Права и обязанности безработного

23.02.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности безработного». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Как стать официальным безработным

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Ответственность безработного

К видам ответственности можно отнести:

  • Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
  • Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).

Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится

Возврат пособия по безработице предусмотрен в случае его незаконного получения (обманным путем), а именно:

  • предоставление заведомо ложных или недостоверных сведений, что порождает для центров занятости населения тотально проверять каждого претендующего на статус безработного и получение пособия по безработице относительно достоверности представленных им сведений об отсутствии работы, стажа в трудовой книжке, заработной платы по последнему месту работы и т.д.;
  • наличие оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице, что порождает для центров занятости населения обязанность тотально проверять каждого безработного на появление у него оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице и наличии статуса безработного;
  • случаи получения пособия по безработице в результате технической или арифметической ошибки.

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и соц.защите городского, районного исполкома в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработный гражданин в день обращения представляет в комитет по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, райисполкомов документы. Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Положением о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане: ♦ не достигшие 16-летнего возраста; ♦ которым в соответствии с законодат-м назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;♦ отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; ♦ проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях МВД РБ; ♦ представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; ♦ обучавшиеся за счет средств респуб-го и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодат-м об образовании срока.

Одна из основных задач органов по труду, занятости и социальной защите – подыскать безработному подходящую работу. Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профпригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы.

Читайте также:  Военный билет (копия военного билета, заверенная в установленном порядке)

Подходящей не может считаться работа, если: – она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного; – отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами; – условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда; – предлагаемый заработок на 10 и более % ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина. По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения. В определенных случаях требования к подходящей работе понижаются.

Правовой статус безработного, кроме определения, включает в себя также его права и обязанности. К правам безработных можно отнести право на:

♦ бесплатную профориентацию, психологическую поддержку, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации; ♦ получение пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; ♦ компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность;♦ бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение;♦ возможность участия в оплачиваемых общественных работах;♦ содействие в организации предпринимательской деятельности.

На что безработный имеет право?

Безработные, получившие соответствующий статус, получают возможность на:

  • консультативную поддержку;
  • предоставление направления на выбранную работу;
  • всестороннюю помощь в трудоустройстве в т. ч. на переквалификацию профобучение;
  • психологическую поддержку;
  • помощь в переезде в иной субъект РФ;
  • выплаты (пособие).

Чтобы получать соответствующие преференции заинтересованное лицо должно выполнять ряд условий.

К таковым относятся:

  • регулярное посещение ЦЗН в установленное время или по вызову;
  • обязательная явка к работодателю по направлениям, выданным центром занятости;
  • сообщение о поиске места занятости поступлении на курсы, регистрации в качестве ИП;
  • изучение всех возможных вариантов трудоустройства.

Правовой статус безработного

Трудовое право уделяет большое значение решению проблем занятости и трудоустройства граждан. Однако в современном обществе наряду с занятыми лицами, имеющими постоянную и временную работу, которых большинство, существует немало граждан, не имеющих работу, но являющихся трудоспособными. Их называют безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах содействия занятости в качестве таковых для поиска им подходящей работы, которые готовы приложить свои трудоусилия на рынке труда, ищут работу и не трудоустроены в течение 10 дней со дня обращения в указанные органы.[5,38]

Однако не считаются безработными лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста; пенсионеры по возрасту, получающие пенсию за выслугу лет; отказавшиеся дважды в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от предложенной подходящей работы, а впервые ищущие работу — единожды отказавшиеся от профессионального обучения или предложенной оплачиваемой работы; не явившиеся в службу занятости в течение 10 дней по неуважительным причинам со дня их регистрации для поиска подходящей работы; осужденные по приговору суда, вступившего в законную силу к исправительным работам без лишения свободы, и наказанные в виде лишения свободы.

Регистрация безработных осуществляется органами занятости по месту их жительства и включает в себя следующие процедуры:

  • 1) первичная регистрация;
  • 2) регистрация в целях поиска подходящей работы;
  • 3) регистрация в качестве безработных;
  • 4) перерегистрация.

Первичная регистрация служит средством общего учета граждан, относящихся к категории безработных, обратившихся в орган занятости без предъявления документов. В процессе регистрации испрашиваются установочные данные на граждан, включающие фамилию, имя, отчество, адрес проживания, образование, возраст и некоторые иные сведения. Сам обратившийся гражданин в свою очередь получает информацию, характеризующую рынок труда и потребности работодателей в рабочей силе, о возможности переподготовки и переквалификации, правах и обязанностях безработных.

Регистрация в целях поиска подходящей работы носит более конкретный и целенаправленный характер. Граждане для регистрации представляют справки о зарплате за последние три месяца по предыдущей работе, документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, иные документы, подтверждающие профессиональную квалификацию, трудовой стаж, образование и т.п. От отдельных категорий граждан (впервые ищущих работу, инвалидов) могут потребоваться дополнительные документы.

Предоставление перечисленных документов органу содействия занятости влечет у обратившегося в него гражданина право постановки их на учет для подыскания подходящей работы. В течение 10 дней со дня регистрации гражданину должна быть предложена работа, включая временную. Предложение включает два варианта подходящей работы. А впервые ищущим работу гражданам, ранее нигде не работавшим, не имеющим специальности, предлагается два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.

Кто может являться безработным?

Многие считают, что статус безработного автоматически возникает у лиц, которые на данный момент времени не имеют официального места трудоустройства. Однако такое мнение является ошибочным. Дело в том, что присвоение данного статуса осуществляется в установленном порядке и только уполномоченной инстанцией. Такими инстанциями являются центры занятости, отделения которых имеются во всех регионах нашей страны.

Присвоение статуса безработного проводится исключительно по инициативе самого заинтересованного клиента. Для этого ему необходимо обратиться в местное отделение службы занятости. На первом же приеме посетитель составляет письменное заявление, в котором указываются намерения относительно официальной постановки на учет в данной инстанции. Помимо этого, в прямые обязанности посетителя будет входить и предоставление необходимых документов, точный перечень которых устанавливается на законодательном уровне. К основным бумагам можно отнести следующие:

  1. Паспорт физического лица – для подтверждения личности гражданина.
  2. Трудовую книжку посетителя. В данном документе присутствует вся важная информация относительно профессиональной деятельности гражданина за всю его жизнь. Более того, в книжке всегда можно найти сведения относительно последнего места официального трудоустройства физического лица, включая непосредственные причины увольнения и т.д.
  3. Документы об образовании гражданина. Одной из задач центра занятости является оказание активного содействия в поисках подходящего места трудоустройства. Для того чтобы можно было быстрее найти такую работу, центр занятости должен обладать всей важной информацией относительно образования соискателя, имеющихся у него профессиональных навыков и т.д.
  4. Справку, в которой присутствует информация относительно среднего размера заработка гражданина по последнему месту его трудоустройства. Данная информация обязательно потребуется специалистам для установления точного размера причитающегося клиенту пособия по безработице.
  5. Различные дополнительные документы, которые могут содержать в себе ценную информацию относительно здоровья гражданина, имеющейся у него группы инвалидности, а также иные важные сведения.
Читайте также:  Оформление квартиры в собственность по договору долевого участия

Следует отметить, что одного обращения в органы занятости иногда будет недостаточно. В частности, современными положениями был разработан перечень особых категорий граждан, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны безработными лицами. Сюда можно отнести:

  • лиц, текущий возраст которых не достиг минимальной отметки в 16 лет. Дело в том, что право заниматься профессиональной деятельностью у граждан нашего государства появляется именно в этом возрасте. Следовательно, до момента его достижения физическое лицо просто не может быть признано безработным;
  • граждан, которым были назначены предусмотренные государством пенсионные выплаты. Как известно, установление таких начислений может быть связано с самыми различными обстоятельствами. Наиболее распространенным из них, безусловно, является достижение физическим лицом установленного в стране возраста. Однако пенсия также может быть назначена и по причине получения инвалидности, потери единственного кормильца, а также по иным основаниям. Их полный перечень устанавливается на законодательном уровне;
  • лиц, которые ранее пребывали на официальном учете в центре занятости, однако, по каким-либо основаниям, их статус безработного был аннулирован. К таким основаниям можно отнести, например, невыполнение возложенных на них обязательств, игнорирование действующих правил пребывания на учете и т.д.

