Работа УО по взысканию долгов за ЖКУ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа УО по взысканию долгов за ЖКУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.
Следует признать, что и сейчас некоторые арбитры принимают решения с противоположными выводами. Например, АС УО посчитал, что именно РСО выступает в роли исполнителя коммунальных услуг после одностороннего расторжения договора с УК в связи с неисполнением УК обязательств по оплате поставленной электроэнергии. Поэтому признано недействительным предписание РСО о корректировке размера платы за электроэнергию на ОДН исходя из нормативного объема (Постановление от 07.09.2015 № Ф09-6282/15). Аналогичное заключение сделано в Постановлении АС СЗО от 27.04.2015 № Ф07-1809/2015: приняв в управление дом с 01.03.2013, УК не заключила договоры ресурсоснабжения, РСО поставляла в дом электроэнергию и на законном основании выставляла счета гражданам.
Исключение МКД из реестра при повторном правонарушении
Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании, если в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований лицензиатом будет повторно допущено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренное пп. «а», «б», «г», «д» или «з» п. 4(1), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о МКД, в отношении которых такие нарушения совершены. Соответствующее решение принимает орган ГЖН (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).
В свою очередь, исключение сведений о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
Таким образом, повторное привлечение к административной ответственности за наличие существенной задолженности перед РСО грозит УК потерей права вести деятельность по управлению МКД.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 14.07.2020 № Ф07-6749/2020 по делу № А42-7606/2019.
Общество при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за допущенные грубые нарушения лицензионных требований не приняло своевременно меры к погашению задолженности перед РСО, а допустило ее наличие в последующий период, тем самым повторно допустило грубое нарушение лицензионных требований, установленное пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании. Поэтому ГЖИ в отношении лицензиата правомерно применена мера по исключению МКД из реестра лицензий.
Зачем должникам направляют претензии, требования и уведомления
Без направления уведомления у должника не могут отключить коммунальные услуги. Также без уведомления нельзя направить документы на судебное выселение за просрочку по услугам ЖКХ. В данном случае уведомление, по сути, является последним предупреждением о необходимости закрыть долг.
В остальных случаях досудебная претензия о взыскании задолженности за ЖКУ направляется в добровольном порядке. Таким способом управляющая компания, ЕИРЦ или другой взыскатель может:
- уведомить собственника или нанимателя о необходимости исполнить обязательства по ЖК РФ, полностью погасить долг;
- предоставить расчет по начисленным платежам и пени;
- указать реквизиты для погашения задолженности;
- разъяснить, куда должник может обратиться при несогласии с расчетом долга.
Способы взыскания долгов до суда
Большинство управляющих или ресурсоснабжающих организаций не могут позволить себе содержать полноценный колл-центр для работы с неплательщиками. Это повлечет слишком большие расходы. Так как у одной компании могут быть одновременно сотни и тысячи должников, звонки каждому из них занимали бы все рабочее время специалистов.
Поэтому персональный обзвон неплательщиков по ЖКУ практикуется редко.
Досудебное взыскание задолженности по коммунальным услугам может включать:
- направление документов по почте (письма, расчеты, предупреждения, уведомления и т.д.);
- выезд на дом для вручения документов под роспись;
- размещение сведений о долгах на сайте УК, в местах общего пользования дома, в общедомовых чатах и т.д. (там указываются не фамилии должников, а номера квартир);
- прием неплательщиков, рассмотрение их обращений и жалоб по расчету задолженности.
Взыскание задолженности в судебном порядке по решению судьи. Управляющей компании потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол ОСС о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст.161, 162 ЖК РФ), расчёт и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг, периоде выполнения.
Зачастую управляющим компаниям и судебным приставам приходится разыскивать должника, поскольку он может даже не проживать по указанному адресу регистрации. На весь период розыска должника исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные судебному приставу-исполнителю управляющей компанией для розыска должника (п.2 ст.28 Закона об исполнительном производстве), компенсируются затем должником.
- автомобиль;
- право требования к другим физическим или юридическим лицам;
- банковские счета и вклады;
- компании, обладающие каким-либо имуществом.
В Какой Суд Подает Ресурсоснабжающая Организация За Неоплату
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от коммунального ресурса всего дома, если управляющая организация на соответствующем многоквартирном доме имеет задолженность перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунальных ресурсов. К такому выводу, в частности, в отношении теплоснабжения пришел Президиум ВС в вопросе 28 Обзора законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006, а также Высший Арбитражный Суд РФ (Определение от 25.04.2008 № 5200/08).
Так же, исходя из положений ст.ст.90, 91 АПК РФ, считаем целесообразным одновременно с исковым заявлением направить в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения ответчику (РСО) совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, а именно ограничивать и прекращать подачу соответствующих коммунальных ресурсов.
Что такое ресурсоснабжающая организация
Данная организация является производителем того или иного ресурса. Также ресурсоснабжающая организация выступает в качестве поставщика.
Чтобы было понятнее, что из себя представляют такие организации, приведем примеры:
- доставка воды, в том числе горячей и тепла, обеспечение работы канализационных систем и водоотведения дома осуществляется водоканалом;
- доставку газа осуществляет райгаз;
- электрической энергией, в том числе освещением дворов и подъездов обеспечивает райсвет;
- вывоз и утилизация отходов, устранение грызунов и паразитов осуществляется специальными городскими службами.
В России большинство РСО остаются под управлением администрации населенных пунктов. Однако законодательство не запрещает занятие этой деятельностью частным лицам.
Взыскание задолженности по оплате электроэнергии
Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).
Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.
К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).
Обозначенное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, введенной в действие с 29.03.2019 Федеральным законом от 18.03.2019 № 26-ФЗ. Мерой ответственности за управление МКД с грубым нарушением лицензионных требований для должностных лиц является наложение штрафа в размере от 100 000 до 250 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 300 000 до 350 000 руб.
До указанной даты действовала общая мера наказания за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований (ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ): для должностных лиц – штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере от 250 000 до 300 000 руб.
К сведению! Мера наказания в виде административного штрафа для УК или ее работника может быть заменена на предупреждение, если (ст. 4.1.1 КоАП РФ):
-
УК является субъектом МСП;
-
нарушение совершено впервые;
-
отсутствуют доказательства того, что совершенное правонарушение привело к причинению вреда или к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, к угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо повлекло имущественный ущерб.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 02.06.2020 № Ф07-4448/2020 по делу № А44-8711/2019, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-10709.
В силу ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании закона, действовавшего во время совершения этого нарушения.
Дата совершения правонарушения из-за существенного долга перед РСО обусловлена не началом либо периодом формирования задолженности, а исключительно фиксацией судом либо самими сторонами договора в акте сверки расчетов задолженности в сумме, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате договоров. Поэтому если существенная задолженность признана УК или решение суда вступило в силу до 29.03.2019, то бездействие квалифицируется по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, после указанной даты – по ч. 3.
Подтверждение можно найти в судебной практике (см. постановления АС ВСО от 30.09.2020 № Ф02-3204/2020 по делу № А58-10/2020, АС ПО от 12.10.2020 № Ф06-65712/2020 по делу № А06-13862/2019, АС СЗО от 27.08.2020 № Ф07-8104/2020 по делу № А05-11097/2019, от 29.07.2020 № Ф07-8079/2020 по делу № А42-10609/2019).
Наличие существенной задолженности перед РСО – это правонарушение, обладающее признаками длящегося, так как событие правонарушения характеризуется самим фактом наличия подтвержденной задолженности, а не датой ее возникновения (см. также постановления АС МО от 22.07.2020 № Ф05-9548/2020 по делу № А41-85539/2019, АС ПО от 10.09.2020 № Ф06-63555/2020 по делу № А55-29283/2019, АС СЗО от 01.10.2020 № Ф07-9096/2020 по делу № А05-14347/2019). Срок давности привлечения к ответственности составляет для должностных лиц один год, для юридических лиц – два месяца (при рассмотрении судьей – три месяца) со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 – 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
К сведению: днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном нарушении, выявило факт его совершения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, обстоятельств его совершения и выявления (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2).
Но важно учитывать, что приведенное правило работает, если задолженность перед РСО не погашена.
Срок давности привлечения к ответственности за административное правонарушение может быть исчислен с момента обнаружения правонарушения только в случае, когда противоправное поведение не было ранее прекращено. Если совершение правонарушения на момент его обнаружения прекращено, срок привлечения к административной ответственности за это нарушение исчисляется с последнего дня, когда оно совершалось.
Поэтому если УК погасила существенную задолженность перед РСО, то срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня погашения задолженности.
Согласно п. 4(2) Положения о лицензировании, если в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований лицензиатом будет повторно допущено грубое нарушение лицензионных требований, предусмотренное пп. «а», «б», «г», «д» или «з» п. 4(1), из реестра лицензий субъекта РФ подлежат исключению сведения о МКД, в отношении которых такие нарушения совершены. Соответствующее решение принимает орган ГЖН (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).
В свою очередь, исключение сведений о МКД из реестра лицензий является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о МКД из реестра лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК РФ.
Таким образом, повторное привлечение к административной ответственности за наличие существенной задолженности перед РСО грозит УК потерей права вести деятельность по управлению МКД.
Пример из судебной практики – Постановление АС СЗО от 14.07.2020 № Ф07-6749/2020 по делу № А42-7606/2019.
Общество при наличии вступившего в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности за допущенные грубые нарушения лицензионных требований не приняло своевременно меры к погашению задолженности перед РСО, а допустило ее наличие в последующий период, тем самым повторно допустило грубое нарушение лицензионных требований, установленное пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании. Поэтому ГЖИ в отношении лицензиата правомерно применена мера по исключению МКД из реестра лицензий.
Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?
Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.
Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.
Кроме того, суд принял доводы общества о том, что по названным МКД постоянно образовывалась задолженность жителей по оплате коммунальных ресурсов. В свою очередь, это не позволяло обществу своевременно оплачивать выставляемые счета. Денежные средства с жителей приходилось взыскивать в судебном порядке, что также затягивало процесс получения денежных средств с них и перечисления РСО.
При этом в постановлениях ВС РФ от 07.10.2020 № 72-АД20-1, № 72-АД20-2 сформирована следующая правовая позиция.
Довод УК о том, что задолженность перед РСО образовалась в связи с неоплатой собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг, не исключает ее виновность в совершении административного правонарушения. Деяние УК, не принявшей всех зависящих от нее мер по соблюдению требований лицензионного законодательства, в том числе посредством интенсивного ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ, и допустившей образование существенной задолженности перед РСО, квалифицируется по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
С 06.04.2020, когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 424, приостановлено до 01.01.2021 начисление и взыскания неустойки (штрафов, пеней) за несвоевременное внесение и (или) внесение не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также взносов на капитальный ремонт. Само начисление неустойки (штрафа, пени) тоже приостановлено (Письмо Минстроя РФ от 20.04.2020 № 12360-ОГ/04).
Аналогичный мораторий предусмотрен для лиц, осуществляющих управление МКД.
Отдельные моменты применения моратория разъяснены Президиумом ВС РФ (см. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 2, утвержденный Президиумом ВС РФ 30.04.2020).
1. Мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
2. Правила о приостановлении начисления неустоек действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта РФ режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
3. Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством об электроэнергетике, о газо-, тепло-, водоснабжении и водоотведении и условиями договоров, за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Введение моратория на начисление и взыскание неустоек означает, что у УК временно отсутствует один из рычагов воздействия на собственников и нанимателей помещений в МКД по взысканию долгов, что может способствовать увеличению просрочек по внесению платы за услуги ЖКХ. В свою очередь, это ведет к росту задолженности УК перед РСО.
В связи с этим в Минстрой поступил вопрос о необходимости приостановления действия пп. «д» п. 4(1) и п. 4(2) Положения о лицензировании, на что был дан такой ответ.
Ввиду Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 в 2020 году введены особенности проверок управляющих организаций по вопросу правомерного начисления платы, в том числе обоснованности размера задолженности за жилищно-коммунальные услуги (см. п. 3 Письма Минстроя РФ от 08.06.2020 № 21681-МЕ/04). Что это означает?
Действие указанных норм Положения о лицензировании не приостановлено. Вместе с тем из Постановления № 438 следует, что в 2020 году в отношении УК не проводятся проверки в отношении обнаружения наличия у нее существенной задолженности перед РСО.
Полагаем, после того, как данное послабление будет снято, УК вполне сможет оперировать тем, что долг перед РСО вырос по причине неплатежей со стороны собственников и нанимателей помещений в МКД в условиях эпидемии коронавируса. Только нужно запастись доказательствами того, что работа по получению платежей велась, но достичь результата не удалось по причинам, не зависящим от УК. Согласно официальным «сводкам» ситуация уже выправилась.
Министр Минстроя Владимир Якушев 29 октября на заседании Правительства РФ доложил: «В первом квартале текущего года, когда еще не было ограничительных мер, уровень платежей за коммунальные услуги составил 97%. В апреле, с учетом введения ограничительных мероприятий, уровень оплаты платежей составил 81%. Уже в мае пошло восстановление благодаря принятым правительством мерам поддержки – уровень платежей вырос до 92,5%. Начиная с июня темпы оплаты стали постепенно восстанавливаться и уже за сентябрь уровень составил 97,1%. Платежная дисциплина восстановлена».
Ресурсоснабжающая организация (РСО) в сфере ЖКХ — это юрлицо (ИП), осуществляющее продажу и поставку различных коммунальных ресурсов в многоквартирный дом (МКД) или в частное домовладение (п. 2 Постановления Правительства РФ № 124 от 14 февраля 2012 года).
Работа такой организации законодательного регулируется следующими нормативными актами:
- Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ).
- Правила оказания коммунальных услуг, установленные в постановлении Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года.
- Постановление Правительства РФ № 1498 от 26 декабря 2016 года.
- ФЗ №176 от 29 июня 2020 года.
Немаловажную роль в этом вопросе играет и ФЗ № 59 от 03 апреля 2018 года. Согласно этому закону, теперь сами собственники и владельцы жилых помещений имеют законное право на оформление прямого договора с РСО о поставке различных услуг ЖКХ, минуя УК.
Ресурсоснабжающая организация предоставляет УК или жильцам многоквартирных домов различные коммунальные ресурсы. Кроме того, такая организация является и транспортной компанией, которая осуществляет ежегодное обслуживание МКД и транспортировку различных бытовых отходов.
В соответствии с пп «в» п. 9 Правил постановления Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, при обслуживании дома РСО в многоквартирный дом поставляются такие коммунальные ресурсы:
- горячее и холодное водоснабжение (о проблемах и нормах водоснабжения в РФ узнайте здесь);
- электроснабжение (о причинах перебоя с электричеством и жалобах рассказано в этом материале);
- газоснабжение;
- водоотведение;
- отопление (о правилах теплоснабжения читайте здесь).
Внимание! Вышеприведенные коммунальные ресурсы поставляются в многоквартирный дом только после оформления управляющей компанией или жильцами МКД отдельного договора ресурсоснабжения с РСО.
РСО в сфере ЖКХ является и организацией, осуществляющей доставку различных элементов коммунальных ресурсов к конкретному месту назначения. В этой ситуации ресурсоснабжающая организация занимается такими видами деятельности:
- избавление квартир от различных вредоносных животных (например, мышей) и насекомых (в частности, тараканов или муравьев);
- утилизация твердых и иных бытовых отходов;
- установка телевизионных антенн;
- обеспечение уличного освещения придомовых участков.
В итоге, ресурсоснабжающая организация оказывает населению широкий перечень услуг.
Коллеги, всем здравия желаю! Такая беда: выиграла моя УК дом по конкурсу. Заключили договор управления. До нас этот дом был на прямых расчетах с РСО, предполагалось, что и у нас расчеты будут прямыми. Однако, ресурсникам какая-то шлея под хвост лупанула и теперь они отказываются выставлять квитанции напрямую жильцам. Инициативные жильцы дома говорят, что никакого собрания с решением о заключении прямых договоров у них не было, но, тем не менее, при прежней УК квитанции выставлялись напрямую собственникам. При нашем управлении- первые два месяца квитанции выставлялись напрямую, на третий выставили квитанцию просто с долгом, но не содержащую каких-либо расчетов просто пустая табличка и сумма в «итого к оплате», хотя показания мы все передали. И нынче грозятся вовсе не выставить квитанции, отключить всё, пока не заключим с ними договор, дабы долги жильцов пред ними, стали нашей болью головной.
Ресурсоснабжающая организация — что это и как заключить прямой договор с ней?
Уведомление о задолженности носит информативный характер. Этот документ обычно направляется через 3 месяца с момента образования долга. В уведомлении следует указать:
- наименование и реквизиты управляющей организации;
- данные неплательщика;
- размер долга;
- период его формирования;
- сумму дополнительных начислений в виде штрафных санкций (пени);
- сроки погашения;
- время встречи для выяснения обстоятельств;
- возможность получения субсидии;
- последствия неуплаты, например, отключение услуг;
- дату составления документа.
Уведомление можно вручить должнику лично под роспись или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае стандартной задержки оплаты начисление пени за просрочку коммунальных платежей в 2021 году происходит в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ:
- если платеж не проведен с 31 по 90 день после последней оплаты, за каждый день начисляется 1/300 от ставки рефинансирования (то есть 1/300 от 7,5%);
- после 91 дня просрочки платежа процент составит 1/130 от ставки рефинансирования (1/130 от 7,5%).
Встреча с должником позволит выяснить, почему он не вносит плату за коммунальные услуги. Иногда это вызвано обстоятельствами, не зависящими от него лично, например, потерей дееспособности.
В связи с тем, что судебная система Российской Федерации имеет многоуровневую организацию, важно учитывать подсудность, чтобы сэкономить свое время при подаче искового заявления о взыскании коммунальных платежей.
При выборе уровня суда стоит ориентироваться на общую сумму (цену), заявленную в иске. Например, решение суда о взыскании коммунальных платежей с зарегистрированных лиц или с собственника помещения должно приниматься по следующим правилам подсудности:
- если обслуживающая организация или поставщик услуг требует выплатить в общей сложности до 50 тысяч рублей, спор решается у мирового судьи;
- если цена иска превышает 50 тысяч, следует обращаться в районный суд.
В исковом производстве рассмотрение коммунального спора начинается с подачи иска о взыскании платежей. Заявление, кроме стандартных данных об ответчике и истце, должно включать в себя:
- адрес жилья;
- период задолженности;
- сумму долга;
- период просрочки, сумму пени и штрафов;
- судебные издержки, которые следует взыскать с должника;
- расходы, понесенные на отключение или подключение услуг;
- принятые досудебные меры. Они станут дополнительным аргументом в пользу истца.
Если ресурсы потреблены, счет выставлен, а оплата так и не поступила, необходимость взыскания долга очевидна. Как правило, иск удовлетворяется полностью. Однако, как показывает судебная практика по взысканию задолженности по коммунальным платежам, судьи стремятся поддержать потребителя в сложных обстоятельствах. Например, они предлагают заключить мировое соглашение между сторонами. Поэтому должнику стоит явиться на заседание, а не избегать его.
Мировое соглашение позволяет разработать приемлемый для сторон график погашения задолженности.
Если договориться не удается, ответчик вправе озвучить в суде свои возражения. При наличии уважительных обстоятельств это может привести к значительному сокращению суммы иска за счет пересмотра пени по решению суда.
Отношения между собственниками жилья, то есть — потребителями, и организациями, которые предоставляют коммунальные услуги, то есть исполнителями, регулируются Жилищным Кодексом, а также Постановлением Правительства под номером 354. Многие функции возложены на договоры, которые подписывают потребитель и исполнитель.
Но есть аспекты их взаимоотношений, которые не зависят ни от соглашения, ни от других законов. Речь идет о сроке исковой давности по общей задолженности и по долгам за какую-нибудь одну услугу. Здесь основанием служит Гражданский кодекс и его 195 статья. ЖКХ или управляющая компания могут, в случае неуплаты платежей в течение длительного времени подать в суд на потребителя.
Поэтому нужно знать свои права, которые закреплены законодательством. По ст. 195 ГК РФ исковой давностью можно считать срок, который отведен для защиты права пострадавшей стороны. Пострадавшей стороной в этом случае выступает ЖКХ или управляющая компания, которая не получает оплату за предоставленные услуги.
Поскольку этот срок — императивный, то есть не может быть заменен, то нужно иметь представление об этом временном промежутке.
Сроком исковой давности может воспользоваться как потребитель, так и исполнитель. Есть 2 вида сроков:
- общий, который длится 3 года;
- специальный, для особых случаев, у него есть своя классификация.
Срок исковой давности не может превысить 10 лет. Начало этого периода считается со дня нарушения.
Специальный также делится на следующие временные периоды:
- 3-месячный срок — при нарушении права преимущественной покупки;
- 6-месячный срок — по искам чекодателя;
- 1 год — по перевозкам грузов;
- 2 года — недостатки товара и по страхованию;
- 5 лет — иски по недостаткам в строительстве;
- 6 лет — по загрязнению нефтью;
- 10 лет — связан с морскими перевозками.
Есть требования, по которым устанавливаются специальные периоды исковой давности. Стороны не смогут изменить эти сроки, но могут воспользоваться Кодексом для их приостановления или перерыва.
Надо ли возвращать деньги прежней организации?
Если уплату долга с вас требует прежняя УК, все намного проще.
Отошедшие от дел управленцы не могут повлиять на вас физически, то есть лишить каких-то коммунальных услуг, донимать вас проверками и комиссиями.
Для бывшей управляющей компании остается единственный способ, как бороться с должниками — обратиться в суд и далее, по его решению, к исполнительным приставам. Но этот путь будет очень долгим, с неясными перспективами.
В суде аргументами в вашу защиту могут быть соображения, высказанные в предыдущей главе, за исключением фраз о договоре цессии. Поскольку судиться истцу придется не только с вами, но и с сотнями других должников из окрестных домов, это может растянуться на годы.
Обычно, сначала УК подает в мировой суд на весь список должников и мировой судья решает вопрос в ее пользу. Но это решение каждый должник может обжаловать в районном (городском) суде и далее по инстанциям. Все судебные тяжбы хозяевам бывшей УК будут обходиться совсем недешево.
А ведь доходов такая компания, кроме надежды на взыскание долгов собственников, никаких не имеет. На ней самой висят долги коммунальных организаций.
Справка! В подобных сложных ситуациях с задолженностями, решение объявить себя банкротом будет для УК наиболее приемлемым выходом.
После признания банкротства, ваши долги перейдут к конкурсному управляющему, у которого еще меньше перспектив (и стимулов) их с вас взыскать.
Возможен и иной исход – если в суде вы проиграете, долг придется заплатить. Но и при таком исходе вы останетесь не в худшем положении — инфляция за это время сделает свое дело. А может быть, ваши дела к тому времени пойдут лучше и расплатиться с долгом в будущем для вас уже не составит труда.
Законодательство совершенствуется, со временем щелей в нем станет меньше. Но пока реформа ЖКХ в разгаре, малоимущие граждане могут еще найти лазейки, чтобы сохраниться на плаву. Те же, для кого квартплата, коммунальные платежи несущественны, просто без возражений оплатят все счета.
Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями
07.02.2020 09:56 7 Февраля 2020 в 9:56
В апреле 2020 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Два года – достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы выстроенного государством правового механизма. Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе. До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: Потребитель (первое звено), затем исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса). В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:- ввод прибора учета в эксплуатацию- ведение коммерческого учета (сбор показаний)- контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета- ограничение предоставления коммунальных услуг- десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.Довольно интересная ситуация складывается с предоставлением коммунальной услуги в случае наличия в доме индивидуального теплового пункта (ИТП). В этой ситуации в дом идет одна труба с коммунальным ресурсом в виде тепловой энергии. А горячая вода готовиться на оборудовании, которое обслуживает управляющая домом организация. Первоначально в 2018 году позиция Минстроя России строилась на том, что заключать прямые договора в случае наличия в доме ИТП – нельзя. Например, в Письме Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению» в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.
Отношения и взаимодействие
Управляющая компания — третье лицо, которое взаимодействует между пользователями коммунальных услуг и РСО, поставляющими их.
На самом деле, управляющая компания от лица жильцов МКД заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о поставке благ. В договоре прописывается срок и тарифы.
Не путайте этот договор с тем, что заключается между УК и собственником.
Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.
Справка: если задолженность по счетам возрастет, то ресурсоснабжающая компания может вызвать представителя управляющей компании в суд, где постарается взыскать с нее долг.
Таким образом многие управляющие компании становятся банкротами или попадают под действие приставов-исполнителей, поэтому, ручаясь за целый многоквартирный дом, председатель несет определенный риск.
Ресурсоснабжающая организация: какие ее функции и полномочия
Из самого названия компании должно быть понятно, что ресурсоснабжающая организация – это та компания, которая в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляет некие ресурсы. К ним относятся вода, газ, электричество, отопление и т.д., то есть все то, что потребляет среднестатистический житель многоквартирного дома. Но при этом необходимо понимать, что такая организация не просто обладает такими ресурсами и продает их, но и обеспечивает их поставку до конечного потребителя.
Примеры ресурсоснабжающих организаций:
- Водоканалы. Такие учреждения направляют воду по трубопроводу до конечного потребителя, то есть в квартиры или дома граждан;
- Компании по обеспечению отопительных систем. Таких организаций в городе может быть множество, но каждая из них должна обеспечивать в отопительный сезон поставку тепла;
- Организации по поставке электричества. Вообще электричество вырабатывается электрическими станциями, но вот кто осуществляет поставку, вопрос сложный. Это может быть и посредник, и сама станция, и управляющая компания и т.д.;
- Газовые службы. Как правило, даже в крупных городах газовая служба одна, что связано с достаточно большой ответственностью таких организаций.
Обязанности друг перед другом
Между организациями не выстроены прочные правовые отношения. Взаимоотношения РСО с УК определяют заключенные соглашения. Работа между поставщиками и исполнителем ведётся по договорам, которые соответствуют требованиям законодательства: Закона о правах потребителя, Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, письма Минстроя РФ № 45097-АЧ. Основные моменты и нормы указывают в прилагаемых документах.
Виды договоров:
- на поставку;
- на оказание услуг;
- договор подряда.
На основании соглашения РСО имеет право:
- при неисправности общедомовых счётчиков выставить счёт УК по отраслевым нормам (в 20 раз больше);
- расторгнуть соглашение с УК при долге более чем за 3 месяца, это не относится к общедомовым нуждам;
- при росте задолженности УК по оплате взыскать долг через суд.
В обязанности УК входит:
- подписание договоров с РСО;
- контроль качества услуг;
- постоянное бесперебойное обеспечение ресурсами;
- сбор средств и регулярная оплата полученных услуг.