Взыскание недоимки по налогам. Что делать бизнесу?

28.02.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание недоимки по налогам. Что делать бизнесу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?

Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).

Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.

И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.

Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).

Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.

Есть и другие основания для списания недоимки:

  • компания ликвидируется;
  • инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Несоблюдение трудового законодательства также может привести предпринимателя к налоговой проверке. При этом ФНС учитывает как прямые доказательства нарушений, так и косвенные. К прямым относят сообщения, жалобы работников и контролирующих органов о несоблюдении законов о труде, несвоевременной выплате зарплаты, её выдаче в «конвертах» и т.п.

А к косвенным признакам нарушения трудового законодательства относят как раз низкую зарплату. Если предприниматель официально платит своим работникам только МРОТ, то это повод для ФНС проверить такого налогоплательщика. Ведь это странно, когда средняя зарплата продавца в регионе 20 тыс. рублей, а люди работают в довольно успешном магазине всего за 12 тыс. рублей.

Предприниматели могут и самостоятельно мониторить средний уровень заработной платы в регионе, на который опирается ФНС. Эти сведения регулярно размещаются на региональных сайтах Росстата. Поэтому в интересах бизнесменов платить работникам достойную официальную зарплату. Это один из способов, как избежать налоговой проверки.

Как получить максимум

  1. Выбирайте правильную форму собственности: если вам не нужны преимущества ООО, то выбирайте ИП — дешевле получать прибыль.
  2. Выбирайте правильную систему налогообложения. Если вы экспортер или вашим клиентам нужен входящий НДС, то выбирайте ОСН. Если вам не нужна ОСН, то выбирайте УСН. Если вы ИП, то выбирайте патент.
  3. Проанализируйте льготы, которые предоставляют регионы на ваш вид деятельности. Рассмотрите возможность открытия бизнеса в регионе с уменьшенными ставками.
  4. Работайте с подрядчиками на НДС, если у вас ОСН и запрашивайте у подрядчиков счет-фактуры на аванс, если вы попадаете в кассовые разрывы из-за НДС.
  5. Правильно оформляйте документы, согласуйте с бухгалтером учетную политику и используйте лизинг с амортизационной премией, чтобы уменьшить налоги.
  6. Используйте структуризацию бизнеса, если хотите разделить бизнес на отдельные направления и уменьшить налоговую нагрузку на группу в целом. Но делайте это грамотно с опытными налоговыми юристами.
  7. Используйте агентский договор (договор подряда), если вы являетесь посредником. В некоторых ситуациях он позволит применять УСН и снизить налоговую нагрузку.
  8. Используйте простое товарищество, если вам нужно формализовать отношения группы компаний и вам нужно использовать общие ресурсы.
  9. Используйте займ компании, чтобы получать дешевую прибыль и вводить деньги в компанию.
  10. Работайте с самозанятыми и ИП, если вам не требуется оформлять физических лиц по трудовому договору.

Что нужно запомнить о налоговых проверках

Если к вам пришли с налоговой проверкой, будьте проактивны и не пускайте процесс на самотек. Это поможет вам эффективно обжаловать решение налоговой и даже отменить его и следующие из него доначисления и штрафы.

  1. Проверяйте план выездных проверок на текущий год, чтобы заранее подготовиться к ней.
  2. Участвуйте в проводимых контрольных мероприятиях.
  3. Назначайте ответственного сотрудника, чтобы инспектор не дергал всю бухгалтерию. Если проверка проходит на территории компании, выделяйте отдельный кабинет или помещение.
  4. Обучайте сотрудников правилам поведения при проверке.
  5. Передавайте документы строго по описи. Контролируйте процесс сбора материалов и доказательств проверки.
  6. Выявляйте и фиксируйте нарушения в проведении проверки. Подавайте жалобы.
  7. Сохраняйте спокойствие.
Читайте также:  Какие льготы с 1 января 2023 года положены пенсионерам

Что нужно для списания налогов при признании банкротом?

Списание долгов (причем не только перед налоговыми органами) при помощи процедуры банкротства может стать решением в том случае, если должник не способен исполнить свои финансовые обязательства перед кредиторами. Причем, если раньше признать банкротом можно было только юридических лиц, то сейчас эта возможность стала доступна и обычным гражданам.

Итак, получение статуса банкрота позволяет списать налоги, однако сделать это можно только при условии, что вырученных от продажи имущества денежных средств будет недостаточно для уплаты долга.

Для списания налоговой задолженности после получения решения суда о признании банкротом налогоплательщику потребуется подать заявление в налоговую инспекцию и приложить к нему документы, подтверждающие статус банкрота и наличие задолженности. При банкротстве задолженность также признается безнадежной, но уже на основании того, что гражданин является финансово несостоятельным.

Важно! Судебная практика говорит о том, что иногда в ходе процедуры банкротства делается вывод о том, что должник намеренно уклонялся от уплаты налогов. В этом случае списать налоговые долги нельзя.

При этом нужно иметь в виду, что банкротство влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для гражданина. Так, например, при обращении за кредитом на протяжении 5 лет после получения статуса банкрота гражданин будет обязан сообщать об этом факте банку. Также нельзя в течение 3 лет занимать должности в органах управления юридическим лицом. Поэтому, принимая решение списать долги при помощи банкротства, следует просчитывать все плюсы и минусы этого варианта.

Таким образом, закон на сегодняшний день предоставляет гражданам возможность избавиться от налоговой задолженности, однако реализовать это право реально только при наличии соответствующих обстоятельств (просроченная задолженность, основания для признания банкротом).

Если вы планируете списать налоги, мы рекомендуем обязательно обращаться к юристу: специалист проанализирует возможность списания тем или иным способом и окажет профессиональную юридическую помощь на всех этапах процедуры.

При каких условиях недоимка будет списана?

Об этом говорит ст. 59 НК РФ:

  • компания ликвидируется;
  • суд решил, что инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности инспекции было отказано;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Способы этой группы лишают компанию возможности учесть в будущем расходы, убираемые из расчета налогооблагаемой прибыли за текущий год.

Способ 12. Убрать из налоговой базы сомнительные расходы

Зачастую первый порыв бухгалтера, озадаченного «убыточной» проблемой, — убрать из расчета базы по налогу на прибыль часть расходов. «Избавляются» прежде всего от тех расходов, которые в глазах налоговиков могут быть сомнительными с точки зрения экономической оправданности.

Плюсы этого способа заключаются в следующем:

  • он не влияет на вычет НДС, предъявленного по исключенным из расчета прибыли расходам ;
  • сохраняет достоверность данных бухучета.

Недостаток способа — в разницах, возникающих между бухгалтерским и налоговым учетом.

Принудительное взыскание недоимки по налогам

Москве от 27 января 2004 г. N 26-12/05495, от 29 сентября 2004 г. N 26-12/62980).

Однако предложение так поступить вряд ли приведет бухгалтера в восторг: «уточненки» — это дополнительная работа для него и лишнее внимание со стороны инспекции. Кроме того, не исключено, что уточнять придется налогооблагаемую прибыль периода более чем трехлетней давности (если, например, вы безуспешно попытались оспорить недоимку в суде и арбитражное разбирательство окончилось, когда ей «исполнилось» уже больше трех лет). А это всегда означает серьезные трудности в списании расходов.

В Минфине убеждены: если в фирме обнаружили, что больше трех лет назад какие-то расходы по ошибке не попали в расчет налогооблагаемой прибыли, то о них следует забыть. По мнению чиновников, пересчитать налоговую базу периода, к которому эти расходы относятся, нельзя. Причина такова: налоговой проверкой могут быть охвачены только три предшествовавших ей года, более ранние периоды налоговики проверять не вправе (ст. 87 НК). А раз наличие расходов более чем трехлетней давности не поддается проверке, значит, их, в понимании специалистов Минфина, вроде как и не было. Конечно, к случаю, когда включаемую в расходы недоимку налоговики сами же и начислили, аргументация Минфина малоприменима. Ведь и сумму расходов, и период их возникновения инспекторы выявили и подтвердили сами, и проверять их уже не требуется. К тому же эту логику не поддерживают суды (Постановление ВАС от 7 февраля 2006 г. N 11775/05). Но от этого нисколько не легче: пусть даже уточненную декларацию инспекторы у фирмы примут и переплату налога признают — ни вернуть ее, ни зачесть инспекция не согласится. Статья 78 Налогового кодекса позволяет подать заявление о возврате налоговой переплаты не позже чем через три года после ее возникновения. Высший Арбитражный Суд распространил это ограничение и на заявление о зачете переплаты (Постановление от 29 июня 2004 г. N 2046/04). Это, как указал Конституционный Суд (Определение от 21 июня 2001 г. N 173-О), еще не означает невозможности вернуть свои деньги из бюджета, однако возвращать их придется уже вне рамок налоговых отношений, через суд.

Как видно, причин для того, чтобы признать недоимку расходом не периода ее возникновения, а текущего периода, у бухгалтерии и фирмы достаточно.

Посмотрим, хватает ли для этого оснований.

…но лучше жить настоящим

Вернемся к определению момента списания налогов как к дате их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК). Обратите внимание: это просто дата начисления, а не «дата начисления в соответствии с законодательством» или «дата возникновения обязанности начислить налог». Поэтому можно смело считать, что речь идет о фактической, а не «должной» дате начисления налогов. Фактически же, погашая обнаруженную инспекторами задолженность перед бюджетом, вы начисляете входящие в нее налоги в момент составления уточненных деклараций по ним. Именно дата «уточненки» и соответствует тому моменту, в который ст. 272 предписывает включать налог в состав прочих расходов. Выходит, в этом она расходится с п. 1 ст. 54 Налогового кодекса. Как разрешить противоречие между этими двумя нормами? В пользу нормы специальной, отвечает Конституционный Суд (Постановление от 29 июня 2004 г. N 13-П). Ею является норма ст. 272 как специально предназначенная для налога на прибыль.

Читайте также:  «Спустя 3 года после развода жена захотела вернуться ко мне»

Согласится с этим инспекция или нет, неважно — вы практически ничем не рискуете. Судите сами: единственная претензия, которую она вам сможет предъявить, сведется к тому, что нужно было уменьшить налог на прибыль одного из прошлых периодов. От того, что вы уменьшили его позже, чем следовало, бюджет не пострадал, а, наоборот, даже выиграл, поскольку получил налог на прибыль раньше положенного. Поэтому оштрафовать вас за неуплату налога инспекция не сможет (п. 42 Постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. N 5). Пени начислять тоже нет оснований. Как указал Конституционный Суд (Постановление от 17 декабря 1996 г. N 20-П), они представляют собой компенсацию потерь бюджета, не получившего вовремя причитающиеся ему деньги в виде налога. Поскольку потерь бюджет не понес, то и компенсировать нечего.

Риск есть только тогда, когда недоимке, на которую вы уменьшили налогооблагаемую прибыль, больше трех лет. В этом случае из расходов текущего периода инспекторы ее уберут, а переплату за прошлый период ни возвращать, ни зачитывать не станут. Тогда придется идти в суд.

Бессрочность налоговой недоимки

Срок давности выявления недоимки Налоговым кодексом не установлен. Общий срок давности (три года), который оговаривается ст. 196 Гражданского кодекса, к налоговым отношениям неприменим. Об этом говорится в Письме Минфина России от 11 февраля 2010 г. N 03-02-07/1-57. А значит, инспекторы могут потребовать уплатить недоимку, которая возникла за пределами трехлетнего периода.

