Проектная работа по теме «Права детей»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проектная работа по теме «Права детей»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве
Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.
Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.
Способы защиты прав и свобод детей
Защита в судебном порядке.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.
Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.
Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).
Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.
Защита в административном порядке.
Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве
Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.
Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.
О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.
Законодательное регулирование
- Декларация прав ребенка 1959 г.
- Конвенция ОООН о правах ребенка 1989 г.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
- Конституция РФ 1993 г.
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159 – ФЗ
- Семейный кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ.
- Кодекс об административных правонарушениях РФ
- Уголовный кодекс РФ.
Право ребенка на защиту.
Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.
Семейный кодекс защищает ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, уполномоченных законом отвечать за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если он достиг 14-летнего возраста.
В случае угрозы жизни и здоровью ребенка, нарушения его прав и законных интересов в семье граждане или должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), которым стали известны эти факты, обязаны сообщить о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Вышеупомянутые органы в рамках своих полномочий должны принять соответствующие меры.
Права и обязанности детей
С момента рождения каждый ребёнок приобретает личные права, определённые Семейным кодексом РФ. Кратко перечислим основные из них.
- Право на имя, фамилию и отчество.
- Проживание с родителями или иными законными представителями.
- Забота и воспитание со стороны матери и отца.
- Получение бесплатной медицинской помощи.
- Получение образования.
- Общение с родственниками по отцовской и материнской линии.
- Защита от родителей, не выполняющих свои обязанности, применяющих незаконные меры воспитания (например, в случае жестокого обращения).
- Выражение собственного мнения.
- Материальное обеспечение со стороны родителей.
До наступления совершеннолетия у ребёнка нет определённых законом обязанностей по отношению к родителям. Уважение матери и отца, послушание, забота о них в большей степени обусловлены традициями.
Семейный кодекс охраняет и защищает права детей. К сожалению, еще достаточно часто встречаются мамы и папы, которые забывают о своих обязанностях по отношению к детям, сознательно или под влиянием алкогольного или наркотического дурмана, тем самым нарушая их права. Нарушение прав ребенка в семье, ставшее известным органам опеки от представителей образовательных учреждений, которые посещает ребенок, участкового уполномоченного, соседей по дому, пресекается органами опеки или судом.
Неблагополучная семья ставится на учет в органах опеки и находится под их наблюдением.
Так же пресекаются законом физическое и нравственное насилие над собственными детьми, нарушение их прав и интересов. При получении сигналов о таких злоупотреблениях в адрес детей, органы опеки имеют право забрать детей и поместить их в социальный приют до судебного решения.
Право и правовой статус подростка
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства.
Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак о. Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
Рассмотрим несколько определений «прав человека»:
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».
«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».
Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.
Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.
Способы защиты прав и свобод детей
Защита в судебном порядке.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Согласно ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной формой защиты.
Средствам судебной защиты прав ребенка являются: иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора.
Так как гражданская дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ).
Но, ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ). В этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение.
Защита в административном порядке.
Административную форму защиты осуществляет:
- Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
- Органы Прокуратуры по месту жительства
- Органы опеки и попечительства по месту жительства
- Приморская краевая межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
- Органы полиции по месту жительства
Таким образом, средства и формы защиты прав и интересов ребенка разнообразны, их нужно знать и при необходимости использовать.
Методическая разработка по теме: Педагогический проект в ДОУ «Мои права и обязанности»
Педагогический проект
«Мои права и обязанности»
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Шелгунов)
Детству следует оказывать величайшее уважение.
( Ювенал – римский поэт и философ I в. н.э.)
Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.
Актуальность темы.
Актуальность темы «Мои права и обязанности» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.
Очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее.
Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек, способен по- настоящему уважать других людей и их права.
Реализация проекта осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Веракса, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой с учетом Федеральных государственных требований.
Проект соответствует ведущим целям программы
«От рождения до школы»:
- Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства
- Формирование основ базовой культуры личности
- Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
- Подготовка к жизни в современном обществе
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
- В проекте интегрированы все образовательные области.
- Особое внимание уделяется коррекционной работе, а именно профилактике детского неблагополучия.
- Основную роль в проекте занимает система взаимодействия «Дети-родители-педагоги».
- Материал по правовому воспитанию подается в доступной игровой форме.
Вид проекта: Информационный межгрупповой проект с участием родителей
Задачи проекта:
1. Формировать у детей представления о правах человека воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;
2. развивать коммуникативные навыки;
3. развивать эмоциональную отзывчивость.
4. Развивать я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.
5. Реализовать модель информационно-просветительской работы по проблеме
обучения и реализации прав ребенка в ДОУ, семье.
6. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья — Социум».
Длительность проекта рассчитана на 1 учебный год.
Цели взаимодействия с родителями
- ознакомить родителей с Конвенцией о правах ребенка и приобщить к основам правовой культуры;
- развивать активность родителей в совместном с воспитателями воспитании детей;
- выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей, определить их влияние на ребенка;
- знакомство родителей со смыслом и сутью обучения и воспитания детей на ненасильственной основе, разъяснение различных подходов к ребенку;
- разъяснение Конвенции о правах ребенка как документа социально-нравственного значения;
Цели работы с воспитанниками
- дать детям элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка;
- обратить внимание детей к миру другого человека, показать ценности каждого человека, как личности;
- научить ребенка позитивно относится к себе, видеть в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности;
- приобщать детей к основам правовой культуры;
- формировать умение взаимодействовать и сотрудничать в процессе коллективной работы;
- развивать воображение и игровое творчество.
Права несовершеннолетних детей
Детьми считаются лица, возраст которых не достиг 18 лет. Именно на эту категорию граждан и распространяется действие законодательства в области прав ребенка. Каждый маленький житель вправе быть членом семьи и воспитываться в кругу любящих родственников (ст. 54 Семейного кодекса РФ), на общение с которыми не должно быть никакого запрета (ст. 55 СК РФ). Привычное для всех наличие имени и фамилии у каждого человека также относится к интересам ребенка (ст. 58 СК РФ). Каждый человек представляет собой отдельную личность, а поэтому все, включая детей, могут иметь личное мнение (ст. 57 СК РФ). Также дети имеют имущественные права и, конечно же, могут претендовать на защиту всех своих законных интересов (ст. 56, ст. 60 СК РФ).
В некоторых семьях интересы детей существенно нарушаются. В таких случаях законодательством предусмотрено право детей на защиту (ст. 56 СК РФ). Его имеют не только дети, воспитанием которых занимаются родители, но и те несовершеннолетние лица, за которых отвечают усыновители или опекуны.
Несовершеннолетние граждане должны быть защищены от таких неправомерных действий:
- унижение достоинства;
- насильственное обращение;
- халатное отношение к его воспитанию;
- использование детского труда, что пагубно отражается на здоровье ребенка;
- привлечение к распитию спиртных напитков и употреблению наркотических веществ;
- развращение несовершеннолетних;
- другие действие по отношению к ребенку, которые нарушают его права и интересы.
Если ребенок страдает от неправомерных действий своих родителей или опекунов, он может самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства с жалобой на них.
Права и обязанности ребенка
Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).
Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.
Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.
Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.
Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.
Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.
Ответственность ребенка в общественных местах
Обучение азам поведения в обществе весьма важно, для воспитания полноценной личности. Например, такое общественное место, как театр (музей, зоопарк, выставка) требует соблюдения нехитрых правил поведения.
В таких многолюдных общественных местах дети ведут себя по разному, чем осложняют иногда работу экскурсоводов, работников театра и т.д.
Имея элементарные навыки культурного поведения можно избежать многих неприятных моментов:
- Ребенок должен знать, что говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать. Чтобы он лучше усвоил, как надо себя вести, следует объяснить цель посещения культурного общественного места. Дома заблаговременно стоит побеседовать, подготовиться к культурному мероприятию.
- В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. Для утоления голода существует буфет, специально отведенные места, в антракте при желание стоит их посетить.
- Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум. Необходимо заинтересовать ребенка, если он с интересом будет слушать экскурсовода либо актеров, на сене не возникнет неприятных последствий.
Предлагаем ознакомиться: Объекты недвижимости: критерии классификации и виды
В общественном транспорте стоит соблюдать правила:
- входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми;
- отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей;
- инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место;
- продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться;
- кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой;
- чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро);
- в салоне транспорта не разрешается громко смеяться либо говорить.