Кто виноват в аварии при повороте налево?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто виноват в аварии при повороте налево?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зоны, где дороги пересекаются друг с другом, считаются одними из наиболее опасных участков, проезд которых требует от автовладельцев особого внимания. Основной проблемой признается трудность в грамотном определении приоритета в движении, когда водители не могут сориентироваться, кто именно должен проехать первым. Результат – столкновение автотранспортных средств. При этом авария на перекрестке опасна еще и тем, что таковая способна принять глобальный масштаб, поскольку другие водители могут не успеть затормозить, что приведет к катастрофе.
Поворот налево: спорные ситуации
Как уже понятно, ДТП при обгоне и повороте налево на перекрестках вызывается чередой ошибок и нарушений правил, совершаемых всеми его участниками. Отсюда возникают спорные моменты. Простой пример: автомобиль намерен повернуть влево на желтый сигнал и даже уже приступил к маневру, но водитель встречной машины это проигнорировал и въехал ему в правый бок. Кто будет виновным?
С одной стороны, первый водитель, поскольку не пропустил встречный транспорт. Но с другой – он начал свой маневр раньше, да и встречная машина могла начать движение на желтый, а не на зеленый сигнал. Во тут и придется доказывать свою правоту каждому водителю. В учет берется практически всё:
- разметка и работа светофора;
- расстояние от встречного авто до перекрестка в момент начала движения;
- скорость обеих машин;
- возможность применить экстренное торможение;
- был ли включен поворотник.
Показания свидетелей (очевидцев), записи видеорегистраторов и камер наблюдения помогут инспектору ГИБДД правильно оценить ситуацию. Если протокол кого-то из водителей не удовлетворит, разбираться, кто виновен в конкретной ситуации, будет комиссия подразделения или даже суд.
На Т-образном перекрестке при повороте налево со второстепенной на главную дорогу тоже может возникнуть ситуация, когда виновны оба водителя. Предположим, первый подъехал, остановился, включил поворотник, осмотрелся и начал поворот, но в этот момент в него врезается двигающаяся справа машина. Первый виновен, потому что не удостоверился в отсутствии препятствия или не оценил скорость. Второй слишком быстро ехал и тоже не увидел либо не успел затормозить. Кто прав, кто виноват – определить очень сложно.
На участке перекрестка, когда один из автомобилей уже там
Подобные аварии случаются в следующих случаях: транспортное средство при повороте в левую сторону совершает выезд на середину дорожного перекрестка для приготовления к повороту.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Автолюбитель при этом пропускает автомобили, а потом совершает собственный маневр. Движущееся по противоположной стороне транспортное средство продолжает двигаться в прямом направлении, что неизбежно приводит к аварии при левом выполняемом повороте.
Водитель, который поворачивает налево, должен проинформировать остальных участников совершаемого движения о задуманном маневре с помощью световых сигналов. Движущийся прямо водитель внимательно отслеживает маневры других участвующих в движении автолюбителей.
Посмотрите видео. ДТП при повороте налево на желтый сигнал. Кто виноват?
Виновник ДТП при выполнении поворота налево
Чаще всего к возникновению ДТП при повороте налево приводит следующая ситуация: один из шоферов начинает обгонять, а другой поворачивает. Во время обгона, находящееся впереди средство уже начало поворачивать налево. Такие обстоятельства нередко приводят к столкновению и значительным печальным последствиям.
Установить виновного в аварии при совершении поворота влево обычно крайне проблематично. Причина этого кроется в следующем: главная обязанность человека, совершающего обгон, обычно заключается в убеждении, что процесс выполнения опережения проводится на нормальном расстоянии и не мешает остальным участникам движения. Автолюбитель в этом случае обязан не препятствовать уже начатому обгону и своими совершаемыми действиями не затруднять движение по проезжей автомобильной части. Выявление виновника дорожно-транспортного проишествия при повороте налево является сложным, так как практически невозможно определить начал ли обгоняющий водитель действия заблаговременно или же слишком поздно.
Судебная практика по ДТП, совершенным во время обгона
Решения судов по поводу дел об авариях подобного рода так же разнообразны, как обстоятельства происшествий. Больше всего проблем возникает у сотрудников ГИБДД с определением того, кто первый начал маневр — поворачивающий водитель или обгоняющий его. Это выясняют с помощью свидетелей или видеофиксации, так как оба участника обычно отказываются признавать вину.
Но в большинстве случаев сразу и точно выявить, кто же был первым, невозможно. Поэтому виновными сотрудники ГИБДД, оформляющие аварию, называют обоих водителей. И перекладывают дальнейшие заботы на судей. Ведь при обоюдной вине от выплат за поврежденные автомобили страховщики уклоняются. И водители подают судебные иски друг к другу о возмещении ущерба. В ходе заседания определяется и виновник.
Если оба водителя нарушают
На самом деле схемы ДТП при поворотах налево бывают довольно сложными и запутанными. Так что и специалистам непросто определить, кто прав, а кто виноват. Тем более что не редкость ситуация, когда каждый из участников ДТП в большей или меньшей степени виновен в произошедшем.
Достаточно распространенными являются аварии, в которых все водители уверены, что совершали маневры, соблюдая правила дорожного движения. Например, часто возникают ДТП при выезде с прилегающей территории, особенно когда она выходит прямо на перекресток. При этом обе стороны аварии могут оказаться виновными в определенной степени.
Если одна машина будет выезжать с прилегающей территории даже на разрешающий сигнал светофора, управляющий ею водитель обязан пропустить транспортные средства, которые уже движутся по дороге. Но с автомобилями, которые едут прямо, все понятно. А как быть водителю, который в этот момент поворачивает налево на основную дорогу, пересекая траекторию, по которой должна ехать первая машина, совершающая выезд с прилегающей территории?
Виновник скрылся с места ДТП
Если виновник скрылся с места ДТП, первое, чего не нужно делать — это устраивать за ним погоню. В крайнем случае, это может сделать один из очевидцев. И только если это действительно необходимо — например, чтобы узнать номер автомобиля виновника.
Кроме того, вообще никогда не покидайте место происшествия. Даже если вы полностью уверены, что вы не виноваты в ДТП, и сильно спешите по делам. Другой участник может вернуться, вызвать сотрудников инспекции, и тогда скрывшимся — и, возможно, виновником — окажетесь уже вы. Доказать противоположное будет практически нереально. Единственная причина, по которой вы можете уехать — если требуется срочно доставить потерпевшего в больницу для оказания помощи, а иных транспортных средств для этого нет.
Поэтому оставайтесь на месте аварии и для начала постарайтесь запомнить всю информацию об автомобиле виновника: цвет, марку, модель, государственный номер. Снимите все на видео или фото. Если такой возможности нет, то запишите, чтобы впоследствии не забыть. Эта информация поможет узнать личные данные виновника ДТП. Далее включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки и позвоните в ГИБДД.
Постарайтесь не паниковать. Оглядитесь, чтобы выяснить, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения или видеорегистраторы в других автомобилях. Также полезно будет опросить очевидцев ДТП и взять их телефонные номера. Когда приедут сотрудники ГИБДД, сообщите им всю известную вам информацию о виновнике аварии. Внимательно прочитайте все документы, которые составят инспекторы.
Также, чтобы узнать виновника ДТП по номеру и марке автомобиля, обратитесь во все социальные сети и разместите там информацию о происшествии. Обратите внимание на группы вашего города (поселка). Возможно, через них вы найдете разыскиваемого вами виновника. Проявляя активность, вы будете иметь больше шансов найти неустановленного водителя и, соответственно, получить денежные средства на ремонт вашего автомобиля.
Когда органы ГИБДД установят виновника ДТП и узнают, где он проживает, вам об этом сообщат. Если у инициатора аварии есть полис ОСАГО, то, независимо от причин, по которым он скрылся с места происшествия, страховая компания возместит вам ущерб в полном объеме. Если страховку он не оформлял, то стоимость ремонта автомобиля можно взыскать через суд. Хуже всего будет ситуация, когда виновника ДТП не найдут. В этом случае взыскать все ваши убытки будет не с кого, страховая вам также не возместит ущерб.
Исключение: Если при ДТП причинен вред жизни или здоровью вам, вашим пассажирам или другим участникам аварии, то компенсационную выплату можно получить через РСА (Российский союз автостраховщиков).
Источники:
Гражданские дела, подсудные мировому судье
Право на получение компенсационных выплат
Дорожно-транспортное происшествие при левом повороте
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Как видите, при выполнении этих правил, исключается пересечение траекторий.
Обгон просто напросто запрещен, если поворачивающий выполнил все требования Правил. Развеем небольшой миф. «Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.» Есть мнение, что данная фраза автоматически делает виновным поворачивающего, так как поворотник не дает преимущество.
Мнение не верно. Включенный поворотник не дает преимущество, но и не обязывает уступать дорогу. В данном случае включенный поворотник запрещает выполнять обгон и такой обгон будет нарушением Правил.
Авария, выезд на главную дорогу
ДТП при участии машин с неравнозначных направлений может случиться, когда обязанный уступить автомобиль уже выехал на приоритетный путь. Здесь ситуация с определением виновника не так однозначна. Понять, как все будет оцениваться, легче на примерах:
- Автомобиль с второстепенной дороги (под условным обозначением АВ) начал поворачивать направо и выехал на главную. А в него врезалась уже едущая по ней машина (АГ), обгоняющая другое ТС. Второго водителя при таких обстоятельствах могут признать виновным. Ведь он не дал АВ завершить начатый маневр, что противоречит правилам.
- Если же АГ пошел на обгон первым, а водитель машины, выезжающей с второстепенной дороги, не заметил этого и стал поворачивать, виновник определяется иначе. АВ не уступил там, где был обязан это сделать. Следовательно, он виноват, его страховая компания и заплатит за нанесенный ущерб. А сам водитель выложит штраф 1000 р.
ДТП при обгоне поворачивающего
Авария может возникнуть, если два автомобиля движутся по одной полосе. Транспортное средство, находящееся впереди, поворачивает налево. Водитель, едущий сзади, в этот же момент принимает решение совершить обгон. Участники ДТП при повороте налево видят ситуацию по-разному. Водитель, желающий повернуть, замедляется, чтобы совершить манёвр. Он не знает, что машина, находящаяся позади, уже близко. Второй гражданин не знает причин замедления находящегося впереди автомобиля. Человек считает, что снижение скорости произошло просто так, и решает выполнить обгон. Оба автолюбителя начинают совершать маневр. В результате возникает ДТП.
ВАЖНО
Вина в ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля определяется в зависимости от ситуации. Обычно представители ГИБДД учитывают, кто первый включил сигнал поворота. Этот человек будет признан невиновным. Процедура оценки ситуации выполняется с учетом записи видеорегистратора и свидетельских показаний.
Если водители не хотят оказаться в ДТП при повороте налево, эксперты советуют подавать сигнал о планируемом маневре заранее. Человек, движущийся позади, должен понимать, что замедление может быть выполнено не просто так.
Перейдем к проблемам наличия помехи при проведении такого маневра, как перестроение. ПДД имеют четкое описание данной процедуры, содержащееся в пункте 8.4. Он гласит, что водитель обязан уступать дорогу любым транспортным средствам, движущимся попутно рядом с ним с постоянным направлением движения. При этом если перестроение проходит одновременно, водитель все равно обязан сначала пропустить помеху и только потом совершать маневр.
Если же вы сами являетесь для движущегося водителя помехой справа, то ПДД дают вам возможность пропустить его для перестроения. Но если вы при этом сами решите перестроиться, то вам придется ждать, пока вас пропустят и помехи не исчезнут. Очень важно помнить, что не пропуская водителя, вы создаете значительную угрозу для всего потока, рискуете заработать значительный штраф а так же получить взыскание за опасное вождение.
Помеха справа, или Самые нелепые ДТП
Честно говоря, мы не можем вам веско сказать, что это не так.
Но, изучив место событий, мы пришли к такому выводу: если почти прямая улица действительно переходит в прилегающую территорию столь «внезапно», подобные места должны обозначаться знаками 5.21 «Начало жилой зоны» и 5.22 «Конец зоны».
Поэтому, если верна вторая гипотеза, вину стоит возложить на дорожников и управляющую компанию. Впрочем, этот случай как нельзя лучше иллюстрирует дальнейшие мысли. На видео выше – четырехсторонний перекресток равнозначных дорог, который очень хочется пролететь, не глядя. Но в данном случае уступать помехам справа нужно. Причем, статус такого пересечения достаточно очевиден: на всех направлениях есть пешеходные переходы, значит это перекресток.
Вопрос на засыпку По каким признакам водитель может отличить пересечение равнозначных дорог, не обозначенное знаком, от выезда с прилегающей территории?
Если это АЗС или закрытая территория предприятия со шлагбаумом, проблем, как правило, не возникает.
Поворот главной дороги
Поворот в какую-либо сторону по главной дороге требует от водителя соблюдения п. 13.10 ПДД:
В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
А перекресток равнозначных путей проезжают, имея в виду следующий пункт «Правил…»:
На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.
При этом выполнение маневра должно сопровождаться занятием соответствующего крайнего положения в ряду или крайнего ряда, если дорога многополосная.
Кто уступает при съезде с приоритетного направления, зависит от того, как меняется его траектория, какое местонахождение у автомобилей при многополосном движении. Если по нему транспорт следует направо, он имеет преимущество, но только когда поворачивает из регламентированного правилами крайне правого ряда. В ином случае он пропускает тех, кто едет прямо по этой полосе.
При движении по приоритетной налево машина должна уступить тому, кто не меняет направление движения и следует попутно поворачивающему. Так осуществляется проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных путей по правилам. Они работают, если иных действий от водителей не требует руководящий движением сотрудник ГИБДД.
Поворот более значимой по статусу дороги и светофор, находясь рядом друг с другом, все меняют. Приоритет при проезде имеет тот, для кого загорелся зеленый свет. То же значение имеют и команды регулировщика, они важнее требований дорожных символов.
Если нужно выполнить разворот на преимущественном направлении, руководствуются п.13.12 ПДД:
При … развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.