Как получить лицензию на автобус для перевозки людей в 2023 году?

02.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на автобус для перевозки людей в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

По вопросам приема заявлений для получения лицензий и их готовности обращаться:

г. Брест ул.л-та Рябцева, 45 8 (0162) 29-72-82 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30
г. Витебск ул.Правды, 44 А 8 (0212) 68-12-08 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Гомель ул.Интернациоальная, 10 А 8 (0232) 21-30-03 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Могилев ул. Гомельское шоссе,1 8(0222)-42-88-34 пн-пт 8.00-17.00
обед 13.00-14.00
г. Гродно ул. Суворова,256 8 (0152) 60-89-54 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30
г. Минск пр-т Партизанский, 6 8 (017) 374-84-18 пн-пт 8.30-17.00
обед 13.00-13.30

Ужесточить вход на рынок

Через пару месяцев на общественное обсуждение (в июле 2021 г.) был вынесен проект указа «О вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

Документ предусматривал дополнительные условия для защиты как пассажиров, так и водителей, отмечали в Минтрансе. Существенно изменялись правила работы такси.

Планировалось создать новый механизм допуска на рынок путем введения регистрационных карт транспортного средства (ТС), карт допуска водителя авто, диспетчера автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении и диспетчера такси (в электронном виде). Оформление и регистрация карт – платные. Заниматься нерегулярными перевозками без этих документов запрещалось.

К недобросовестным перевозчикам, нарушающим законодательство, планировалось применять ограничительные меры: приостановка действия карты допуска водителя на срок до одного месяца, а регистрационной карты ТС и карты допуска диспетчера – на срок до трех месяцев. При повторных нарушениях действие указанных карт вообще прекращалось.

Получить их повторно можно только через шесть месяцев.

Особая роль отводилась Транспортной инспекции Минтранса и ее филиалам. На учреждение возлагались выдача и внесение изменений в вышеназванные документы, а также право приостановить их действие за те или иные нарушения.

Также планировали ввести норму, согласно которой аренда транспортного средства с экипажем разрешается только юридическим лицам и ИП. Физические лица такого права не получали.

Предусматривалось обязательное заключение автомобильными перевозчиками – юридическими лицами или ИП (кроме ИП, осуществляющих деятельность самостоятельно без привлечения иных лиц) трудовых договоров с водителями.

И хотя Минтранс утверждал, что для добросовестных перевозчиков фактически ничего не изменится, предлагаемые нововведения не всем понравились. Так, недовольство многих участников рынка вызвал планировавшийся запрет принимать на работу в нерегулярных перевозках, включая такси, водителей по договорам подряда. То есть тех, кто таксует не на постоянной основе, а подрабатывает извозом после работы или по выходным.

Звучали опасения, что такси станет меньше, с рынка уйдут Uber и «Яндекс», следовательно, вырастут цены и ухудшится обслуживание пассажиров, часть людей останется без работы.

Однако подписание проекта указа затянулось, и регулятор в лице Минтранса попытался включить его нормы в проект закона, заменив заявительный принцип вхождения на рынок на разрешительный.

Другие новации, включенные в Закон

Закон № 196-З вносит и иные изменения в Закон № 278-З.

Закрепляются формы контроля Транспортной инспекцией за соблюдением законодательства производителями транспортных работ и услуг при организации и выполнении автомобильных перевозок.

Созданы условия для расширения способов приема оплаты за перевозку такси при заказе с помощью электронной информационной системы, т.е. пассажиры смогут рассчитываться в т.ч. наличными.

Закреплено право пассажира при заказе такси получать информацию о тарифах и (или) об ориентировочной стоимости поездки.

Минтрансу предоставлены полномочия на установление порядка заполнения и использования разрешений на проезд иностранных ТС по территории Беларуси.

Расширяются полномочия Совмина в части установления случаев и порядка изъятия разрешений, которые выдаются в рамках Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ) на проезд перевозчиками, зарегистрированными в РБ, по территории одного или нескольких иностранных государств. То есть речь идет о разрешениях (их еще называют «дозволами»), выдаваемых Минтрансом, когда эти документы используются неэффективно. Совмин издаст свой НПА, в котором установит конкретный порядок изъятия «дозволов».

Читайте также:  Социальные выплаты для малоимущих в 2020 году

Закон от 18.07.2022 № 196-З вступит в силу 22 января 2023 г.

Перечень документов для оформления лицензии

  • правильно оформленное заявление;
  • копии учредительных документов от юридического лица, а также свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию.
  • Документ, удостоверяющий факт уплаты государственной пошлины.
  • Копия приказа, который подтверждает назначение ответственного лица за организацию и осуществление грузоперевозок. Стоит отметить, что этот документ не нужно предоставлять в случае, если вы индивидуальный предприниматель.
  • Копии, которые подтверждают необходимый уровень профессиональной подготовки лица, являющегося ответственным за организацию и осуществление транспортных перевозок, либо требований, установленных законами.
  • Перечень автомобилей, которые заявляются для осуществления деятельности (лицензированной). Здесь необходимо указывать категории, марки, а также регистрационные знаки.

Порядок в сфере пассажирских перевозок – это в первую очередь безопасность пассажиров. А дальше это понятное налогообложение, когда деньги от оказания таких услуг идут в бюджет. А сейчас как? Крупнейший частный оператор зарегистрирован где-то за рубежом, работает через приложение по безналу и зарабатывает огромные, как я полагаю, деньги. И сколько он перевозок совершил, и сколько он за это получил, и сколько налогов должен был заплатить, знает только он сам. Такого быть не должно.

Шаги в наведении порядка уже сделаны и отражены в проекте указа. Но на то он и проект, чтобы его дорабатывать и осмысливать, чтобы в итоге получить простой и понятный всем без исключения документ, который исключит «серые схемы» в сфере такси. Время на это еще есть.

Новый перечень документов для получения лицензии

20.1. В случае предоставления лицензии заявитель направляет:

1) заявление о предоставлении лицензии согласно приложению N 2 (для юридических лиц) или приложению N 3 (для индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту, в котором указываются:

3) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств;
4) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
5) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) (в случае отсутствия данной лицензии у соискателя лицензии);
6) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств заявителя и прохождение ими медицинского освидетельствования;
7) опись прилагаемых документов;
8) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

20. Для получения лицензии заявителем представляются:

1) заявление о предоставлении лицензии и о включении сведений об автобусах в реестр лицензий, форма которого приведена в приложении N 1 (для юридических лиц) или приложении N 2 (для индивидуальных предпринимателей) к Регламенту;

2) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;

3) копия договора с медицинской организацией или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с такими договорами;

4) копия свидетельства о регистрации автобусов, заявленных соискателем лицензии и, если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;

5) опись документов, форма которой приведена в приложении N 10 к Регламенту.

Из перечня документов исключены:

  • документы, подтверждающие техническое обслуживание и ремонт ТС;
  • документы, подтверждающие квалификацию и стаж работы водителей;
  • документы о включении автобусов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

В новом списке появился лишь один полностью новый документ:

  • копия приказа о назначении ответственно за обеспечение БДД в организации.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Читайте также:  4. Пособие по уходу за ребенком

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Причина изменений в законодательстве

Что послужило толчком для принятия данных нормативов? Лицензирование автобусов стало острым вопросом после ДТП, которое произошло в Забайкалье. 11.06 в 2017 году на автобусе перевозились 51 человек. По неосторожности водителя, он выехал с основной дороги, опрокинувшись в кювет, и совершил переворот. 14 пассажиров скончались на месте, 34 были травмированы в разной степени тяжести.

Вопрос участившихся авариях с участием автобусных транспортных средств встал на повестку дня мгновенно. М. Соколовым, занимавшим пост главы МинТранса на тот момент, было заявлено о готовящемся законодательном проекте, который включал в себя возврат процедуры получения лицензий на пассажирские перевозки.

В настоящее время, актуальные нормативные акты запрещают деятельность предпринимателям, у которых отсутствует разрешение, если оно требуется при осуществляемом виде работ.

Им нарушение грозит административным штрафом в разном размере:

  • две/две с половиной тысячи ₽ с возможной конфискацией для граждан;
  • четыре/пять тысяч ₽ с конфискацией — должностные лица;
  • сорок/пятьдесят тысяч ₽ с конфискацией — юридические лица.

Перечень требований к автобусу, к перевозчику

Лицензирование автобусных перевозок предусматривает некоторые требования к транспорту, водителям и компании-перевозчику.

Водитель должен обладать:

  • категорией «Д»;
  • российским водительским удостоверением;
  • общим водительским стажем от 3х лет с обязательным подтверждением в трудовой книжке.

Компания должна иметь:

  • медицинского работника с соответствующим образованием. Как альтернатива, действующий договор с медучреждением, которое будет осуществлять дорейсовые медицинские осмотры водителей;
  • штатные технически исправные машины с действующими талонами техосмотра;
  • боксы, в которых будет осуществляться технический осмотр и ремонт ТС. Как альтернатива, действующий договор на стороннее обслуживание.

Транспорт должен быть снабжен:

  • лицензионной карточкой;
  • страховым полисом ОСАГО;
  • обязательным страхованием для пассажиров;
  • установленной системой ГЛОНАСС, ГЛОНАСС GPS.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом регулируется:

  • Федеральным законом от 4 мая 2011 г. No 99-ФЗ (в ред. от 14 октября 2014 г. No 307-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании);
  • Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 No 280, с изм. и дополнениями от 26 ноября 2013 г., далее — Положение;
  • Приказом Минтранса России от 29.04.2013 No 144 (в ред. от 23.07.2014) «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения соб-ственных нужд юридического лица или индивидуального предприни-мателя)», далее – Регламент.

Порядок получения лицензии включает несколько этапов:

  1. Заполнение формы заявления о выдаче лицензии
  2. Подготовка прилагаемых к заявлению документов
  3. Представление документов в лицензирующий орган
  4. Проверка лицензирующим органом соответствия соискателя лицензионным требованиям

Лицензирование автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильного транспорта под собой подразумевает перевозки пассажиров, перевозки грузов. Лицензирующим органом является Министерство транспорта РФ. Также хочется отметить, что на каждый вид деятельности предоставляется своя лицензия.

Министерство транспорта РФ принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в срок не превышающий 30 дней с момента получения заявления с соответствующими документам, в котором прилагается опись документов. Лицензия на соответствующий вид выдается на 5 лет, в дальнейшем его можно будет продлить. Если у лицензиата происходят изменения в количестве автотранспортных средств, то он обязан будет уведомить орган в течение 15 дней об изменении. Что касается плановых проверок, то он проходят по-разному, для перевозки пассажиров-не чаще одного раза в год, а для перевозки грузов-не чаще одного раза в два года.

Проверка в рамках решения вопроса о выдачи лицензии:

Сами проверки проводятся на основании приказа руководителя лицензирующего органа. По их результату выносится акт или протокол, составленный в двух экземплярах-вам и для органа.

Если имеются нарушения, то они обязательно прилагаются к протоколу, чтобы подтвердить свои требования к соискателю лицензии. Протокол подписывается обеими сторонами, и регистрируется в журнале органа и представляется руководителю органа.

Читайте также:  Что изменится для многодетных в 2023 году

Лицензирующий орган имеет право приостановить действие в получении лицензии, пока не будут исправлены ошибки, или вовсе отказать в получении лицензии, если были выявлены неоднократные нарушения или грубые нарушения.

После того, как орган вынес решение о приостановлении, то он уведомляет в течении трех дней соискателя лицензии. Также лицензия теряет юридическую силу, если организация ликвидируется, или прекращает свою деятельность в результате реорганизации, кроме преобразования либо прекращения свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Орган может аннулировать лицензию, если в течении трех месяцев организация не оплатит сбор за предоставление лицензии. Также лицензия может быть аннулирована по решению суда, если в контролирующий орган поступали на организацию жалобы, и эти жалобы сопровождались нарушением законных прав граждан.

Для того чтобы понять разницу между перевозкой пассажиров и перевозкой грузов, мы продолжим нашу тему в следующем заголовке.

Услуги по лицензированию перевозок в Екатеринбурге

Перечень наших услуг по получению лицензии на осуществление перевозок:

  • Консультация по процедуре выдачи лицензии, в том числе, в случае отказа в выдаче таковой
  • Мы поможем Вам, даже если у Вас еще незарегистрированный бизнес — регистрация предприятия либо индивидуального предпринимателя – соискателя лицензии, это одно из наших отдельных самостоятельных направлений деятельности
  • Подготовка пакета документов, необходимых для подачи заявления в государственный орган
  • Анализ документов, подготовленных для подачи
  • Подготовка заявления о выдаче лицензии
  • Подача необходимых документов для получения лицензии
  • Отслеживание процесса выдачи лицензии
  • Получение лицензии
  • Обжалование решения государственного органа в выдаче лицензии
  • Защита прав и законных интересов доверителя в ходе судебного разбирательства по обжалованию действий, бездействий, решений уполномоченных в сфере лицензирования органов, а также мы можем взять на себя подготовку иска в суд по любому вопросу Вашей деятельности.

Что проверяет лицензирующий орган?

После получения пакета документов лицензирующий орган проверяет правильность их заполнения, полноту и достоверность сведений о соискателе, а также возможность выполнения им лицензионных требований и условий. Последний проверочный этап проводится лицензирующим органом в рамках Закона о защите прав .

Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Федеральная служба по надзору в сфере транспорта принимает в течение 45 дней (п. 2 ст. 9 Закона о лицензировании). К сожалению, более короткий срок принятия решения о выдаче лицензии отраслевым Положением не установлен.

После проведения проверки полноты и достоверности сведений о соискателе Федеральная служба по надзору одновременно с лицензией выдает выписку из этого документа — лицензионную карточку. В ней указываются номер, дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и госзнак ТС.

В случае изменения парка ТС организация или предприниматель должны представить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных лицензионных карточек на поступившие ТС. Они должны быть выданы в течение 10 дней. Лицензионные карточки по ТС, которые заменены и не используются для перевозок, должны быть возвращены. Это следует сделать также в случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования.

В отличие от старых правил лицензирования в новых не уделено внимания ни плановым, ни внеплановым проверкам организации на соблюдение лицензионных требований. Но это не означает, что перевозки пассажиров не подлежат лицензионному контролю. Порядок его проведения регламентирован отдельными Методическими рекомендациями .

Транспортные организации, имеющие ТС вместимостью более 8 пассажиров, без лицензии не вправе осуществлять перевозки, поэтому затраты на ее получение являются необходимыми в списке текущих расходов. Они являются расходами по обычным видам деятельности, так как связаны с оказанием транспортных услуг (п. 5 ПБУ 10/99 ). При этом следует отметить, что расходы, связанные с получением лицензии, обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, а связь между ними можно определить только косвенную. Поэтому их следует отражать в учете и отчетности в равномерном порядке, распределяя между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

К такому выводу также можно прийти, если обратиться к п. 65 Положения по бухгалтерскому учету . В нем сказано, что затраты, произведенные организацией в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельно как расходы будущих периодов и подлежат списанию в самостоятельно устанавливаемом организацией порядке (равномерно, пропорционально оказанным услугам и др.). Выбранный метод списания этих расходов организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.


Похожие записи: