Презентация по ПСО «Срочные социальные услуги. Мобильная служба»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Презентация по ПСО «Срочные социальные услуги. Мобильная служба»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Право на социальное обслуживание
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Как оценивается качество социальных услуг
Чтобы повысить уровень социального обслуживания граждан, нуждающихся в присмотре и помощи, необходимо контролировать полноту, своевременность и результативность предоставляемых поставщиком услуг. Самой достоверной будет оценка самих получателей НСУ, например, насколько решились их бытовые или правовые проблемы, улучшилось морально-психологическое и физическое состояние.
С целью мониторинга качества социальных услуг государством разработан стандарт оказания специальных социальных услуг (ГОСТ Р 52496-2005). В нем приведены основные критерии успешности и эффективности для каждого вида предоставляемых СУ. Если же говорить о социальной услуге в целом, она будет иметь высокое качество, если:
Также контролю подлежат факторы, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых поставщиком. Это:
Оценка деятельности учреждения-поставщика СУ, его подготовленности, оснащения, квалификации работников – важнейшая составляющая контроля качества НСУ.
Законодательная база в области предоставления социальных услуг – от помощи в быту до бесплатной медицинской помощи – продумана во всех деталях. Государством предусмотрены различные формы, способы, виды, модели оказания социальных услуг: платные и бесплатные, на дому или в стационаре, бытовые, медицинские, правовые, психологические, педагогические, трудовые и так далее. Претендовать на них может тот, кто получает ежемесячные денежные выплаты вследствие недостаточного материального обеспечения или по состоянию здоровья.
Получатель в любой момент может отказаться от набора социальных услуг и получать вместо этого надбавку к ЕДВ. Государство же со своей стороны постоянно контролирует качество и эффективность социального обслуживания определенных категорий граждан.
Срочные социальные услуги
Предоставление экстренных соцуслуг позволяет решить проблему заявителя и частично вернуть ему то положение, что было до возникновения кризисной ситуации. Поддержка реализуется в единоразовой форме.
Неотложный характер помощи определяется исходя из личной ситуации нуждающегося. Для подтверждения ТЖС заявителю нужно представить доказательства:
- временного ухудшения материального положения, произошедшего из-за утраты средств, документов, имущества;
- наличия тяжелого заболевания, вызвавшего временную нетрудоспособность.
Предоставление поддержки со стороны государства осуществляется с учетом кризисной ситуации человека. Гражданин может рассчитывать на преференции, если орган установит следующие факты:
- истощение, вызванное недоеданием;
- одежда, которую человек носит, подобрана не по сезону (росту, размеру) или имеет серьезные дефекты;
- заявителю некуда пойти, а выбранное место для ночлега не позволяет полноценно отдохнуть и выспаться;
- права и интересы обратившегося ущемлены третьими лицами;
- гражданин находится в состоянии стресса, страха, психологической подавленности и склонен к попыткам суицида.
В перечень срочных соцуслуг включаются следующие меры:
- обеспечение безвозмездным питанием (продуктовыми наборами);
- предоставление одежды, предметов гигиены, обуви, иных вещей первой необходимости;
- оказание содействия в получении жилплощади (во временное пользование);
- проведение консультаций по правовым вопросам;
- привлечение психолога, священнослужителя.
Важно! Чтобы получить экстренную помощь заявителю требуется составить прошение. К нему прикладывается собранная документация, свидетельствующая о наличии ТЖС. Пакет представляется ОСЗН, расположенному по месту жительства.
Стационарные учреждения
Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты, проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. Характерно, что на протяжении длительного периода в стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов при увеличении численности и доли престарелых.
Так, на начало 1975 года в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тысяч человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилось 261 тысяча человек. Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам, но, вместе с тем, и строительство новых домов-интернатов шло очень медленно из-за недостаточного выделения денежных средств и ряда других причин. В настоящее время в системе социальной защиты населения действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов.
Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.д. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако, функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания (в последние десять лет очередь сохранялась на уровне 18-21 тысячи человек, хотя все же с созданием ЦСО наблюдается некоторое сокращение), с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.
Изменения, происходящие в жизни общества в связи с переходом к рыночным отношениям, потребовали внесения изменений в имеющиеся правовые документы о доме-интернате, специальном доме-интернате и принятия новых, а также подготовки нормативных документов о домах ночного пребывания, о доме (отделении) сестринского ухода, о центре социальной адаптации для трудоспособных лиц без определенного места жительства, об опорном доме-интернате, о территориальном объединении социального обслуживания престарелых. Ученые и практики вносят различные предложения о совершенствовании и перспективных формах домов-интернатов.
Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, специализация коечного фонда, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить помощь престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственно обеспечение, вести реконструкцию существующих новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.
Каков порядок предоставления экстренных преференций?
Неотложная помощь оказывается в сроки, установленные с учетом нуждаемости получателя. Индивидуальная программа по выходу из кризиса не составляется. Помимо всего прочего, оперативная поддержка не предполагает заключения с человеком контракта.
Важно! Срочные меры предоставляются согласно стандартам, установленным законодательством, а также потребностям заявителя.
Подтверждающим оперативное вмешательство актом является документ о предоставлении срочных соцуслуг. Бумага включает исчерпывающие сведения о персональных данных получателя, поставщике мер, а также видах экстренного содействия, предложенного после поступления заявления.
Действующими правовыми актами установлено, что неотложные меры не могут применяться на платной основе. Любая услуга предоставляется безвозмездно. Вместе с тем за просителем остается право отказаться от оперативного содействия. Для этого нужно составить письменный отказ.
Неотложные преференции предполагают ограниченный срок действия. Основанием для прекращения отношений может стать:
- оказание помощи, предусмотренной законодательством в полном объеме;
- существенное изменение ситуации, из-за которой гражданин был признан нуждающимся в получении срочных преференций. Если у человека улучшились условия жизнедеятельности или он самостоятельно смог справиться с пагубными обстоятельствами, то ОСЗН завершает реализацию мероприятий;
- заявитель лично отказался от получения услуг. Для этого ему требуется представить письменный отказ. Также можно воспользоваться услугами представителя. У последнего должен быть акт о переданных полномочиях, удостоверенный нотариусом;
- иные причины, предусмотренные действующим законодательством.
Контроль за деятельностью поставщиков неотложных услуг и полнотой оказываемой поддержки осуществляется в рамках внутренних и внешних мероприятий. Первые производятся руководителем уполномоченного органа, а вторые предполагают:
- государственный надзор в сфере соцобслуживания населения, проводимый согласно правилам, утвержденным федеральным законодательством;
- общественный контроль, осуществляемый физическими лицами, инициативными группами, общественными образованиями согласно закону о защите прав потребителей.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
- Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
- Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
- Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
- Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
- Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
- Оплата жилья и коммунальных услуг.
- Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
- Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
- Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
- Помощь в получении образования и устройстве на работу.
- Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
- Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
- Психологическая поддержка.
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
- Оказание экстренной доврачебной помощи.
- Наблюдение за состоянием здоровья.
- Выполнение некоторых медицинских процедур.
- Кормление.
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ ИППСУ
Для получения индивидуальной программы предоставления социальных услуг вам необходимо обратиться в районное отделение социальной защиты по текущему месту жительства. Помимо заявления на обслуживание вам потребуется предоставить такие документы, как:
-
документ, удостоверяющий личность;
-
сведения, подтверждающие наличие описанных выше обстоятельств;
-
сведения о составе семьи — такой документ потребуется в том случае, если вы рассчитываете на социальное обслуживание на дому;
-
документы, подтверждающие ваше место жительства, пребывания или фактического проживания.
Для кого именно предусмотрена социальная помощь на дому
Сотрудники социальной службы берут под свою опеку:
— женщин от 55 лет; — мужчин от 60 лет;
Специалисты должны безоговорочно выполнять свои обязанности в отношении пожилых людей, действительно нуждающихся в помощи со стороны. Социальная помощь на дому предназначена для граждан, которые не могут за собой ухаживать.
Заключение о предоставлении пенсионерам такой помощи выдается на основании обследования специальной комиссии. Комиссия при рассмотрении дела может вынести вердикт «отказать» в получении социальной помощи на дому. Отказ может прозвучать на основании:
- психического заболевания, которое представляет собой опасность для жизни социального служащего;
- злоупотребления алкогольсодержащими напитками;
- употребления наркотических веществ;
- заболеваний, относящихся к карантинным, а также венерических;
- диагноза «туберкулез» и подобных, которые лечатся в учреждениях закрытого типа.
Нередко социальные службы не могут вовремя оказать помощь из-за большой загруженности своих работников или вследствие того, что обратившийся пенсионер не имеет определенного места жительства. В судебном порядке решается вопрос об определении пожилого гражданина в специальные учреждения, где ему окажут помощь в лечении или предоставлении постоянного места жительства. Такие вопросы решаются и без привлечения судебных органов — если человек одинокий или по согласованию с родственниками. Также этим правом могут воспользоваться инвалиды с нарушением двигательных функций и ограничением самообслуживания.
Какие документы требуются
В центре необходимо заполнить стандартное заявление по установленному образцу. При необходимости работник соцслужбы помогает в этом. Затем обратившийся за помощью престарелый человек должен принести следующие документы:
- паспорт (оригинал и копия);
- выписку о прописке (выдает паспортный стол по месту жительства);
- удостоверение об инвалидности либо другой документ, подтверждающий право на соц. помощь;
- медсправку о состоянии здоровья (заверяется главврачом лечебного учреждения) и программу о реабилитации, если есть такая;
- доверенность на того человека, который занимается оформлением соцпомощи в случае, если сам нуждающийся не в состоянии это сделать;
- справку о доходах, которые облагаются налогами (если пенсионер таковые имеет дополнительно к пенсии).
Собрать все документы — вроде просто, но на практике не всегда получается быстро оформить социальную помощь на дому. Кроме того, в территориальных центрах — постоянная нехватка кадров, рассмотрение заявлений задерживается или не всегда рассматривается по существу вопроса А инвалиды и пожилые граждане не могут ждать, поэтому нередко они (или их родственники) обращаются в пансионат в Одинцовском районе для пожилых с круглосуточным наблюдением и индивидуальным уходом за престарелыми людьми. Как правило, в таких учреждениях на высоком уровне организована работа с пожилыми людьми, созданы все условия для комфортного проживания; есть свой штат медицинских работников, присматривающих за пожилыми пациентами.
Набор социальных услуг
Набор социальных услуг определен для удобства оказания поддержки гражданам, статус которых соответствует определенным критериям. Перечень лиц, подпадающих под это определение, определен ФЗ от 17.07.1999 г. № 178 ФЗ “О государственной социальной помощи” и включает в себя:
- участников ВОВ;
- граждан, награжденных знаком “Житель блокадного Ленинграда”;
- тружеников тыла;
- инвалидов войны;
- инвалидов;
- детей-инвалидов;
- членов семей погибших участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
Перечень оказываемых услуг представлен в виде:
- обеспечения необходимыми медицинскими препаратами;
- предоставления путевок в санатории;
- предоставления бесплатного проезда к месту лечения (исключая воздушный транспорт).
Примечательно то, что Законодательство позволяет заменить вышеуказанный набор услуг денежной компенсацией, которая выглядит следующим образом:
- 807.94 руб. – за отказ от лекарственных препаратов;
- 124.99 – за отказ от санаторно-курортного лечения;
- 116.04 – за отказ от услуг транспорта к месту лечения.
«Она не верила, что маме положена субсидия»: как добиться помощи в оформлении льгот?
Астрид: «Оба моих родителя с тяжелыми психическими заболеваниями. У папы была шизофрения, у мамы — МДП [маниакально-депрессивный психоз], сейчас такого диагноза нет, его заменили на биполярку. Мой папа умер три года назад. Они были очень привязаны друг к другу, и из-за потрясения мама стала очень много путать, забывать. Я просто забрала ее к себе, потому что сама она уже не справлялась.
Я сама соцработник, я выбила все, что только можно. Удалось ее [соцработника] заставить оформить хотя бы субсидию. Субсидия — это когда возвращается часть денег за коммунальные платежи. Она мне не верила, что маме положена субсидия, а у нас бешеная квартплата. Маме надо принимать кучу лекарств, и они дорого стоят».
Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
- бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Кто может получить бесплатную юридическую консультацию
Все граждане, которые признаны малоимущими, могут получить бесплатную юридическую поддержку. Обращаться можно в любую юридическую контору, предоставив соответствующую справку, подтверждающую статус гражданина.
Помощь оказывается только в рамках первичной консультации иные дополнительные услуги требуется оплачивать в соответствии с прайсом конкретно взятой компании:
- ведение дела в суде;
- подготовка документов в различные инстанции;
- составление иска;
- представительство интересов клиента в государственных структурах.
Тем, кто претендует на предоставление социальных услуг на регулярной основе, следует знать, с чем реально будет связано их получение.
Услуги полустационарного социального обслуживания предоставляются специалистами и специальными работниками территориальных комплексных центров социального обслуживания, при которых и организуются дневные и (или) ночные отделения для нуждающихся. Курируются эти отделения органами социальной защиты населения.
Вы, конечно, помните об установлении определенного временного периода, в течение которого вы можете быть «жителем» отделения полустационарного социального обслуживания. О пожизненном в них проживании речь не идет.
Предоставление полустационарного социального обслуживания может быть для вас как бесплатным (на определенные виды услуг), так и платным. Сумма оплаты за социальные услуги связана с подушевым финансированием, устанавливаемым в каждом регионе РФ. Подушевое же финансирование зависит от суммы прожиточного минимума, установленной в регионе вашего проживания.
Отделения комплексных центров социального обслуживания могут предоставлять нуждающимся гражданам социальные услуги «с доставкой на дом».
Полустационарное социальное обслуживание на дому предоставляется получателям социальных услуг либо на определенный временной промежуток (до полу-года), либо бессрочно.
Особенности:
- Этот вид услуг могут выбрать те пенсионеры или инвалиды, которым необходима посторонняя помощь только в некоторых сферах, но в целом они вполне справляются с домашними делами. У таких получателей социальных услуг могут быть определенные сложности с самообслуживанием, поэтому они, нуждаясь в помощи социальных работников и специалистов по социальной работе, выбирают набор общих услуг (комплексных).
- Также на дому могут предоставляться социально-медицинские услуги при условии наличия социально-медицинского отделения в составе комплексного центра социального обслуживания населения. Это обусловлено тем, что лица преклонного возраста и инвалиды, нуждающиеся в данном виде обслуживания, могут иметь заболевания, при которых необходим именно социальный работник с медицинским образованием. Это такие заболевания, как: психические нарушения, но в стадии ремиссии; туберкулез в закрытой форме; онкология в последней стадии.
- Законодательством предусмотрены обстоятельства и заболевания, при которых предоставление социально-медицинских услуг невозможно. Документ, подтверждающий наличие данного заболевания, подписывается представителем управления социальной защиты и ВКК лечебного учреждения.
Что касается других социальных услуг, предоставляемых на дому, то они перечислены выше, в главе «Чем вам помогут». Однако следует учитывать наличие или отсутствие в штатном расписании комплексного центра социального обслуживания специалистов, компетентных в указанных областях.