Муки выбора: почему Таджикистан не спешит вступить в ЕАЭС и чем это грозит
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муки выбора: почему Таджикистан не спешит вступить в ЕАЭС и чем это грозит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу уточним: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), как международная организация региональной экономической интеграции, создан 1 января 2015 года на основе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), существовавшего в период с 2011 по 2014 год. Сегодня аббревиатура ЕАЭС принята во всех официальных международных документах.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Что может производить Таджикистан?
Вступление Таджикистана в ЕАЭС приведет к появлению готового рынка сбыта таджикских товаров, например, России.
Международный центр торговли (МЦТ) на основе данных ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), оценивает нереализованный экспортный потенциал РТ в размере $347,6 млн. При этом рынком с наибольшими перспективами для таджикского экспорта в страны ЕАЭС является Россия, исходя из разницы между фактически экспортируемыми и потенциальными объемами.
По данным МЦТ, для реализации полного экспортного потенциала, Таджикистан может увеличить объем поставок в страны ЕАЭС на $71,5 млн., в том числе примерно на $41 млн. в Россию (в первую очередь, за счет алюминия — $18 млн.) и на $15 млн. в Казахстан (за счет портландцемента — $8 млн.).
Таджикистан может производить также такие товары, как холодильное и морозильное оборудование, алюминиевые прутки и профили, керамические изделия, изделия из цемента, бетона или искусственного камня, зимнюю одежду, деревянные изделия, продукты питания, консервы и молочную продукцию.
«Страны Союза особенно заинтересованы в совместных проектах с Таджикистаном в агропромышленном комплексе и создании необходимой логистики поставок на фоне продовольственных антисанкций и необходимости решения задач по обеспечению продовольственной безопасности ЕАЭС», — говорится в отчете.
Как ЕАЭС повлияет на трудовых мигрантов?
Безработица и поиск работы, конечно, актуальная тема для Таджикистана, особенно в 2020 году, в период пандемии.
«Таджикистан более всего выиграет от присоединения к единому рынку труда Союза. Это обусловлено главным образом, быстро увеличивающейся численностью населения Таджикистана при недостатке рабочих мест.
Занятость в неаграрных секторах растет крайне медленно или вовсе стагнирует. В настоящий момент в сельском хозяйстве занято 61% рабочей силы. Для сравнения: в Казахстане и Кыргызстане — 13% и 20% соответственно.
Другим фактором станет сохраняющаяся неблагоприятная демографическая ситуация в России, которая стимулирует спрос на труд мигрантов», — отмечают аналитики ЕАБР.
Они указывают на то, что отсутствие преференций для мигрантов из Таджикистана на территории стран ЕАЭС может негативно влиять на настроения в обществе, повышая риски социальной напряженности.
Учитывая, что уровень бедности в Таджикистане все еще остается высоким, а создание новых рабочих мест происходит медленнее, чем рост трудовой силы, проблема обеспечения наиболее благоприятных условий для таджикских граждан, работающих в странах ЕАЭС, представляется достаточно острой.
В этом контексте вступление в Союз поможет решить вопрос неравного положения мигрантов на едином рынке труда.
Эксперты ЕАБР подчеркивают, что ключевым драйвером развития Таджикистана в случае возможной интеграции с ЕАЭС будут преимущества, связанные с его участием в едином рынке труда. Ярким примером эффективности единого евразийского рынка труда является Кыргызстан.
Вступление в Союз в 2015 году за счет режима наибольшего благоприятствования трудовым мигрантам, позволило увеличить их количество и, несмотря на произошедший в том году кризис, значительно нарастить объем денежных переводов по итогам последних 5 лет. Таджикистан же, напротив, до сих пор не смог восстановиться до уровня 2014 года.
В случае присоединения республики к ЕАЭС, согласно оценкам ЕАБР, можно ожидать роста не только денежных переводов, но и увеличения заработной платы мигрантов в среднем, на 10–30%. Все эти изменения в течение 5 лет после присоединения к Союзу, обеспечат дополнительный накопленный приток денежных поступлений в страну в размере $1,3–$1,5 млрд.
— Власти Таджикистана долгое время отрицали наличие в стране новой коронавирусной инфекции, и даже было запрещено говорить о Covid-19. Что вам известно о масштабах заболеваемости и борьбе с ковидом в республике? Как решается вопрос с вакцинацией населения?
— Действительно, власти Таджикистана до конца апреля 2020 года не признавали существование случаев заражения коронавирусной инфекцией. Это связано с несколькими факторами. В первую очередь, Республика Таджикистан столкнулась, как и многие страны мира, с нехваткой тест-систем. Однако в конце апреля после доклада ВОЗ власти зарегистрировали первые случаи заболевания Covid-19. С поста министра здравоохранения как раз накануне визита делегации ВОЗ был уволен Насим Олимзода. В том же месяце в Таджикистане фиксировали большое количество случаев лёгочной пневмонии. Вторым важным фактором стало отрицание властями существования вируса, в стране продолжали проводить массовые праздники, такие как Новруз, и не ограничивали социальную активность.
Основные цели Евразийского экономического союза:
- создать условия для укрепления и стабильного развития экономик стран-участниц для повышения уровня жизни их населения;
- сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в странах ЕАЭС;
- модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
На территориях стран – участниц ЕАЭС действует общий рынок труда:
- Работодателю или заказчику для заключения трудового или гражданско-правового договора с гражданином государства – члена ЕАЭС, не нужно получать специальное разрешение на привлечение иностранных работников.
- Гражданам из стран ЕАЭС не нужно получать разрешения или патенты для работы в России. Процедура их трудоустройства не отличается от приёма граждан РФ, а документы об образовании признаются без специальной процедуры.
Евразийское экономическое сообщество
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было предшественником Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор об учреждении ЕврАзЭС был подписан в 2000 г. и вступил в силу в 2001. В 2014 году государства-члены подписали соглашение о прекращении деятельности сообщества.
Эта международная экономическая организация была создана для продвижения Таможенного союза и Единого экономического пространства между странами-членами наряду с другими задачами экономического и гуманитарного характера.
Странами-участницами были:
- Беларусь,
- Казахстан,
- Киргизия,
- Россия,
- Таджикистан,
- Узбекистан,
Странами-наблюдателями были:
- Армения,
- Молдавия,
- Украина.
Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.
Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов. Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС. В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.
В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта. Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении. После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Пошлины для участников союза
Таможенная граница ЕАЭС – это скорее номинальное, чем реальное препятствие для предпринимателей, везущих свои продукты за рубеж. Согласно нормам законодательства, действующего в ТС, запрещено установление внешнеэкономических пошлин и иных административных барьеров для свободного перемещения продукции и услуг.
Правило об отсутствии пошлин действует по отношению к товарам, изготовленным в границах ТС и изделиям, ввозимым из-за рубежа и прошедшим процесс очистки на таможне.
Упразднение пошлин не означает полное отсутствие контроля на таможне. Этот орган ведет учет перемещения ценностей, поэтому физические и юридические лица, вывозящие продукцию, заполняют специальные формы статистического учета согласно положениям 289-ФЗ от 03.08.18 г.
Компании и ИП, чьи автомобили или вагоны пересекли таможенную границу в рамках ЕВРАЗЭС, обязаны предоставить заполненный бланк не позднее 8-ми-дневного срока с даты окончания месяца, в котором совершался провоз. Правила заполнения и формат этого документа утверждены постановлением Правительства РФ №1329 от 7.12.15 г. Он направляется в ФТС на бумажном носителе или в электронном виде, через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности. Познакомиться со всеми гранями работы с грузоперевозкой можно в статье доставка животных в Европу.
Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.
Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
- Россия — 85,3.
- Казахстан — 7,1.
- Беларусь — 4,59.
- Кыргызстан — 1,9.
- Армения — 1,11.
Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
Евразийский экономический союз
Основная статья: Цифровая повестка ЕАЭС
Евразийский экономический союз активно развивает проекты в сфере интеграции информационных систем и развития цифровой повестки. Подробнее см. ИТ-проекты ЕАЭС.
В начале февраля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин анонсировал создание приложения «Работа в ЕАЭС», которая поможет с поиском работы в государствах Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия). Подробнее здесь.
Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем подписано в мае 2018 года в ходе Астанинского экономического форума, который проходит в четверг в столице Казахстана, передает корреспондент РИА Новости.
По данным пресс-службы ЕЭК, что ЕАЭС и Китай вели переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в течение последних двух лет. Достигнуты договоренности по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности.
Ранее министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что «соглашение носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены пошлин или автоматического снижения нетарифных барьеров».
В январе 2015 года в Евразийский экономический союз вошли республика Беларусь, республика Казахстан, Российская Федерация и республика Армения. В августе того же года к ним присоединилась Кыргызская Республика.
Вопрос цифровой экономической трансформации в рамках ЕАЭС был поднят уже в первый год существования межгосударственного объединения. Так, 18 июня 2015 года в Санкт-Петербурге на Деловом форуме Шанхайской организации сотрудничества министр ЕЭК Карине Минасян обозначила новое направление для сотрудничества — развитие цифрового пространства государств ЕАЭС и ШОС, так называемой цифровой экономики.
- Евразийская экономическая комиссияВыбранный в данный момент
- Комиссия
- Деятельность
- Научно-технический совет
- Консультативные органы
- Новости и события
- Поиск
- Евразийская экономическая комиссия
В 2020 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:
- Республика Армения (с 2020 г.);
- Республика Беларусь (с 2010 г.);
- Республика Казахстан (с 2010 г.);
- Кыргызская Республика (с 2020 г.);
- Российская Федерация (с 2010 г.).
Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.
Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.
Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.
Россия | Казахстан | Беларусь | Кыргызстан | Армения |
85,33% | 7,11% | 4,55% | 1,9% | 1,11% |
Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.
Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).
Основная цель создания общего таможенного пространства – достижение социально-экономического прогресса. Работы были направлены на упрощение товарооборота, совершенствование конкурентных условий у хозяйственных субъектов стран-участников ТС. Эти действия должны были привести к увеличению рынка, где страны Союза имели бы возможность реализовывать выпускаемые ими товары и услуги.
Чтобы этого добиться, предполагалось:
- отменить внутренние таможенные платежи, что привело бы к снижению стоимости продукции, которая производится участниками Союза;
- ускорить оборачиваемость товаров внутри ТС по причине отмены таможенной проверки и оформления;
- принять общие требования по санитарии и эпидемиологии, безопасные стандарты на услуги и продукцию, признать общую для всех силу результатов испытаний, проведенных в одной из стран-участников.
Еще одна важная цель создания Евразийского таможенного союза заключается в защите союзного рынка, образовании подходящих условий для изготовления и продажи товаров от стран-участниц. Но в данном вопросе взаимопонимания между союзниками немного меньше, ведь государства имеют свои приоритеты производственного развития.
В состав Совета входят главы участников Союза или главы их правительств. Заседаниями руководит Председатель, который готовит вопросы к рассмотрению и организовывает мероприятие.
Повестку Совета формирует Коллегия. Ее члены могут присутствовать на заседании по согласованию с Председателем, который также определяет возможность визита представителей СМИ.
Финансовое обеспечение мероприятия осуществляется за счет средств бюджета ЕАЭС.
К полномочиям Высшего совета, указанным выше, можно добавить следующие:
- утверждение состава Комиссии, регламента ее работы;
- назначение судей по предложенным членами кандидатурам;
- формирование бюджета, представление отчета о его исполнении;
- рассмотрение вопросов, по которым не был достигнут консенсус в рамках заседаний других органов;
- утверждение порядка международного сотрудничества, вступления в ТС ЕАЭС и исключения из него, размеров взносов участников;
- осуществление поручений Межправительственному совету и Комиссии, обращений к Суду;
- принятие решения о создании вспомогательных органов и другие.
По результатам заседаний оформляются решения и распоряжения.
Направления деятельности и условия вступления
ТС ЕАЭС обеспечивает функционирование внутреннего рынка продукции, повышение ее конкурентоспособности относительно импортных товаров. Страны-участники применяют Единый таможенный тариф в отношении торговли с третьими сторонами. Между Белоруссией, Киргизией, Арменией, Казахстаном и Россией перемещение товаров проходит без декларирования и государственного контроля.
Отдельными статьями Договора между государствами-членами прописаны:
- информационное взаимодействие;
- регулирование обращения медикаментов;
- установление единых требований к продукции;
- соблюдение санитарных норм для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан;
- введение единых прав потребителей на всей территории Союза;
- обеспечение развития всех участников с использованием потенциала и конкурентных преимуществ каждого члена и другие.
Государство, пожелавшее вступить в Союз, должно направить обращение Председателю Высшего совета. Документ передается Комиссии и рассылается другим членам. В течение двух месяцев действующие участники направляют Комиссии позиции по данному вопросу, а решение о принятии кандидата принимается на заседании Совета.
Государство, желающее прекратить членство в ТС ЕАЭС, сообщает о намерении в Комиссию, которая уведомляет остальных участников. Выход из объединения происходит спустя 12 месяцев с момента направления уведомления в Комиссию. Со страной улаживаются все финансовые вопросы.