8 вопросов об уточнении границ земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «8 вопросов об уточнении границ земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
Перераспределение земли происходит на основании соглашения между гражданином и уполномоченным органом, например администрацией. Для этого владельцу участка нужно обратиться в уполномоченный орган (администрацию, земельный департамент и др.) с заявлением о перераспределении земли. Сделать это можно в том числе через МФЦ. К заявлению нужно приложить:
- правоустанавливающие документы на земельный участок (представление не требуется, если право зарегистрировано в ЕГРН);
- если отсутствует утвержденный проект межевания территории — схема расположения;
- если с заявлением обращается представитель собственника земельного участка — документ, подтверждающий полномочия представителя.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Когда необходимо проводить изменение границ земельного участка
Существует несколько случаев, когда необходимо проводить межевание. К ним относят:
- Ошибочное первичное изменение границ участка. Такое случается, если геодезическая фирма сделала ошибки и погрешности. Обычно подобная манипуляция проводится снова бесплатно. Владелец земли только делает повторный запрос.
- Естественное стирание границ. Со временем границы могут исчезать. Сосед на пару сантиметров передвинул забор к вашей территории или же в состарившейся документации четко не видно, какова площадь участка.
- В связи с заявлением соседей. Если соседи подали заявление о том, что сомневаются в правильности измерения или же заметили, что вы захватили площадь чужого участка. Если есть самовольное увеличение участка одним из соседей, необходимо это доказать.
- Поступило заявление от владельца участка. Данный вопрос решается в случае, если есть необходимость разделения или совмещения двух смежных участков. Такое возможно при покупке или продаже.
- С целью уточнить границы. Если наблюдается расхождение в межевании: в документах указано одно, а на местности на самом деле другое.
Важное в процедуре изменения границ
Изменение границ земельного участка имеет свои особенности, которые заключаются в двух следующих способах:
- Без внесения корректировок в площадь территории. Представляет собой проведение межевых линий на местности с уточнением всех поворотных углов без сдвигов сторон участка. Возможно некоторое перераспределение земельных участков со сдвигом, в ходе которого площадь участка остается прежней. В таком случае границы могут передвигаться, как в длину, так и в ширину.
- С изменением площади. Такое возможно при объединении, разделении, а также выделении отдельной доли надела. В результате после проведения изменения границ появится новая площадь территории. В некоторых случаях один участок разделяется на две-три части. Обычно такое происходит при возникновении спорных вопросов между наследниками пая или придомовой территории. В случае выделения определенной доли, участок, из которого изъяли некую площадь, остается основным, а новый (доля) считается второстепенным.
Обратите внимание, что заказать изменение границ земельного участка может непосредственный владелец или человек, недовольный захватом площади. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо.
В целях повышения качества предоставления государственных услуг Росреестра, снижения количества отрицательных решений доводим до Вашего сведения информацию о порядке подготовки документов, необходимых для исправления реестровой ошибки в площади и (или) описании местоположения границ (конфигурации) земельного участка.
Изменение указанных характеристик в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) может осуществляться на основании соответствующего заявления и документов, представленных в орган регистрации прав в соответствии со статьями 14, 15 Закона № 218-ФЗ1, либо в порядке, установленном частью 3 статьи 61 рассматриваемого закона.
В силу части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления (государственный учет в связи с реестровой ошибкой), за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Указанное исключение предусмотрено, в том числе, частью 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, согласно которой воспроизведенная в ЕГРН ошибка, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ одним из документов, необходимым для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, является межевой план.
Согласно подпункту 4 пункта 22 Требований2, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются, в том числе, схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков. Копии таких документов включаются в состав Приложения межевого плана.
Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка может содержаться в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, или в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом № 218,
Таким образом, реестровая ошибка в площади и описании местоположения границ (конфигурации) земельного участка может возникнуть:
— вследствие ошибки, допущенной в документе–основании формирования земельного участка;
— ошибки, возникшей при осуществлении кадастровых работ в определении характерных точек границ земельного участка.
1. В случае, если исправляется реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о площади и (или) описании местоположения границ земельных участков (конфигурации), перенесенных из документов, явившихся основанием подготовки межевого плана, необходимо учитывать, что в орган регистрации прав в таком случае должны быть представлены исправленные документы (содержащие верные значения характеристик), послужившие основанием формирования таких участков и постановки их на учет. При этом соответствующее обоснование должно быть приведено в разделе «Заключение кадастрового инженера».
Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письмах от от 17.10.2011 № 22781-ИМ/Д23, 14.12.2012 № 27701-ПК/Д23 «конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
Обоснование местоположения уточненных границ земельного участка необходимо приводить в заключении кадастрового инженера, включаемом в состав межевого плана, во всех случаях уточнения местоположения границ земельных участков».
Рассмотрим несколько ситуаций:
— в случае, если земельный участок был образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или если участок был образован (путем раздела, перераспределения, объединения) из участка государственной собственности либо с их участием. При исправлении реестровой ошибки в площади и описании местоположения границ участка в ранее изданную схему участка на кадастровом плане территории должны быть внесены изменения. В указанном случае также может быть издано новое постановление/распоряжение с отменой ранее изданного документа об утверждении схемы участка, содержащего неверные сведения в отношении ранее сформированного участка, включенное в состав межевого плана;
— если участок сформирован на основании постановления/распоряжения администрации о формировании земельного участка (до вступления в силу законодательства о необходимости подготовки и утверждении схемы участка). При исправлении реестровой ошибки в площади и описании местоположения границ участка в состав межевого плана должен быть включен акт о внесении изменений либо отмене и издании нового постановления/распоряжения, содержащий верные сведения в отношении исходного участка;
— если земельный участок образован в результате выдела участка в счет земельной доли и в результате его преобразования и последующего уточнения образованных из него участков их площадь не соответствует площади исходного участка. Считаем, что в указанном случае в основу межевого плана на образованные из него участки, в случае уточнения их площади в связи с исправлением реестровой ошибки, необходимо представить измененный проект межевания земельного участка, согласованный надлежащим образом с остальными участниками общей долевой собственности.
— если сведения об участке внесены в ЕГРН как о ранее учтенном объекте недвижимости на основании правоудостоверяющего либо правоустанавливающего документа. При исправлении реестровой ошибки в отношении образованных из такого участка земельных участков, в обоснование подготовки межевого плана необходимо представить постановление/распоряжение и содержащие верные сведения на исходный участок и подтверждающую наличие ранее допущенной ошибки при формировании (предоставлении) участка, в том числе путем издания нового постановления/распоряжения о внесении изменений в ранее изданный документ, который служил основанием предоставления участка на том или ином вещном праве.
Отсутствие в составе межевого плана документов, подтверждающих ранее допущенную ошибку при формировании участка, является основанием для принятия отрицательного решения.
Список документов для расширения участка
Увеличивать площадь участка необходимо с соблюдением алгоритма действий:
- Заказываем у кадастрового инженера схему расположения основного надела. Добавляемый участок находится в одном кадастровом квартале и территориальной зоне с основным.
- Заявление на увеличение площади, схему земли и правоустанавливающий документ на нее необходимо подавать в уполномоченный орган государственной власти, который занимается вопросами предоставления наделов.
- После рассмотрения поданных документов, уполномоченный орган принимает постановление об увеличении.
- Заявителю необходимо снова обратиться к кадастровому инженеру для того, чтобы получить межевой план на новый участок, который получился путем перераспределения. В свою очередь, кадастровый инженер перенаправляет план в Кадастровую палату для постановки надела на кадастровый учет.
- В результате гражданину на руки выдается кадастровый паспорт, который он передает в уполномоченный орган для составления Соглашения о перераспределение. Именно этот документ и будет являться основанием для регистрации права собственности на новый, объединенный ЗУ.
Как изменить границы после межевания?
Изменение границ участка после того, как процедура межевания уже была произведена, и в течение отведенного законом срока обращений от лиц, непосредственно заинтересованных в уточнении данных, не последовало подачи заявления, данные по участку, предоставленные по результатам межевания, вносятся в данные государственного реестра.
В такой ситуации при необходимости изменить границу в первую очередь собственник участка обращается в Росреестр для возможности внесения действительных сведений.
Стандартной процедурой является отказ в таком действии, поскольку порядок для образования межевого плана был соблюден.
Далее владелец надела для защиты своих прав обращается в судебный орган, где в результате рассмотрения заявления и приложенных документов определяют правомерность такого действия и кадастровый инженер из организации, куда обратиться собственник, выполняет составление нового межевого плана.
Если решение суда будет положительным, то с постановлением необходимо обратиться снова в Росреестр, специалисты которого на основании новых данных по границам участка должны внести сведения.
Если при межевании участок оказался больше
Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?
Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или лица, уполномоченные правообладателями земельных участков, обращаются в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра. Туда необходимо подать заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании. После проведения кадастрового учета выдается кадастровый план участка.
Уточнение границ земельного участка с увеличением площади
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу изменения границ земельных участков и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Согласно пункту 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.
2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Необходимо отметить, что при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета, в том числе в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
2) при уточнении указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора (пункт 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, увеличение площади земельного участка при уточнении его границ в ходе дачной амнистии возможно не более чем на десять процентов в случае, если указанные границы не были определены в установленном законом порядке.
Кроме того, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Текст письма официально опубликован не был
Основания проведения мероприятия
Уточнение границ проводится по основаниям:
- заявление, поступившее от собственника земельного надела;
- желание соседей;
- решение судебного органа;
- решение местной администрации;
- инициатива регистрирующей инстанции.
Кроме того:
- при приобретении земельного надела будущий собственник видит, что в документах на участок указано его расположение, но нужно уточнить его границы;
- возникновение конфликтов с соседями и решение вопроса о том, кому и какая земля принадлежит;
- подача искового заявления на соседа, если у истца существует обоснованное подозрение в том, что последний присвоил часть его земли.
Деятельность по уточнению границ
На проведение процесса межевания в среднем отводится не более месяца. Однако, это может занять больше времени, когда возникает спорная ситуация лицами, имеющими надел по соседству или предвидится разрешение вопросов в судебном порядке. Гражданин должен понимать, как выглядит порядок действий при реализации межевой процедуры. Изначально происходит обращение к кадастровому инженеру. Это нужно для заказа документации. Указанный специалист выезжает на местность и проводит необходимые мероприятия по замерам. Затем владельцу территории выдается акт для согласования. Потребуется собрать подписи соседей. Это указывает на то, что они не против проведения рассматриваемой процедуры.
ВНИМАНИЕ !!! Стоит обратить внимание, что согласование осуществляется только с теми лицами, чьи наделы располагаются смежно. Если ими уточнены границы, то согласование с ними не потребуется.
Когда указанный документ заполнен, уполномоченным лицо формируется и выдается этот акт в электронной форме. Кроме того, заказчик получит на руки бумажную версию документации. Владельцу необходимо обратиться в отделение регистрирующего органа или многофункциональный центр. Это необходимо для подачи заявления. В нем отражается просьба об изменении сведений, содержащихся в реестрах. Подготовкой заявления занимается сотрудник перечисленных организаций. У гражданина не возникает обязанности по уплате государственной пошлины. С собой потребуется взять акт, посредством которого удостоверяется личность гражданина.
В отношении участка также предоставляется документации. Потребуется диск, на котором содержится межевой план. В установленные сроки происходит изготовление документации. В законе на это отводится от 10 до 12 дней. Спустя это время гражданин сможет забрать выписку, сделанную из реестра. На этом этапе процесс межевания можно считать оконченным. Владелец земли сможет проверить информацию с помощью обращения к публичной карте. Она размещается на официальном портале регистрирующего органа.
Наложение границ: понятие и возможные причины
Для начала давайте разберемся, что же такое наложение границ. Под этим термином подразумевают пересечение линий межевания одного или нескольких соседних наделов. Такие ошибки можно условно поделить на несколько категорий:
- реестровые (формальные), допущенная в документах (в исходный межевой план внесены неверные координаты и искаженные данные были зарегистрированы в ЕГРН);
- технические, которые возникают в результате допущения работниками Росреестра опечаток, технических ошибок (изначально органу была передана достоверная информация, но из-за невнимательности сотрудника происходит искажение межевого плана, на кадастровой карте угловые точки надела сдвигаются);
- фактические, когда нарушение (пересечение) границ существует реально.
Ошибки могут появиться и по причине изменения ландшафта. Такое может произойти в результате землетрясения, оползня или другого природного катаклизма.
Если кадастровая карта отображает неточные данные о земельном участке, значит, произошла одна из двух первых названных выше ошибок — реестровая или техническая.
Возникнуть они могут по разным причинам:
- неквалифицированные действия кадастровых инженеров, проводивших замеры (неточности в координатах);
- неточности в расчетах, выполняющей межевание компании;
- корректировка данных при согласовании планов межевания (некорректно исправленные неточности в бумагах перед внесением в реестр могут привести к искажению данных).
При проведении спутниковой фотосъемки могут возникать искажения изображения. Заметив их, собственник надела думает, что межевание его участка выполнено неверно. Бывает, что у владельца складываются искаженные представления о границах своей собственности. В таких ситуациях данные ЕГРН соответствуют реальной ситуации, поэтому исправлять ничего не придется. Решить вопрос можно запросив выписку из ЕГРН.
Наложение границ: как можно выявить ошибку?
Наложение границ земельного участка на соседний участок может обнаружиться в результате при постановке объекта недвижимости на регистрационный учет или при проведении процедуры межевания с целью раздела, объединения, регистрации или перераспределения надела.
В первом случае заявителю будет отказано в регистрации до устранения неточностей в Государственном реестре.
При обнаружении неточностей при проведении межевания специалист составляет заключение, в котором указывает:
- причину возникновения наложения;
- детальное описание выявленной погрешности;
- участок, границы которого также были нарушены в результате возникновения ошибки;
- данные, полученные в результате процедуры межевания, благодаря которым можно исправить выявленную погрешность.
Этим документом подтверждается факт несоответствия. При составлении заключения должны быть учтены интересы всех владельцев спорных наделов, площадь их недвижимого имущества должна быть учтена. Инженер должен собрать всех заинтересованных лиц для того, чтобы избежать возможной конфликтной ситуации. Только после этого он составляет заключение, которое вместе с заявлениями собственников наделов, чьи интересы были затронуты, передается в Росреестр. У компетентного органа есть пять рабочих дней для того чтобы внести соответствующие изменения.
Что делать, если участок ранее не был размежёван?
Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?
Основные условия для оформления таких участков следующие:
- земля не должна быть выделена другим частным лицам в течение последних 15 лет;
- нынешний владелец должен пользоваться землёй в течение 15 лет;
- владелец должен уплачивать налоги за последние пять лет.
Все подобные ситуации также решаются через местную администрацию. В случае если администрация откажет в признании правомочия собственности за фактическим владельцем участка, имеющим вышеуказанные основания, добиться своего можно через судебные инстанции. Но такое происходит довольно редко.
Чтобы установить право собственности необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В заявлении необходимо указать просьбу о признании своего права на землю. Администрация может затребовать проведения межевания участка и выписку из реестра об отсутствии прав третьих лиц на указанный участок.
В данном случае межевание проводится на основе доверенности местной администрации, выданной на имя заявителя, открывается межевое дело. После получения плана его копию необходимо предъявить местной администрации.
Уточнение границ земельных участков – комплекс кадастровых работ, при которых определяются координаты поворотных точек земли, устанавливается точная площадь и конфигурация участка. В результате земельный надел отображается на публичной кадастровой карте Росреестра, его юридические границы учтены и зафиксированы государством.
После межевания земельного участка площадь уточняется, то есть она может отличаться от той площади, которая приведена в вашем правовом документе.
По действующему закону увеличиться участок может на величину, не превосходящую 10 процентов. Однако и уменьшиться тоже может по причинам, которые мы разберем ниже.