Тайна переписки, зарплата и дом: Пленум ВС защитил конституционные права граждан

02.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тайна переписки, зарплата и дом: Пленум ВС защитил конституционные права граждан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Недопустимость дискриминации человека по признакам пола, расы, национальности закреплена на международном уровне – к примеру, такие положения есть в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме в 1950 году), которую Россия обязана соблюдать в силу ратификации. В российском уголовном законе запрет дискриминации предусмотрен в ст. 136 УК РФ.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018

Верховный Суд не первый раз принимается за работу по обобщению проблем защиты конституционных прав россиян. В декабре 2020 года было окончательно принято постановление Пленума ВС РФ №46, в котором обращается внимание российских судов на охрану гарантированных свобод каждого на:

  • неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (статья 23 Конституции РФ);
  • неприкосновенность жилья (статья 25 Конституции РФ);
  • вознаграждение за выполнение трудовой обязанности в размере не ниже МРОТ (статья 37 Конституции РФ);
  • поддержку со стороны государственных органов социально нуждающихся, то есть детей, инвалидов, пожилых и т.д. (ст.ст. 7 и 38 Конституции РФ);
  • других основных прав и свобод гражданина (гарантия прав авторства, свобода вероисповедания, свобода участия в выборах власти и т.д.).

Статья 140 УК РФ – отказ в предоставлении гражданину информации

Данное преступление основано на несоблюдении части 2 статьи 24 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется возможность ознакомления с документами, затрагивающими его интересы.

Должностные лица государственной власти обязаны предоставить россиянину запрошенную им информацию и не вправе отказать ему в этом, в противном случае они несут ответственность по ст. 140 УК РФ.

Уголовно-наказуемым является:

  • полный отказ в предоставлении гражданину нужных сведений;
  • частичный отказ (часть документов представлена, остальная – нет);
  • уклонение должностного лица от исполнения обязанности предоставить данные (к примеру, формальные отписки при наличии объективной возможности);
  • предоставление информации, не соответствующей действительности (при этом должностному лицу заранее было известно о ложности сведений).

Примером нарушения права человека на получение значимой информации может стать необоснованный отказ в предоставлении сведений о смерти родителей по запросу сына или дочери, уклонение от предоставления матери документов для ознакомления по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и т.д.

Наказание, предусмотренное ст. 140 УК РФ, может быть в виде штрафа в размере до 200000 рублей или в виде запрета занимать определенные должности на срок до 5-ти лет.

Правонарушения и преступления

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право/дееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки. Правонарушение — нарушение права, действующих законов, преступление.

Существует 4 вида юридической ответственности:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

Гражданское нарушение права

Гражданский проступок возникает в сфере имущественных и личных неимущественных отношений. Здесь при его определении и наказании действует подобная схема.

Гражданская юридическая ответственность наступает с 18 лет — это следует знать всем гражданам, проживающим в государстве.

Суд выносит решение, согласно которому разрешается гражданское правонарушение (примеры органов, определяющих меру наказания: суд мировой, если спор не дороже 30 000 рублей; суд общей юрисдикции — для споров выше 30 000 рублей). Наказание за гражданский проступок — это пеня, штраф, неустойка, возмещение вреда.

Гражданские правонарушения и наказания за них прописаны в ГК РФ (Гражданский кодекс).

Каким бывает гражданское правонарушение? Примеры их — это:

  • Невыполнение условий договора найма. Наказание: неустойка.
  • Умышленно нанесённый вред чужому имуществу. Наказание: возмещение ущерба.
  • Несвоевременная оплата кредита, счетов. Наказание: штраф или пеня.

Статья 136 УК РФ — нарушение равенства прав и свобод человека

Недопустимость дискриминации человека по признакам пола, расы, национальности закреплена на международном уровне – к примеру, такие положения есть в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме в 1950 году), которую Россия обязана соблюдать в силу ратификации. В российском уголовном законе запрет дискриминации предусмотрен в ст. 136 УК РФ.

Ответственность по указанной норме УК может наступить в случаях, когда нарушаются провозглашенные Конституцией РФ гарантии на равенство прав и свобод человека независимо от:

  • пола (мужчина и женщина равны в своих правах);
  • расы (недопустимо ущемление в возможностях в связи с расовыми признаками);
  • национальности;
  • языка;
  • происхождения;
  • имущественного или должностного положения;
  • места жительства;
  • религиозных предпочтений;
  • других убеждений (в том числе политических);
  • принадлежности к общественным объединениям и организациям.

Статья 149 УК РФ – препятствие в проведении законного митинга, демонстрации

Гражданам России статьей 31 Конституции РФ разрешается проводить санкционированные митинги, собрания и шествия, но только в мирных целях. За воспрепятствование таким собраниям по ст. 149 УК РФ подлежат ответственности:

  • должностные лица, которые своими решениями делают невозможным проведение демонстрации, шествия и т.д., при условии что ранее участниками митинга было получено разрешение в установленном порядке (к примеру, разгон демонстрантов, угроза увольнением подчиненным сотрудникам и т.д.);
  • любые лица, которые угрозой насилием или с применением насилия (побои, легкие телесные повреждения) к людям препятствуют митингу, либо наоборот, принуждают к участию в нем.

Наказание за преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ, может быть в виде штрафа до 300000 рублей или в виде лишения свободы до 3-х лет.

Вопрос: Может ли государство лишить гражданина конституционных прав, если он совершил тяжкое преступление?

Ответ: Конституционные права человека являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми, на что указывает Конституция РФ. Соответственно, даже если он совершит тяжкое преступление, он все равно останется российским гражданином без каких-либо изменений и ограничений.

Вопрос: Была запланирована поездка в Москву к родственникам. Но когда поезд подъезжал к столице, в купе зашли сотрудники полиции. Они проверили документы и заявили о запрете въезжать в Москву якобы по причине отсутствия московской прописки. По факту такого нарушения было подано обращение в Конституционный суд, но он отказал в рассмотрении дела. Почему жалоба была отклонена?

Ответ: В подобной ситуации действия полиции – это прямое нарушение действующего законодательства. Но полученный отказ вполне обоснован, учитывая, что заявитель сначала должен был подать жалобу в Прокуратуру. Этого было бы достаточно для привлечения сотрудников полиции, превысивших полномочия, к ответственности.

Вопрос: Планирую обратиться в суд. Речь идет о нарушении положений статьи ГПК РФ, соответственно, собираюсь приложить к жалобе выдержку из Кодекса. Нужно ли перед сдачей документов как-то заверять данную статью?

Ответ: Текст акта, который подлежит проверке, заверять не нужно. Достаточно вложить в пакет документов распечатку его текста (можно даже без пометки источника получения).

Вопрос: Работодатель по собственной инициативе захотел изменить график работы. Я не согласилась с таким решением, и он меня уволил под предлогом «производственной необходимости». Я пыталась восстановиться на рабочем месте, но областной, а потом и Верховный суд отказали в удовлетворении требования. В моем случае было явно нарушено определение производственной необходимости. Стоит ли мне обратиться за защитой интересов в КС?

Ответ: Если вы уверены, что работодатель действительно нарушил ваши права, можно попытаться обжаловать приказ об увольнении в КС, несмотря на отказы нижестоящих инстанций. Но без более подробной информации и документов сложно оценить перспективность такого судебного процесса.

Право на обращение в Конституционный суд РФ имеют граждане, объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. Под иными органами и лицами, указанными в Федеральном законе, следует понимать Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека. Право Генерального прокурора на подачу жалобы на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вытекает из ч. 6 ст. 35 Федерального закона от 17 января1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Уполномоченный по правам человека имеет право обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ». В 1998 г. Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой право на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ имеют как граждане России, так и иностранные граждане и лица без гражданства.

К объединениям граждан относятся как юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм), так и объединения граждан, не имеющие статуса юридического лица. Объединение граждан вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав, когда:

1) нарушаются индивидуальные или коллективные конституционные права и свободы членов данного объединения;

2) нарушаются права самого объединения.

Особым субъектом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобой является население муниципального образования, которое коллективно реализует право на осуществление местного самоуправления. Муниципальное образование вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод; это право может быть реализовано от имени муниципального образование выборным должностным лицом, органами местного самоуправления или непосредственно населением муниципального образования.

Читайте также:  Как согласовать перепланировку: пошаговая инструкция

Первоначально предварительной проверкой соответствия конституционной жалобы требованиям закона занимаются специалисты Секретариата. Если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат принимает решение о возвращении жалобы гражданину. Возвращение жалобы не лишает заявителя права на повторное обращение с конституционной жалобой. Условием будет устранение тех недостатков, которые указаны Секретариатом. В силу ч. 3 ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Секретариат вправе по собственной инициативе направить поступившую жалобу заявителя в соответствующий государственный орган или организацию, компетентные разрешить поставленный в жалобе вопрос.

Первоначально жалоба на нарушение конституционных прав и свобод поступает в Секретариат Конституционного Суда РФ. В соответствии со ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Секретариат вправе уведомить заявителя о несоответствии его жалобы требованиям закона.

Основания отказа для Секретариата (ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»):

1) Жалоба неподведомственна Конституционному суду РФ;

2) По форме не отвечает требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

3) Исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) Не оплачена государственная пошлина.

Далее жалоба передается непосредственно Конституционному Суду РФ, который также может принять решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению (ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

1) Жалоба неподведомственна Конституционному Суду РФ;

2) Жалоба не соответствует критериям допустимости, указанным в ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

3) По предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В соответствии со ст. 40 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», Секретариат вправе уведомить заявителя о несоответствии его обращения требованиям закона только по определенным основаниям, перечень которых является исчерпывающим. На практике встречаются случаи, когда Секретариат сообщает заявителю, что жалоба не может быть принята к рассмотрению Конституционного Суда РФ, т. к. по предмету обращения Конституционный Суд РФ ранее вынес Постановление, сохраняющее свою силу. По этому основанию решение об отказе в приеме конституционной жалобы принимается непосредственно судьями Конституционного Суда РФ.

Из опыта работы юридической консультации известно, что у заявителя всегда остается право просить непосредственно Конституционный Суд РФ решить вопрос о принятии жалобы к его рассмотрению (ч. 2 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Если решение в форме определения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению принято Конституционным Судом РФ оно является окончательным и обжалованию не подлежит (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

К категории неподведомственных Конституционному Суду РФ жалоб граждан и их объединений относятся жалобы, в которых ставится вопрос о нарушении конституционных прав и свобод в связи с недостатками действующего законодательства.

Вне пределов компетенции Конституционного Суда РФ находится рассмотрение жалоб, когда заявитель в условиях существования двух или более законов, различным образом регламентирующих определенный круг общественных отношений, по сути просит Конституционный Суд РФ проверить, насколько нормы одного федерального закона соответствуют нормам другого федерального закона, либо указать судам общей юрисдикции, каким законом они должны руководствоваться при разрешении споров определенного характера.

К неподведомственным Конституционному Суду РФ жалобам можно отнести и те жалобы, в которых содержится просьба разъяснить, какой закон подлежит применению в деле заявителя, рассматриваемом в суде.

Адвокаты, которые работают с нормативной базой, иногда сталкиваются с тем, что норма какого-то закона нарушает конституционные права и свободы человека, однако, конституционная жалоба не будет принята к рассмотрению без заявителя.

Наиболее сложным для адвоката (для дальнейшей защиты прав и свобод) основанием для отказа в принятии жалобы на нарушение конституционных прав и свобод является ситуация, когда отказ мотивирован тем, что «по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу» (п. 3 ч. 1 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). В таких случаях Секретариат в уведомлении заявителю о невозможности принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ зачастую использует иную формулировку, а именно — «по данному вопросу

Конституционный Суд РФ уже сформулировал правовую позицию. «. Поэтому перед составлением конституционной жалобы адвокат тщательно изучает практику Конституционного Суда РФ. Наиболее эффективно, когда адвокат присутствовал уже на стадии подготовки дела в суд общей юрисдикции (арбитражный суд) или в процессе рассмотрения дела по существу в целях использования правовых позиций Конституционного Суда РФ как одного из аргументов обоснованности или необоснованности заявленных требований. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд может принять уже сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции и тогда не будет необходимости обращаться с конституционной жалобой. Как показывает практика, несмотря на обязательность всех решений Конституционного Суда РФ, другие суды не всегда обращают на это внимание. Адвокату остается возможность обратиться в Конституционный Суд РФ, указав при этом в жалобе, что все попытки обратить внимание суда общей юрисдикции или арбитражного суда на уже имеющиеся по данному вопросу правовые позиции не увенчались успехом.

При наличии по конкретному вопросу правовой позиции Конституционного Суда РФ конституционная жалоба будет иметь шанс на принятие и рассмотрение только в том случае, если из самой жалобы и прилагаемых к ней документов будет явно следовать: для защиты конституционных прав и свобод требуется именно решение Конституционного Суда РФ, а иным способом защитить конституционные права не представляется возможным.

Каких-либо специальных сроков, в течение которых Секретариат должен рассмотреть жалобу на предмет соответствия требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», не установлено. Обычно, заявитель получает уведомление Секретариата о наличии препятствий для принятия жалобы к рассмотрению Конституционным Судом РФ. Если конституционная жалоба прошла предварительную проверку в Секретариате, Председатель Конституционного Суда РФ передает жалобу для предварительного изучения одному или нескольким судьям.

На этом этапе судья или судьи не более чем в двухмесячный срок с момента регистрации жалобы в Секретариате проверяют возможность принятия жалобы к рассмотрению Конституционного Суда РФ. Вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному суду РФ. В результате предварительного рассмотрения жалобы судья или судьи дают заключение, которое рассылается всем судьям и вносится на рассмотрение в пленарное заседание Конституционного Суда РФ. Пленарное заседание завершается принятием одного из следующих решений, о котором уведомляется заявитель: либо о принятии жалобы к рассмотрению, либо об отказе в принятии жалобы к рассмотрению. Секретариат Конституционного Суда РФ направляет заявителю уведомление о принятом решении.

До момента рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ у заявителя сохраняется право отозвать конституционную жалобу, что влечет за собой прекращение производства по делу.

После того как жалоба была принята к рассмотрению, принимается решение не позднее чем через месяц о назначении дела к слушанию. Рассмотрение конституционных жалоб на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле отнесено к вопросам, рассматриваемым в заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Для подготовки дела к слушанию назначается один или несколько судей-докладчиков. Судья-докладчик имеет следующие полномочия:

— истребовать необходимые документы и иные материалы;

— поручить провести проверку, исследование, экспертизу;

— воспользоваться консультациями специалистов;

— определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание;

— отдает распоряжение об уведомлении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Охрана Конституции РФ и ответственность за ее нарушение

К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в разных формах.

Часть 2 ст. 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ является гарантом Конституции РФ. В его присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1 ст. 82). Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ.

Конституция РФ не возлагает специальных обязанностей по ее охране на Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и Верховный Суд РФ. Но в силу своих конституционных полномочий и при чрезвычайных обстоятельствах, представляющих угрозу Конституции РФ (мятеж, военный переворот и др.), они обязаны действовать в соответствии с Конституцией РФ в ее защиту. Это касается Вооруженных Сил РФ и правоохранительных органов, находящихся в подчинении Правительства РФ.

Конституция РФ предусматривает назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека РФ, и Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ определяет его полномочия. Уполномоченный призван стоять на страже прав и свобод человека, содействовать претворению в жизнь его конституционных гарантий.

Важную роль в охране Конституции РФ играет Конституционный Суд РФ. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению. Суд действует на основе Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конституция РФ предусматривает активные формы ее охраны гражданами. Так, граждане могут обжаловать в суде решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления (ч. 2 ст. 46).

Кроме этого, в силу естественного права и суверенитета народ имеет право на активные действия по защите Конституции РФ в чрезвычайных ситуациях, когда возникает непосредственная угроза Конституции РФ путем совершения государственного переворота.

За нарушение конституционных норм предусмотрены различные виды юридической ответственности, в том числе уголовная, административная, а также конституционная ответственность, которую характеризует специфический набор санкций, в частности отрешение Президента РФ от должности, роспуск Государственной Думы, недоверие Правительству РФ, отмена акта Правительства РФ Президентом РФ, роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, отрешение от должности главы субъекта РФ Президентом РФ. Субъектами конституционной ответственности являются в основном органы государственной власти и должностные лица, и применяется она не только за совершение какого-либо правонарушения, но и за неэффективную деятельность, неправильные руководящие решения и т.п.

Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод…

В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особо выделяются конституционные гарантии судопроизводства, то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления.

К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

Читайте также:  Личное или совместное: раздел имущества при разводе

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»).

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом.

Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

К гарантиям общего характера относятся следующие положения:

  • права и свободы, закрепленные в Конституции, должны соответствовать нормам и принципам международного права;
  • реализация прав и свобод одних граждан не должна нарушать свободы и права других граждан;
  • каждый имеет право всеми способами защищать свои права и свободы, если это не запрещено законом;
  • каждый гражданин гарантировано получает судебную защиту своих прав и свобод;
  • перед судом и законом все равны.
  • Основы правового статуса человека и гражданина

    Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека в Российской Федерации. Обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя в соответствии с Федеральным конституционным законом. Предоставление личности юридических и социальных гарантий.

    презентация [975,2 K], добавлен 28.10.2015

  • Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. История формирования и раскрытие состава конституционного правосудия, место Конституционного суда РФ в системе защиты прав и свобод человека. Институт уполномоченного по правам человека и Общественная палата.

    магистерская работа [134,9 K], добавлен 24.06.2015

  • Деятельность Конституционного суда Российской Федерации в отношении жалоб граждан о нарушении их конституционных прав

    История становления института конституционного правосудия в Российской Федерации. Ознакомление с основными требованиями и правилами составления жалобы о нарушении прав личности; описание процедуры ее принятия и рассмотрения Конституционным судом.

    реферат [44,7 K], добавлен 27.01.2016

  • Особенности судопроизводства в Конституционном Суде РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

    Право судебной защиты как конституционное право человека и гражданина. Полномочия деятельности Конституционного Суда РФ. Изучение критериев допустимости подачи жалобы в суд. Специфика судопроизводства по жалобам и защите конституционных прав и свобод.

    курсовая работа [33,0 K], добавлен 05.01.2015

  • Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам защиты социально-экономических прав и свобод человека и гражданина

    Конституционная защита социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина. Установление роли, значимости существования и работы Конституционного Суда РФ в российском обществе как института защиты экономических и социально-культурных прав.

    курсовая работа [42,5 K], добавлен 17.01.2014

  • Конституционное судопроизводство по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

    Право каждого гражданина на судебную защиту, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Порядок обращения граждан с жалобой в Конституционный Суд РФ, его полномочия. Принципы, особенности и процессуальные стадии конституционного судопроизводства.

    курсовая работа [42,9 K], добавлен 02.02.2014

  • Эволюция конституционных прав и свобод, обязанностей человека и гражданина в РФ

    Понятие и структура конституционного статуса личности. Конституционные принципы правового положения человека и гражданина в РФ. Проблемы реализации личных прав и свобод после принятия Конституции РФ 1993 г. Способы и порядок защиты личных прав и свобод.

    дипломная работа [244,9 K], добавлен 16.04.2013

Принципы правового государства и демократического общества, международные стандарты прав человека однозначно предполагают возможность судебной защиты нарушенных прав.

Конституция РФ устанавливает, что правосудие в Российской Федерации может осуществляется только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя судебные функции. Не допускается создание чрезвычайных, шариатских судов, «троек», осуществление самосуда по мотиву кровной мести и т.п.

Судебная защита прав человека — совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо от происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46)1. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением реализации политических прав и выполнения воинских обязанностей.

Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации вправе обращаться как в российские суды, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С 1991 года в Российской Федерации проводится судебная реформа. Она предусматривает:

  1. создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина;
  2. отправление правосудия на основе принципа состязательности и равноправия сторон, освобождение суда от выполнения несвойственных для него функций;
  3. участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;
  4. усиление судебного контроля на стадии предварительного следствия;
  5. расширение доступа к правосудию;
  6. обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.

За прошедшие годы приняты определенные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти, реализующей свои полномочия в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, единого экономического и правового пространства Российской Федерации.

Вступили в силу такие новые законы, как «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Принятие этих законов должно способствовать усилению судебной защиты конституционных прав человека и гражданина, расширению возможностей доступа граждан к правосудию.

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ

В данном контексте интерес вызывает позиция, согласно которой к компетенции Конституционного Суда должна относиться проверка конституционных поправок, поскольку часть 2 статьи 16 Конституции Российской Федерации прямо указывает, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя, закрепленным в главе 1234. Считаем данную позицию неверной по указанным выше причинам; кроме того, расширительное толкование данной нормы не влечет автоматического возникновения соответствующего полномочия у Конституционного Суда.

В. В. Бриксов справедливо утверждает, что «федеральные законы о поправках к Конституции Российской Федерации не должны противоречить базовым конституционно-правовым ценностям»235. По мнению ученого, к подведомственности Конституционного Суда России можно отнести дела о проверке конституционности законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Можно согласиться с позицией Л. В. Лазарева в том, что такие дела целесообразно передавать на рассмотрение Конституционному Суду «после их принятия, но до передачи на одобрение органов законодательной власти субъектов Федерации, ибо после одобрения это уже будет проверка конституционности Конституции, а не закона о конституционных поправках, что Конституционный Суд делать не вправе»236.

В данном случае решение Суда будет являться актом, которым признается или не признается конституционность самой идеи, лежащей в основе проекта закона о поправке в Конституцию, причем ее оценка будет дана профессиональными судьями не только в соответствии с буквой, но и в соответствии с «духом» Конституции, с учетом современного уровня развития общества и государства. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ должно осуществляться после его принятия, но до его передачи на рассмотрение органов законодательной власти субъектов Федерации. Наличие мотивированного заключения Конституционного Суда на данной стадии, на наш взгляд, позволит представительным органам субъекта Федерации учесть все аспекты, связанные с конституционностью законопроекта.

В целях недопущения нарушения прав и свобод человека и гражданина при внесении поправок в Конституцию Российской Федерации представляется оправданным наделение Конституционного Суда Российской Федерации полномочием по предварительному конституционному контролю законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Представляется, что конституционный контроль таких законов может осуществляться до передачи данных законов на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, поскольку после такого одобрения принимаемая поправка фактически становится частью Конституции Российской Федерации, а конституционный контроль положений Конституции недопустим.

Внесение любых поправок в Основной Закон Российской Федерации, по нашему мнению, напрямую отражается на реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. И чем менее продуманными являются данные изменения, тем больше вероятность возникновения ситуаций, в которых данные права и свободы нарушаются, а лучший способ предотвратить нарушение – это принимать нормативно-правовые акты, которые учитывают интересы как всего общества в целом, так и каждого конкретного гражданина в частности. Думается, что предложенный механизм может существенно повысить эффективность законотворческой деятельности, заставить законодателя более детально прорабатывать законопроекты, касающиеся изменения Конституции Российской Федерации, что станет еще одним шагом к построению правового государства и гражданского общества.

Таким образом, осуществление Конституционным Судом Российской Федерации предварительного конституционного контроля в предложенной выше фор ме позволит в полной мере реализовать его правозащитную функцию превентивным путем, устраняя угрозу нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Подводя итоги настоящего параграфа, можно сделать следующие выводы.

1. В науке конституционного права нет четко выстроенной системы функций Конституционного Суда Российской Федерации: одни исследователи выделяют из смысла конкретных полномочий данного органа, другие – из общих конституционных целей и принципов, третьи – фактически отождествляют функции и полномочия органов конституционной юстиции.

2. По нашему мнению, необходимо разграничивать полномочия Конституционного Суда Российской Федерации и его функции ввиду смысловых различий данных правовых категорий. Думается, что функции Конституционного Суда Российской Федерации вытекают из целей и смысла его деятельности, которые заложены в Конституции Российской Федерации и конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», а его полномочия осуществляются в рамках выполнения функций в соответствии с такими целями и смыслом.

Читайте также:  Порядок изменения разрешенного использования земельного участка

3. Представляется оправданным выделить правозащитную функцию Конституционного Суда Российской Федерации. Данная функция органа конституционного контроля вытекает из признания прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2 Конституции России), а также из цели деятельности Конституционного Суда Российской Федерации – защиты прав и свобод человека и гражданина. Правозащитная функция реализуется Конституционным Судом Российской Федерации посредством осуществления конкретных полномочий, которые охватываются понятием «конституционный контроль» (разрешение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативно-правовых актов, проверка конституционности нормативных актов по жалобам граждан и запросам судов, толкование Конституции Российской Федерации).

Как было определено нами в предыдущих параграфах, защита прав и свобод человека и гражданина является одной из основных целей Конституционного Суда Российской Федерации. Для объективной оценки результатов деятельности органа конституционного контроля, направленной на достижение указанной цели, для определения социального значения этой деятельности, а также дальнейшего ее совершенствования необходимо руководствоваться соответствующими критериями.

Безусловно, одной из важнейших задач на современном этапе развития российской правовой системы является дальнейшее повышение действенности правового регулирования общественных отношений322, а также повышение действенности правоприменения, в том числе в сфере конституционного контроля. Согласимся с И. И. Шуваловым, который применительно к правотворческой деятельности отмечает, что «теория правотворчества будет бесплодной, если не определить критерии ее эффективности»323. Думается, что данное высказывание справедливо и в отношении правоприменительной деятельности Конституционного Суда, поскольку такая деятельность также нуждается в оценке, основанной на теоретически обоснованных критериях.

В этой связи представляется целесообразным определить критерии эффективности осуществления правозащитной функции Конституционного Суда исходя из самого понятия эффективности и сопоставления сущности данного термина со спецификой деятельности органа конституционного контроля при реализации его полномочий в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Актуальность и необходимость исследования данного вопроса обуславливается и особой социальной ролью Конституционного Суда Российской Федерации, воздействием его решений на процесс обеспечения прав и свобод, создания непротиворечивой системы законодательства на основе конституционных требований324.

Понятие «эффективность» подразумевает под собой результат, следствие каких-либо причин, действий. Эффективной является только та деятельность, которая дает заранее известный, положительный результат325. Таким образом, эффективность деятельности неразрывно связана с достижением поставленных целей и выполнением определенных задач. Согласимся с мнением А. В. Цихоцкого, который пишет, что эффективность представляет собой функционально-целевую категорию, характеризующую сознательную, общественно значимую деятельность человека и его социальных институтов326.

Судебная защита прав и свобод человека в РФ

К сожалению, довольно часто при судебной защите прав не происходит соблюдение ее основных принципов, в частности, судебная защита происходит с нарушением законодательства, под давлением государственных органов и при других неблагоприятных обстоятельствах. Не редкость сегодня при ведении судебной защиты прав и интересов человека дополнительное их нарушение.

Разумеется, законодательство государства предусматривает ответственность государственных же органов за нарушение принципов и норм законности при судебной защите, однако для того, чтобы воспользоваться этим правом и добиться от государства восстановления государством же нарушенных в ходе судебной защиты прав и интересов, необходимы незаурядные знания, опыт, гражданская позиция и ответственность. А еще и адвокат, с опытом, который предотвратит злоупотребление правом.

В результате для того, чтобы грамотно провести собственную судебную защиту, мало знать тексты законов, которые защищают нарушенные права. Для результативной судебной защиты просто необходимо участие в деле профессионального защитника — адвоката, который имеет значительный опыт взаимодействия с судебными органами, обширную практику судебного рассмотрения различных дел, знания в сфере применения конкретных норм права.

Если речь идет о нарушении существенных прав интересов, которые крайне необходимо и важно восстановить путем их судебной защиты, следует обратиться к профессиональному защитнику. Несмотря на однозначное толкование Основного Закона, несмотря на разработанную правовую базу государства, квалифицированная и успешная судебная защита самых разных прав и интересов каждого человека требует участия профессионала.

Если для вас действительно важны результаты судебной защиты ваших прав и интересов, то рискованно вести дело самостоятельно либо доверив свою судебную защиту бесплатному государственному защитнику, либо юристу, компетенция, которого вызывает вопросы. Разумеется, участие в судебной защите квалифицированного адвоката обойдется дороже, однако он гораздо лучше предоставленного государством бесплатного защитника изучит ситуацию, которая сложилась при нарушении прав и интересов его клиента.

Квалифицированный адвокат при ведении судебной защиты своего клиента возьмет на себя составление искового заявления, изучение доказательной стороны дела, вместе с клиентом выработает стратегию поведения при судебной защите его прав и интересов. И даже в том случае если судебная защита ваших прав не принесла сразу результатов квалифицированный адвокат гарантирует составление необходимых апелляций и кассаций для отстаивания прав своего клиента в, казалось, самой безвыходной ситуации.

Опытный адвокат, который занимается судебной защитой прав и интересов своего клиента, будет последовательно воплощать выбранную стратегию поведения. Он обеспечит грамотное представление интересов своего клиента, подбор необходимых доказательств и соблюдение всех процессуальных норм.

Юридическая сфера взаимодействия при судебной защите любых нарушенных прав имеет свои особенности. Они проявляются в использовании для судебной защиты особого юридического языка, нахождении ссылок на нормы законодательства, которые обеспечивают судебную защиту нарушенных прав и интересов, а также грамотное процессуальное и юридическое оформление всех действий и документов, связанных с судебной защитой.

Мы предоставляем нашим клиентам профессиональную и квалифицированную судебную защиту нарушенных прав и интересов. Наши адвокаты имеют большой опыт судебной защиты и судебного рассмотрения дел любой сложности в самых разных судах.

Любые правовые вопросы, которые возникают при судебной защите наших клиентов, можно решить в гораздо меньшие сроки и с гораздо меньшими усилиями, если вашей судебной защитой будут заниматься опытные и профессиональные юристы. К тому же 27% мы закрываем мировым соглашением — может и ваша ситуация вполне подойдет под медиацию!

Качественная судебная защита прав каждого человека становится сферой ответственности наших профессиональных адвокатов. Только грамотная судебная защита, только грамотное представительство прав человека в суде станут гарантией торжества законности в государстве, которое движется к определению правового.

Составление и подача жалоб и ходатайств

Обжалование судебных актов

Частное обвинение

Необходимость настоящего обращения в Генеральную прокуратуру РФ обусловлена тем, что за неполных два года осуществления практической деятельности в уголовном судопроизводстве в качестве защитника, я столкнулся с систематическим попустительством со стороны представителей территориальных подразделений прокуратуры РФ к фактам явных нарушений гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, допускаемых сотрудниками правоохранительных органов при производстве дознания, предварительного расследования.

Данное попустительство имеет место как в ходе осуществлении должностными лицами прокуратуры полномочий, предусмотренных главой 31 УПК РФ (утверждение обвинительного заключения и направления уголовного дела в суд), так и при поддержании государственного обвинения в судах первой и вышестоящих инстанций.

Возможно, вступительная часть данного обращения покажется излишне объёмной, но необходимость её приведения именно в таком виде обусловлена явным несоответствием позиции должностных лиц Прокуратуры РФ, представляющих её в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, требованиям действующего законодательства, в том числе – Конституции РФ, а также позиции руководства надзорного органа.

В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1, прокуратура РФ, действуя в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляет от имени Российской Федерации (в числе прочего) надзор:

1) за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации,

2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

При осуществлении возложенных на него функций по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор:

— принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

— использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона;

— при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Статья 149 УК РФ – препятствие в проведении законного митинга, демонстрации

Гражданам России статьей 31 Конституции РФ разрешается проводить санкционированные митинги, собрания и шествия, но только в мирных целях. За воспрепятствование таким собраниям по ст. 149 УК РФ подлежат ответственности:

  • должностные лица, которые своими решениями делают невозможным проведение демонстрации, шествия и т.д., при условии что ранее участниками митинга было получено разрешение в установленном порядке (к примеру, разгон демонстрантов, угроза увольнением подчиненным сотрудникам и т.д.);
  • любые лица, которые угрозой насилием или с применением насилия (побои, легкие телесные повреждения) к людям препятствуют митингу, либо наоборот, принуждают к участию в нем.

Наказание за преступление, предусмотренное ст. 149 УК РФ, может быть в виде штрафа до 300000 рублей или в виде лишения свободы до 3-х лет.

Ссылки на законодательные акты

  1. Глава 19 УК РФ. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина

Статья 136. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина

Преступления по ст. 136 УК РФ могут совершаться по религиозным и социальным признакам, при использовании служебного положения, когда одна из сторон считает себя доминирующей.

Суть нарушения прав человека заключается в препятствии реализации прав гражданина при определенных обстоятельствах:

  • увольнение по причине участия в общественных акциях, идущих вразрез с убеждениями начальства;
  • отказ в аренде жилья по причине другой религии или национальности человека;
  • отказ в приеме на работу;
  • ущемление прав в учебном заведении международного уровня, когда делается акцент на преимущества другой национальности и прочее.

Одним из обязательных признаков для рассмотрения преступления является очевидный мотив — нарушение или побуждение к нарушению прав человека по причине неприязни к расе, языку, национальности, полу, убеждениям и т.д.

В зависимости от характера нарушения ответственность может быть следующей:

  1. преступления по ст. 136 УК РФ влекут наказание в виде штрафа до 300 000 рублей или лишения свободы сроком до 2 лет;
  2. для органов власти предусмотрено наказание в виде снятия с должности на срок до 5 лет;
  3. также возможны обязательные работы (до 480 часов) и исправительные (до 2-х лет), принудительные (до 5 лет), лишение свободы на тот же срок.

В судебной практике наблюдаются случаи массового или единичного ущемления прав людей другой национальности, расы и пола, переходящие в убийство, групповое унижение, насилие и другие серьезные преступления. В данном случае нарушение закона классифицируется по другим статьям и приводит к наказанию вплоть до пожизненного заключения.


Похожие записи: