Изменения в ОСАГО в 2023 году: краткий обзор

14.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в ОСАГО в 2023 году: краткий обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Часто у тех водителей, которые оформляют электронный полис ОСАГО, возникает вопрос: зачем было оформлять виртуальное свидетельство, если его всё равно нужно распечатать? Возможность оформления страхового свидетельства с помощью Интернета была создана для комфорта приобретения страховки и для разгрузки страховых компаний.

Необходимые документы для онлайн покупки ОСАГО для физических лиц

Для того чтобы оформить полис ОСАГО физическому лицу в электронном виде, потребуется следующий пакет документации:

  1. Паспорт владельца транспортного средства, а также документ удостоверяющий личность человека, кто страхует автомобиль.
  2. Технический паспорт автомобиля или свидетельство на право собственности.
  3. Удостоверение права вождения для лиц, которые будут вписаны в электронное свидетельство.
  4. Карта диагностики, которая подтверждает актуальный техосмотр. Для заполнения электронного заявления необходимо указать номер, а также дату начала и окончания срока действия. Обратите внимание: если срок эксплуатации автомобиля менее 3 лет, карта прохождения технического осмотра не потребуется.

Что нужно знать человеку, который хочет оформить электронный полис ОСАГО? Ему не потребуются оригиналы бумаг. Всё что нужно — это лишь достоверная информация о них. Поэтому, будет достаточно копий документации или сканов изображений.

Вся информация, которая указывается в заявлении, будет автоматически сверяться по электронным реестрам.

Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти

Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.

«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.

В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.

По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.

Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2023-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.

Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2023-ом году, так и в нынешнем 2023-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.

Почему нужны изменения

По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.

— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.

Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).

— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.

В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:

— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.

Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.

— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.

Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:

— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.

Еще изменения: как будет работать ОСАГО

Согласно первым подсчетам, стоимость обязательного полиса в некоторых регионах может возрасти до 55 тысячи рублей. Сумма действительно приличная, поскольку за такие деньги можно приобрести комплексное страхование со скидкой по франшизе. Взамен законодатель предлагает следующие изменения:

  • Компенсировать ущерб, полученные в результате аварии, должны будут всем водителям. Процедура будет работать вне зависимости от количества участников и транспортных средств;
  • Если после дорожно-транспортного происшествия владельцы машин предпочитают оформить евро протокол, это никак не умаляет их права в получении компенсации. На сегодня таким способом оформления ДТП без сотрудников дорожной инспекции, комиссаров предпочитают пользоваться свыше 32 процентов водителей. Размер выплаты по евро протоколу будет увеличен до 100000 рублей (в 2017 году – 50000 рублей). Правда, это не повод расслабляться: страховые компании будут тщательно проверять материалы с места аварии;
  • Центральный Банк планирует упростить процедуру взаимодействия по выплатам и восстановительным работам.

После вступления в силу нововведений, правом обратиться в страховую смогут воспользоваться все участники ДТП, пострадавшие в ходе столкновения машин. Конечно, это вряд ли понравится компаниям, но в любом случае каждый водитель именно за это и будет платить деньги.

Продление и прекращение договора ОСАГО

По истечении года полис ОСАГО можно продлить, заключив с этой же компанией новый договор.

Внимание! Досрочное прекращение договора ОСАГО может произойти в таких случаях, как:

  • гибель страхователя или собственника авто;
  • ликвидация страховой компании;
  • утеря или полная ликвидация застрахованного ТС;
  • лишение страховщика лицензии;
  • передача авто новому владельцу в случае;
  • при других обстоятельствах, допускаемых законом.

При досрочном прерывании договора излишек страховой премии не перечисляется:

  • недобросовестным страхователям;
  • при ликвидации лицензии либо смой компании.

Во всех иных случаях страховая премия возвращается за период, начинающийся со дня прекращения договора до даты его окончания. В случае смерти владельца, угона или утраты автомобиля по форс-мажору деньги возвращаются на счёт страхователя в течение 14 дней после рассмотрения заявления страховщиком.

Какие правки в законопроект ОСАГО 2023 не попали?

Есть целый ряд поправок, которые после активного обсуждения все же в 2020г. не были приняты. Есть вероятность, что они после доработок будут реализованы в 2023г. и даже позднее.
Среди таких изменений в действующее законодательство следует выделить:

  • Возможность заключения договора ОСАГО на 3 года;
  • Создание единого для всех регионального коэффициента. К примеру, это касается случая, когда водитель официально прописан в Москве, а реально проживает и эксплуатирует свое авто в МО. В соответствии с законом он обязан платить за полис повышенную цену (не для области, а для города).
  • Вариант внедрения сразу нескольких лимитов по ОСПГО (к примеру, премиум, стандарт, эконом);
  • Возможность отмены коэффициента по мощности автотранспортного средства.
Читайте также:  Образцы документов по уголовным делам

Пошаговая инструкция внесения водителя в полис ОСАГО в страховой компании

Чтобы изменить список водителей в договоре ОСАГО, можно посетить офис страховой компании. При этом не важно, где владелец оформлял предыдущий документ. Внести изменения можно в любом из филиалов страховщика. Цена полиса от места внесения правок не изменится.

Самостоятельно вносить какие-либо записи в договор ОСАГО запрещено. Это расценивается как подделка документов и несет за собой ответственность.

Таким образом, вписать гражданина в ОСАГО можно за несколько простых шагов.

  1. В первую очередь необходимо направить СК заявление о желании внести изменения (в письменном виде). Как уже упоминалось выше, для этого достаточно обратиться в ближайший офис этой компании. В случае, если владелец страховки не может сам присутствовать при переоформлении, он может направить вместо себя другого человека. Однако в этом случае потребуется доверенность (последняя должна быть заверена нотариусом).
  2. Страхователю также следует подготовить документы, необходимые для изменения данных. Их список уже приводился выше.
  3. Далее все нужные данные вносятся в единую базу.
  4. После этого страховщик либо вернет водителю старую страховку с уже внесенными изменениями, либо выдаст новый бланк.
  5. В некоторых случаях может потребоваться доплата за внесение водителя в ОСАГО.

Для внесения изменений в ОСАГО требуется присутствие не владельца транспортного средства, а гражданина, заключавшего договор с СК.

Нововведения 2022 года не так сильно повлияли на порядок получения ОСАГО. Основным изменениям подверглись базовая ставка, а также стаж и возраст водителей. Для некоторых категорий граждан итоговая стоимость страхования увеличилась, а для некоторых – напротив, уменьшилась.

Существуют несколько важных нюансов при изменении полиса:

  • После переоформления необходимо убедиться, что информация попала в базу данных АИС (особенно это актуально для электронных документов). Если водителя остановит сотрудник ГИБДД и увидит, что его нет в базе – будет наложен штраф.
  • Вносить изменения без личного присутствия страхователя можно только по доверенности. И хотя допускается использование не заверенной бумаги, большинство СК их не принимают.
  • Если владельцем ТС является юридическое лицо, для внесения изменений потребуется предоставить свидетельство о регистрации компании.
  • Перед походом в офис СК следует убедиться, что все необходимые бумаги остаются действующими.

Коэффициенты страховых тарифов

1. Коэффициент территории преимущественного использования транспортного средства (КТ)

Территория преимущественного использования ТС Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей
Москва 1,8 1,16
Московская область 1,56 1
Санкт-Петербург 1,64 1
Ленинградская область 1,24 0,84
Екатеринбург 1,64 1
Уфа 1,64 1
Якутск 1,16 0,76
Краснодар, Новороссийск 1,64 1
Пермь 1,8 1,16
Владимир 1,48 1

Пример расчёта стоимости ОСАГО

Обычно стоимость страховки на машину рассчитывается по такой формуле: ТБ × КТ × КБМ водителя × КВС × КО × КМ × КС × КН. В ней используются такие показатели:

ТБ – базовый тариф, который действует в текущем году
КТ – территориальный коэффициент
КМБ – коэффициент класса водителя (бонус-малус)
КВС – коэффициент возраста и стажа вождения автомобилиста
КО – ограничение на число лиц, которые допущены к вождению
КМ – коэффициент мощности мотора автомобиля
КС – коэффициент срока использования транспортного средства
КН – коэффициент нарушений

Разберём расчёт, сколько будет стоить полис ОСАГО в 2023 году на конкретном примере. Формула не изменилась, поэтому водителям, которые определяли показатель раньше, ничего не нужно изменять в своих расчётах.

Рассмотрим наглядный пример:

  • Город прописки – Москва
  • Легковой автомобиль, мощность двигателя 96 л.с.
  • Возраст водителя 33 года, опыт – 8 лет
  • Дисконт 30%
  • Срок оформления полиса – 12 месяцев
Читайте также:  Платежное поручение по ЕНП: бланк и образец в 2023 году

Есть ли льготы на оформление ОСАГО

Меры социальной защиты российского населения предполагают наделение некоторых категорий лиц особыми льготами, связанными с оплатой текущих нужд. В отношении обязательного автострахования также действуют некоторые программы поддержки, однако большая часть из них регулируется региональным законодательством. Автомобилисты с инвалидностью, ветераны, пенсионеры должны уточнять условия реализации социальных мер в отношении полиса ОСАГО в местной администрации.

На федеральном уровне установлены единые правила применения льгот в отношении нетрудоспособных граждан, имеющих официально назначенную группу инвалидности или детей-инвалидов. Особенность реализации предусматривает получение скидки на основании заключенного с СК договором, а со стороны государства поддержка оказывается в виде частичной компенсации, перечисляемой по факту понесенных расходов.

Законодательство устанавливает единый порядок получения льготы через региональные структуры, а также размер скидки в половину стоимости ОСАГО. Конкретный порядок получения скидки устанавливается местными законодателями, с учетом располагаемого бюджета, и требует обращения в орган соцзащиты по месту регистрации.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ СТРАХОВКИ Е-ОСАГО

Для начала нужно определиться, в какой СК покупать полис. Список страховых компаний, которые оказывают услуги по страхованию ОСАГО, можно найти на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА). С 1 января этого года возможность оформления Е-ОСАГО стала обязательной для всех СК, работающих на рынке «автогражданки», и тех, кто условие не выполняет, штрафуют.
Далее на сайте выбранной страховой компании следует пройти регистрацию. Это можно сделать, авторизовавшись через портал госуслуг либо указав свой адрес электронной почты или номер телефона в форме на сайте.
Страховая компания предложит заполнить форму на получение электронного ОСАГО. Она включает данные о собственнике автомобиля, страхователе, водителях, которые будут управлять транспортом, данные о самом ТС (диагностическую карту).
Далее пользователь получает расчёт стоимости полиса и оплачивает его любым удобным способом, после чего полис ОСАГО приходит на почту, указанную при регистрации. Центробанк настаивает на том, что договор при процедуре онлайн-оформления должен быть заключён не позднее 30 минут.

Лимит за вред имуществу – 400 тысяч

Его регулирует статья 7 ФЗ Об ОСАГО:

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причинённый вред, составляет:


б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей;

Максимальный размер 400 000 рублей выплаты за вред автомобилям не лимитирован такими нюансами, как:

  • число страховых случаев в течение срока действия полиса ОСАГО – вы можете хоть каждый день попадать в ДТП, и за каждое происшествие страховая компания обязана будет оплатить до 400 тысяч,
  • количество потерпевших лиц в ДТП – их может быть хоть 10, и эта сумма максимальной выплаты не делится на всех, а полагается каждому потерпевшему.

Эти положения вытекают по смыслу цитируемой статьи 7 ФЗ-40.

Соглашение между страховщиком и потерпевшим

Отдельно необходимо рассказать вам именно про этот случай возмещения деньгами, так как страховщики, пользуясь невнимательностью потерпевших и отсутствием у них полного представления о ситуации, склоняют к подписанию соглашений, которые зачастую не выгодны потерпевшим.

Внимательно читайте, то, что вам предлагают подписать. Соглашение может быть как просто на замену способа возмещения с ремонта на денежную выплату, так и соглашение на выплату конкретной суммы, которая прописывается в этом соглашении.

В случае замены формы возмещения с ремонта на выплату всё более или менее «безопасно», страховщик осматривает авто, считает ущерб и производит выплату, всё как было раньше.

Самое интересное, когда страховщик предлагает подписать соглашение с указанием конкретной суммы страхового возмещения. Данную сумму он указывает, исходя из осмотра транспортного средства, Но это не значит, что в соглашении указана полная сумма ущерба, которую насчитали.


Похожие записи: