Налоговые споры: особенности досудебного и судебного урегулирования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые споры: особенности досудебного и судебного урегулирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В п. 7 письма от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@ ФНС признала, что само по себе совершение налогоплательщиками сделок с фирмами-однодневками и так называемыми «техническими» компаниями не является достаточным основанием для отказа в применении ими вычетов по НДС. Когда реальность приобретения (поставки) товаров доказана, компания имеет право заявить вычет по НДС, даже если она проводила спорную сделку через фирмы-однодневки, не осуществляющие никакой реальной деятельности.
Налоговая ответственность
Определение от 23 мая 2022 г. № 306-ЭС21-26423 (с. Першутов А.Г., Пронина М.В., Тютин Д.В., СВТК) +
Применение к обществу таких мер как начисление пени и штрафа, обусловленных ранее допущенными незаконными действиями самого налогового органа, не совместимо с принципами (требованиями) добросовестности налогового администрирования, поддержания доверия к закону и действиям государства и в связи с этим нарушает права и законные интересы общества, что согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания оспариваемого решения инспекции недействительным. Принимая во внимание универсальность воли законодателя, в рассматриваемой ситуации применительно к положениям пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса общество подлежит освобождению от начисления пени и налоговой ответственности в виде штрафа.
Документы могут быть изъяты ИФНС даже без проведения налоговой проверки
ФНС в п. 3 письма от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@ признала законными действия налоговиков по выемке у организаций документов и предметов в рамках выездных налоговых проверок других налогоплательщиков. Налоговое ведомство отметило, что документы могут быть изъяты у любого третьего лица даже без проведения в отношении него выездной налоговой проверки. Но изъятые документы должны касаться деятельности проверяемого налогоплательщика (другой организации или ИП, в отношении которых проводится проверка).
При этом ФНС сослалась на определение Конституционного Суда РФ от 31.03.2022 № 500-О. Здесь КС РФ рассмотрел жалобу на неконституционность ст. 94 НК РФ, которая, по сути, допускает выемку документов у контрагентов проверяемых налогоплательщиков.
КС РФ пояснил, что, согласно оспариваемой норме, выемка документов проводится с соблюдением четкой процедуры, максимально защищающей права и законные интересы того лица, у которого изымаются документы и иные доказательства. Выемку проводят только при наличии у налоговых инспекторов достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Выемка предполагает фиксацию соответствующих процессуальных действий, изъятых документов и предметов. Потому само по себе проведение выемки у иного лица, чем проверяемый налогоплательщик, не служит основанием считать права этого лица нарушенными.
Налоговики могут не указывать реквизиты договоров, по которым истребуют документы вне рамок проверки
К такому выводу пришел КС РФ в определении от 07.04.2022 № 821-О. Здесь суд признал обоснованной и конституционной норму п. 2 ст. 93.1 НК РФ, позволяющую налоговикам истребовать у компаний документы и сведения об их деятельности за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок и без указания конкретных сделок. Судьи пояснили, что данная норма не нарушает права плательщиков, поскольку позволяет им в случае необходимости самим уточнять, какие именно документы необходимы налоговикам для проведения контрольных мероприятий.
В свою очередь ФНС в п. 2 письма от 24.10.2022 № 7-8-04/0005@ указала, что у организации нет оснований отказать в предоставлении истребованных документов лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения и иные реквизиты соответствующих договоров. В требовании достаточно указать любой четкий признак (наименование товара, времени поставки, наименование поставщика и т.д.), указывающий на конкретную сделку, по которой истребуются документы.
При этом налоговый орган вправе истребовать как отдельный первичный документ, составленный в рамках сделки, так и всю серию первичных документов, если они связаны со сделкой, которую обращенное к налогоплательщику требование позволяет определить. Количество же запросов (требований) оспариваемая норма не устанавливает, что оставляет за ИФНС право истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам.
В то же время ФНС указала налоговикам на то, что истребование документов (информации) в излишнем объеме может привести к жалобам налогоплательщиков на действия налоговых органов и снижению репутации ФНС. В связи с этим налоговое ведомство призвало налоговиков исключать ситуации, когда вне рамок налоговых проверок у компаний истребуются сотни и тысячи документов сразу за несколько лет хозяйственной деятельности.
Дробление бизнеса – плохая практика
Применение УСН ограничено по сумме годового дохода, из-за чего в последнем квартале деятельность одного бизнеса распадается порой на несколько структур. Расширение бизнеса можно только приветствовать, но совсем иное дело, когда подобное происходит исключительно на бумаге, с целью уменьшения налоговых обязательств. Если главной целью разделения бизнеса является именно соблюдение условий для применения специальных налоговых режимов, то это является неправомерным поведением. Это приводит к возникновению у лиц, обязанных к уплате налога, неоправданного преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками.
Совершение действий в обход закона влечет применение к налогоплательщику тех положений законодательства о налогах и сборах, которые он стремился избежать (Постановления АС Уральского округа № Ф09-7811/21 от 19.11.2021 по делу № А50-38984/2019, Западно-Сибирского округа № Ф04-7034/2021 от 07.12.2021 по делу № А03-16806/2020).
Для подтверждения отправки по почте сведений по персонифицированному учету достаточно описи вложения
Постановление ФАС Московского округа от 22.06.2010 № КА-А40/5992-10
Организация в установленный срок отправила по почте сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета. Однако сотрудники ПФР привлекли фирму к ответственности в виде взыскания штрафа, так как она не представила квитанцию почтового отправления, а опись вложений не содержит полного почтового адреса и наименования получателя, подписи почтового работника и отправителя, а также перечня документов, вложенных в ценное письмо.
Однако арбитры установили, что представленная страхователем опись вложения в ценное письмо имеет почтовый штемпель с датой отправления, подтверждающей своевременность представления необходимых сведений в Пенсионный фонд РФ, и содержит данные об адресате и отправителе, а также о том, что предметом вложения являются сведения по персонифицированному учету с отражением количества страниц. Таким образом, суд пришел к выводу, что отсутствие почтовой квитанции об отправлении указанного ценного письма не опровергает факт направления спорных сведений «фондовикам».
«Вмененщики» не всегда освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2010 № А74-5166/2009
Индивидуальный предприниматель, уплачивающий единый налог на вмененный доход, осуществляет розничную торговлю. Он обратился с заявлением в инспекцию о возврате суммы излишне уплаченного налога на имущество физических лиц. Основанием для данного заявления послужило то, что коммерсант использует свою квартиру как склад для хранения реализуемого товара. Налоговый орган отказался возвращать указанную сумму.
Судьи с таким решением налоговиков согласились, указав на то, что применение предпринимателем «вмененки» предусматривает освобождение его от уплаты налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц. При этом данное правило распространяется только в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Коммерсант не представил доказательств использования квартиры в целях осуществления «вмененной» деятельности. При этом по имеющимся сведениям в квартире проживает предприниматель и члены его семьи. Таким образом, суд пришел к выводу, что основания для возврата налога на имущество физических лиц отсутствуют.
Определение от 12.04.2019 № 309-ЭС19-3406 (с. Першутов А.Г., ИП Вострецов Александр Владимирович) +
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения и о соблюдении налоговым органом процедуры проведения камеральной налоговой проверки. Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительным оспариваемое решение налогового органа, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в установленном порядке камеральная и выездная проверки не проводились; в подтверждение неправомерности учета спорных расходов представлены протоколы осмотра помещений и территории, а также ответ контрагента налогоплательщика на запрос налогового органа, не отвечающие критерию допустимости доказательств, поскольку правовых оснований для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не имелось.
Определение от 17 апреля 2019 № 305-ЭС19-3981 (с. Антонова М.К., Траст лайт) +
Судебные инстанции исходили из того, что кадастровая стоимость, примененная налоговым органом при исчислении суммы налога в отношении спорных земельных участков, признана недостоверной вступившими в законную силу судебными актами и связи с этим исключена из Государственного кадастра недвижимости с момента ее внесения в кадастр. Вместе с тем при подаче уточненной декларации налогоплательщик использовал верные сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков по состоянию на 01.01.2012, полученные из Государственного кадастра недвижимости после устранения уполномоченным органом выявленных судами нарушений относительно сведений об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости.
Определение от 17 апреля 2019 № 306-ЭС19-4371 (с. Антонова М.К., Ротор) –
Судебные инстанции исходили из того, что принадлежащие Налогоплательщику на праве собственности земельные участки используются не в соответствии с их целевым сельскохозяйственным назначением, в связи с чем при расчете земельного налога необходимо исходить из фактического вида использования земельных участков. Поскольку на земельных участках размещены объекты временного использования (металлические гаражи, строительный вагончик, металлический контейнер), суды указали на обоснованность перерасчета инспекцией налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков с видом разрешенного использования «для гаражей и автостоянок» и признали доначисление Налогоплательщику налога, пеней и штрафа правомерным.
Определение от 17.04.2019 № 305-ЭС19-5612 (с. Завьялова Т.В., ПРО100АКТИВ) –
Признавая решение налогового органа законным, суды исходили из того, что в случае применения налогоплательщиком пониженной ставки при исчислении земельного налога, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в таком случае повышенного коэффициента 2, установленного пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
Аванс выплачивается работникам 30-го числа: когда надо удержать и перечислить в бюджет НДФЛ? Можно ли при покупке основных средств заявить вычет НДС по одному счету-фактуре не единовременно, а частями? Может ли работодатель заключать с бухгалтером, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, договоры ГПХ на оказание бухгалтерских услуг? Роспотребнадзор провел плановую проверку раньше, чем через три года после последней ревизии филиала организации: можно ли оспорить штраф? Ответы на эти и другие вопросы — в решениях арбитражных судов, принятых в декабре 2019 года.
Налоговые инспекторы могут привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ, за несвоевременное представление расчета по страховым взносам за отчетный период. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд РФ в определении от 24.12.19 № 301-ЭС19-20496.
Теория доказательств представляет собой большой и важный раздел процессуальной науки. Правильные подбор и использование доказательств — это искусство. В задачи данной работы не входит ни серьезное научное исследование на тему доказательств и доказывания в арбитражном процессе, ни исчерпывающая консультация по практике доказывания. Тем не менее высказать ряд мыслей представляется необходимым.
В соответствии с п. 1 ст. 52 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в соответствии с предусмотренным Кодексом и другими федеральными законами порядком сведения, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. Эти сведения устанавливаются письменными и вещественными доказательствами, заключениями экспертов, показаниями свидетелей, объяснениями лиц, участвующих в деле.
Таким образом, правильно разрешить подведомственный спор арбитражный суд может только при условии установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле. А это возможно только при условии исследования в арбитражном процессе всех имеющих отношение к делу доказательств. Именно исходя из этого учеными — процессуалистами судебное доказывание определено как нормативно урегулированная деятельность участников процесса, направленная на получение знаний об обстоятельствах арбитражного спора, фактических правоотношениях. В процессе этой деятельности осуществляется сбор, представление, исследование доказательств. Нормативная урегулированность означает, что деятельность осуществляется при соблюдении обязательных условий, установленных законодательством. Остановимся на некоторых условиях.
Арбитражному процессу известен институт распределения бремени доказывания между сторонами. В силу ст. 53 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Это общее правило, из которого имеется исключение. При рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.
Мнения налогоплательщика и налогового органа при толковании налогового законодательства оказываются в некоторых случаях противоположными. Если речь идет о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности или доначислении налога (сбора) или пени, налоговые споры нередко передаются на разрешение суда.
Поскольку налоговая инспекция является государственным органом, законодатель установил особый порядок судебного разрешения возникшего спора. В частности, нормы, регулирующие отношения в этой сфере, установлены разделом III Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ). Таким образом, согласно ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, к которым и относятся споры с налоговыми органами, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ.
Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в разделе III АПК РФ не установлено иное.
Одной из главных особенностей рассмотрения споров с налоговыми органами является перенос бремени доказывания с заявителя (как правило, им является налогоплательщик) на налоговый орган. Так, ст. 189 АПК РФ закрепляет правило, согласно которому обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным главой 15 АПК РФ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Споры с налоговыми органами можно условно подразделить на четыре основные группы:
– дела об обжаловании нормативных правовых актов;
– дела об обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц;
– дела об административных правонарушениях;
– дела о взыскании обязательных платежей и санкций.
Налоговый кодекс РФ (ст. 138 части 1 НК) предоставляет юридическим лицам и ИП возможность выбора, в каком порядке – инстанционном или судебном – подать жалобу на акты налогового органа, решения и действия (бездействие) должностных лиц ФНС. Однако часть 2 ст. 138 НК РФ устанавливает обязательность досудебного урегулирования разногласий, поэтому налоговый арбитраж не примет заявление, пока вы не попытаетесь разобраться с проблемой на месте.
Соблюсти только формальности или дотошно подойти к жалобе – решается индивидуально. Специфика спора, ИФНС и ее позиция, прецеденты, прогнозы по делу и другие нюансы – все имеет значение. Анализ спора – часть юридической работы. В ряде случаев разумно обратиться в вышестоящий налоговый орган, даже если высока вероятность отказа. Это нужно, чтобы «прощупать почву», понять в целом позицию налоговиков и их «козыри», лучше подготовиться к предстоящему судебному процессу и дать себе дополнительное время на сбор доказательств.
Для обращения в арбитражный суд необходимо подготовить заявление о признании акта недействительным или о признании решения (действия, бездействия) незаконным. Одновременно можно обратиться с ходатайством о приостановлении действия оспариваемого акта или решения. Допустимый срок подачи заявления – 3 месяца с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав. Дело рассматривается в налоговом арбитраже судьей единолично, в течение 3 месяцев, а в случае продления – в течение 6 месяцев. Разбирательство – полноценный судебный процесс. Каждая из сторон должна доказать в арбитраже свою позицию и подтвердить ее фактами, ссылками на законы, документами и другими доказательствами.
В случае оспаривания решения (постановления) о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение применяется аналогичный порядок, но нужно учитывать некоторые особенности:
- срок обращения в налоговый арбитраж – 10 дней с момента получения копии обжалуемого решения;
- срок рассмотрения дела – 2 месяца;
- налоговый орган (его представитель) обязан доказать, что нарушение было, а вот заявитель доказывать обратное – не обязан.
Если в налоговый арбитраж обращается налоговый орган, то предметом спора может быть либо привлечение к ответственности, либо взыскание обязательных платежей и санкций. В первом случае разбирательство может длиться 2 месяца, во втором – 3 месяца. Поскольку в этих делах со стороны налоговиков преобладает обвинительный уклон, именно они и должны доказывать, что нарушение было или что взысканию подлежит конкретная сумма и расчет сделан правильно. Юридическое лицо или ИП вправе, но не обязан оспаривать доводы налогового органа. Правда, лучше все-таки такой возможностью воспользоваться, более того – защищаться с помощью хорошего арбитражного юриста.
Далеко не каждый документ, исходящий от ВАС РФ, стоит принимать во внимание
Итак, главным ориентиром в налоговых спорах является мнение ВАС РФ. Однако этот суд принимает документы разных наименований: решения, определения, постановления, информационные письма. Они влекут разные правовые последствия.
Решения ВАС РФ. Высший Арбитражный Суд РФ может выступать в качестве суда первой инстанции и выносить решения по делам (ч. 2 ст. 34 АПК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона об арбитражных судах):
- об оспаривании нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в том числе писем Минфина России и ФНС России), нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- о признании недействительными полностью или частично ненормативных актов федеральных органов государственной власти, которые не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы организаций и граждан.
Не секрет, что различные ведомственные документы часто расширительно трактуют нормы законодательства. При этом они являются обязательными для применения госорганами, в том числе налоговиками. Признание таких документов полностью или частично недействительными повышает шансы по оспариванию доначислений, основанных на приведенной в них позиции, в любом суде.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.