Что такое ДОПОГ и опасный груз: расшифровка и получение разрешения 2023
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ДОПОГ и опасный груз: расшифровка и получение разрешения 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Говоря на тему опасных для перевозки грузов, специалисты прежде всего обращают внимание на то, что под этим понятием подразумеваются вещества, открытая транспортировка которых угрожает человеческой жизни и здоровью, а также окружающей среде.
Демонтаж дорожных знаков после окончания дорожных работ
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах либо производящие работы с использованием транспортных средств на проезжей части дороги, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, транспортные средства, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов, а временные технические средства организации дорожного движения, установленные в местах проведения дорожных работ, должны быть убраны, демонтированы или демаркированы.
В пункт 14 внесены следующие изменения:
- Требования данного пункта с 1 марта 2023 года распространяются в том числе на должностных лиц, которые фактически производят работы с использованием транспортных средств на проезжей части. Ранее требование распространялось только на ответственных за производство работ.
- Добавлено требование об обозначении транспортных средств знаками и ограждающими устройствами.
- Прописана необходимость убрать временные технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметку, светофоры) после завершения работ.
Типы классов опасности грузов
В международной и национальной практике разделение классов опасности осуществляется согласно положениям правил перевозки опасных грузов (dangerous goods regulations), разработанными в соответствии с резолюциями 618, 619 Международной Ассоциацией Воздушного Транспорта (ИАТА) совместно с техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (DOC 9284) (ТИ ИКАО). Различают следующие типы опасных грузов:
- Взрывчатые вещества с опасностью взрыва по массе, охватывающего весь объем, могут характеризоваться разбрызгиванием, возгораться.
- Газы, способные воспламеняться при взаимодействии с воздухом. Находящиеся при низких температурах невоспламеняющиеся газы.
- В класс легковоспламеняющихся жидкостей входят суспензии, лаки, растворы или пары с повышенным уровнем воспламенения. В эту категорию входят такие популярные товары, как керосин, бензин и даже лаки для ногтей.
- Твердые вещества, которые отличает склонность к легкому воспламенению, в том числе при контакте с водой.
- Окисляющиеся перекиси и органические вещества, способные к воспламенению при контакте с другими веществами. В этот перечень входят, например, некоторые компоненты белой краски.
- Инфекционные и токсические вещества, содержащие болезнетворные микроорганизмы, никотин, цианид и другие составляющие.
- Радиоактивные материалы.
- Вещества, имеющие коррозийные свойства, поражающие ткани, кожные покровы.
- Прочие опасные предметы и вещества, которые не входят в указанный перечень (например: литий-ионные, литий-полимерные батареи, магниты, конденсаторы, потребительские товары, двигатели внутреннего сгорания, транспортные средства).
Чтобы осуществлять грузоперевозки опасных веществ, необходимо получить специальное разрешение в Ространснадзоре. Форма документа едина, но предусматривает два варианта перевозок:
-
Однократный. Разрешение дается только на одну грузоперевозку, которая проводится согласно маршруту и специфике перевозимых товаров.
-
Многократная. Выдается для совершения нескольких одинаковых доставок. Обязательное условие – соблюдение единых качественных и количественных характеристик, а также одинакового маршрута. Действует в течение 6 месяцев.
Если схема доставки или категория товара меняются, то перевозчик обязан получить другое разрешение.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
-
Полное наименование компании, которая будет заниматься перевозкой опасного груза.
-
Контакты и адрес фактического расположения компании.
-
Класс опасности согласно международным стандартам.
-
Характеристики груза (габариты, вес, тип упаковки).
-
Тип транспортного средства.
-
Контакты отправителя и получателя груза.
-
Подтверждение указанной категории товара.
-
Договор между владельцем груза и транспортной компанией.
-
Товарно-транспортная накладная (3 копии).
-
Документ о проведении специального инструктажа касательно особенности перевозки опасных грузов.
- Допуск к осуществлению международных грузоперевозок.
Распространенные вопросы
- Какой срок действия свидетельства ДОПОГ?
В связи с тем, что в правила перевозки ОГ постоянно вносятся различные коррективы, срок действия разрешения на транспортировку опасных веществ ограничен 5 годами. Изменений претерпела и длительность учебного курса, которая возросла с одного дня до четырех.
- Когда могут отказать в выдаче удостоверения?
Уполномоченные органы могут отказать заявителю в выдаче разрешающего перевозку документа, сославшись на ошибки во время сдачи экзамена и серьезные нарушения, совершенные во время транспортировки ОГ.
- Чем отличается ДОПОГ И ПОГАТ?
Несмотря на то что в России перевозка рассматриваемой категории грузов осуществляется в соответствии с международным актом ДОПОГ, есть здесь и свой документ, именуемый ПОГАТ. Дословно он расшифровывается как Правила перевозки ОГ автомобильным транспортом, включая в себя ключевые особенности эксплуатации подобных ТС и веществ в условиях российского трафика и климатических условий.
Естественно, за пределами государства этот нормативно-правовой акт автоматически теряет свою юридическую силу.
Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов
Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:
- Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
- Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
- Отсутствие или ошибки в документации на груз
- Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
- Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
- Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
- Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
- Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
- Нарушения в оснащении ТС
- Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
- Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
- Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
- Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
- Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)
Ответственность сторон при международных авиаперевозках
При планировании авиаперевозки груза в международном сообщении грузоотправителю и/или заказчику перевозки необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регулирующей данную сферу. Это поможет предвидеть и предупредить возможные проблемы, которые могут возникнуть в процессе доставки, избежать споров и неприятных ситуаций.
Источниками правового регулирования международных воздушных перевозок является как национальное законодательство, так и международно-правовые акты.
Грузоотправитель, грузовой агент и перевозчик обязаны соблюдать:
-
законодательство Российской Федерации,
-
международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка грузов;
-
требования, связанные с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарнокарантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановления Правительства Российской Федерации
Автотранспортные средства, регулярно используемые для доставки к месту назначения ОГ, относящихся к 1-му классу, должны иметь переоборудованную систему выхлопа с переносом глушителя в переднюю зону грузового автомобиля с выраженным нижним наклоном. Если особенности конструкции моторного отсека не позволяют произвести подобную модернизацию, допускается расположение оконечной части системы выхлопа с правого борта автомобиля, но вне зоны расположения кузовной части и элементов топливной системы. В любом случае выход глушителя необходимо дооснастить специальным искрогасительным устройством (обычно – сеткой).
Топливный бак следует располагать на удалении от АКБ, если обеспечить данное требование в силу конструкционных особенностей невозможно – должен быть отгорожен от аккумуляторной батареи непроницаемой перегородкой. То же требование в отношении топливного бака относится в силовой установке, электропроводке, элементам системы выхлопа. Расположение топливного бака должно обеспечивать при получении им повреждений (пробоин) утечку топлива только на дорожное полотно, без риска попадания на детали автомобиля, особенно – на транспортируемый груз повышенной опасности. Топливный бак следует оснастить защитным кожухом со стороны дорожного полотна и с боков.
Кроме стандартного набора документов (водительского удостоверения, паспорта водителя/сопровождающих лиц, техпаспорта ТС), при осуществлении транспортировки опасных грузов требуется наличие следующих документов:
- договор о перевозках;
- ТТН;
- паспорт безопасности перевозимого вещества/материалов;
- путевой (маршрутный) лист, содержащий соответствующую маркировку;
- инструкции для водителя, ответственных лиц, сопровождающего персонала, касающиеся правил транзита ОГ;
- удостоверение ДОПОГ, выдаваемое на автомобиль, предназначенный для автоперевозок грузов, причисленных к классу опасных;
- удостоверение ДОПОГ, выдаваемое водителю;
- разрешительный документ на транспортировку ОГ, выдаваемый уполномоченными представителями МВД.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов может стать причиной наложения солидных штрафов на грузообладателя и перевозчика, а также увеличения времени нахождения ОГ в пути.
Такие факторы, как тип используемой тары/упаковки, влияют на оснащение машины, задействованной для автоперевозок опасных грузов. Следует дооборудовать их такими средствами:
- биологическая защита водителя/сопровождающих лиц в виде перегородки между кузовной частью и кабиной при транспортировке излучающих радиацию веществ;
- обшивка кузова автотранспортного средства сталью, мероприятия по обязательной герметизации соединений и стыков при перевозке радиационных веществ изделий, материалов;
- наличие такелажного оборудования для надёжного крепления ОГ;
- обеспечение степени электрозащиты перевозимого груза на уровне, не меньшем IP54;
- монтаж в грузовом отсеке фургона в области дверей звуковой/световой сигнализации;
- наличие в подкапотном пространстве огнетушителя;
- наличие системы пожаротушения в кузове автомобиля, обеспечение СП автономным питанием, возможность активизации водителем вручную из кабины автомобиля;
- установка в грузовом отсеке плафонов во взрыво- пожарозащищённом исполнении с обеспечением надлежащей защиты электропроводки;
- наличие голографических знаков опасности;
- оснащение автомобиля прибором, предназначенным для измерения радиационного фона.
Требования к упаковке/таре и маркировке опасных грузов регламентируются правовыми документами, в основу которых положены пункты, содержащиеся в ДОПОГ. Большая часть таких требований касается обеспечения максимальной сохранности груза с учётом его физико-химических свойств и степени опасности. Строго запрещено перевозить в одной упаковке опасные и обычные товары. Если конечной тарой для ОГ являются стеклянные ёмкости, они должны паковаться в деревянные ящики, снабжённые прокладочным материалом.
Как уже отмечалось выше, управлять транспортным средством, используемым для транспортировки опасных веществ, материалов и товаров, должен водитель, прошедший специальное обучение. Такие курсы основываются на материалах, изложенных в соглашении ДОПОГ. Изучаются правила перевозки ОГ, действующая отечественная и международная правовая база, методы реагирования на возникновения нештатных ситуаций. После окончания курсов необходимо сдать экзамен для получения соответствующего свидетельства, являющегося допуском к автоперевозкам опасных грузов. Существует также перечень правил и требований, касающихся водителей, занимающихся подобной деятельностью:
- перед каждым рейсом обязательным является прохождение медосмотра;
- водитель должен иметь не менее трёх лет стажа вождения транспортных средств данной категории;
- он обязан уметь оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь пострадавшим.
Существует ряд требований, касающихся транспортировки конкретного типа и класса опасных веществ. В частности, перевозка радиоактивных материалов/изделий должна производиться в специальных защитных костюмах, в которых должны находиться и сопровождающие лица. Если в грузовом отсеке транспортного средства находится вещество, относящееся к первому классу ОГ, запрещается курение в автомобиле. Сопровождающие груз лица также должны пройти соответствующее обучение и получить в Ространснадзоре разрешение на сопровождение товара (отдельно для каждого рейса). Накануне рейса водитель и сопровождающие лица проходят детальный инструктаж, на котором их информируют о специфике перевозимого груза и заостряют внимание на нюансах, касающихся его доставки.
Нормативные документы
Чтобы перевозка опасных грузов в международном сообщении осуществлялась с соблюдением всех норм и стандартов, для этого были составлены особые документы. Каждый участник, который осуществляет перевозки за пределами собственной страны, обязан подписать и следовать этим установленным для всех правилам. В основном, грузоперевозчики отталкиваются от рекомендаций ООН. За разработку положений отвечает экспертная комиссия, которая согласовывает все пункты на международном уровне, использует специальную классификацию и маркировку, одинаковую для всех участников.
Опираясь на эти рекомендации, внутреннее руководство каждой страны обязуется выполнять перевозку опасного вида груза согласно регламенту, используя только разрешённый вид транспортных средств. Рекомендации или Типовые правила периодически обновляются и дополняются. Это связано с появлением улучшенных средств для перевозки опасного груза, разработкой новых технологий и необходимостью доставки иных видов товаров и веществ. Потому правила требуется корректировать и вносить некоторые изменения. Последние нововведения отображены в 20 пересмотренном издании, выпущенном в 2017 году. Следующее обновление выйдет в 2019 году, поскольку корректировка осуществляется каждые 2 года.
Но существуют определённые проблемы, связанные с международными правилами и нормативными актами разных стран. Между ними часто возникают противоречия. Некоторые используют отличающиеся способы классификации для одной и той же категории товаров. Для одних стран груз считается опасным, а другие его к такой категории не относят. Аналогично обстоит ситуация с маркировкой. Противоречия пытаются устранить путём доработки международных нормативов, но это не всегда помогает.
Не все понимают степень опасности таких расхождений в классификации и маркировке. Опасные грузы не перестают оставаться такими даже после их доставки на требуемый объект. Ведь продукция бывает как промышленной, так и бытовой. А потому всегда остаётся угроза здоровью, жизни людей и экологии на всех этапах, помимо транспортировки. Принимающая груз сторона ориентируется на маркировку и применяет соответствующие меры по хранению и обеспечению безопасности продукции.
Не сложно представить, что на легковоспламеняющемся товаре не поставили маркировку, которая бы об этом сообщила принимающей стороне. В итоге товар может легко оказаться в условиях, при которых он легко загорится. Результатом подобного несогласования становится в лучшем случае пожар. Для решения проблемы специалисты регулярно обновляют нормативы, связанные с классификацией и маркировкой всех категорий опасных грузов. Эта согласованная система классификации также имеет уже несколько редакций.
Железнодорожный состав, подготовленный для трансфера опасных веществ, может отправляться в поездку только при наличии квалифицированного обслуживающего персонала. Команда сотрудников сопровождает поезда с ОГ при условии выполнения утвержденных установленным порядком требований:
- возраст свыше 21 года;
- документы с допуском к работе с опасными грузами;
- действующие результаты медицинской комиссии;
- профессиональная подготовка;
- специальные курсы, пройденные непосредственно перед рейсом.
Подготовкой квалифицированного персонала занимается транспортная организация. Критерии для программы обучения устанавливает инспекция по жд надзору. Контроль знаний сотрудников проводится на ежегодной основе минимум 1 раз. Внеплановая проверка также может быть, если:
- предписана контролирующими организациями;
- сотрудник устроился на новое рабочее место;
- внесены поправки в должностные инструкции.
Для минимизации вредных последствий каждый член команды сопровождения должен быть обеспечен средствами для устранения возгорания или утечки (просыпания) груза на вверенном участке (в вагоне). И, конечно, наличие специальной защитной амуниции облегчит работу в поездке.
Существует единственный путь решения имеющихся проблем — постоянная и методичная работа но наведению порядка в этой области. Помимо разработки новых правил перевозки опасных грузов, соответствующих международным обязательствам России, взятых ею при подписании европейского соглашения по ДОПОГ, должны предъявляться более жесткие требования к подготовке и организации самих перевозок, включающие в себя меры по обучению персонала грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя с учетом возможных террористических угроз (глава 1.10 ДОПОГ-2005].
Минтранс обращает большое внимание на уровень обучения водителей правилам перевозки опасных грузов, и сотни недобросовестных образовательных структур лишаются аккредитации. Однако из-за недооценки руководителями автотранспортных предприятий значимости подготовки водителей, что, по мнению Роспрофтрансобра связано с отсутствием лицензирования на данный вид транспортной деятельности, профессиональный уровень водителей снижается. Достаточно часто побеждает стремление без особых затрат получить необходимые для водителей ДОПОГ-свидетельства. ДОПОГ предписывает введение в штат автотранспортных предприятий должность консультанта (эксперта) по безопасности при перевозке опасных грузов. Однако какими навыками и знаниями он должен обладать, сказать трудно, поскольку нет типовой программы подготовки специалиста.
Подготовка грузовладельцев, безопасность перевозок в значительной степени зависит также от квалификации работников грузоотправителей и грузополучателей, к обучению которых на должном уровне вообще не приступали. Это касается грузчиков, кладовщиков, экспедиторов, охрану, работников, допущенных к оформлению документов для перевозки и т. п. (См. ДОПОГ-2005 глава 1.10.) Круг лиц, подлежащих обучению, до сих пор четко не обозначен.
Безусловно, безопасность перевозок особо опасных веществ возросла с запретом ГУ ГИБДД ОБДД №13/2-121 от 26 июля 2006 г. использовать автомобили с бензиновыми двигателями. Большую организующую и стимулирующую роль сыграл выпущенный 7 декабря 2000 г. приказ МВД России № 1240, регламентирующий контроль конструкции производимых и эксплуатируемых транспортных средств, а также порядок их доработки и сертификации. Несмотря на значительные пробелы в документе, он позволил запустить процесс модернизации существующих транспортных средств и привести их на первом этапе в соответствие с внутрироссийскими требованиями. Учитывая большие объемы перевозок опасных грузов, нужны продуманные и просчитанные шаги при принятии новых законов.
Статья опубликована в №7/Июль/2008 журнала «Логистика и управление».
Согласование маршрута транспортировки ОГ
В некоторых ситуациях перед согласованием маршрута необходимо получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасного груза. Это необходимо сделать в следующих случаях:
- транспортировка предполагается колонной более трех автомобилей;
- маршрут следования пролегает через труднодоступные места с плохой проходимостью или ожидаются плохие атмосферные явления на пути следования;
- перевозимый груз является особо опасным.
В таких случаях чаще всего должно назначаться сопровождение, решение о котором принимается Ространснадзором.
Для перевозки всех опасных грузов, кроме грузов классом опасности 9, необходимо согласование маршрута транспортировки с отделением ГИБДД пункта отправки данного груза. Для согласования необходимо соблюдать определенны правила при планировании маршрута перевозки:
- маршрут не должен пролегать через заповедники, охраняемые территории, места зоны отдыха людей;
- транспортировка не должна осуществляться через крупные населенные пункты с плотной застройкой (кроме точек загрузки и выгрузки продукции), если же проложить маршрут по другому не представляется возможным, то проезд по населенному пункту возможен, но в объезд лечебных, образовательных, дошкольных, культурных, промышленных и развлекательных объектов;
- в согласованном маршруте должна быть информация о планируемых стоянках, остановках, заправках ТС и т.п.
Маршрут должен быть подготовлен в 3-х экземплярах (для водителя, для компании, для ГИБДД).
Международная регламентация морской перевозки опасных грузов
Впервые вопросу международной регламентации морской перевозки опасных грузов (ОГ) было уделено внимание на Международной конференции по охране человеческой жизни на море 1929 г. (в Конференции принимали участие Австралия, Бельгия, Великобритания, Индия, Исландия, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Советский Союз, США, Финляндия, Франция и Швеция).
Конференция признала необходимость международной регламентации условий перевозки ОГ, подтвердив это в ст. 24 Конвенции 1929 г.:
“Перевозка товаров в виде груза или балласта, которые по своей природе, количеству или способу укладки в трюме могут оказать в отдельности, или все вместе, влияние на безопасность жизни пассажиров или на безопасность судна — воспрещается.
Это правило не распространяется на материалы, предназначенные для судовых сигналов о бедствиях и на перевозку военно-морских или военных припасов для нужд государства при соблюдении условий, установленных администрацией.
Каждая администрация должна, время от времени, официальным извещением определить, какие грузы должны считаться опасными грузами и указывать, какие меры предосторожности должны быть соблюдены при их упаковке и укладке в трюм”.
Лондонская Конференция 1948 г. (участвовали представители 31 страны) приняла классификацию ОГ и общие положения их перевозки на морских судах, а также рекомендовала предпринять усилия по разработке международных правил перевозки ОГ морем.
Применение правил перевозки перевозки опасных веществ железнодорожным транспортом
При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.
Основные правила следующие:
- При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
- Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
- При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
- Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.
Перевозка опасных веществ по ж/д регламентируется СМГС.
Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:
- Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
- Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
- Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
- Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.
Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:
- Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
- На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
- Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
- Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
- Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
Требования к таре при морской перевозке
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
Правовые основы при организации перевозок опасных грузов
Транспортировка опасных грузов автотранспортом регламентируется заключенным договором о перевозке. Документ разрабатывается с учетом национального и международного законодательства в сфере грузоперевозок. Согласно ему ответственной стороной за оформление товарно-транспортной документации является грузоотправитель, за оформление путевой документации – грузоперевозчик. Лицо, ответственное за сопровождение опасных грузов при перевозке, принимает на себя следующие обязательства:
- Знать условия безопасной транспортировки груза выбранного класса опасности;
- Знать маршрут перевозки;
- Обеспечивать охрану и сопровождения от места отправления до места назначения;
- Проводить периодический внешний осмотр;
- Осуществлять контроль за погрузкой и креплением.
Правила также запрещают осуществление перевозок опасных грузов автоцистернами в условиях недостаточной видимости, использование дополнительных баков для топлива, стоянка в пути без наблюдения при перевозке грузов второго и третьего класса опасности.
Успех перевозок заключается в комплексной организации, ведь в транспортных мероприятиях задействованы все участники сделки. Перевозчик следит за тем, чтобы водитель имел соответствующий опыт и квалификацию согласно положений Европейского соглашения ДОПОГ. Водитель, в свою очередь, осуществляет проверку полученных от грузоотправителя документов, а также занимается устранением последствий аварийной ситуации (при ее возникновении) до прибытия соответствующих служб. В его зону ответственности входит соблюдение оптимального скоростного режима, отказ от потенциально опасных маневров, а также полный запрет на перевозку посторонних лиц в кабине или оставление ТС без присмотра.