Сроки и выплаты по ОСАГО в 2022-2023 году

01.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки и выплаты по ОСАГО в 2022-2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.

Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО

Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:

  • ДТП;
  • угона машины;
  • повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
  • намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
  • пожара;
  • стихийного бедствия.

Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:

  1. За выплатой может обратиться и виновник аварии.
  2. Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.

Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти

Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.

«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.

В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.

По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.

Ремонт по ОСАГО и его особенности

Как уже было сказано, при страховании автогражданской ответственности страховая компания обязана возместить убытки потерпевшей стороне. При этом, начиная с 2014 года страховщик может как выплатить средства, так и выдать направление на станцию.

Процедура ремонта на станции:

Согласование ремонта Первым делом необходимо обратиться в офис страховой компании и получить направление на станцию. Однако прежде чем выдать направление, уполномоченный сотрудник страховой компании:

· осмотрит ТС на наличие повреждений;

· определит, на какой станции смогут произвести ремонт;

· согласует со станцией стоимость ремонтных работ;

· выдаст направление.

На практике процедура согласования длится до 5 рабочих дней.

Предоставление авто Получив направление потерпевшему необходимо проехать на станцию и предоставить авто для проведения ремонтных работ. Сроки ремонта напрямую зависят от характера повреждений.
Подписание акта Как только машина будет восстановлена, потерпевшей стороне необходимо подписать акт приема-передачи. Ставя подпись, каждый водитель должен понимать, что претензий к качеству работ не имеет.
Доплата На практике бывают случаи, когда клиенту необходимо произвести доплату, поскольку сумма ущерба превышает лимит выплат. Такие вопросы обговариваются прежде, чем выдать направление.
Читайте также:  Программа «Сельский дом» в Оренбургской области

Как быть когда в ДТП пострадала своя машина

Согласно закону, в рамках договора ОСАГО получить компенсацию сможет только пострадавшая сторона. Виновному придется компенсировать все расходы с восстановительным ремонтом за свой счет. Чтобы этого не произошло, опытные эксперты советуют при оформлении ОСАГО сразу заключать договор КАСКО.

Благодаря добровольной защите будут компенсированы все расходы, которые возникнут даже по вине страхователя. Как показывает практика, стоимость договора намного дешевле, чем расходы по восстановительному ремонту.

Узнать стоимость КАСКО вы можете даже не выходя из дома. Для этого необходимо воспользоваться калькулятором на нашем портале и указать несколько обязательных параметров. Вся информация предоставляется не только быстро, но и бесплатно.

Почему автовладелец должен доплачивать при отсутствии вины?

Выше отмечалось, что расчет размера выплат производится по методу ЦБ, в котором учитывается множество показателей, начиная с площади повреждения и заканчивая объемом утечки расходных материалов в процессе ремонта. Владелец машины не может требовать залить привычное масло или установить свечи конкретного производителя. Страховщик берет во внимание данные из специального справочника и учитывает информацию, полученную от эксперта. Вот почему денег на ремонт иногда не хватает, а автовладелец вынужден доплачивать из кармана.

Для снижения расходов можно договориться об установке б/у деталей, но такое соглашение должно быть оформлено письменно. Даже при отсутствии вины ОСАГО редко когда покрывает стоимость ремонта, но по закону пострадавшее лицо вправе требовать доплату с виновной стороны.

В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Читайте также:  Как вернуть товар в ИКЕА? Условия и сроки возврата

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

С 15 июля 2023 года страховые компании могут осматривать поврежденный автомобиль и другое имущество удаленно – по фото и видео от участников ДТП. Для этого нужно соглашение между потерпевшим и страховщиком.

Согласовать даты осмотра и/или независимой технической экспертизы/оценки тоже можно электронно.

Также с 15.07.2022 потерпевших избавят от обязанности представлять страховщику документы о возмещении на бумаге, если их уже направили в электронном виде.

Вдобавок введены новые способы передачи документов. Так, заявление и ряд других справок для возмещения вреда потерпевший может направить, например, через сайт или приложение страховой компании, Госуслуги. В ответ она тоже сможет направлять документы.

С 15 июля 2023 и до конца 2024 года этот электронный обмен по общему правилу возможен только по соглашению со страховщиком. С 2025 года такое взаимодействие возможно и без договора в полном объеме.

Таким образом, будет отменена обязанность потерпевшего предоставлять документы о страховом возмещении только в бумажном виде.

Уточнено, что в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, представление поврежденного транспортного средства или его остатков, иного имущества происходит в пределах населенного пункта по месту жительства/временного пребывания владельца транспортного средства.

Форма компенсации по выплатам бывает:

  • натуральная;
  • денежная.

Натуральный вид возмещения стоит в приоритете. АО «АльфаСтрахование» в счет выплаты организовывает и проводит ремонтные работы зарегистрированных в РФ легковых ТС, находящихся в собственности граждан, на станциях техобслуживания, с которыми у компании заключены договоры. Такие СТОА есть в каждом субъекте, где у страховщика расположены филиалы. Новые автомобили со сроком эксплуатации до двух лет отправляют к официальному дилеру. На все виды работ, проведенных на станциях техобслуживания, предоставляется гарантия до года.

Страховое возмещение ущерба, причинённого зарегистрированному в РФ легковому авто в собственности гражданина, осуществляется в виде денежной выплаты при определённых условиях:

  • полная гибель машины, то есть повреждения ТС не подлежат ремонту;
  • смерть пострадавшего;
  • потерпевший страхователь, здоровью которого по факту наступления происшествия был нанесен тяжкий или определенный как средней тяжести вред, выбрал в заявлении данный вид возмещения;
  • стоимость ремонтных работ превышает лимит выплаты;
  • потерпевший — инвалид, владеющий ТС, по медицинским показаниям, при оформлении заявления о возмещении ущерба выбрал данную форму выплаты;
  • станции техобслуживания автомобилей из списка партнёров страховщика не соответствуют установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего.

Документы для получения выплаты

Одно из основных условий получения возмещения — это полный пакет документов, который включает:

  • заверенную нотариально копию документа, удостоверяющего личность;
  • заявление на компенсацию ущерба;
  • извещение о ДТП с указанием всех обстоятельств аварии и подписями обеих сторон в комплекте с договором;
  • протокол об административном правонарушении (АП), постановление по делу об АП или определение об отказе в возбуждении дела по таковому (для ДТП, оформленных с вызовом сотрудников ГИБДД, не по Европротоколу);
  • документы, свидетельствующие о праве собственности на ТС;
  • по необходимости: доверенность на того, кто в момент аварии был за рулем;
  • счет для перечисления перевода выплаты. Если выгодоприобретатель — лицо, не достигшее совершеннолетия, то нужно разрешение органов социальной защиты;
  • иные документы, предусмотренные Правилами ОСАГО.

Что учитывается при ремонте по ОСАГО

После изменений в законе об ОСАГО процедура отправки автомобиля на ремонт происходит абсолютно по другому. Главный фактор — это подсчет стоимости услуг автомастерской и деталей, которые предстоит менять.

Страховая переводит деньги автосервису, учитывая не стоимость детали или работы, указанную в чеке, а цены, зафиксированные Центробанком. Зачастую они значительно отличаются от реальных. В таком случае собственнику предлагают погасить недостающую сумму своими средствами.

Также владельцу автомобиля придется доплачивать, если размер суммы, требуемой для проведения восстановительных работ, превышает установленный лимит в 400 000 руб. при крупных ДТП (с вызовом ГИБДД) и 50 000 руб. — при подписании европротокола.

Читайте также:  Средний размер пенсии в России

Ответственность перед другими

С каждым годом в России становится всё больше «безаварийных» водителей. Согласно данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), 4 млн автовладельцев, заключивших договор ОСАГО в 3 квартале этого года, воспользовались максимальной скидкой по страховке за аккуратное передвижение на транспортных средствах. Скидки разных размеров получили в общей сложности 96,4% автовладельцев.

Для сравнения: в прошлом году самую низкую стоимость за ОСАГО заплатили 3,8 млн человек, а количество людей, которые сэкономили на страховке по КБМ, было на 4,4% меньше.

«Это значит, что безаварийные автовладельцы, которых в стране большинство, за свою аккуратную езду получают скидки на ОСАГО, — поясняет президент РСА Евгений Уфимцев. — По сравнению с аналогичным периодом прошлого года безаварийных водителей стало больше, а аварийных — меньше. Статистика показывает, что индивидуализация тарифов ОСАГО способствует тому, что водители меняют своё поведение на дорогах: они стали допускать меньше аварий. Это понятно, потому что есть экономический стимул быть аккуратными и внимательными».

Распространенные вопросы

Да, но в этом случае выплату осуществляет Российский автомобильный союз.

По Закону при ремонте должны использоваться только новые детали, поэтому если на СТО настаивают на б/у, то это незаконно.

Если исполнитель не согласен с данным фактом, то доказать можно только путем проведения независимой экспертизы. Далее с результатом составляется претензия, которая направляется в СК. Ответ от компании должен быть получен не позже 45 дней с момента подачи. Если ответа нет, то стоит обращаться в суд.

Оформление автогражданки вызывает много споров у водителей. С 2019 года повышены штрафы за вождение без этого документа и изменены условия по выплате страховых компенсаций. Не всегда решение о компенсации выгодно для потерпевшего и чаще всего бывает наоборот, но решение все же остается за СК по закону.

Однако важно помнить, что в случае некачественных услуг по ремонту всегда можно провести независимую экспертизу и направить дело на рассмотрение в суд. Главное – не подписывать документы о принятии работ, пока есть хоть какие-нибудь претензии к исполнителям.

Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?

Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.

На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:

  • У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
  • Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.


Похожие записи: