Какая категория прав нужна на квадроцикл в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какая категория прав нужна на квадроцикл в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря схожесть названий, квадроцикл и квадрицикл – это 2 абсолютно разных транспортных средства. Если первый вид транспорта является четырехколесным мотовнедорожником, то на втором разрешено ездить по общим дорогам и трассам. К тому же для управления данными транспортами нужны разные категории ВУ: «А1» и «В» соответственно.
Для получения прав категории AI требуются следующие документы:
- заявление;
- паспорт (ВНЖ);
- медицинское заключение по форме 003-В/у;
- 2 фотоснимка 3*4 см на матовой бумаге в любом цветовом исполнении, с левым уголком;
- удостоверение на управление техникой самоходного типа (если выдавалось ранее);
- ВУ любой другой категории (при наличии) и справка из ГИБДД о том, что кандидат не лишен права управлять ТС.
Нужны ли права на квадроцикл 125-200 кубов?
Необходимы права и на квадроцикл с двигателем с рабочим объемом в 125-200 см³. Здесь как раз все понятно. Выдать водительское удостоверение категории «А I» в данном случае может Гостехнадзор или Госавтоинспекция. Все зависит от наличия ПТС. При отсутствии водительского удостоверения на управление транспортным средством инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф или даже отбуксировать квадроцикл на штрафстоянку.
Почему удостоверение тракториста-машиниста категории «A I»? Опять же возвращаемся к ПП РФ №796 от 12.06.1999, которое гласит, что все мотовездеходы должны быть поставлены владельцем на учет. А на все транспортные средства, находящиеся на учете, требуется получение водительских прав.
И еще один момент. Многие путают категории «А I» и «А1». Первая оформляется для управления мопедами, квадроциклами и снегоходами. Вторая нужна для передвижения на легких мотоциклов.
Что будет за езду на квадроцикле без прав?
Многие владельцы игнорируют требования о наличии прав и постановки на учет, аргументируя свою позицию тем, что езда на мотовездеходе осуществляется исключительно по пересеченной местности, где никто ничего не контролирует. Однако это крайне чреватое заблуждение, причем сразу по нескольким причинам.
В первую очередь, это вышеупомянутое отсутствие необходимых навыков. Да, их вполне можно получить самостоятельно, изучая профильную информацию в Интернете и технической литературе — и при этом набить множество шишек, пытаясь применить теорию на практике. Обучение по регламентированной программе под контролем грамотного преподавателя позволит этого избежать. Как пример: в рамках учебных курсов, помимо прочего, рассказывается о том, где можно кататься на квадроцикле, а где этого делать не стоит и почему. Такая информация позволит грамотно выбирать маршруты для покатушек и избежать каких-либо штрафов за въезд на не предназначенную для этого территорию.
Далее — элементарное соблюдение закона, который требует наличие соответствующей категории для управления мотовездеходом. Проверить документы имеет право как сотрудник ГИБДД, так и представитель Гостехнадзора. Если у владельца мотовездехода прав не окажется, то ему может грозить штраф до 15 000 рублей. При этом сумма штрафа может вырасти в геометрической прогрессии при выявлении каких-то еще нарушений (например, выезд на дороги общего пользования или отсутствие регистрационных номеров), а сам квадроцикл — отправится на штраф-стоянку до тех пор, пока штраф не будет оплачен.
Категория водительских прав на самоходные машины в 2023 году
Общее определение для самоходного транспорта – это средства передвижения, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования. Еще одна особенность – максимальная скорость. Она не превышает 50 км/ч. Сюда обычно относят трактора, комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Однако этим группа не ограничивается.
Категорий/ подкатегория |
Допустимый транспорт | Возраст | Требования для оформления |
---|---|---|---|
AI | мототранспорт | с 16 лет | Медицинская справка;
Наличие профильного образования по специальностям, что связаны с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется) |
AII | автотранспорт общим весом менее 3,5 тонн и количеством сидячих мест не более 8+кресло водителя (аналог легковых машин) | с 19 лет | Наличие водительского удостоверения категории B и опыт вождения более 1 года |
AIII | автотранспорт, предназначенный для транспортировки грузов и весом более 3,5 тонн | с 19 лет | Наличие водительского удостоверения категории C и опыт вождения более 1 года |
AIV | автотранспорт для перевозки пассажиров с количеством посадочных мест более 8 | с 22 лет | Наличие водительского удостоверения категории D и опыт вождения более 1 года |
B | гусеничные или колесные авто с мощностью двигателя до 25,7 кВт | с 17 лет | Мед.справка;
Наличие профильного образования по специальностям, связанным с управлением самоходными машинами (обязательное прохождение обучения не требуется) |
C | колесный спецтранспорт с мощностью двигателя от 25,7 кВт до 110,3 кВт | с 17 лет | Медицинская справка;
Прохождение обучения |
D | колесный спецтранспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт | с 18 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
E | гусеничный спецтранспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт | с 17 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
F | самоходные транспортные средства сельскохозяйственного назначения | с 17 лет | Мед.справка;
Прохождение обучения |
Перечень средств передвижения, а также требования по оформлению документов утверждены «Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста».
К самоходным машинам могут быть приравнены устройства собственной сборки (самоходные тачки и т.д.). Они также должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а водитель – иметь права на управление.
Для снегохода и квадроцикла
Выше мы говорили только о неких квадрициклах и трициклах, о существовании которых известно-то немногим автолюбителям. А вот что касается внедорожной компактной техники, то ответ на вопрос о том, какая категория нужна для них, несколько неожиданный.
Дело в том, что все транспортные средства регламентированы законодательством о дорожном движении и техническом регулировании таковых. Основанием для допуска их к дорожному движению в первичном плане является ПТС. Вот только ни на снегоходы, ни на квадроциклы ПТС не выдаётся, потому что для дорог общего пользования они не предназначены. Для них выдаётся ПСМ – паспорт самоходной машины. И это значит, что для управления ими потребуются вообще другой вид специального права – тракторные права.
Нужны ли права на детский или подростковый квадроцикл до 50 кубов
Если речь идет об обычной аккумуляторной игрушке для детей — права не нужны. Если же разговор о мототехнике с двигателем внутреннего сгорания,права на квадрик нужны.
- До 50 кубов. Ребенок может ездить на детском квадроцикле с водительским удостоверением категории M, полученными в ГИБДД. Конструктивные особенности должны удовлетворять двум требованиям: мощность менее 50 кубов и предельная скорость не более 50 км/ч.
- Свыше 50 кубов. Данная кубатура не имеет отношения к подростковой технике, независимо от размеров, и на него должны быть открыта автомобильная категории В1, если имеется ПТС. Если в качестве документа на квадроцикл используется ПСМ — нужны тракторные права.
- Более 150 кубов. Здесь история повторяется и действуют правила, как для мотора с объемом более 50см2.
А нужны ли вообще права для управления квадроциклом?
В первую очередь определим, есть ли необходимость в получении водительского удостоверения, если предстоит управлять только квадроциклом. Для начала определим тип транспортного средства.
Квадроцикл является мототранспортным четырехколесным средством передвижения, которое предназначается для езды вне дорожного полотна. По определению квадроцикл напоминает снегоход.
Если учитывать стандартные определения транспортных средств, легко прийти к выводу, что квадроцикл представляет собой мотовездеход в соответствии с ГОСТ Р 52008 — 2003.
Крайне важно учесть, что каждый вездеход, вне зависимости от его вида и характеристик, обязательно должен проходить государственную регистрацию.
Для этого надо отправиться в Гостехнадзор. Там на мототранспортное средство выдадут паспорт самоходной машины.
Отвечая на вопрос, как получить права на квадроцикл, следует сразу отметить, что существует два способа.
Первый предусматривает наличие у претендента удостоверения категории А. В данном случае необходимо обратиться в ближайшее отделение Гостехнадзора с заявлением.
Также потребуется предоставить:
- медицинскую справку;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- паспорт;
- документ, свидетельствующий об успешном завершении учебного курса в специальной организации;
- фотографии.
Какие права требуются для управления квадроциклом и снегоходом
Чтобы эксплуатировать каждую из этих машин легально, водитель должен получить водительское удостоверение трактора, которое имеет открытую категорию «А». Точнее — подкатегорию «А1», которая позволяет управлять внедорожным мотоциклом, но не стоит путать его с категорией на мотоцикле — это два разных понятия.
Если у водителя нет документа, то сотрудник ГАИ может не только оштрафовать его, но и забрать транспортное средство. Вернуть его можно только после получения справки. Если управлять этим видом транспортного средства без соответствующей категории, штраф полагается от пяти до пятнадцати тысяч рублей – по закону.
Когда квадроцикл (КВ) оборудован габаритами, фарами, зеркалами и стоп-сигналами, то для езды на нем нужны обычные права. Но первое, что нужно сделать, чтобы получить водительское удостоверение для снегохода (СН) и квадроцикла — это собрать необходимые справки и поехать с ними в Гостехнадзор.
Почему требуется удостоверение
Не каждый владелец этого транспорта имеет права, это является преступлением закона. Между тем, получение удостоверения на снегоход является более простой процедурой, чем сдача экзамена в ГАИ.
Пользоваться без специального разрешения (удостоверения) снегоходом запрещено. Нужно будет сдать экзаменационный тест на категорию, которая легально закрепляет право водителя на вождение снегохода. Это позволит водителю свободно передвигаться по дорогам и избежать неприятных мыслей о возможных штрафных санкциях.
Ведь если водитель, не имеющий водительских прав трактора, будет остановлен правоохранительными органами, то результатом будет не только потеря крупной суммы денег. Еще одна перспектива — конфискация дорогостоящего автомобиля. Вернуть снегоход обратно можно будет только после получения лицензии категории «А1».
Категория «В» даёт право управления легковыми автомобилями, небольшими грузовиками (пикапами), внедорожниками и минивэнами. Пойти учиться в автошколу можно уже с 16 лет, однако к экзамену в ГИБДД будут допущены кандидаты в водители, достигшие 18-летнего возраста. Открытая категория «В» предусматривает право на управление:
- автомобилями массой не более 3,5 т, в которых число пассажирских мест не превышает 8 (помимо водителя);
- автомобилями с прицепом массой не более 750 кг;
- автомобилями с прицепом более 750 кг, но при условии, что общая масса машины без нагрузки и прицепа не превышает 3,5 т.
Ответственность за отсутствие прав на управление квадроциклом
Управление мототранспортным средством без водительского удостоверения соответствующей категории предполагает административное наказание в виде штрафа в размере от 5 000 до 15 000 рублей (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ).
За передачу управления квадроциклом лицу, не имеющему либо лишенному водительского удостоверения категории «AI», закон предусматривает административный штраф в размере 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.7 КоАП РФ).
В случае, если квадроцикл взят напрокат, арендодатель не несет никакой ответственности за действия арендатора. Однако, во избежание наступления негативных правовых последствий у арендодателя, в договоре аренды обязательно должно стоять условие о наличии у арендатора удостоверения соответствующей категории. Так, в случае причинения вреда имуществу или здоровью, в процессе разбирательства договор проката может быть квалифицирован, как договор возмездного оказания услуг, которые по закону должны отвечать всем требованиям безопасности. Соответственно, если гражданин, желающий арендовать квадроцикл, не был осведомлен о том, что у него обязательно должно быть в наличии водительское удостоверение категории «AI», это обстоятельство может стать причиной причинения вреда, а значит уже арендодатель будет нести административную или уголовную ответственность.
Основные нарушения, допускаемые владельцами квадроциклов при управлении мототранспортным средством:
Как правило, водители квадроциклов допускают:
- управление транспортным средством, не зарегистрированным соответствующим образом (штраф по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, повторное управление ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ);
- управление квадроциклом без прав (штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ);
- управление квадроциклом без страхового полиса ОСАГО (штраф по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ);
- управление квадроциклом, не прошедшим техосмотр в соответствующем порядке (штраф по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ, повторное управление ч. 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ).
- управление квадроциклом в состоянии опьянения (ответственность по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ).
Контролирующие органы:
- Сотрудники гостехнадзора – осуществляют контроль наличия регистрации самоходного средства и техосмотра.
- Сотрудники ГИБДД – проверяют наличие водительских прав, в том числе категории «AI», контролируют состояние водителей на алкогольное, токсическое или наркотическое опьянение, составляют проколы о выявленных нарушениях.
- Эвакуаторская служба – вызывается по мере необходимости сотрудниками ГИБДД.
Ответственность за управление без прав
Согласно ст. 12.7 КоАП, за вождение ТС любой категории без соответствующего удостоверения, с гражданина будет взыматься штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме того, за повторное нарушение этой же статьи сотрудники ГИБДД имеют право конфисковать технику, поставив ее на штраф-площадку. А получить обратно своего железного коня человек сможет только после полной оплаты всех материальных взысканий со стороны ГАИ.
Исходя из этого, следует вывод – узнавать о том, какие права нужны для управления квадроциклом лучше заранее, не обнадеживая себя попытками скрыться от дорожной полиции. Ведь это выльется в более крупные расходы. Оформив же удостоверение соответствующей категории, вам не придется бояться инспекторов ГИБДД и подвергать себя опасности, уходя от погони.
Начнем с того, что это подкатегория, которую можно получить, просто обменяв права старого образца (с категорией Б) на новые. В таком случае, вам автоматически поставят отметку в графе Б 1. Если же у вас нет прав или же есть, но там нет категории Б, тогда нужно будет для начала пройти обучение в автошколе на эту категорию. Затем сдаете экзамен в ГИБДД, к которому прикреплена автошкола, получаете категорию и только потом получаете права для того, чтобы водить данный вид транспорта. Экзамен стандартный — теория и практика. После обучения вы уже точно будете знать, что подкатегория В1 обозначает право на вождение квадрицикла. Более детальная информация о сдаче получении прав на квадроцикл здесь.
Если же вам нужно право на управление квадроциклом и снегоходом, в таком случае необходимо пройти обучение на категорию А и точно также подготовить документы и сдать экзамен.
Важно!
Теоретические знания на обе категории примерно одинаковые, но все равно есть свои нюансы. Это зависит от специфики транспортных средств. В практических испытаниях в том и другом случае, нужно будет показать свое мастерство управления выбранными транспортными средствами, которые подходят под ту или иную категорию.
Казалось бы, слишком много категорий и многие из них, например, такие как Б и Б1 похожи. И чем отличаются категории В и В1? Разница в том, что В дает право на управление легковыми автомобилями, а В1 квадрициклами. Согласитесь, что это разный вид транспорта и навыки для вождения нужны разные. Но, как сказано выше, если у вас есть права старого образца и там открыта категория Б, то можно просто обменять их на новые и автоматически проставить категорию Б1. Заново учиться и сдавать экзамен в этом случае не нужно.