Рассмотрение трудовых споров в суде

28.02.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рассмотрение трудовых споров в суде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.

Комментарий к ст. 382 ТК РФ

1. Установление законодателем органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров свидетельствует, что соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным правовым актом организации не может решаться вопрос о создании иных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры.

2. Комиссия по трудовым спорам (КТС) — общественный орган, уполномоченный государством на выполнение правоохранительной функции.

Суд (районный суд) — это государственный орган, обеспечивающий защиту и охрану прав и интересов сторон трудового договора.

Федеральным законом от 22.07.2008 N 147-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» и статью 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» исключены из подсудности мирового судьи дела, возникающие из трудовых отношений. Мировой судья не рассматривает трудовые споры в качестве суда первой инстанции.

В случаях, определенных законодателем, в отношении некоторых категорий работников установлено, что признать действия работодателя неправомерными может вышестоящий в порядке подчиненности орган (вышестоящее должностное лицо), что не лишает работника права обратиться за разрешением индивидуального трудового спора в суд. Таким образом, в качестве органа, рассматривающего индивидуальные трудовые споры, в некоторых случаях может выступать и вышестоящий в порядке подчиненности орган.

На основании п. 4 ст. 40, п. 3 ст. 40.1 Закона о прокуратуре работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Пунктом 27 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621, установлено, что вышестоящий руководитель в пределах предоставленных ему полномочий имеет право отменить, смягчить или усилить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим руководителем, если найдет достаточные основания для такого решения (усиление дисциплинарного взыскания не допускается, если вопрос о взыскании рассматривается в связи с обращением виновного работника). Действие этого Положения распространено Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 11.10.1993 N 1032 на всех работников метрополитенов, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

3. Государственный инспектор труда наделен функцией по оценке правоприменительной деятельности работодателя: когда трудовой спор рассматривается КТС. Часть 2 ст. 357 ТК предоставляет право профсоюзному органу, работнику, иному лицу обращаться в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), когда обжалуется решение работодателя об увольнении работника (ст. 373 ТК).

Государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право предъявить работодателю предписание об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работника, подлежащее обязательному исполнению.

4. Обращение работника в КТС, районный суд зависит от подведомственности возникшего трудового спора.

Подведомственность трудового спора — это определение органа, который вправе принять трудовой спор к своему рассмотрению. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора играет большую практическую роль, поскольку решение спора некомпетентным органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

О трудовых спорах, подведомственных КТС, см. ст. 385 ТК; о трудовых спорах, подведомственных суду, — ст. 391 ТК.

5. С 01.01.2011 введен в действие Закон о процедуре медиации, направленный на создание правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.

Данным Законом регулируются отношения, связанные с использованием процедуры медиации к спорам, возникающим также из трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 1 Закона процедуре медиации).

Законом установлено, что альтернативная процедура урегулирования споров применяется после возникновения индивидуальных трудовых споров и не может быть реализована при разрешении коллективных трудовых споров (ч. 5 ст. 1 Закона о процедуре медиации).

Альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника (медиатора) направлена на заключение сторонами (работником и работодателем) медиативного соглашения, свидетельствующего о разрешении возникшего конфликта. Использование сторонами трудового договора альтернативной процедуры урегулирования спора предоставляет возможность работнику и работодателю устранить возникший конфликт, не обращаясь в органы по разрешению индивидуальных трудовых споров.

6. Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора (п. 3 ст. 2 Закона о процедуре медиации).

Трудовые споры и дисциплинарная ответственность

Одним из гарантов «защиты» от трудовых споров является дисциплина труда. Если работодатель выполняет все требования законодательства, а работники не нарушают дисциплину труда, то можно с уверенностью сказать, что трудовые конфликты в организации будут исключены.

Под дисциплиной труда понимается обязательное для всех сотрудников подчинение тем правилам, что определены Трудовым Кодексом РФ. Если они нарушаются, трудовые обязанности не исполняются или исполняются не в полной мере, то работнику грозит дисциплинарная ответственность. К нему может быть применен один из взысканий: замечание, выговор или увольнение. Это законные дисциплинарные меры. Все они носят нематериальный характер.

На заметку! Работодатель не имеет права применять меры, которые нет в ТК РФ. Очень часто встречаются ситуации, когда работодатель применяет взыскания, которые носят материальный характер (штрафы, например). Отметим, что этой категории мер нет в законе, поэтому действия работодателя незаконны. В этой ситуации у работника есть все основания, чтобы начать инициировать разрешение трудового спора и обратиться в суд.

Если же работником был нанесен ущерб работодателю, то материальная ответственность все же наступает. Она может быть двух видов:

  • Ограниченная. Сумма, направленная на возмещение ущерба, не может быть больше среднемесячной заработной платы.
  • Полная. Сумма компенсации равна размеру ущерба и выплачивается полностью. Это вид имеет место, когда между работником и работодателем заключен договор о материальной ответственности.
Читайте также:  Индексация социальных выплат и пенсии с 1 февраля 2023 года - последние новости

Законное применение мер дисциплинарной ответственности исключает возможность «возгорания» трудового спора.

Разрешение индивидуальных трудовых споров

Индивидуальный спор – это возникающий конфликт между одним работником организации/предприятия и руководством по вопросам и действиям любой из сторон. Порядок разрешения таких споров регламентируется статьей 60 Трудового кодекса РФ. Положения нормативного документа четко определяют сущность трудового спора, особенности решения, устанавливают компетентные инстанции, которые должны заниматься рассмотрением конфликтных ситуаций. Здесь же указан и порядок обжалования принятых решений, в том числе, и в судебном порядке.

Положения статей 383-392 Трудового кодекса регламентируют порядок разрешения спорных ситуаций и устанавливают следующий порядок рассмотрения спора:

  • Попытка добровольного примирения нанимателя и сотрудника в процессе их личной встречи или встречи законных представителей. Если в результате обсуждения удается прийти к консенсусу, следующие этапы разрешения спора становятся неуместными. Если к единому мнению прийти так и не удалось, спор переносится на следующий этап.
  • Таковым этапом является обращение в комиссию по разрешению трудовых споров. Данная структура организуется из представителей персонала и администрации организации в равных долях. У комиссии есть печать, а также полномочия проводить необходимые расследования и разбирательства за счет средств работодателя. После рассмотрения аргументов сторон комиссия определяет правомерность действий и требований каждой из сторон, вынося аргументированное решение.
  • Если решение трудовой комиссии не удовлетворило ожидания сторон или не позволило решить спорную ситуацию, остается последняя инстанция – суд. Важно помнить, что основанием для рассмотрения трудового спора в судебном порядке является не только несогласие одной из сторон с вынесенным решением, но и явные нарушения законодательства при рассмотрении конфликта членами трудовой комиссии. Это может быть несоблюдение срока рассмотрения или нарушение тайны голосования. В данном случае рекомендуем воспользоваться помощью компетентного юриста, ведь законодательство в области трудовых отношений меняется слишком часто и продумать грамотную стратегию защиты своих прав и интересов крайне сложно.

Еще один важный момент заключается в том, что каждый из перечисленных в списке органов занимается рассмотрением трудового спора лишь в том случае, если предшествующая инстанция допустила нарушения либо одна из сторон полностью не согласна с принятым решением. Пропуск какого-либо из этапов (к примеру, обращение в суд после невозможности договориться с нанимателем лично) недопустим, ведь действующими нормативными актами четко определен порядок взаимодействия работника и работодателя в конфликтных ситуациях.

Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров

Если у сотрудника предприятия есть претензии, он должен подать в КТС заявление. Документ обязательно нужно зарегистрировать. Комиссия его рассматривает в течение десяти дней. В это время также решается, нужно ли вызывать свидетелей или специалистов. Кроме этого, комиссия может потребовать от работника предоставить любые документы, которые помогут решить конфликт.

Важный момент: все решения принимаются только на общем заседании. Чтобы оно состоялось, должна присутствовать как минимум половина членов и со стороны нанимателя, и со стороны работника. Во время заседания обязательно ведется протокол. Документ подписывается председателем или его заместителем и заверяется печатью.

Процедура принятия решения регламентируется ст. 388 ТК РФ. Это делается с помощью тайного голосования – необходимо, чтобы за решение проголосовало большинство присутствующих. В документе указывается информация о нанимателе и работнике, а также вносятся данные членах комиссии. Там фиксируется и дата обращения в КТС, предмет спора, результаты голосования и утвержденное решение.

После этого комиссия должна вручить копии решения работнику и нанимателю. Это необходимо сделать в течение трех дней с момента принятия решения. Все документы обязательно заверяются подписями и печатями.

Можно ли обжаловать решение комиссии по трудовым спорам? Да, это можно сделать в течение 10 суток со дня получения сторонами итогов рассмотрения вопроса. Если этого невозможно сделать в отведенное время по объективным обстоятельствам, обжалование можно перенести на нужный срок.

Комментарий к ст. 391 TК РФ

1. Индивидуальные трудовые споры, подведомственные судам, разрешаются в судах, входящих в единую судебную систему РФ и осуществляющих правосудие именем Российской Федерации: в федеральных судах общей юрисдикции и мировыми судьями, являющимися судами общей юрисдикции субъектов РФ (см. ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1).

2. Индивидуальные трудовые споры о восстановлении на работе рассматриваются только судами, входящими в систему федеральных судов общей юрисдикции, а все другие споры, возникающие из трудовых отношений, рассматривают в первой инстанции мировые судьи (см. ст. 3 ФЗ от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270).

3. Согласно п. 4 ст. 23 ГПК споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

4. Названная в ч. 1 ст. 391 ТК первая группа споров, подведомственных суду, связана с обжалованием решения КТС: 1) споры по заявлениям работника, работодателя или профсоюза, обжалующих решение КТС; 2) споры по заявлению прокурора, считающего решение КТС незаконным.

5. Вторая группа споров, названная в ч. 2 и ч. 3 ст. 391 ТК, непосредственно подведомственна суду, т.е. без рассмотрения КТС.

6. При рассмотрении в судах индивидуальных трудовых споров следует иметь в виду соответствующие решения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ (см. комментарий к ст. 383 ТК).

Комиссия по трудовым спорам

Комиссией по трудовым спорам называют специальную инстанцию, созданную на конкретном предприятии или в организации по инициативе работодателя или работников. Занимается орган вопросами трудовых споров, потому в его составе должны быть представители каждой стороны. В свою очередь, стороны конфликта не имеют права оказывать какое-либо давление на членов комиссии.

Для решения трудовых споров посредством трудовой комиссии нужно написать заявление в любой форме на имя ее председателя. При необходимости к заявлению прилагаются документы, доказывающие правоту стороны. Не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления состоится заседание, которое может проходить как в присутствии подателя заявления, так и без него. Ход рассмотрения заявления протоколируется, затем заверяется специальной печатью или штампом организации.

Читайте также:  Как студентам бесплатно учиться за границей

Решение комиссия принимает посредством тайного голосования ее членов. О результате составляется акт в письменной форме, в котором, помимо названия организации и данных ее руководителя, отображается информация по решению комиссии и результатам тайного голосования. Копии документа передаются каждой стороне трудового спора в течение трех дней. Решение комиссии может быть обжаловано в течение 10 дней. Если этого не произошло, то через 3 дня решение должно быть исполнено.

Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, по своей силе равно исполнительному листу. При этом его не выдают в случае, когда одна из сторон решает продолжать разбирательство в судебном порядке.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры

В сравнении с коллективными трудовыми спорами индивидуальные решаются просто. Работник или работодатель имеют право договориться между собой о закрытии конфликта, подать заявление в комиссию по трудовым спорам или обратиться в суд. В соответствии со ст. 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются только комиссия по трудовым спорам и суд.

Больше сложностей возникает, если спор относится к категории коллективных. В этом случае сначала идет этап устранения разногласий сторонами. Для этого проводится собрание или конференция работников, на которой избираются представители от сотрудников и выдвигаются требования. По закону, собрание будет считаться правомочным, если на нем присутствовало более половины всех работников предприятия, для конференции минимальный порог ⅔ от числа сотрудников. Работодатель не имеет права чинить препятствия проведению этих мероприятий.

Оформленные в письменном виде требования подаются работодателю, он обязан их принять, рассмотреть и в течение трех дней дать ответ. В случае, если работодатель удовлетворяет требования работников, трудовой спор не возникает. В противном случае представители работников имеют право начать примирительные процедуры:

  • рассмотрение всех аспектов конфликта примирительной комиссией;
  • привлечение посредника;
  • рассмотрение спора трудовым арбитражем.

Первичная инстанция по урегулированию спорных вопросов между сотрудником и работодателем – комиссия по трудовым спорам (КТС). Если постановление комиссии не вынесено в 10-дневный срок с момента подачи заявления или при желании оспорить принятое решение, правомерно передать дело в суд. Состав комиссии определяется работодателем согласно статье 384 ТК РФ. Представители работника могут быть назначены профсоюзом или выбраны на общем собрании.

Согласно трудовому и гражданскому процессуальному законодательству (в частности, ТК РФ и ФЗ №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г.), такие иски рассматривают районные суды общей юрисдикции. На основании Определения Верховного суда №19-КГ12-5 от 20.07.2012, трудовая инспекция не занимается урегулированием разногласий, но вправе вынести предписание для незамедлительного принятия мер по устранению очевидных нарушений законодательства.

Юридическая компания «Проверка Труда» предлагает профессиональную защиту интересов бизнеса при рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде.

Документы, применимые к делам об урегулировании разногласий в сфере труда:

  • ТК РФ и нормативные акты, в составе которых общепринятые принципы и нормы трудового права;
  • Правовой акт местного значения;
  • Коллективные соглашения;
  • Трудовой договор, включая дополнения.

Кто может подать заявление:

  • Юридическое или физическое лицо, права которого нарушены по мнению истца;
  • Прокурор;
  • Профсоюзы;
  • Органы государственной власти, территориального самоуправления;
  • Коллегиальные органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Органы опеки и попечительства;
  • Сторонние формирования, задача которых — защита прав, свобод и законных интересов граждан в соответствии со статьями 21 и 391 ТК, статьей 4, часть 1, статьей 45 и ст. 46 часть 1 ГПК РФ.

Сроки подачи исковых заявлений:

  • 10 дней с момента получения решения КТС при несогласии;
  • 1 месяц для урегулирования вопросов прекращения рабочих отношений, считать с даты выдачи копии приказа об увольнении или выдачи на руки трудовой книжки;
  • 3 месяца с даты, когда потерпевший получил сведения о нарушении законных прав;
  • 1 год (со дня установленного срока выплаты заработной платы, выплат, причитающихся законом при увольнении) — срок, в течение которого работник может обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику;
  • 1 год (со дня обнаружения причиненного работником вреда работодателю) для урегулирования спора о возмещении ущерба работником работодателю.

Срок исковой давности по разногласиям в сфере труда может быть восстановлен только при наличии веских оснований, подтвержденных документально:

  • Нахождение истца в командировке;
  • Прохождение лечения;
  • Необходимость ухода за недееспособным членом семьи;
  • Отсутствие возможности подачи заявления в судебную инстанцию вследствие непреодолимой силы;
  • Обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный ст. 392 ТК срок.

Отметим, что наличие подтвержденной инвалидности не является основанием для продления сроков подачи иска в предусмотренный законодательством период. Исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ).

Контроль над исполнением решений суда возлагается на судебных приставов.

В соответствии со статьей 385 ТК РФ, КТС призваны заниматься поиском решений по спорам по вопросам нарушения законодательных нормативов о труде и других НПА. Комиссия собирается, если поступает жалоба работника предприятий, и в случае невозможности своими силами или с привлечением представителя устранить возникшие споры путем переговоров между сторонами конфликта.

У работника есть три месяца, на протяжении которых он может написать жалобу этой комиссии. Срок исчисляется с числа, которым ему стало известно или он мог узнать о том, что его права каким-либо образом были нарушены. При поступлении такого заявления КТС должна зарегистрировать данное обращение сотрудника организации, и рассмотреть его на протяжении десятидневного календарного срока, исчисляемого от даты, которой подано заявление.

Индивидуальные споры между работником и работодателем рассматриваются в суде после обращения заявителя на протяжении 3 месяцев с даты, когда он установил или должен был установить, что его права были нарушены. Если спор возник в отношении увольнения – на протяжении 1 месяца со дня, которым ему был выдан приказ об увольнении или с числа, которым он получил трудовую книжку.

Работодатель наделен правом обращаться в судебную инстанцию, если спор касается возмещения работником ущерба, нанесенного работодателю на протяжении 1 года с даты выявления им такого ущерба.

При рассмотрении в суде споров, касающихся таких отношений, связанных с невыполнением или выполнением условий, предусмотренных трудовым договором ненадлежащим образом, относящихся к гражданско-правовым делам, работники не должны платить пошлину, нести какие-либо другие расходы, связанные с судебными тяжбами.

Читайте также:  Номенклатура и паспорта специальностей

Подсудность трудовых споров о восстановлении на работе

Восстановление на рабочем месте является важной составляющей исков о незаконном увольнении.
Как сказано в ст. 24 ГПК РФ, трудовые споры о восстановлении на работе подсудны районному суду. То есть иск о восстановлении на рабочем месте и оплате вынужденных прогулов следует подавать в районный суд.
Подавать иск нужно по месту нахождения ответчика, если работодателем является организация – юридическое лицо. Если же работодатель – индивидуальный предприниматель, то иск следует подавать в районный суд по месту его жительства.
Если же трудовые права работника нарушены в филиале или представительстве работодателя, то работник имеет право выбирать в какой суд подавать иск о восстановлении на рабочем месте – по месту нахождения головной организации или по месту нахождения филиала.

Так, как установлено в Статье 123 Национальной ассамблеей, Органическим трудовым процессуальным законом, требуется, чтобы запрос был представлен в письменной форме и с данными, указанными вышеупомянутым правилом, и единственным абзацем из них дает возможность, что он возникает из Устная форма перед трудовым судьей.

Аналогичным образом, статья 73 вышеупомянутой правовой нормы предусматривает: возможность продвижения доказательств для обеих сторон будет проводиться на предварительном слушании и не может распространять доказательства в более позднее время, за исключением исключений, установленных законом. В соответствии с этими правовыми аргументами вышеупомянутая статья устанавливает, что истцу и ответчику следует распространять доказательства на предварительном слушании и в нем в начале слушания в соответствии с фактами, содержащимися в этом процессе.

Решение индивидуальных трудовых конфликтов в суде

Сотрудник вправе судиться, если комиссия несвоевременно приступила к рассмотрению его заявления. А также обе стороны могут не согласиться с принятым КТС решением и обжаловать его. Эти нормы закреплены ст. 390 ТК.

В ст. 391 рассмотрено, в каких случаях может возникнуть надобность, когда суд рассматривает ИТС. За работником закреплено право, добиваться, чтобы:

  • его восстановили на прежнем рабочем месте;
  • изменили дату и основание, по которому увольняли;
  • (не)перевели;
  • оплатили период вынужденного прогула;
  • оплатили разницу в оплате, возникшую из-за перевода;
  • признали факт нарушения руководством организации его прав при работе с персональными данными.

За организацией – возместить ущерб, нанесённый сотрудником.

Другие организации рассматривающие ИТС

Когда в рабочем порядке не разрешается конфликт, возникший из-за увольнения, то согласно ч. 3 ст. 373 ТК в него может вмешаться госинспекция труда. Что не лишает стороны конфликта возможности добиваться защиты своих интересов в суде.

Конфликты служебного характера случаются нередко. Их полагается разрешать госкомиссиям по служебным спорам, когда речь идёт о:

  • намерении поступить служить;
  • прежней службе;
  • несогласии по поводу применения нормативных актов, которыми регулируется выполнение обязанностей в рамках гражданской службы или условий, указанных в контракте.

Рассмотрение служебных споров в правоохранительных органах возлагается на вышестоящие инстанции.

Общая характеристика трудовых споров

Причины возникновения трудовых споров и нормативная основа их разрешения. В условиях кардинальных социально-экономических преобразований в Российской Федерации участились случаи нарушения трудовых прав граждан и несоблюдения трудового законодательства, что свидетельствует о необходимости более действенной защиты трудовых прав работников.

Под защитой трудовых прав понимается комплексная система мер, применяемых для обеспечения надлежащей реализации трудовых прав и свобод, включающая судебную защиту, законодательные, административно-организационные и другие средства (защита профсоюзами), а также самозащиту работниками своих трудовых прав.

Порядок разрешения трудовых споров

Порядок рассмотрения коллективных споров описан в ст. 402 – 404 ТК РФ. Чтобы спор был признан руководством и представителями работодателя, работники должны направить им письменные требования.
В течение 3 дней после получения такого требования работодатель должен сформировать примирительную комиссию, которая будет состоять из равного количества представителей от работников и работодателя.
Следующий этап – переговоры с участием посредника. Если стороны достигнут соглашения, то следующей стадии не будет. Если же соглашение не будет достигнуто, то дальше спор будет рассматриваться уже в трудовом арбитраже.
Все органы исполнительной власти на предприятии, которые создаются при коллективном споре, создаются на временной основе, и освобождаются от основной работы на время рассмотрения коллективного спора.

Индивидуальные споры рассматриваются либо трудовыми комиссиями, либо трудовыми инспекциями, либо непосредственно в суде.

Процедура рассмотрения коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор представляет собой неурегулированные разногласия между работодателями и его подчиненными, которые возникли в процессе протекания ранее оформленных официальных отношений. Данный вид споров обладает главным отличием, а именно – сам факт возникновения коллективного спора автоматически означает, что соответствующие претензии в адрес руководителя возникли не у одного, а сразу у нескольких подчиненных.

Сам порядок рассмотрения возникшего коллективного спора в трудовых отношениях будет включать в себя три обязательных процедуры:

  1. Создание примирительной комиссии. Она представляет собой специальный орган, который будет наделен всеми необходимыми полномочиями для рассмотрения и последующего урегулирования возникшего конфликта. Действующими законодательными нормами были установлены некоторые важные правила в отношении процедуры создания комиссии. Прежде всего, сам процесс формирования данного органа должен быть запущен не позднее, чем в течение 3 дней после возникновения соответствующего коллективного спора. В состав комиссионного органа в обязательном порядке должны входить представители как работодателя, так и самих сотрудников, а также органов государственной власти и местного самоуправления.
  2. Рассмотрение возникшего конфликта с участием официального посредника. В прямые обязанности посредника будет входить выполнение самых различных действий при условии, что они действительно помогут установить справедливость и принять оптимальное решение для быстрого разрешения возникшего спора. Сама процедура рассмотрения спора с участием посредника утверждается специальным соглашением. Во время исполнения своих обязательств посредник будет обладать законным правом на истребование самых различных документов от работодателя, которые могут быть полезны для последующего принятия справедливого и обоснованного решения.
  3. Рассмотрение коллективного спора в трудовом арбитраже. Он представляет собой временный орган, создание которого происходит специально для разрешения соответствующего спора. Следует отметить, что создание трудового арбитража будет являться правомерным только в том случае, если ранее между сторонами профессиональных отношений было заключено официальное соглашение по данному поводу. Действующими законодательными нормами также были установлены достаточно строгие правила в отношении этой процедуры. В частности, рассмотрение спора созданным органом должно быть осуществлено в течение 5 дней.


Похожие записи: