Переход на новые ФСБУ в 2023 году

12.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход на новые ФСБУ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание
6. Вот уже более 4-х лет прошло после внесения изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в части норм, регулирующих понятие «Расходы будущих периодов». Несмотря на это, ясности с отражением в бухгалтерском учете расходов, которые имеют отношение к будущим периодам, до сих пор нет. Многие бухгалтера продолжают использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» как и раньше, для учета бухгалтерских программ, ДМС, лицензий и т.п. В налоговом учете ситуация не лучше, так как налоговое законодательство не предусматривает единого специального порядка признания «растянутых» во времени расходов. В статье рассмотрим, что же в контексте действующего законодательства подразумевается по расходам будущего периода, как отражать в учете отдельные виды расходов, которые могут быть отнесены к разным отчетным периодам.

Компания «Ромашка» в будущем планирует сменить основное направление деятельности, но для этого необходимо получить специальное разрешение – лицензию. Расходы, связанные с получением лицензии, оцениваются в 40 тыс. рублей. Эти денежные средства были переданы на учет в качестве расходов будущих периодов.

Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица

Что изменилось Как применять С какой даты действует, основание
Единый налоговый платеж
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт

Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени.

Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП.

С 1 января 2023 года.

П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо.

С 1 января 2023 года.

П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты.

С 1 января 2023 года.

Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам

Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр.

Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС.

Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке.

С 1 января 2023 года.

П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Защита капиталовложений
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:

  • налога на прибыль;
  • налога на имущество;
  • земельного налога.

В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете.

ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика).

Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092).

В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют.

Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ

Налог на прибыль
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога

Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:

  • за отчётные периоды — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным;
  • за налоговый период — не позднее 25 марта 2024 года.

Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года

С 1 января 2023 года.

п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства

Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц.

С 1 января 2023 года.

Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний

Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:

  • акции относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;
  • являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

С 1 января 2023 года.

Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ

Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации

Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:

  • основным средствам, которые на дату ввода в эксплуатацию включены в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • НМА в виде компьютерной программы ЭВМ и базы данных. За исключением активов, для которых срок полезного использования организация установила самостоятельно.

С 1 января 2023 года.

п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ.

Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5

При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:

  • основным средствам и НМА на программы для ЭВМ и базы данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта;
  • затратам на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, которые относятся к сфере искусственного интеллекта.

Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ

Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет

Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных.

С 1 января 2023 года.

подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДС
Изменили срок уплаты НДС в бюджет

Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК

Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки.

Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС.

Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС.

До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных

В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:

  • племенного крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей;
  • эмбрионов, полученных от этих животных;
  • спермы, полученной от племенных быков, племенных свиней, племенных баранов, племенных козлов, племенных жеребцов;
  • племенной птицы (племенного яйца).

Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы.

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ

Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК

В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства.

Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата).

Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов.

С 1 января 2023 года.

Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ

Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа

В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%.

Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:

  • в Крым, Севастополь и обратно;
  • Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно;
  • маршрут которых не предусматривает вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке.

С 1 января 2023 года.

Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Акцизы
Установили ставки акцизов на 2025 год

Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт.

При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.).

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ

НДДДУС
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям.

Кроме того:

  • обновили отдельные требования к участку недр в целях признания дохода от добычи объектом налогообложения по НДДДУС;
  • скорректировали перечень фактических расходов по добыче углеводородного сырья на участке недр, связанных с производством и реализацией;
  • изменили правила определения расчётной выручки за календарный месяц от реализации углеводородного сырья, добытого на участке недр.

Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года.

С 1 января 2023 года.

Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ

Налог на имущество
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год

Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года.

Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик.

Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022).

С 1 января 2023 года.

П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ

Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости

Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога.

Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили.

Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке.

Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость.

С 1 января 2023 года.

Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ

Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667

Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество

Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости.

Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451).

С 1 января 2023 года.

Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ

Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество

Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:

  • уточнили порядок заполнения разделов 1-3 декларации;
  • добавили новые коды налоговых льгот на федеральной территории «Сириус»;
  • исключили коды льгот, которые действовали в 2020 году из-за коронавируса.

Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке.

С 1 января 2023 года.

Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739

Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога

Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК).

С 1 января 2023 года.

Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247

УСН
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации

Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта.

Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля

С 1 января 2023 года.

П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН

Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу.

С 1 января 2023 года.

П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

ЕСХН
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года

Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта.

Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля.

С 1 января 2023 года.

П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ

Патент ИП
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте

ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями.

С 1 января 2023 года.

П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ

Путевой лист
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах

Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге.

В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа

Путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • о сроке действия путевого листа;
  • лице, оформившем путевой лист;
  • транспортном средстве;
  • водителе (водителях) транспортного средства;
  • виде перевозки;
  • виде сообщения.

Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368.

Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель.

С 1 января 2023 года.

Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ

Кадры
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью

При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования.

Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека.

От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда.

С 1 января 2023 года.

Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ

Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников

Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ.

С 1 января 2023 года.

Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ

Читайте также:  Штраф за непропуск пешехода в 2023 году

Учёт неисключительных прав на программное обеспечение со сроком полезного использования более 12 месяцев, приобретённых за плату

В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Полученные в пользование неисключительные права на программное обеспечение (продукт) отражаются на балансовом счёте 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» (п. 151.1, 151.2 Инструкции № 157н).

Если срок действия лицензии на программный продукт не указан в лицензионном договоре, то в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 1235 ГК РФ договор считается заключённым на пять лет. Соответственно, по такой лицензии срок полезного использования программного обеспечения может быть установлен комиссией в пределах пяти лети.

Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования на программное обеспечение относятся по подст. 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Типовые проводки по счёту 98 «Доходы будущих периодов»

Корреспонденция 98 счета и основные проводки представлены ниже в таблице:

Дт Кт Описание проводки
08 98.02 Отражение рыночной стоимости актива, полученного безвозмездно
86 98.02 Отражение финансирования расходов бюджетными средствами
98 91 Отражение списания ОС (амортизация) и материальных ценностей (затраты)
94 98.03 Отражение сумм недостач / сумму к взысканию судом по ним
98.03/98.04 91 Отражение погашения задолженности по недостаче/разнице
73.02 98.04 Отражение разницы между суммой взыскания и стоимостью ценности

Учет расходов будущих периодов

Порядок списания расходов будущих периодов предусматривается следующим образом. Как уже отмечалось выше, для учета расходов будущих периодов применяется счет 97 «Расходы будущих периодов». Применять его можно в том случае, если это напрямую предусмотрена одним из ПБУ. Такой счет подразумевает, что признание расходов происходит растянуто. Применяется данный счет, к примеру, строительные организации (подрядные), а также организации, занятые в проектировании и архитектуре. Однако, только в том случае, если затраты были понесены по предстоящим работам.

Читайте также:  Какая минимальная пенсия в России в 2023 году

Рассмотрим на примере. Компания участвует в тендере на покупку земельного участка. Затраты, связанные с межеванием, оценкой, консультацией и др. отражаются в учете на 97 счете, то есть как расходы будущих периодов. Списываются данные расходы равными частями в течение периода, в котором компания получает доходы, имеющие отношение к этим затратам.

Таким образом, сначала расходы отражаются на 97 счете, при этом проводка будет следующей:

Д97 К60(76) – затраты учтены в расходах будущих периодов.

После этого данные расходы постепенно включаются в затраты на производство. Проводка при списании расходов будущих периодов будет следующей:

Д20(25,26) К97 – часть расходов будущих периодов учтена в затратах по обычным видам деятельности.

Порядок переноса расходов, а также сроки переноса на себестоимость компания определяет самостоятельно. К примеру, данные расходы могут списываться следующим образом:

  • равными частями на протяжении того периода, который утвержден приказом директора;
  • пропорционально доходам компании, полученным от реализации.

Порядок инвентаризации 97 счета

По окончании календарного года необходимо проводить инвентаризацию 97 счета. Актом в этом случае может быть типовая форма (ИНВ-11), но компания может разработать форму акта самостоятельно. Инвентаризация необходима для того, чтобы определить, правильно ли отражаются затраты на 97 счете.Если расходы списываются по результатам инвентаризации, то составляется бухсправка. Необходимость инвентаризации 97 счета к концу года также обусловлена тем, что к годовой отчетности необходимо будет составить пояснительную записку. А если расходы будут существенными, то отметить их следует отдельно. Пренебречь этим можно только в том случае, если 97 счет имеет небольшое сальдо.

Инвентаризация 97 счета проводится отдельно по каждому виду расходов. В зависимости от результатов будет составлена учетная политика. Предусматривается два варианта:

  1. Сохраняется 97 счет и указывается срок, на протяжении которого будет списываться расход.
  2. Счет 97 не используется.

Так следует сделать по каждому отдельно взятому виду затрат, отнесенному на этот счет.

Вот уже более 4-х лет прошло после внесения изменений в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в части норм, регулирующих понятие «Расходы будущих периодов». Несмотря на это, ясности с отражением в бухгалтерском учете расходов, которые имеют отношение к будущим периодам, до сих пор нет. Многие бухгалтера продолжают использовать счет 97 «Расходы будущих периодов» как и раньше, для учета бухгалтерских программ, ДМС, лицензий и т.п. В налоговом учете ситуация не лучше, так как налоговое законодательство не предусматривает единого специального порядка признания «растянутых» во времени расходов. В статье рассмотрим, что же в контексте действующего законодательства подразумевается по расходам будущего периода, как отражать в учете отдельные виды расходов, которые могут быть отнесены к разным отчетным периодам.

Что же такое расходы будущих периодов с точки зрения бухгалтерского законодательства

С чего все началось. Приказ Минфина России от 24.12.2010 N 186н, внес изменения в Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, после которых п. 65 стал содержать следующую норму: «затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету». До изменений данный пункт был изложен в следующей трактовке: «затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся».

Далее приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н была утверждена новая форма бухгалтерского баланса, в которой из раздела «Запасы» была удалена строка «Расходы будущих периодов».

Не смотря на такие изменения, понятие расходов будущих периодов сохранилось в ряде ПБУ:

— 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», согласно которому расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, учитываются как расходы будущих периодов (п. 16);

— 14/2007 «Учет нематериальных активов», согласно которому платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора (п. 39).

О расходах будущих периодов упоминается также в некоторых методических указаниях. Для примера можно привести Методические указания по учету МПЗ, в частности пункт 94, речь в котором идет об особенности списании материалов на подготовительные работы в сезонных производствах, горно-подготовительные работы, освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель.

Однако, наибольшие сомнения у практикующих бухгалтеров вызывает действующий план счетов и Инструкция по его применению, а именно характеристика счета 97 «Расходы будущих периодов». Ни каких изменений в инструкцию по применению счета 97 не вносилось, что может говорить о том, что порядок учета расходов будущих периодов на счетах бухгалтерского учета осталась прежний.

Счет 97 предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. Расходами будущих периодов являются затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но подлежащих включению в себестоимость продукции (работ, услуг) в последующие периоды деятельности компании.


Пункты 9 и 19 ПБУ 10/99 «Расходы организации» определяют, что расходы в отчете о финансовых результатах могут признаваться путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

Несмотря на внесение изменений в п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, в бухгалтерском учете по-прежнему имеет место такой объект бухгалтерского учета, как расходы будущих периодов, которые должны отражаться на счете 97. При чем на данном счете может быть отражена информация как о затратах, прямо поименованных в ПБУ в качестве расходов будущих периодов, так и информация об иных затратах, обусловливающих получение доходов в течение нескольких отчетных периодов.


Что должно учитывается на 97 счете


Четких критериев, позволяющих отнести те или иные затраты на счет 97, сейчас нет. Бухгалтеру нужно самостоятельно, основываясь на основе профессионального суждения, решить, что будет учитываться на данном счете. Важную роль в данном случае играют и особенности предпринимательской деятельности компании.


Алгоритм действий при классификации затрат в качестве расходов будущих периодов и отнесении их на счет 97 должен быть следующим.

Для начала нужно проверить произведенные затраты на предмет выполнения условий признания их в качестве активов, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, или соответствия основным принципам признания актива в бухгалтерском учете, изложенным в разд. 7 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. При этом материально-вещественная форма актива и юридические условия его использования не являются критериями отнесения к активам (п. 7.2.2).


Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России).

Будущие экономические выгоды — это потенциальная возможность активов прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств в организацию (п. 7.2.1).


В том случае, когда понесенные затраты отвечают принципам признания их активами, но не подпадают ни под одну стандартную категорию актива, определенную ПБУ, их можно отнести к расходам будущих периодов и учесть на счете 97.

Если произведенные затраты не могут быть классифицированы как актив организации, то в таком случае они должны быть учтены как расходы текущего периода. В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 затраты относятся к расходам при выполнении следующих условий:

— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

— сумма расхода может быть определена;

— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.


На практике еще встречаются ситуации, когда некоторые платежи контрагентам квалифицируются как расходы будущих периодов. Например, затраты по оплате подписки на периодические издания, годового абонентного обслуживания по оказанию консультационных услуг, доступа в Интернет, услуг мобильной связи и т.д.

Во всех перечисленных случаях имеет место предварительная оплата (аванс) в счет предстоящей поставки ценностей и оказания услуг, но никак не приобретение актива. Данные затраты соответствует признакам дебиторской задолженности, поэтому в бухгалтерском учете они должны отражаться в форме выданных авансов (предоплаты).


В качестве расходов будущих периодов могут быть отражены следующие затраты организации:

  1. Разовые (паушальные) платежи за право пользования результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (п. 39 ПБУ 14/2007)
  2. Стоимость материалов, отпущенных в производство, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности, на подготовительные работы в сезонных производствах, на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, на рекультивацию земель.
  3. Расходы, понесенные в связи с предстоящими работами по договору строительного подряда (п. 16 ПБУ 2/2008).
  4. Права на использование компьютерных программ.

Использование счета 97 в бухучете

Как прямо указывается в п. 16 ПБУ 2/2008, к расходам будущих периодов относят те траты, которые были произведены с целью обеспечения запланированных работ или ожидаемых услуг. Чтобы их учесть, используется для этого счет 97 бухгалтерского учета. По факту признания выручки в целях налогового и бухучета они будут списываться для определения финрезультата.

Рассмотрим на примерах, какие расходы будущих периодов на счет 97 могут быть отнесены:

  • операция по закупке стройматериалов, которые еще не были использованы;
  • внесенная наперед арендная плата;
  • те, что связаны с подготовкой к сезонным работам;
  • траты на освоение новых производств;
  • издержки на рекультивацию сельскохозяйственных земель, которые будут включаться в себестоимость выращиваемой продукции в течение многих последующих лет;
  • нерегулярный ремонт в течение года основных фондов, если на предприятии не был создан соответствующий резерв для такого вида трат;
  • в сельском хозяйстве — это затраты на строительство временных некапитальных сооружений для производственных целей;
  • заготовка сельхозпродуктов с целью их последующей переработки в межсезонье.

Кроме перечисленных выше затрат, на счете 97 расходы будущих периодов в 2018 году также отражаются издержки лицензиата по выплате фиксированного единовременного платежа за право пользоваться нематериальными активами (п. 39 ПБУ 14/2007). Впоследствии эти траты спишутся равными частями на протяжении срока действия договора.

Читайте также:  Счетчики на воду: как установить и пользоваться

Расходы будущих периодов в налоговом учете

Налоговым законодательством не предусмотрено понятие РБП, однако имеется особый порядок признания некоторых затрат. Например, к таким расходам можно отнести финансирование на освоение природных ресурсов, НИОКР, страхование имущества, возникший при реализации амортизируемых активов убыток (ст. 261,262,263,268 НК РФ).

НК РФ установлено, что расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, в котором они возникают из условий соглашений или сделок. Если же документы подтверждают, что затраты относятся к ряду периодов, то учитывать их при расчете ННП плательщику придется на протяжении всего означенного срока.

Например, разовый платеж за право использования бренда включается в состав налогооблагаемых расходов равными долями на время действия лицензионного соглашения.

Если из условий сделки определить срок возникновения затрат невозможно, то фирма вправе самостоятельно установить период списания, предварительно закрепив порядок распределения в налоговом разделе учетной политики.

К расходам, направленным на научное исследование, относятся затраты, связанные с созданием новых или усовершенствованием производимых товаров. Условия и правила этой статьи применяют только те предприятия, которые есть заказчиками НИОКР, кроме тех, которые на заказ осуществляют эти работы. Такого рода расходы отображаются в налоговом учете с первого числа месяца, после которого завершаются исследования и сторонами подписывается акт сдачи-приема.

Соответственно, все затраты на НИОКР отображаются в налоговой отчетности с определенными ограничениями. Если расходы на НИОКР не имеют положительного результата, то в бухгалтерском отчете они признаются внереализационными затратами отчетного периода. Налогоплательщик может уменьшить текущую базу налогового периода на часть суммы полученного убытка или на всю сумму в целом.

Расходы будущих периодов в балансе в 2021 году

ООО «ВЕГА» 1 сентября заключила соглашение на доступ к электронному сервису. Компании был выдан акт от 1 сентября об открытии прав на использование данного ресурса на протяжении 12 месяцев в размере 24 000 рублей (без НДС). На ту дату, которой выдан акт компания должна учесть перечисленную сумму на 97 счет, после чего будут ежемесячно списывать в расходы. Проводки в данном случае будут следующими:

Хозяйственная операция Дата Проводка Сумма, рублей
Стоимость использования электронного сервиса отражена в расходах будущих периодов 1 сентября Д97 К60(76) 24 000,00
Списаны расходы на использование сервиса в сентябре 30 сентября Д26(44) К97 2 000,00 (24 000,00 / 12 месяцев)

По окончании календарного года необходимо проводить инвентаризацию 97 счета. Актом в этом случае может быть типовая форма (ИНВ-11), но компания может разработать форму акта самостоятельно. Инвентаризация необходима для того, чтобы определить, правильно ли отражаются затраты на 97 счете.Если расходы списываются по результатам инвентаризации, то составляется бухсправка. Необходимость инвентаризации 97 счета к концу года также обусловлена тем, что к годовой отчетности необходимо будет составить пояснительную записку. А если расходы будут существенными, то отметить их следует отдельно. Пренебречь этим можно только в том случае, если 97 счет имеет небольшое сальдо.

Какие нововведения ожидают бухгалтера бюджетной сферы в 2021 году?

Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество концедента»;

  • I «Вложения в нематериальные активы концедента»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы концедента».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключен счет

Введены счета

0 106 60 000 «Вложения в имущество концедента»

0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента»;

0 106 91 000 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

0 106 92 000 «Вложения в движимое имущество концедента»;

0 106 9I 000 «Вложения в нематериальные активы концедента»;

0 106 95 000 «Вложения в непроизведенные активы концедента»

В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

Расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств

Данный вид расходов будущих периодов является наиболее распространенным в организациях и учреждениях всех отраслей и сфер деятельности. Это связано с тем, что объекты основных средств имеются на балансе практически любого хозяйствующего субъекта, а их ремонт, как правило, осуществляется неравномерно в течение года (большая часть ремонтных и регламентных работ приходится на летне-осенний период, то есть тогда, когда отдельные объекты могут быть выведены из эксплуатации без ущерба для показателей соответствующего вида деятельности).

При этом, по нашему мнению, могут использоваться две схемы формирования стоимости ремонта с дальнейшим списанием затрат на увеличение себестоимости продукции (работ, услуг) или на увеличение текущих расходов.

По первой схеме все произведенные расходы (подлежащие отнесению в состав расходов будущих периодов) учитываются на соответствующих счетах, открытых к счету 040150000.

Расходы, связанные с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения

Под расходами, связанными с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения, скорее всего, понимаются расходы, осуществляемые учреждением в соответствии с нормами Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон N 56-ФЗ).

В соответствии со ст. 8 Закона N 56-ФЗ работодатель вправе принять решение об уплате взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Данное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор. Размер взносов работодателя рассчитывается (определяется) им ежемесячно в отношении каждого застрахованного лица, в пользу которого уплачиваются эти взносы. Взносы работодателя включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц, в пользу которых уплачены такие взносы.

Статьей 9 Закона N 56-ФЗ установлено, что взносы работодателя перечисляются работодателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом от 15.12.2991 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в отношении уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Перечисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя осуществляется работодателем единым платежом и оформляется отдельным платежным поручением.

Таким образом, если перечисляются только взносы, относящиеся к конкретному календарному месяцу, необходимости в использовании счета 040150000 не возникает. Однако работодатель может уплатить всю сумму (например, 12 или 48 тыс. руб.) единым платежом. В этом случае расходы по уплате дополнительных взносов подлежат распределению на месяцы календарного года.

Так как все расходы по страхованию отражаются по коду 226 КОСГУ, наиболее правомерным представляется их отражение на счете 040150226.

Расходы будущих периодов в отчетности

Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 г. строку «Расходы будущих периодов» убрали из вновь утвержденной формы бухгалтерского баланса, поскольку эти новые формы налоговая служба и Минфин рекомендуют применять непосредственно с отчетности за I квартал 2011 г. (Письма ФНС России от 18.04.2011 N КЕ-4-3/6116, Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

Возникает вопрос: надо ли отражать в новой форме бухгалтерского баланса расходы будущих периодов? Не стоит забывать, что ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» все еще действует и среди статей, числовые показатели которых должны входить в баланс организации, указаны расходы будущих периодов. Это еще раз подтверждает, что законодательство по-прежнему допускает, что в составе запасов организации кроме сырья, остатков незавершенного производства и готовой продукции могут числиться затраты, произведенные организацией в текущем периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. Только теперь в бухгалтерском балансе по статье «Расходы будущих периодов» должны отражаться те активы, которые в соответствующих нормативных актах поименованы именно как расходы будущих периодов.

В настоящее время действует три таких нормативных акта:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»: «расходы, относящиеся к выполненным по договору работам, учитываются как затраты на производство, а расходы, понесенные в связи с предстоящими работами, — как расходы будущих периодов…» (п. 16), «при определении степени завершенности работ по договору на отчетную дату по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору: понесенные на отчетную дату расходы подсчитываются только по выполненным работам. Расходы, понесенные в счет предстоящих работ по договору (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для исполнения договора, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам)…» (п. 21). В целях налогового учета для производств с длительным циклом, если организация выберет один и тот же принцип распределения дохода, то порядок бухгалтерского и налогового учета будет совпадать;
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»: «нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре… Платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности… производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора» (п. 39). При этом если срок договора не может быть определен, то он заключается сроком на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ). Налоговый учет будет совпадать с бухгалтерским, поскольку согласно п. 1 ст. 262 НК РФ производимый по сделке расход подлежит распределению исходя из условий договора;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н: «Стоимость материалов, отпущенных на производство, но относящихся к будущим отчетным периодам… зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. На этот счет стоимость отпущенных материалов может относиться и в других случаях, когда возникает необходимость распределения затрат на ряд отчетных периодов» (п. 94). В нормативном акте перечисляются виды производств, но в свете новых изменений подходить к этой норме лучше с позиции отнесения расходов на конкретный объект актива для включения их в стоимость объекта учета, в противном случае для расхода лучше подобрать другое «место» в отчетности.


Похожие записи: