Что такое НДС и кто его уплачивает?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое НДС и кто его уплачивает?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если размер доходов от бизнеса в течение года превысил оборот в 30 тысяч МРП, владельцу необходимо выполнить постановку на учет по НДС. По состоянию на 1 января 2010 года этот показатель в тенге превышает цифру в 75 млн тенге.
Регистрация по налогу на добавленную стоимость
Когда норма превышена, налогоплательщикам нужно обратиться в государственную налоговую службу для формирования регистрации, необходимой для дальнейшего внесения в казну республики процентов от реализации товаров/услуг. Срок на оформление бумаг небольшой. На процедуру регистрации по ндс казахстан 2010 года выделяется менее суток. Важно подать заявление своевременно, чтобы исключить материальную ответственность, начисление штрафов со стороны государственных организаций.
- Оформить постановку на учет плательщиков можно разными способами. Процедура доступна на добровольной основе. Документ на оформление предоставляется:
- лично заявителем в бумажном варианте (написать заявление от руки);
- в электронном виде;
- в период государственных регистраций.
Формирование грамотных отчетов по косвенному налогу
По косвенному налогу на добавленную стоимость отчётный период составляет 3 месяца. Вносить деньги нужно не позднее 10 дней после сдачи отчета.
- Актуальные сроки сдачи отчетов за каждый квартал, прописанные законом и соответствующей статьей:
- Первый – до 15 мая.
- Второй – до 15 августа.
- Третий – до 15 ноября.
- Четвертый – до 15 февраля.
- Отчет оформляется по специальной форме. Если плательщик ввозит на территорию республики изделия для реализации из РФ, Беларуси, Армении или Кыргызстана, то необходимо:
- Оплатить налог согласно кодекса в размере 12%, а также согласно кбк ндс казахстан с номером 105115;
- Предоставить ФНО 320.00 и специальное заявление, составленное по форме 328.00. (с учетом каждого представленного в бланке пункта). Сделать это необходимо до 20 числа того месяца, который считается следующим за месяцем, когда выполнялся импорт продукции.
Что такое вычет по НДС
На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.
Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.
Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».
По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.
Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.
В голове обывателя может родиться схема, предполагающая, что его этот налог совсем не касается. Ну, платит себе предприниматель, и пусть платит. Но это ошибочное мнение. Потому что в реальности всю сумму этого налога оплачивает в итоге сам покупатель. Чтобы понять, почему же так происходит, обратимся к простенькому примеру и посмотрим какие этапы проходит формирующийся налог на добавленную стоимость.
- Одна компания заказывает у другой фирмы материал, чтобы изготовить свой товара из него. Она этот материал оплачивает. На эту сумму стоимости материала, которую компания заплатила будет накладываться НДС.
- Далее эта компания из купленного материала производит свой товар, а потом решает, какую же стоимость готового изделия поставить? Да так, чтобы и самим в убытке не быть, и клиенты не разбежались от завышенных цен? Первым делом, берётся сумма денег, которую затратили на производство единицы нового товара. Размер налога при этом тоже рассчитывается, но записывается в «налоговый кредит».
- Дальше, компании нужно определиться, сколько будет стоить товар для конечного покупателя. Здесь складывается себестоимость товара, подсчитываются акцизы, вписывается та доля, которая после продажи пойдёт на прибыль и уже прибавляется НДС. То есть он уже будет входить в стоимость товара, которую заплатит при покупке потребитель.
- Когда товар в определённом количестве продан, компания сядет подсчитывать прибыль. Из полученных денег высчитывается 20 процентов налога, которые уже оплатил покупатель. И эти деньги уходят на налоговые обязательства по оплате НДС.
В каких случаях возможен возврат НДС?
Регулируется статьями 104 — 105 и главой 49 Налогового кодекса РК
- Например, экспортер приобрел товаров на 448 000 тенге (включая 48 000 НДС).
- Часть товаров на 336 000 тенге экспортер продал за границу за 350 000 тенге (НДС = 0%).
- Часть товаров на 112 000 тенге реализовал в Казахстане, пусть за 134 400 тенге (НДС = 14 400 тг)
- НДС разрешенный в зачет = 14 400 — 48 000 = — 33600 тг
Таким образом получилось превышение зачетного НДС над начисленным в сумме 33600 тенге.
Эти 33600 тенге, экспортер имеет вернуть из бюджета, написав заявление на возврат. Однако, для этого должен быть подтвержден факт экспорта и проведена налоговая проверка. На практике связываться с возвратом НДС могут только крупные экспортеры.
