки компании) тоже освобождены от налога на комбайны, трактора, машины для перевозки удобрений и готовой продукции.
  3. Автомобили и техника военных и силовых ведомств (МО, Гражданская оборона, ФСБ, МЧС, служба внешней разведки).
  4. Медицинские самолеты и вертолеты, с изображением Красного Креста или Полумесяца на борту.

Автомобиль, находящийся в розыске после угона, тоже освобождается от уплаты транспортного налога, для этого в фискальные органы необходимо представить подтверждающий документ из полиции.

Если организация попадает под вышеперечисленные категории льготников, она обязана уведомить об этом налоговые органы. Начисление нулевой ставки возможно только после подачи соответствующей формы в ФНС. Связано это с тем, что раньше эта информация отражалась в налоговых декларациях, которая для транспортного налога теперь не нужна. Физическим лицам и ИП сведения подавать не обязательно, за них это сделают сотрудники налоговой службы.

Транспортный налог в 2021 году

Основные изменения, касающиеся налогообложения, затрагивают владеющие транспортом организации и регламентируются принятым в апреле 2019-го года ФЗ номер 63. Для них есть некоторые новости. Так, уже с первого января 2021-го полностью упраздняются налоговые декларации, то есть их подача отменяется, что заметно упрощает уплату.

Полезно знать! Так как по закону организациями документация подавалась до первого февраля текущего года (за отчётный предшествовавший годовой период), то фактически декларации уже можно не подавать никогда, так как поправки в законодательстве вступят в силу ранее крайней даты.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Читайте также:  Что такое жилищный сертификат чернобыльцам и как его получить?

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Как и в предыдущие годы, россияне, вышедшие на заслуженный отдых, освобождаются от уплаты налога на недвижимость. В ст. 407 НК РФ четко перечислены категории имущественных объектов, на которые распространяется льгота:

  • квартира (ее часть);
  • жилой дом (его часть);
  • ателье, дом-музей, галерея, творческая;
  • дача, площадь которой не превышает 50 м 2 ;
  • гараж или место для машины.

В том случае, если в собственности находятся 2 квартиры (2 дома, 2 галереи), то льгота распространяется на один объект. Налог со второго уплачивается в полном объеме. Правительство пошло на такие меры, что минимизировать теневые схемы сделок с недвижимым имуществом.

Государство предоставляет льготы и другим категориям граждан, среди них:

  • предпенсионеры;
  • военные пенсионеры;
  • инвалиды и участники войны;
  • участники боевых действий (при наличии официального статуса);
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • лица, пострадавшие от Чернобыльской аварии.


Похожие записи: