Выездная налоговая проверка: в чем суть и когда риски компании растут
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка: в чем суть и когда риски компании растут». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения мероприятий, предваряющих выездную проверку, в каждой инспекции ФНС имеется отдел предпроверочного анализа. Там работают специалисты, которые контролируют всех относящихся к данной ИФНС налогоплательщиков, выявляют среди них подозрительных, собирают о них информацию и принимают решение о целесообразности выездной проверки, а также разрабатывают наиболее эффективные стратегии ее проведения.
Миграция, реорганизация, ликвидация
Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.
ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.
Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.
Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:
1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал
В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.
2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ
В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.
3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится
В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Готовимся к ВНП заранее
Современное законодательство позволяет налогоплательщику оспорить и обжаловать любые решения налоговых органов, в том числе по поводу начисленных налогов, пеней и штрафов. Однако при принятии решения суды не только оценивают представленные доказательства, но также учитывают поведение налогоплательщика на стадии предпроверочного анализа: как он реагировал на запросы, какую информацию предоставлял, как объяснял проведенные операции.
У судей нет единообразной позиции по налоговым спорам. Каждое дело и решение — уникально. Любые прогнозы о перспективах судебного разрешения спора носят вероятностный характер. Практика подтверждает одно: эффективность досудебного урегулирования налоговых споров намного выше, чем в процессе судебного рассмотрения.
Если налогоплательщик попал «на радар» Налоговой службы, принципиально важно понять, сможет ли он:
- объяснить деловую цель;
- представить экономическое обоснование;
- подтвердить реальность сделок;
- обеспечить документальное подтверждение.
Следует понимать, что многие виды деятельности имеют свою специфику. Поэтому при проверках компаний из IT-сферы, фармакологии и т. д. налоговому органу в ответ на запросы следует давать самое подробное описание бизнес-процессов со всеми нюансами. Подготовка грамотного обоснования и убедительной доказательной базы — задача номер один в отношениях с проверяющими органами.
Эксперты ЮРКОМкомпани готовы оказать всестороннее содействие и профессиональную поддержку предпринимателям в рамках проведения предпроверочного анализа:
- разработаем стратегию поведения;
- аргументированно донесем позицию до налогового органа;
- сделаем все, чтобы исключить огромные штрафы и доначисления со стороны проверяющих органов.
Как проводится планирование выездных налоговых проверок: 12 критериев риска для компании
Может ли организация снизить вероятность прихода налоговиков «в гости»? Да. Ведь при планировании инспекторы учитывают 12 параметров деятельности. Про них написано в Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@). Там они называются так: общедоступные критерии рисков.
Смысл раскрытия этой информации в том, чтобы налогоплательщики сами проверяли себя и «вгоняли» сложившиеся у них показатели в пограничные значения. Последние определяются как средние по видам деятельности и иногда по регионам.
Подробнее остановимся на каждом критерии. Расскажем об особенностях подсчета и о том, где найти значения для сравнения. А еще подарим чек-лист. Создали его в виде Excel-файла. Вводи́те в специальные ячейки цифры своей компании и увидите, по каким параметрам она находится в зоне риска. Подходит организациям, которые применяют общий режим налогообложения.
На схеме перечислили те самые 12 критериев, о которых далее пойдет речь.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Прочие факторы, влияющие на отбор
Нельзя не упомянуть и о других критериях, которые имеют существенное, а иногда и решающее, значение в вопросе о проведении ВНП.
В первую очередь, это размер бизнеса. Субъекты, выручка которых менее 100 млн рублей в год, мало интересуют налоговые органы. Почему? Ответ вытекает из следующего критерия — это показатель эффективности налогового инспектора по ВНП. Речь о том, что сумма доначислений, ради которых стоит затевать выездную проверку, должна быть не менее определенного минимума:
- для Москвы — 11 млн рублей;
- для других крупных городов России — 5 млн рублей.
Если сумма потенциального доначисления ниже, то ВНП, скорее всего, проводить пока не будут — это попросту невыгодно бюджету. Но это не значит, что о налогоплательщике забудут — за ним будут пристально наблюдать.
Предпроверочный анализ ФНС: что следует о нем знать
Предпроверочный анализ – это мероприятия, проводимые налоговыми инспекторами для выявления потенциальных нарушителей налогового законодательства. В последнее время предпроверочный анализ стал более эффективным и результативным – об этом свидетельствует тот факт, что число налоговых проверок в 2018 году сократилось на 30 %, а собираемость налогов по их итогам выросла. Отсюда можно сделать вывод: если налоговая инспекция пришла в компанию с проверкой, это значит, что факт нарушения практически точно установлен.
Как понять, что в отношении фирмы ведется предпроверочный анализ? Естественно, налоговая такую информацию организациям не сообщает. Однако это можно узнать по косвенным признакам.
Однако возможны ситуации, когда компания не получает ни запросов, ни вызовов в ФНС, однако в это время налоговые инспекторы активно собирают на нее «компромат». В данном случае стоит помнить о 12 критериях риска.
Что делать?
Разумеется, далеко не любая компания может определить, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Чтобы достоверно узнать об этом, рекомендуется обращаться к опытным адвокатам по защите бизнеса, которые сумеют выявить и устранить все риски. Если специалисты в ходе налогового аудита выясняют, что компании грозит реальная опасность, они предлагают руководителям совершить следующие действия:
Следует помнить, что защита бизнеса при налоговых проверках должна строиться как можно раньше. Тогда можно рассчитывать на то, что внезапный визит инспекторов не парализует фирму.
Основные виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Распространенные нарушения при проведении налоговых проверок
Нарушения, которые допускают налоговики при проверках, условно можно поделить на две группы:
- те, что влекут безусловную отмену результатов проверки;
- и нарушения, которые помогают отменить результаты проверки вместе с другим факторами.
Безусловных нарушений два:
- Неуведомление или неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки. Наиболее распространенная ошибка проверяющих — это отсутствие доказательства вручения уведомления;
- Непредоставление возможности налогоплательщику давать объяснения при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Нарушений проверочных процедур, позволяющих оспорить решение налогового органа с вероятностью отмены, немного больше.
- Незаконные доказательства, использованные налоговым органом: допрос без предупреждения о ст. 51 Конституции РФ, осмотр помещений без понятых, получение документов неофициальным путем и тому подобное.
- Необоснованные обвинения: когда претензии указаны в решении, а обоснования нет, отсутствуют ссылки на конкретные доказательства, документы и нормы закона.
- Использование налоговыми органами для обоснования своих претензий документов, не предусмотренных законом. Например, личные заметки, какие-то записи в тетрадях и т.п.
- Нарушение сроков проведения проверки. Очень полезная причина, которая определяется как дискриминационная по отношению к проверяемому налогоплательщику.
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Как мы уже отмечали, причина всегда имеет место. Систематического характера процедура не носит. А значит, существует целый ряд законных претензий, с помощью которых и принимается решение о назначении этого исследования. ВПН часто назначают, если есть подозрения на исправления или недостоверности данных, отраженных в декларации. Это самый частый случай. Плюс, роль играет и срок передачи. Если отчетность поступила с солидным опозданием – это тоже своего рода тревожный звоночек.
Если до этого у предприятия уже были трудности с выплатой отчислений в пользу бюджета РФ, уже накоплены определенные санкции от ФНС – это еще дополнительный балл в пользу ВПН. Не менее важным является и организационный статус компании. Если система налогоплательщика недавно была изменена на одну из форм упрощенки, внимание тоже будет пристальное. Тем более, сотрудники могут захотеть просто проверить, действительно ли соблюдены условия перехода.
Результаты процедуры, итоговые акты
По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.
После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.
Этап IV. Определение перспективных направлений и выработка оптимальной стратегии предстоящей выездной налоговой проверки
Оптимальная стратегия проведения проверки предполагает рациональное использование всех необходимых методов контроля. Поэтому на данном этапе налоговыми органами должны планироваться методы налогового контроля, необходимые для исследования конкретных перспективных направлений предстоящей выездной проверки. Выбор методов во многом зависит от общего уровня организации контрольной работы в налоговом органе, характера выявленных «точек контроля» и предполагаемых налоговых правонарушений.
Общепринятыми требованиями к контрольным процедурам, осуществляемым в ходе предпроверочного анализа, являются их эффективность в части обнаружения предполагаемых налоговых нарушений и рациональность при осуществлении.
Вместе с тем полагаем, что об эффективности предпроверочного анализа конкретного налогоплательщика можно судить не только по выявленным предполагаемым нарушениям налогового законодательства в количественном и суммовом выражении, но и по степени изученности экономических условий деятельности налогоплательщика.
Понять, может ли налогоплательщик при декларируемых финансовых результатах осуществлять свою деятельность в нормальном режиме и реализуется ли налогоплательщиком основная цель предпринимательской деятельности — получение прибыли, а если нет — в чем заключается выгода учредителей от существования убыточной или низкорентабельной организации, — вот, на наш взгляд, одна из основных задач предпроверочного анализа, решению которой в значительной степени способствует предлагаемая методика.
Как себя вести при выездной налоговой проверке
В завершение обобщим советы о том, как следует себя вести при выездной налоговой проверке:
- Сведите к минимуму возможность проведения в отношении вас выездной налоговой проверки: добросовестно ведите бизнес, работайте с проверенными контрагентами, организуйте корректное исчисление и уплату налогов, а также сдачу отчетности, используйте законные схемы минимизации налогов.
- Налоговики работают с документами. Если вы заключите договор о ведении бухгалтерии со сторонней организацией или фирмой по хранению документов, то при визите налоговиков выиграете немного времени и сможете подготовиться, так как документов по месту нахождения у вас не будет на законных основаниях и налоговикам придется выставить требование об их представлении.
- Заведите себе в офисе «чистый» компьютер, где будет только бухгалтерская база и не будет следов (файлов, переписок, сканов документов и пр.) какой-либо деятельности. Этот компьютер и предъявите налоговикам, чтобы исключить попадание к ним лишней информации.
Если проверка все-таки к вам пришла, не следует препятствовать ее проведению.