Пункты 2, 3 статьи 429. Превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за налоговый период (Нажмите)
2. Превышение налога на добавленную стоимость, сложившееся на конец налогового периода, в котором совершены обороты по реализации, облагаемые по нулевой ставке, подлежит возврату по приобретенным товарам, работам и услугам, используемым в целях облагаемых оборотов по реализации, в порядке, определенном статьей 431 настоящего Кодекса, если одновременно выполняются следующие условия:
1) плательщиком налога на добавленную стоимость осуществляется постоянная реализация товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке;
2) оборот по реализации, облагаемый по нулевой ставке, за налоговый период, в котором осуществлялась постоянная реализация товаров, работ, услуг, составляет не менее 70 процентов в общем облагаемом обороте по реализации.
В целях настоящего пункта к постоянной реализации товаров, работ, услуг, облагаемых по нулевой ставке, относится реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, облагаемых по нулевой ставке, осуществляемых в течение трех последовательных налоговых периодов, не реже одного раза в каждом квартале. При этом постоянной реализацией признается такая реализация в каждом из указанных налоговых периодов.
3. В случае невыполнения условий, установленных пунктом 2 настоящей статьи, превышение суммы налога на добавленную стоимость подлежит возврату в части суммы налога, отнесенного в зачет по товарам (работам, услугам), использованным для целей оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке.
При осуществлении международных перевозок сумма превышения налога на добавленную стоимость, подлежащая возврату, рассчитывается путем применения удельного веса физического объема международных перевозок в общем объеме перевозок к сумме налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет за налоговый период, за который представлено требование о возврате суммы превышения налога на добавленную стоимость в декларации по налогу на добавленную стоимость.
[свернуть]
Также возврат НДС возможен по:
- товарам и услугам, приобретенным по гранту
- товарам и услугам приобретенным дипломатическим представительством.
Что облагается налогом
Объектом налогообложения являются:
- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- ввоз товаров на территорию РФ (импорт) (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Но не все объекты облагаются НДС. Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ). Операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ, не облагаются НДС, так как не признаются объектом налогообложения. Также в п. 1-3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем не подлежат налогообложению НДС (освобождены от обложения), их перечень закрытый. У налогоплательщика есть право отказаться от применения льгот, указанных в п.3 ст. 149 НК РФ, например, в подп. 22 при реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них.
Для правильного определения налоговой базы по НДС нужно учитывать очень много нюансов. В качестве налоговой базы (п. 1 ст. 154 НК РФ) при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Однако в статьях 155-162.1 НК РФ приводятся те самые нюансы, которые надо учитывать для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:
- передача имущественных прав (ст. 155);
- доход по договорам агентскому, поручения, комиссии (ст. 156);
- оказание услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
- реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
- выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
- учет сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
- реорганизация организаций (ст. 162.1).
Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Все данные вносятся в налоговую декларацию по НДС, которая представляется налогоплательщиком/налоговым агентом в инспекцию по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДС представляется только в электронном виде. В случае представления декларации на бумажном носителе она не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 1 июля 2021 года в НК РФ введены новые основания, при обнаружении которых декларации по НДС будут считаться непредставленными. Причины для отказа в приеме декларации перечислены в п. 4.1 ст. 80 НК РФ:
- декларация сдается не по установленной форме;
- декларация подписана неуполномоченным лицом;
- в отношении налогоплательщика в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении его функционирования до даты представления отчета;
- подписавший руководитель дисквалифицирован (ИП — лишен права заниматься бизнесом) или умер;
- декларация не соответствует контрольным соотношениям.
НДС перечисляется в федеральный бюджет и составляет 50% от всех поступлений по сборам. Деньги расходуются на государственные и национальные цели:
-
социальная политика, образование, оказание медицинских услуг;
-
оборона и защита, деятельность органов охраны правопорядка, безопасность;
-
решение общегосударственных и экономических вопросов;
-
защита экологической обстановки;
-
развитие сферы ЖКХ, СМИ, культуры;
-
выплаты национального долга;
-
трансферты в другие бюджеты – дотации, субсидии, субвенции в региональный и местный бюджет.
Налог на добавленную стоимость — это отчисления в бюджет в части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения ТРУ, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК.
В соответствии с налоговым кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» ставка налога на добавленную стоимость составляет 12%.
Обязательной постановке на учет по налогу на добавленную стоимость подлежат юридические лица (резиденты, нерезиденты осуществляющую деятельность в РК через филиал, представительство), а также индивидуальные предприниматели при превышении минимума оборота, который составляет 30000 — кратный размер МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Регистрация НДС в государственных закупках осуществляется при помощи годового плана закупок, который разрабатывается на основании бюджета и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней со дня утверждения соответствующего бюджета.
Поэтому, заказчики, организаторы гос закупок должны проводить закупки на стоимость без НДС, а в договоре о государственных закупках указывать стоимость без НДС, при необходимости — сумму НДС и общую сумму к оплате поставщику.
НДС — это косвенный налог, он начисляется на стоимость без НДС согласно пункту 1 статьи 238 Налогового кодекса:
«Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС…».
Исходя из этого, оборот по реализации (общая стоимость) включает НДС.
Зная ставку НДС (12%), можно определить формулу расчета, связывающую определение суммы с НДС и суммы без НДС, на основании простых арифметических действий:
Сумма с НДС = Сумма без НДС + Сумма НДС.
Если принять ставку НДС равной 12/100, то формула примет вид:
Сумма с НДС = Сумма без НДС + Сумма без НДС × 12/100,
или
Сумма с НДС = Сумма без НДС (1+ 12/100)
или
Сумма с НДС = Сумма без НДС ×1,12,
следовательно,
Сумма без НДС = Сумма с НДС: 1,12.
Следовательно, в случае заключения договора с поставщиком, являющимся плательщиком НДС, и если у поставщика возникает обязательство по уплате НДС, а также оборот поставщика по реализации товаров, работ и услуг является облагаемым оборотом НДС, договор о государственных закупках заключается с указанием условий оплаты НДС.
В соответствии с законом «О государственных закупках» годовой план должен содержать нижеперечисленные сведения:
- Идентификационный код государственной закупки;
- Номенклатуру ТРУ, вместе с суммами, выделенными на гос закупку без учета НДС;
- Сведения о сроках и способе осуществления государственных закупок;
- Место поставки ТРУ;
- Расходы государственного предприятия, не считая оплаты труда, налогов и затрат по государственному заказу, включая командировочные расходы.
Как определяется налоговая база по НДС
Налоговая база по НДС — это совокупная стоимость по всем операциям продажи и авансам, полученным от покупателей.
В соответствии с НК РФ, существуют несколько видов объектов, подлежащих обложению НДС:
- операции реализации, в том числе, безвозмездные, производимые на территории РФ;
- строительно-монтажные работы для собственных нужд;
- передача продукции, товаров, имущественных прав на территории России;
- операции на основе комиссионных, агентских и поручительских договоров;
- ввоз товаров на территорию страны, и др.
В базу для НДС включаются:
- стоимость товара по рыночной цене;
- сумма полученных авансов.
Понятие рыночной цены означает, что его цена должна соответствовать «вилке» цен на идентичные товары. Чаще всего, указанная в договоре цена по умолчанию считается рыночной.
Момент и порядок определения налоговой базы при расчете НДС
Перечень видов операций и соответствующих им моментов определения налоговой базы в соответствии со статьей 167 НК РФ приведен в таблице:
Виды операций | Момент определения налоговой базы |
Отгрузка (передача) товаров (работ, услуг), имущественных правлибооплата (частичная оплата в счет предстоящих поставок) товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав (если ниже не предусмотрено иное).*Передача права собственности в случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, приравнивается к его отгрузке. | Наиболее ранняя из дат соответственно отгрузки или оплаты *Применяется также для налоговых агентов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 161 НК РФ |
Реализация налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по договору складского хранения с выдачей складского свидетельства | День реализации складского свидетельства |
Передача имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 155 НК РФ | День уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства |
Передача имущественных прав в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 155 НК РФ | День уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником |
Передача имущественных прав в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 155 НК РФ | День передачи имущественных прав |
Реализация товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 — 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ | Последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ1 |
Исключение судна из Российского международного реестра судов | День внесения соответствующей записи в указанный реестр2 |
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления | Последнее число каждого налогового периода |
Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, признаваемая объектом налогообложения | День совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) |
1За исключением ситуаций, указанных в п.9 статьи 167 НК РФ.
2За исключением ситуаций, указанных в п.9.1 статьи 167 НК РФ.
В случае получения налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, оплаты этих товаров (работ, услуг) или аванса, он вправе устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (работ, услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций.
Понятие «рыночных» цен в расчете налоговой базы
При расчете НБ обычно учитывается цена продукции, которая была установлена участниками сделки. Налоговыми органами предполагается соответствие указанной цены рыночному уровню цен (в случае, если ФНС не доказала обратное). Рыночная цена трактуется как та, что сложилась во время взаимодействия спроса и предложения в сфере идентичных (или хотя бы однородных) товаров в близкой экономической ситуации.
В некоторых случаях налоговая инспекция вправе проверить допустимость применения цен. Подобное возможно, если сделки были проведены:
- между лицами, зависимыми друг от друга;
- с использованием бартера (товарообмена);
- по внешнеторговому направлению;
- с отклонением заявленных цен более чем на 20% от «рыночных» (как при завышении, так и при занижении цены)
Освобождение от налога на добавленную стоимость
Ряд операций, являющихся объектом обложения НДС, освобождаются законодательством от обложения НДС и относятся к категории льготируемых. При этом у плательщика остается обязанность отражения этих оборотов в налоговой декларации по НДС.
Перечень оборотов по реализации на территории Республики Беларусь, которые освобождаются от налога, приведен в ст. 118 НК, а также в отдельных указах Президента Республики Беларусь. Перечень товаров освобожденных от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь приведен в ст. 119 НК.
Указом «О совершенствовании специального правового режима китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее — КБИП)» от 12.05.2017 № 166 (далее — Указ N 166) в течение срока действия специального правового режима индустриального парка освобождаются от НДС обороты резидентов КБИП, совместной белорусско-китайской компании по развитию индустриального парка (далее — совместная компания):
по безвозмездной передаче проектной документации на объекты индустриального парка, объектов незавершенного капитального строительства, расположенных на территории индустриального парка, в собственность резидентов индустриального парка, субъектов инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании для строительства на территории данного парка зданий и сооружений;
по реализации расположенных на территории индустриального парка объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения) с установленными в них в соответствии с проектной документацией предметами оснащения, в том числе мебелью, инвентарем и отдельными предметами в составе средств в обороте, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании;
от операций по сдаче в аренду (субаренду), передаче в финансовую аренду (лизинг) объектов недвижимого имущества, включая земельные участки, расположенные на территории индустриального парка, резидентам индустриального парка, субъектам инновационной деятельности индустриального парка, совместной компании (ч. 1 п. 48 Положения о специальном правовом режиме Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», утв. Указом № 166).
Указом «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» от 22.09.2017 № 345 (далее — Указ N 345) до 31 декабря 2022 г. освобождаются от НДС обороты от реализации товаров (работ, услуг), возникающие:
— у юридических лиц при осуществлении на территории сельской местности:
розничной торговли в торговых объектах;
розничной торговли на торговых местах на рынках;
розничной торговли на ярмарках;
общественного питания в объектах общественного питания;
оказания бытовых услуг;
— у микроорганизаций при осуществлении на территории малых городских поселений:
общественного питания в объектах общественного питания,
оказания бытовых услуг (абз. 2 подп. 1.1 Указа № 345).
Освобождение от НДС применяется при условии ведения раздельного учета оборотов по реализации товаров (работ, услуг), а также распределения налоговых вычетов по НДС методом раздельного учета (ч. 2, абз. 2, 3 ч. 4 подп. 1.2 Указа № 345).
В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые организациями — производителями электромобилей на территорию Республики Беларусь автокомпоненты по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2020 № 92 ввозимые юридическими лицами на территорию Республики Беларусь электромобили, с даты выпуска которых прошло не более 5 лет, по 31 декабря 2025 года освобождаются от налога на добавленную стоимость.
Другие указы и Декреты Президента Республики Беларусь, направленные на реализацию конкретных проектов.
Плательщик, осуществляющий обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения, вправе отказаться от применения льгот на срок не менее одного календарного года, подав соответствующее заявление в налоговый орган (п. 3 ст. 118 НК).
Налоговая база по налогу на прибыль в переходном периоде
ООО, которые будут применять ОСНО с метод начисления, необходимо будет определить состав доходов и расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль в переходном периоде (п. 2 ст. 346.25 НК РФ).
Переходящие доходы
Компании должны отразить в переходном периоде (в январе 2023) в составе облагаемого дохода дебиторскую задолженность покупателей по отгруженным изделиям, которая числилась на 01.01.2023 г., не зависимо от даты погашения.
В дальнейшем, когда эта задолженность погашается, доход не возникнет.
Авансы от покупателей, которые были получены в период применения УСН, но отгрузка по которым будет уже в 2023 году не являются доходом переходного периода. При отгрузке изделий, за которые был получен аванс в 2022 г.–дохода не возникнет, т. к он был учтён в доходах УСН 2022 при получении аванса.
ИП при переходе с УСН на ОСНО
ИП с начала 2023 г. могут вести учёт доходов и расходов, так называемым, «кассовым методом». Так, для расчета НДФЛ учитывать доходы и расходы ИП нужно в порядке:
доходы – по факту оплаты, то есть на день перечисления денежных средств в кассу или на расчетный счет;
расходы – при условии, что они экономически обоснованы, оплачены, документально подтверждены и связаны с получением доходов (т.е. в расходы нельзя принять затраты по питанию вашей семьи) .
Если нет освобождения от НДС по ст. 145 НК ИП начисляет НДС.
Для начислении НДС не имеет значения, когда деньги поступили на счет, важно то, когда компания отгрузила товар покупателям.
Правом на вычет НДС при переходе на ОСНО могут воспользоваться только ИП, которые ранее применяли УСН «доходы минус расходы».
Порядок учета НДС для ИП, которые ранее применяли УСН «доходы минус расходы» в переходном периоде зависит от даты оплаты покупателем товара: до перехода на ОСНО или после.