Права и обязанности безработного

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.11 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Обязанности и права безработных

5) право граждан обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Но не только Законом РФ «О занятости населения в РФ», но и Декларацией прав и свобод человека Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина», «Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР», 26.12.1991, N 52, ст. 1865 и Конституцией РФ закреплена возможность граждан на судебную защиту их прав и свобод от неправомерных действий государственных органов местного самоуправления;

Рекомендуем прочесть: Можно ли записаться в детский сад не по прописке

Закон о занятости населения закрепляет широкий круг прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Условно права безработных граждан можно подразделить на две группы. Первая группа — это правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. И вторая группа — права на получение материальной поддержки в период безработицы.

Права возникают у безработного только после признания его статуса. Человек обязан зарегистрироваться в Центре Занятости по месту жительства. С этого момента он наделяется правами:

  1. На безвозмездной основе пользоваться посредничеством Службы Занятости в вопросе поиска работы.
  2. Получать от сотрудников Центра Занятости информацию об имеющихся вакансиях.
  3. Направляться на курсы обучения от Службы Занятости на бесплатной основе.
  4. Принимать участие в общественных работах на добровольных началах. Они оплачиваются.
  5. Получать консультации от сотрудников Центра Занятости, касающиеся профессиональной ориентации с целью выбора сферы работы, дальнейшего устройства на место трудовой деятельности.
  6. Получать пособие от государства. Это деньги, которые выплачиваются по определенной схеме и поддерживают финансово человека на период безработицы.

Соискатель имеет право получать от Центра Занятости услуги на безвозмездной основе:

  1. Профессиональная подготовка.
  2. Поддержка соискателей психологического характера.
  3. Повышение квалификации.
  4. Переподготовка (профессиональная).

Кроме того, соискатель может ходатайствовать о содействии в организации собственного бизнеса. Речь идет о денежной сумме, выплачиваемой на становление предпринимательской деятельности в единовременном порядке. Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит рассмотрение бизнес-плана, представленного соискателем. Этим правом могут воспользоваться граждане, имеющие стаж работы, а также лица, только окончившие учебные заведения.

Все правила, в полном соответствии с которыми может быть присвоен статус человека безработного, описаны в 1032-1 статье закона РФ от апреля 91-го года.

Чтобы официально стать безработным человеку необходимо:

  1. Оставаться трудоспособным гражданином своей страны, который в конкретный период времени остался без трудовой деятельности и ее оплаты.
  2. Пройти регистрационную процедуру в службе трудовой занятости своего города с целью поиска нового места трудовой деятельности, искать его самостоятельно и быть готовым в любой момент вступить в новую должность.

ППБ выплачивается:

  1. Лицам, достигшим 16-летнего возраста.
  2. Впервые трудоустраиваемым гражданам.
  3. Студентам, отчисленным из учебных заведений, куда были направлены службой занятости.
  4. Проработавшим меньше 12 месяцев на месте, куда были направлены центром занятости.
  5. Людям с перерывом в стаже более 1 года.
  6. Людям со стажем деятельности за год меньше 26 рабочих недель.
  7. Уволенным по какой-либо статье.
  8. Трудоспособным лицам в заданный момент по определенным причинам, лишенным постоянного заработка.

Перечень необходимых документов

Чтобы пройти регистрацию в ЦЗН необходимо представить сотруднику данной службы следующий пакет необходимых документов:

  1. Трудовой документ или книга только в той ситуации, если человек ранее работал на должности официально.
  2. Личный паспорт или документ, который его заменяет.
  3. Аттестаты, дипломы и иные документы, свидетельствующие о полученном образовании или получении специальных навыков. Если гражданин получал образование в иных странах, то следует сделать нотариально заверенный перевод соответствующих документов.
  4. Удостоверение пенсионера.
  5. Свидетельство ИНН, выданное налоговым инспектором.
  6. Справка с последнего места работы об уровне среднего месячного заработка. Данная справка должна быть заполнена бухгалтером организации, где трудился гражданин, в течение 3 суток с момента подачи прошения на ее получение в письменном виде. Также она должна быть оформлена на фирменном бланке организации, содержать реквизиты и угловой штамп. Также в справке должна быть отражена информация о количестве отработанных часов за последний год на предприятии. Предоставление данной справки не требуется людям, которые еще не были официально трудоустроены.
Читайте также:  Какая положена доплата к пенсии ветеранам труда: размер надбавки в 2022 году

Паспорт, трудовая книжка и документы об образовании необходимо предоставлять только в подлинном виде. При отсутствии какого-либо из перечисленных документов, постановка на учет не будет произведена, а значит, и на пособие рассчитывать не следует.

Инвалиды, в дополнение к вышеуказанному перечню документов, предоставляют медицинское заключение, с отметкой врача о том, какими именно видами деятельности может заниматься данный гражданин из-за ограниченности его физических возможностей.

Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице

Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.

Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.

С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.

Пособия для безработного

Основным пособием для безработного является пособие по безработице. Размер пособия по безработице является дифференцированным и зависит от способа увольнения с последнего места работы, давности увольнения с последнего официального места работы, а также от того, работал ли претендующий на пособие по безработице ранее.

Пособие по безработице может высчитываться в процентном отношении к среднемесячному заработку, исходя из справки по установленной форме, а также может устанавливаться в минимальном размере. Минимальный размер пособия по безработице в каждом регионе свой, зависящий от районного коэффициента.

Лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате различных радиационных аварий и катастроф, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается дополнительное пособие. Основными законами для получения дополнительного пособия являются Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча» и Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Следует отметить, что лицам, уволенным с работы с 1 марта 2020 года и признанным безработными, в период с апреля 2021 года по июнь 2020 года выплачивается повышенной размер пособия в размере 12 130 рублей ежемесячно. Данный уровень пособия рассчитывается, пропорционально дням безработицы в указанный период, начиная с первого дня признания безработным соответствующего гражданина.

Пример № 1

Например, гражданин признан безработным с 1 апреля 2021 года и ему было назначено пособие по безработице и данный гражданин апрель, май и июнь состоял на учете по безработице. Соответственно, за период за указанный период он должен получить 36 390 рублей в качестве пособия по безработице.

Пример № 2.

Гражданин признан безработным, начиная с 5 июня 2021 года. Соответственно, данный гражданин получит в период с 05.06.2020 г. по 30.06.2020 г.

12130/30*26=10512,66….

10 512 рублей 67 копеек в качестве пособия по безработице.

Пример № 3.

Гражданин признан безработным с 29.06.2020 г. Соответственно, размер пособия по безработице такого гражданина составит

12130/30*2=808,66….

808 рублей 67 копеек.

С 1 июля 2021 года пособие по безработице выплачивается в прежнем порядке и составляет:

Минимальный размер пособия по безработице 1500 рублей*районный коэффициент

Максимальный размер пособия по безработице 12 130 рублей.

В Москве за счет бюджета города Москвы гражданам, уволенным с работы и признанным в установленном порядке безработными с выплатой пособия по безработице с 1 апреля 2021 года по 10 июня 2021 года установлена также региональная компенсационная выплата в размере 19 500 рублей. Условие получения такой дополнительной региональной выплаты – наличие ребенка или детей.

Имеют ли право безработные на субсидию?

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.

Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.

Права безработного гражданина

После регистрации в службе занятости гражданин вправе:

  1. Выбирать новое место работы такими способами:
    • посредством обращения к работодателю напрямую;
    • путем посредничества в этом вопросе государственных органов занятости (на бесплатной основе);
    • при помощи других организаций, которые содействуют поиску работы.
  2. Бесплатно получать в органах занятости информацию (например, об имеющихся вакансиях или действующих курсах обучения).
  3. Принимать добровольное участие в оплачиваемых работах общественного характера.
  4. Получать бесплатную консультацию или услуги по профессиональной ориентации с целью выбора сферы деятельности или дальнейшего трудоустройства.
  5. Использовать возможность профессионального обучения.
  6. Бесплатно получать по направлению от службы занятости следующие услуги:
    • профподготовка;
    • психологическая поддержка;
    • повышение квалификации;
    • переподготовка.
  7. Получать содействие на организацию собственного дела. В этом случае речь идет о единовременном получении всей суммы пособия для организации бизнеса. Для этого необходимо составить и предоставить комиссии на рассмотрение бизнес-план, отображающий главные идеи планируемого дела.


Похожие записи: