Обязателен ли коллективный договор в организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязателен ли коллективный договор в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Процедуру заключения коллективного договора можно назвать достаточно сложной и громоздкой. Конечно, когда такой договор подписывается от имени большого коллектива работников, то объяснение этому есть, но процесс заключения нельзя упростить и в небольших организациях.
Как заключить коллективный договор?
Заключение коллективного договора должно быть инициировано, и по закону право на это имеют работники или работодатель. Обязать заключить коллективный договор при отсутствии такой инициативы не может ни трудовая инспекция, ни фонды, ни другие административные органы.
Конечно, чаще всего, предложение о заключении коллективного договора подают работники, по естественным причинам – улучшить условия труда и его оплату. Если в трудовом коллективе создан профсоюз, то работники (в случае, когда инициатива исходила от них) должны сообщить о начале коллективных переговоров и включить представителей профсоюза в состав переговорщиков.
Присоединиться к коллективным переговорам другая сторона должна в семидневный срок со дня получения предложения.
Как мы уже упоминали выше, работодатель, отказывающийся от участия в переговорах, может подвернуться административным санкциям – до 3 тысяч рублей. К слову, аналогичная норма ответственности для работников не предусмотрена.
В ответ на полученное предложение заключить коллективный договор вторая сторона должна дать письменное согласие, указав в нем своих представителей, дату, место, время начала переговоров. Если эти подробности в письме отсутствуют, то переговоры назначаются на следующий день после получения ответа.
Для ведения переговоров, разработки проекта и заключения коллективного договора представители работников и работодателя объединяются в общую комиссию. На заседаниях комиссии обсуждаются предложения сторон по улучшению трудовых отношений и другие важные для работников и работодателя вопросы. Лица, входящие в комиссию, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на период участия в переговорах и подготовке коллективного договора.
Проект коллективного договора должен быть передан для ознакомления и обсуждения всем работникам, и их замечания и дополнения должны учитываться при подготовке окончательной редакции.
Как долго стороны могут обсуждать условия коллективного договора? Законом установлен максимально возможный срок — не более трех месяцев. Если согласия по всем положения договора достигнуто не было, то стороны все равно должны подписать коллективный договор, а условия, по которым согласия не найдено, вписать в протокол разногласий. Эти несогласованные моменты могут впоследствии стать причиной трудового спора (статья 398 ТК РФ).
Коллективный договор заключается на срок до трех лет, с правом продления на такой же срок. В течение семи дней после подписания работодатель должен зарегистрировать договор в соответствующем органе по труду (статья 50 ТК РФ). Это может быть орган в региональной администрации или департамент по труду и занятости. В Москве, например, это Комитет общественных связей города Москвы.
Как и другие соглашения, коллективный договор может впоследствии дополняться и изменяться, и порядок внесения изменений должен быть прописан в его тексте. Все новые соглашения к договору тоже должны быть зарегистрированы в органе по труду.
При возникновении ситуации, когда необходимо внести изменения в коллективный договор или дополнить его какими-либо условиями, первым делом нужно заглянуть в сам договор и уточнить, не прописаны ли там данные процедуры. Если нет, тогда надо действовать в соответствии с требованиями ТК РФ.
1. Предложение о внесении изменений в коллективный договор. Любая из сторон — как работодатель, так и работники — вправе проявить инициативу, начав коллективные переговоры об изменении условий данного договора. Для этого представители стороны-инициатора должны направить представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. Представители стороны, которые получили такое предложение, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ). Согласие вступить в переговоры по изменению коллективного договора необходимо выразить в письменной форме с указанием представителей и их полномочий. День, следующий за днем получения инициатором ответа, является моментом начала переговоров (ч. 2 ст. 36 ТК РФ ).
Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.
Обратите внимание
В связи с началом коллективных переговоров работодатель обязан освободить работников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ч. 1 ст. 39 ТК РФ ). Кроме этого, работников, участвующих в переговорах по внесению изменений в коллективный договор без предварительного согласия органа, уполномочившего их представлять интересы трудового коллектива, работодатель не имеет права подвергать дисциплинарному взысканию, переводить на другую работу, увольнять по своей инициативе. Исключение составляют случаи расторжения за совершение проступков, за которые в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы.
Если инициатором изменений является работодатель, предложение о начале переговоров направляется в адрес выборного органа полномочной профсоюзной организации. А если профсоюза нет, например, если он распался в течение действия договора? В таком случае нужно обратиться к работникам, чтобы они выбрали своих представителей. Для этого работодатель сам организует общее собрание (конференцию) трудового коллектива, на котором работники могут сделать такой выбор.
2. После того, как стороны вступили в переговоры, создается комиссия (ч. 7 ст. 35 ТК РФ ). Возможно, она уже была создана раньше — при проведении переговоров по заключению коллективного договора. Однако если некоторые члены выбыли из комиссии или срок ее работы был ограничен локальным нормативным актом, необходимо все-таки формировать комиссию заново. Именно она будет определять сроки, место, порядок проведения переговоров и разработки проекта изменений договора.
Для правильного формулирования изменений договора сторонам понадобятся различные сведения, а также, не исключено, помощь экспертов и специалистов. Помните, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Таково требование ст. 37 ТК РФ . При этом, если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), участники коллективных переговоров и другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны их разглашать, иначе им не избежать дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.
Процедура внесения изменений в коллективный договор не так уж сложна, если строго следовать положениям Трудового кодекса. Не бойтесь корректировать положения договора, если в учреждении есть для этого основания. Ведь если, например, в законодательстве появились новые работникам, а по коллективному договору они не полагаются, велика вероятность возникновения трудовых споров — а это лишняя трата времени, сил и средств.
Довольно часто требуется внести в коллективный договор учреждения изменения. Причиной может стать изменение законодательства, (например, установление новых льгот), утверждение нового отраслевого соглашения, инициатива работников или работодателя. В любом случае необходимо соблюдать определенную процедуру. Кто может инициировать внесение изменений в коллективный договор? Нужно ли проводить коллективные переговоры? Какова процедура согласования изменений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.
Порядок составления коллективного договора
Коллективный договор не является обязательным документом, потому многие общества с ограниченной ответственностью не применяют у себя коллективные договоры. Вместе с тем, коллективные договоры позволяют урегулировать взаимоотношения между работником и работодателем, определить дополнительные условия взаимодействия, дополнительные гарантии, например, дополнительные выходные, оплату больничных листов.
Разработка и принятие коллективных договоров урегулировано главой 7 Трудового кодекса. Разработкой коллективного договора может заниматься:
- работодатель;
- работник.
Стороны коллективного договора
Итак, как следует из ст. 40 ТК РФ, сторонами договора являются работники и работодатель, интересы которых представляют их представители.
В силу ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
При этом первичные профсоюзные организации и их органы могут представлять интересы всех работников организации, только если более половины работников являются членами профсоюза (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). В организации может существовать два и более профсоюзов, и если они в совокупности объединяют более половины работников, то по решению их выборных органов они могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора. В состав такого органа должны быть включены представители каждой профсоюзной организации пропорционально количеству ее членов.
Но это не означает, что если в профсоюзе (профсоюзах) состоит менее половины работников, то представлять интересы работников некому. В таком случае работники, не состоящие в профсоюзе, на общем собрании могут уполномочить один из профсоюзов на проведение коллективных переговоров (ч. 4 ст. 37 ТК РФ). Если же такая первичная профсоюзная организация не определена или в организации вообще отсутствуют какие-либо первичные профсоюзные организации, то общее собрание работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Обратите внимание! Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).
Представителем организации при проведении коллективных переговоров является руководитель организации или уполномоченное им лицо в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ или субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).
Так, в силу ст. 34 ТК РФ представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Кроме этого, при проведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения интересы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей — некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).
Поскольку коллективный договор может заключаться не только в организации в целом, но и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях, для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в таком обособленном подразделении работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо. Интересы работодателя в данном случае представляются на основании доверенности.
Если право проводить коллективные переговоры от лица работодателя дано, например, заместителю руководителя, начальнику правового отдела или другим сотрудникам, руководитель издает приказ о назначении этих лиц представителями работодателя в коллективных переговорах.
Что еще должен знать работодатель?
1. В коллективный договор могут вноситься изменения и дополнения в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). Если иной порядок коллективным договором не предусмотрен, придется вносить их путем коллективных переговоров.
2. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного этим договором. Срок действия договора может продлеваться сторонами не более чем на три года (ч. 1, 2 ст. 43 ТК РФ).
3. В течение семи дней со дня подписания коллективного договора работодатель должен направить его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом документ вступает в силу независимо от факта уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).
4. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации или ликвидации (п. 4, 6 ст. 43 ТК РФ).
5. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (ч. 7 ст. 43).
6. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (ч. 5 ст. 43).
7. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, а действие договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
8. При приеме на работу работник должен быть ознакомлен с коллективным договором до подписания трудового договора и под роспись (ст. 68 ТК РФ).
9. Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Например, если в силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере (плюс 20% часовой тарифной ставки оклада), то коллективным договором не может быть установлена доплата менее 20% от часовой тарифной ставки оклада.
10. Работодатель несет административную ответственность за:
— уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ);
— непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП РФ);
— необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП РФ);
— нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП РФ).
За данные нарушения предусмотрено наказание от предупреждения до штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Статья 43. Действие коллективного договора
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
Статья 48. Действие соглашения
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей — государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели (включая органы государственной власти и местного самоуправления) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).
Участие сторон в социальном партнерстве осуществляется через созданные ими органы, в частности через комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Так, на локальном уровне (на уровне организации) стороны на равноправной основе образуют комиссию, состоящую из их представителей, для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, а также для организации контроля за его выполнением (ст. 35 ТК РФ).
С представительством работодателя в социальном партнерстве все более или менее понятно. Как установлено ст. 33 ТК РФ, интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации или уполномоченные им лица. В федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждениях и других организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, представителями работодателей являются также соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
Ответственность сторон
За нарушение работодателем (его представителями) порядка заключения коллективного договора или неисполнение положений договора законодательством предусмотрено наступление ответственности.
В частности, согласно ст. ст. 54 — 55 ТК РФ представители сторон и иные лица:
- уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора;
- неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора;
- виновные в непредставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора;
- виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.
Договора
На каждом предприятии и в каждой организации независимо от характера их деятельности и формы собственности должен быть документ, который регламентирует внутренние взаимоотношения между работодателем и всеми сотрудниками, входящими в штат.
С этой целью составляется определенный документ – коллективный договор, в котором указаны все стороны и нюансы сотрудничества, обязательства и права и так далее. Этот договор является самостоятельным правовым актом и становится обязательным для всех его сторон после подписания. На самом деле, процесс составления и подписания коллективного договора нелегкий и очень длительный.
Принципы и стороны
Коллективные договоры есть на всех предприятиях, а действуют они в рамках конкретной организации и не могут передаваться другим юридическим лицам. Этот договор подписывается лишь тогда, когда все стороны согласны с его условиями. В этом случае сторонами выступают работодатель или владелец бизнеса и коллектив предприятия. Конечно, в составлении и оформлении договора не участвует весь штат, ведь он может насчитывать несколько тысяч человек. С этой целью в организации создается профсоюзный орган или представительская группа рабочих, которые выбираются всем коллективом.
Взаимодействие по разработке и согласованию договора происходит при обоюдном участии сторон после того, как одна из них инициирует заключение колдоговора. Заинтересованные стороны согласовывают время и место переговоров, заявляют представителей для участия. В ходе проведения переговоров обсуждаются условия, регулируются разногласия. Итогом является согласованный и подписанный договор.
КД должен быть представлен в орган исполнительной власти по труду и занятости в течение 7-и дней с момента заключения. Этот момент зафиксирован в статье 50 ТК РФ. Данное действие является обязательным.
Ответственность за выполнение этой обязанности возлагается на нанимателя.
Однако, несмотря на законодательно утверждённую необходимость данной процедуры, документ вступает в силу вне зависимости от ее проведения.
Цели уведомительной регистрации коллективных договоров:
- сбор и каталогизация данных о числе и составе действующих договоров;
- контроль наличия в КД критериев, ухудшающих положение сотрудников;
- наблюдение за исполнением всех пунктов КД.
КД начинает действовать с даты, указанной в соответствующем пункте. Если же данный пункт отсутствует, то начало действия КД датируется следующим рабочим днём после подписания.
Необходимость коллективного договора
Заключение коллективного договора не является прямой обязанностью работодателя или его сотрудников, трудовое законодательство не определяет никаких императивных норм по этому вопросу. Однако в рамках ст. ст. 21-22 Трудового кодекса РФ участникам трудовых правоотношений предоставляется право на заключение такого соглашения.
При этом в ст. 36 ТК РФ указано следующее:
- Стороны-участницы или их представители могут самостоятельно инициировать процесс заключения коллективного договора с обязательным уведомлением второй стороны.
- После получения уведомления, вторая сторона обязана вступить в переговоры в течение календарной недели, отправив первой стороне ответ, в котором отражается информация о своих представителях.
- Рассмотрением вопросов о заключении договора занимается специально созданная комиссия, призванная урегулировать спорные вопросы работодателей и работников по условиям проекта документа.
Установлено, что после объявления переговоров окончательная редакция договора должна быть подписана в срок, не более трех месяцев. Стороны не несут какой-либо ответственности за нарушение сроков, однако нарушение установленных норм может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде проверки от трудовой инспекции.
Ст. 36 ТК РФ также устанавливает следующие положения, касающиеся представительства интересов участников:
- представители сотрудников не могут быть профинансированы за счет работодателя;
- представителями обеих сторон не могут выступать одни и те же лица;
- представителями работников не могут являться участники партийных подразделений;
- представителями не могут выступать органы исполнительной власти или местного самоуправления.
Исходя из положений трудового законодательства, можно заявить о том, что без инициирования процесса переговоров по поводу заключения коллективного договора обязанности по его созданию, проектированию и принятию не наступают ни для одной из сторон.
Несмотря на то, что цели создания данного локального акта не прописаны на законодательном уровне, инициатор переговоров может подразумевать реализацию следующих задач:
- установление четких рамок трудовых правоотношений;
- утверждение мотивации сотрудников для повышения оборота предприятия при введении дополнительных мер поддержки инициативных работников;
- обеспечение материальной поддержки от работодателя в рамках трудового законодательства по улучшению качества оборудования и соблюдения техники безопасности на производстве;
- создание «прозрачной» и стабильной системы по оплате трудовой выработки;
- укрепление мер социальной защиты;
- установление положений о необходимости страхования жизни и здоровья работников, а также выплаты по ним, и т.д.
Перечисленные задачи не являются полным и исчерпывающим перечнем целей создания договора, однако они частично помогают определить основные мотивы инициирования переговоров со стороны работников.