Налоговый кодекс для некоторых случаев оговаривает сроки давности. Во-первых, подача заявления о возврате излишне уплаченного налога. Обратиться за возвратом можно в течение трех лет со дня уплаты соответствующей суммы (ст. ст. 78, 79 НК РФ). Во-вторых, взыскание налога за счет имущества. Если у бизнесмена нет денег на расчетном счете или их недостаточно, инспекторы могут принять решение о взыскании долга за счет иного имущества. Для этого отводится один год после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога (ст. ст. 47, 48 НК РФ). В-третьих, устанавливается срок давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК РФ), то есть максимально возможный срок, когда коммерсант может быть оштрафован за неуплату налогов. Если со дня совершения проступка либо с момента окончания налогового периода (квартала или года, в зависимости от вида налога), в течение которого совершено это нарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года, то оштрафовать коммерсанта за неуплату нельзя. А вот взыскать саму недоимку Кодекс не запрещает. Интересно, что заявить о возврате переплаты можно только в течение трех лет, а в отношении долгов перед бюджетом сроки не установлены.

Налоговые инспекторы пользуются этой неоднозначностью Кодекса, выставляя коммерсантам требования об уплате или засчитывая возникшую переплату в счет старых долгов.

Занижение налоговой базы ровно, как и ее сокрытие являются составной частью преступления, которое определяется, как уклонение от уплаты налогов.

Термин «налоговая база» и все сопутствующие моменты, как то порядок ее исчисления и пр. раскрываются в НК РФ. Рассмотрим основные правила, предусмотренные относительно расчета налоговой базы:

Для каждого вида налогов проводится расчет индивидуальной налоговой базы. Например, если берется налог на имущество, то в качестве таковой берется или кадастровая стоимость налогооблагаемого объекта, или остаток по основным средствам.

При начислении транспортного налога базой будет считаться объем мощности двигателя. Чтобы определить базу по налогу на прибыль, в расчетах должны быть учтены такие показатели:

Общая итоговая сумма этих показателей и будет налоговой базой.

Если рассчитывается налог на доходы физических лиц, то в качестве налоговой базы будет использоваться сумма всех доходов гражданина, которые подлежат налогообложению.

Комментарий к ст. 122 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает ответственность за неуплату или неполную уплату налога.

Как свидетельствует судебная практика (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 30.03.2006 N А12-29806/05-С51, ФАС Дальневосточного округа от 06.04.2006 N Ф03-А04/06-2/738), сам по себе факт неуплаты налога в установленный срок не является достаточным условием для применения ответственности по статье 122 НК РФ, если налоговый орган не доказал вину налогоплательщика, которая является обязательным элементом состава налогового правонарушения.

В пунктах 19 и 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ. В этом случае с него подлежат взысканию пени.

Занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу.

При применении статьи 122 НК РФ необходимо принимать во внимание соответствующие положения статей 78 и 79 НК РФ, согласно которым задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

Поэтому судам надлежит исходить из того, что по смыслу взаимосвязанных положений упомянутых норм занижение суммы конкретного налога по итогам определенного налогового периода не приводит к возникновению у налогоплательщика задолженности по этому налогу, в связи с чем не влечет применения ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, в случае одновременного соблюдения следующих условий:

на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, за который налоговым органом начисляется недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога, что и заниженный налог, в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога;

Читайте также:  Льготы пенсионерам МВД по смешанному стажу в 2022 году

на момент вынесения налоговым органом решения по результатам налоговой проверки эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика.

Если при указанных условиях размер переплаты был менее суммы заниженного налога, налогоплательщик подлежит освобождению от ответственности в соответствующей части.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что исчисленная, но не уплаченная ранее сумма налога не влияет на базу для расчета налоговой санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ при представлении налоговой декларации к доплате.

При таких обстоятельствах вопрос о привлечении к налоговой ответственности по статье 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Из изложенного следует, что авансовые платежи могут быть учтены при исчислении суммы уплаченного налога за конкретный налоговый период. Авансовые платежи приобретают статус уплаченного налога в момент, установленный НК РФ, как день уплаты налога за налоговый период и могут быть учтены при определении переплаты за налоговый период.

В соответствии с пунктом 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при применении статьи 122 НК РФ необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

В случае если задолженность перед соответствующим бюджетом ввиду переплаты по предыдущим налоговым периодам отсутствует, отсутствует и событие налогового правонарушения, что влечет невозможность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В случае если на момент подачи в налоговый орган заявления о внесении изменений в налоговую декларацию имелась переплата по тому же налогу и налогоплательщиком подано заявление в этот налоговый орган о зачете суммы излишне уплаченного налога на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ, а также если эта переплата перекрывает или равна сумме недоимки, то оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, не имеется.

Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251.

По вопросу привлечения налогоплательщика, применяющего УСН, к ответственности за неуплату НДС в случае выставления счета-фактуры выработан подход, согласно которому к ответственности по статье 122 НК РФ за неуплату НДС может быть привлечен только налогоплательщик этого налога. А поскольку налогоплательщики, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС, привлечение к ответственности является незаконным (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 N 7623/06, ФАС Московского округа от 30.11.2009 N КА-А40/12713-09).

Как указано в Постановлении ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-8306/12-90-40, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Таким образом, необходимым условием для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является наличие недоимки по налогу.

Установив, что на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате налога на прибыль и на момент истечения срока уплаты налога на прибыль за спорный период имелась переплата, превышающая сумму налога, подлежащую уплате за этот период, суд пришел к выводу о неправомерном привлечении налогоплательщика к ответственности за неуплату налога на прибыль.

ФАС Московского округа в Постановлении от 06.11.2012 N А40-536/12-140-3 отметил, что, поскольку до предъявления уточненной налоговой декларации налогоплательщик уплатил как сумму налога, так и пени, а также с учетом того, что на день вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности у налогоплательщика отсутствовала недоимка перед бюджетом, отсутствуют основания для привлечения к налоговой ответственности.

В Определении ВАС РФ от 13.11.2012 N ВАС-11039/12 суд указал на правомерность выводов суда кассационной инстанции.

Принимая во внимание фактические обстоятельства дела (организация представила уточненную налоговую декларацию с исчисленным к уплате налогом, уплатила налог и сумму пеней до завершения камеральной налоговой проверки этой налоговой декларации) привлечение организации к налоговой ответственности за неуплату налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ признано судом недопустимым.

Указанная норма предусматривает взыскание штрафа, исчисляемого от суммы неуплаченного налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий. Применительно к проверенной налоговым органом уточненной налоговой декларации состав налогового правонарушения отсутствует.

В Постановлении ФАС Московского округа от 25.10.2012 N А40-124075/11-90-514 суд пришел к выводу, что ответственность на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ наступает только в случае неуплаты или неполной уплаты налога на прибыль по результатам налогового периода. В случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по налогу на прибыль ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ не может быть применена.

Цель статьи 54.1 НК РФ и ее соотношение с иными предписаниями налогового законодательства

Письмо 2017 года указывало, что статья 54.1 НК РФ направлена на предотвращение использования «агрессивных» механизмов налоговой оптимизации. В новом письме эта достаточно размытая формулировка была конкретизирована, и целью статьи стало противодействие налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счет причинения ущерба бюджетам публично-правовых образований. Таким образом ФНС выделяет основную опасность «агрессивной» налоговой оптимизации.

Также отличительной чертой нового письма является большое количество отсылок к судебной практике. Так, со ссылкой на позицию Конституционного Суда РФ, указано, что положения статьи 54.1 НК РФ направлены на конкретизацию механизмов налогового контроля для поддержания баланса частных и публичных интересов при выявлении незаконного уменьшения налоговой базы. Восприятие судебных позиций ФНС представляется логичным, поскольку почти за 3,5 года с момента введения статьи 54.1 в НК РФ сформировался достаточный объем судебной практики, а также является хорошей новостью для налогоплательщиков, поскольку реакция и действия налоговых органов становятся более предсказуемыми.


Похожие записи: