Оценка судов и водного транспорта
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка судов и водного транспорта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответ на вопрос о том, в каком порядке подлежит регистрации право собственности на морское судно, кто уполномочен осуществлять указанную регистрацию, сегодня не является однозначным. Между тем этот вопрос не может не волновать как судовладельцев и перевозчиков, так и банки, кредитные сообщества, страховые компании, а также и грузовладельцев, вверивших свои грузы морским перевозчикам.
Комментарии к ст. 130 ГК РФ
1. Деление вещей на недвижимые и движимые основывается на их естественных свойствах. Недвижимые вещи, как правило, не могут быть перемещены, они являются индивидуально-определенными и незаменимыми. Движимые могут свободно перемещаться и быть как индивидуально-определенными, так и родовыми.
2. К недвижимости п. 1 комментируемой статьи, во-первых, относит объекты естественного происхождения — участки земли, участки недр и обособленные водные объекты. Следует отметить, что законы о природных ресурсах несколько по-иному определяют эти объекты применительно к праву собственности. Так, Закон о недрах признает объектом государственной собственности недра в целом как часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов, и простирающегося до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, в пределах территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и морской исключительной зоны. Участки же недр в виде горного отвода Законом рассматриваются как объекты, которые могут предоставляться в пользование.
Водный кодекс предусматривает, что объектом государственной собственности являются водные объекты в целом, а под водным объектом понимается и его часть. Обособленные же водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться не только в государственной собственности, но и в муниципальной. В качестве объекта права пользования или вещного права (публичного или частного сервитута) также может выступать только часть водного объекта, т.е. участок водной поверхности.
Во-вторых, к недвижимости отнесено все то, что прочно связано с землей, — здания, сооружения, леса, многолетние насаждения и другие объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Эти объекты признаются недвижимостью до тех пор, пока они связаны с землей. Будучи отделенными от нее, они становятся движимыми вещами.
Недвижимым имуществом признается также предприятие в целом как имущественный комплекс (см. коммент. к ст. 132).
3. ГК закрепляет особенности правового режима недвижимости:
1) право собственности и другие вещные права на недвижимость, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации (см. коммент. к ст. 131);
2) обязательство, предметом которого является недвижимость, по общему правилу исполняется в месте ее нахождения;
3) право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество или передаваемое по договору возникает с момента государственной регистрации этой недвижимости (см. коммент. к ст. 219) либо перехода права собственности на нее к покупателю (ст. 551);
4) установлен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (см. коммент. к ст. 225) и более длительные сроки приобретательной давности на недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 234); обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество (см. коммент. к ст. 349); распоряжение государственным и муниципальным предприятием принадлежащим им недвижимым имуществом (см. коммент. к ст. 295);
5) действуют специальные правила совершения сделок с недвижимостью, предусматривающие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателя этим участком или его частью (см. коммент. к ст. 340).
При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии — право ограниченного пользования (сервитут) (ст. ст. 552, 553 и 652, 653).
Положения ГК о договорах дарения и ренты не содержат аналогичных правил в отношении недвижимости и земельного участка, на котором она находится. Представляется, что к ним по аналогии должны применяться правила купли-продажи недвижимости.
4. К недвижимости ГК относит и некоторые движимые по своим естественным свойствам вещи — воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Недвижимостью являются только те из них, которые подлежат государственной регистрации органами, уполномоченными осуществлять контроль за этими объектами.
Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов — в международных конвенциях (договорах, соглашениях). Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. Судно, морское или внутреннего водного плавания, — это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для плавания по морским или внутренним водным путям. Российское законодательство (Закон РФ от 20 августа 1993 г. «О космической деятельности» // РГ. 6 октября. 1993) не дает определения космического объекта. Международные документы относят к ним объекты, запущенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них. Некоторые из международных актов в качестве космических объектов рассматривают не только объект в целом, но и его составные части, а также средство его доставки (его часть), указывают виды космических объектов (станции, установки, оборудование, космические корабли).
Порядок регистрации воздушных судов определен ст. 33 ВК. Гражданские суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Ведение Государственного реестра возлагается на специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственные же воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченным органом в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.
Морские суда регистрируются в порядке, определенном ст. 23 КТМ, а суда внутреннего водного плавания — ст. 26 УВВТ. Регистрации подлежат морские суда, технический надзор за которыми осуществляет Технический регистр, и суда внутреннего водного транспорта, являющиеся самоходными, а также несамоходными, грузоподъемность которых превышает 5 т.
Морские суда вносятся в Государственный судовой регистр в одном из морских или речных портов, а суда внутреннего водного транспорта — в судовые реестры бассейнов рек или судоходных инспекций (суда, постоянно плавающие вблизи морских портов, расположенных на реках, и ниже этих портов подлежат внесению в судовые регистры этих портов). Однако впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК, должен применяться действующий порядок регистрации прав на эти объекты (п. 1 ст. 33 Закона о регистрации недвижимости).
Космические объекты подлежат государственной регистрации, порядок которой должен определяться Правительством РФ. Наряду с этим в данной сфере действует Конвенция 14 января 1975 г. о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
Регистрация воздушных судов, морских судов, судов внутреннего водного транспорта и космических объектов уполномоченными на то органами не заменяет регистрацию прав на них как на недвижимость, в порядке, предусмотренном ст. 131.
5. ГК не исключает возможности распространения режима недвижимости и на иное имущество, помимо указанного в абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, но только на основании прямого указания закона.
6. Движимым имуществом являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, которые не отнесены ГК и другими законами к недвижимости.
Права на движимые вещи (по общему правилу) не подлежат государственной регистрации. Однако закон может предусмотреть необходимость такой регистрации для отдельных видов движимого имущества. Так, в настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 17. Ст. 1999).
Что отнести к объектам недвижимости
Ответ: По нашему мнению, любые суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, Российском международном реестре судов, реестре строящихся судов, судовой книге являются недвижимым имуществом.
Однако объектом обложения налогом на имущество организаций являются только те объекты, которые учтены на балансе организации в качестве основных средств (п. 1 ст.374 НК РФ). Поэтому суда, зарегистрированные в реестре строящихся судов (т.е. суда не готовые к эксплуатации), реестре арендованных иностранных судов, а так же суда, предназначенные для реализации (учитываемые на балансе в качестве товара) объектом обложения не являются, т.к. не соответствуют критериям основного средства (п. 4 ПБУ 6/01).
Кроме того не являются объектом обложения налогом на имущество организаций суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов» (п.п. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ), ледоколы и суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания (п.п. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Так же заметим, что не подлежат государственной регистрации (а значит, не являются объектами недвижимости) суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха (п.1.1. ст.16 КВВТ РФ)
Обоснование: Согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее — КВВТ) судном признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Судно внутреннего плавания — судно, предназначенное для эксплуатации на внутренних водных путях. Такое определение дано в п. 1.2.16 Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 «2.5.2. Водный транспорт. Суда внутреннего и смешанного (река — море) плавания» А из статьи 3 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» от 30.04.2021 № 81-Ф можно сделать вывод, что морские суда предназначены для эксплуатации как по морским путям, так и по внутренним водным путям. Данные характеристики «морского судна» соответствуют определению «судна смешанного плавания (река-море)». Согласно ст. 3 КВВТ РФ и п. 1.2.17 Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 под судном смешанного (река — море) плавания так же понимается судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (имеющее класс Морского Регистра Судоходства или Российского Речного Регистра).
К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге. (п. 5 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. » Приказом Минтранса РФ от 14.10.2021 № 129)
Таким образом, можно сказать, что к судам внутреннего и морского плавания могут относиться практически любые суда, даже небольшие катера и яхты, предназначенные для эксплуатации на внутренних водных путях и зарегистрированные в соответствующем реестре или судовой книге.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В силу абз. 2 п. 1 ст. 33 Закона № 122-ФЗ впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
На основании п.3 ст.16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных реестров судов Российской Федерации: (п.1 ст.16 КВВТ РФ):
- Государственном судовом реестре;
- реестре маломерных судов;
- реестре арендованных иностранных судов;
- Российском международном реестре судов;
- реестре строящихся судов.
Является ли недвижимостью
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2021 N 213-ФЗ, от 03.06.2021 N 73-ФЗ, от 04.12.2021 N 201-ФЗ)
1. Деление вещей на движимые и недвижимые, известное еще римскому праву, основано на естественных свойствах объектов гражданских прав. Как правило, недвижимые вещи постоянно находятся в одном и том же месте, обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. Напротив, движимые вещи могут свободно перемещаться вместе с теми лицами, которым они принадлежат, могут быть индивидуально-определенными или родовыми и, как правило, являются заменимыми.
Другой комментарий к Ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации
В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право частной собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются прежде всего через связь с землей. При этом земля вследствие ее ограниченности и социальной значимости необходимо подвергается таким ограничениям, которые чужды движимым вещам. Речь, в частности, идет о целевом характере использования земельных участков, их предельных размерах и т.д.
Характеризуя так называемую традиционную недвижимость, т.е. недвижимость, прочно связанную с землей, следует указать на следующие ее признаки:
1) это практически невосполнимый и ограниченный самой природой объект (земля, недра и т.д.), что требует введения определенных ограничений его оборотоспособности, так как необходимо строгое соблюдение его целевого назначения и учет экологических требований;
2) объекты недвижимости связаны с землей таким образом, что их перемещение повлечет за собой ущерб их назначению либо является крайне дорогостоящим (вне связи с землей эти объекты недвижимостью не считаются);
3) объекты недвижимости определяются индивидуальными признаками. Индивидуализируются они в первую очередь своим местонахождением на определенном земельном участке;
4) отдельные виды недвижимости могут использоваться исключительно в соответствии с их целевым назначением. Речь, в частности, идет о таких видах недвижимости, как земельные участки, жилые помещения и др.;
5) в отношении недвижимого имущества действуют специальные правила совершения сделок с ним, определяющие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость. Так, залог недвижимости (ипотека) допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором она находится, либо его части, необходимой для ее использования, либо права пользования залогодателем этим участком или его частью.
В абз. 2 п. 1 комментируемой статьи 130 Гражданского кодекса России говорится о юридическом признании указанного в ней имущества (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты) в качестве недвижимого, хотя по своей физической сути оно является движимым.
Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах, где указывается также, на какие транспортные средства регистрируются права и устанавливается порядок их регистрации.
Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 213-ФЗ в п. 1 комментируемой статьи 130 ГК были внесены изменения, согласно которым в перечень объектов недвижимого имущества добавлены объекты незавершенного строительства. Отнесение объектов незавершенного строительства к недвижимости ранее подтверждалось как судебной практикой (см. п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), так и некоторыми правовыми актами (см. п. 2 ст. 25 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества
Понятие указанных транспортных средств раскрывается в транспортных уставах и кодексах, а космических объектов — в международных конвенциях (договорах, соглашениях). Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Судно морское или внутреннего водного плавания — это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях соответственно торгового мореплавания или судоходства. Российское законодательство (Закон РФ от 20.08.93 N 5663-1 «О космической деятельности» — РГ, 1993, 6 октября, N 186) не дает определения космического объекта. Международные документы относят к ним объекты, запушенные в космос или доставленные на небесные тела либо сооруженные на них. Некоторые из международных актов в качестве космических объектов рассматривают не только объекты в целом, но и их составные части, а также средства их доставки (их часть), указывают виды космических объектов (станции, установки, оборудование, космические корабли).
Согласно статье 130 Гражданского Кодекса РФ: «К недвижимым вещам (недвижимое, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все что неотделимо связано с землей, в том числе леса, многолетние насаждения, квартиры, дома, коттеджи, иные здания и сооружения. К недвижимому имуществу относятся также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Возникает вопрос, почему самолёты и корабли относят к недвижимому имуществу, раз они свободно передвигаются в пространстве. В данном случае учитывается тот факт, что во время эксплуатации, данные транспортные средства служат местом проживания для экипажа. Например, моряки уходят в рейс на несколько месяцев, в течение которых корабль является их домом.
Получается, что автомобиль не входит в недвижимое имущество и им можно пользоваться, не оформляя его в собственность. Подобная форма владения и эксплуатации не является нарушением закона. Кроме того, учитывая, что машина относится к движимому имуществу, налогом она обременяться не будет.
: Пособие При Рождении Ребенка До 25 Лет
Как отмечал А.В.
Черных, необходим более гибкий подход к определению понятия недвижимости по закону, что во многом предопределено постоянным расширением нетрадиционных приемов предпринимательской практики и потребностями оборота. Так, самолет, используемый для пассажирских перевозок, является объектом недвижимости.
Тот же самолет, приобретенный физическим лицом для личного пользования, превращается в движимую вещь, а если собственник перестанет использовать его как личное транспортное средство и откроет в нем кафе или музей, то движимая вещь снова превращается в недвижимому, даже при отсутствии прочной связи с землей.
С этим мнением вряд ли можно согласиться.
К недвижимости в соответствии с п.
2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (п.
Почему воздушные и морские суда относятся к недвижимому имуществу
- его индивидуализация, заключающаяся в кадастровой оценке, выделении из общего массива земельной территории государства, что фиксируется в кадастровых книгах;
- определение юридической судьбы этого участка путем фиксации прав на него в определенных реестровых книгах за определенными субъектами гражданского права (в Российской Федерации эта процедура осуществляется путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП)).
Признак недвижимости, изначально лежащий в ее законодательном определении, имеет объективный характер, поскольку предполагает неперемещаемость этих объектов гражданского оборота и, как следствие, необходимость наделения их особым правовым статусом, во всяком случае, предполагающим неизбежную специфику их оборота по сравнению с оборотом движимых по природе вещей. «Именно специфика самого объекта (недвижимости) объективно требует специальной организации его оборота, но никак не особенности оборота определяют специфичность объекта правового регулирования».
Это же обстоятельство влечет необходимость наделения режимом недвижимости всех сопряженных с землей объектов гражданского права. Их связь с земельными участками имеет столь существенный с экономической точки зрения характер, что приводит к появлению такого юридического термина, как неразрывная связь с землей.
При этом, в современной российской цивилистике идут споры о том, является ли понятие недвижимости юридическим, либо оно отражает фактически существующий объект. «Часть ученых (Е.А. Суханов, О.М. Козырь, М.В. Кротов, В.И. Сенчищев, И.Д. Кузьмина) полагает, что недвижимость, будучи юридическим понятием, появляется только в результате государственной регистрации прав на нее». Другие «юристы (Б.М. Гонгало, Б.Л. Хаскельберг, В.В. Ровный, Е.С. Болтанова, С.А. Степанов) высказывают мнение, что недвижимость, будучи объективно существующим явлением, не зависима от процедуры государственной регистрации».
Российский законодатель при формулировании понятия недвижимого имущества использовал как экономический, так и юридический критерии. Однако следует отметить, что основой законодательной дефиницией недвижимости является все-таки характеристика, базирующаяся на его естественных признаках (т.е. экономический критерий). В этой связи сложно согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что «объявление имущества недвижимостью основано… на его юридических, а не естественных особенностях».
В основе законодательной дефиниции недвижимости должно быть отражено фундаментальное качество таких специфических объектов, как земля (земельные участки) и неразрывно связанные с ней недвижимые вещи; принципиальная невозможность их перемещения, фиксированность местонахождения с точки зрения существования человека. Именно объективные естественные свойства недвижимостей в глазах человеческого сообщества предопределяют дифференциацию движимых и недвижимых вещей и, как следствие, необходимость различного правового регулирования их оборота, их разный правовой режим в существующем правопорядке.
Это, конечно, не означает недооценки юридического критерия определения недвижимости – государственной регистрации прав на нее. Однако в этом случае следует говорить скорее о неразрывном единстве экономического и юридического критерия, при помощи которых недвижимое имущество определяется как специфический объект гражданского права.
Между тем противоположное мнение достаточно широко распространено в юридической науке. О.М. Козырь полагает, что недвижимостью является такое имущество, «на которое может быть установлено право собственности и иные права. А для возникновения таких прав необходима соответствующая государственная регистрация».
Однако в юридической литературе высказываются и иные мнения. В качестве противоположной позиции можно сослаться на точку зрения, которую высказала Е.С. Болтанова применительно к объектам незавершенного строительства и которая основана на классификационном критерии «прочной связанности с землей», то есть фактически опирается на объективные признаки, характерные для недвижимого имущества.
Полагаю, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество не делает его из движимого недвижимым, не изменяет юридический статус недвижимого имущества. Признаки недвижимости как объекта гражданских прав определены в законе и, следовательно, недвижимость не может возникнуть в силу государственной регистрации прав на нее. «Государственная регистрация – явление вторичного порядка, которое не отменяет и не изменяет статуса вещи, а лишь фиксирует права на нее. В противном случае пришлось бы говорить о том, что государственная регистрация является первоначальным способом приобретения прав на недвижимое имущество».
Между тем классификационная характеристика вещей имеет объективный характер, поскольку основывается на устойчивых признаках, определяемых и фиксируемых позитивным правом. Изменение статуса вещи в силу субъективного волеизъявления (государственной регистрации) по поводу частной вещи не может изменить сущностных объективных характеристик вещи, которые были выявлены законодателем и отражены в законе – того обстоятельства, что данная вещь является движимой либо недвижимой.
В противном случае складывается парадоксальная ситуация, когда изменение статуса вещи, переход ее из разряда движимых в недвижимые и обратно зависит исключительно от волеизъявления должностных лиц, которое выражается в процедуре регистрации. Однако такое волеизъявление может быть и ошибочным, что не должно сказываться на статусе недвижимой вещи, которая таковой является в силу естественных признаков, отраженных законодателем в правовых нормах. Государственная регистрация призвана не изменять статус вещи, а фиксировать права в отношении нее.
- Новая статья в разделе «Блог», 08.05.2021
- Новая статья на сайте: «Соглашение об уплате алиментов: правила составления», 06.05.2021
- Новый материал из раздела «Блог»: «Что такое СберЗвук, как подключить и отключить подписку», 05.05.2021
Что входит в понятие недвижимое имущество
Гражданин владеет павильоном, от местных властей присутствует разрешение на торговую деятельность на 3 года. Сооружение выполнено из панелей, основательный фундамент отсутствует. Проведены коммуникации (на время): электричество, водоснабжение. Павильон не объявлен объектом недвижимости, поскольку не имеет капитального фундамента (тесного контакта с землей), его назначение не предполагает продолжительной эксплуатации. Кроме того, при необходимости его можно перенести без нанесения урона состоянию.
На участке шахты возведены слесарное и бытовые помещения, к которым подведены коммуникации. Применяются сооружения уже более 5 лет. Такие объекты не признаются недвижимым имуществом, поскольку участок земли под них не выделялся, договор аренды отсутствует. Несмотря на длительность использования, постройки возведены временно на период проведения работ в шахте.
- подготавливаются проекты межевания и планировки территории (5 месяцев);
- образование земельных участков из земель муниципалитета в соответствии с размежеванием, принятым на предыдущем этапе (2-3 недели);
- заносится информация в ГКН, причем не допускаются различия площади более, чем 10% между указанной в межевых планах и в утвержденной проектной планировке по межеванию (10 дней);
- договор аренды (1 месяц).
Необходимость дифференциации собственности обусловлена нюансами законодательства — правила владения, приобретения, реализации допустимы для одного вида, но неприемлемы для другого. Особенности имущества также применяются при процессах в суде, погашении налоговых обязательств, разделе и так далее.
Принадлежность объекта к определенному виду устанавливает:
- требуется ли госрегистрация;
- как представить его в бухучете, в том числе налоговом;
- как вычислить амортизацию;
- как формировать уставной фонд организаций;
- в каком порядке осуществлять сделки или иные правовые действия (наследование, удержание за долги и так далее).
Таблица 2. Сравнение движимого и недвижимого имущества
Недвижимость | Движимая собственность |
Преимущественно требуется госрегистрация, в том числе при сделках | В основном случае госрегистрация не применяется |
Наличие установленного адреса местонахождения | Не привязана к определенным координатам местоположения, легко и без ущерба перемещается |
Приобретательная давность (право на владение по истечении длительного времени добросовестного использования имущества) насчитывает 15 лет (ст.234 ГК РФ) | Приобретательная давность — 5 лет |
Преимущественно подлежит имущественному взносу | В большинстве случаев налог не удерживается |
ВНИМАНИЕ! Определению принадлежности объекта к одному из видов имущества способствуют акты муниципальных образований по капитальному строительству.
Регистрация права владения движимыми предметами и объектами не предусмотрена. Однако к некоторым из них предъявляются особые требования.
К примеру, транспортные средства подлежат обязательной регистрации в ГИБДД. Выданный после регистрации документ необходим для дорожного движения и осуществления сделок с транспортным средством. Такая же процедура нудна для прицепов и мотоциклов.
Вопросы разграничения движимого и недвижимого имущества
Пример 1: в районе остановки общественного транспорта установлен торговый павильон. На него получено в местных органах власти временное разрешение на торговлю сроком на 3 года. Павильон сооружен из панелей без строительства капитального фундамента. По отдельным договорам временно проведены коммуникации: электричество, вода.
Понятие недвижимого имущества в России определено в Гражданском Кодексе. В статье 130 указано, что к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно: здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
Возникает вопрос, почему самолёты и корабли относят к недвижимому имуществу, раз они свободно передвигаются в пространстве. В данном случае учитывается тот факт, что во время эксплуатации, данные транспортные средства служат местом проживания для экипажа. Например, моряки уходят в рейс на несколько месяцев, в течение которых корабль является их домом.
Получается, что автомобиль не входит в недвижимое имущество и им можно пользоваться, не оформляя его в собственность. Подобная форма владения и эксплуатации не является нарушением закона. Кроме того, учитывая, что машина относится к движимому имуществу, налогом она обременяться не будет.
: Пособие При Рождении Ребенка До 25 Лет
При продаже или аренде зданий, сооружений и предприятий одновременно с передачей покупателю права собственности на них передаются права на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.
Если же продается или сдается в аренду лишь земельный участок, владелец недвижимости сохраняет право пользования той его частью, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на предусмотренных договором условиях, а при их отсутствии — право ограниченного пользования (сервитут) (ст.552, 553 и 652, 653).
К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегистрированные в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации, реестре арендованных иностранных судов или судовой книге. (п. 5 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. » Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 № 129)
Читать еще —> Срок За 228 Ч 2
Или маломерные суда не являются судами внутреннего плавания и поэтому к объектам недвижимости никакого отношения не имеют? или должен быть еще какой-то документ помимо судового билета типа свидетельства как на квартиру для отнесения к объекту недвижимости?
Для самого процесса регистрации необходимо присутствие владельца, техосмотр лодки, уплата госпошлины.
Лодка подлежит регистрации в том случае, если изготовлена она из любого материала, кроме резины, и имеет грузоподъемность больше 225 кг.
— К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. 2.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (статья 15 ЖК РФ);
Согласно материальному фактору различия движимости и недвижимости выражаются в следующем:
- Движимое имущество можно без проблем двигать и перемещать, никак его, при этом не изменяя и не нанося ему урон. Перенос недвижимости связан, как правило, с большими затратами и восстановлением в последующем имущества в исходное состояние.
- Уникальность недвижимого имущества. Конечно этот критерий может относиться и к некоторым движимым вещам, но это случается достаточно редко, в то время как каждый объект недвижимости уникален. Например, две одинаковые квартиры в одном и том же доме, построенные по одному проекту, всё равно будут разные. Каждая из них имеет свой особый адрес, который отличает её от остальных объектов. Движимое же имущество, как правило, выпускается сериями, и одна вещь может быть заменена второй точно такой же без особых проблем.
- Юридический критерий. Этот признак до сих пор вызывает споры и не является однозначным. Речь идёт о государственной регистрации собственности. По этому признаку недвижимое имущество в своем большинстве подлежит государственной регистрации, а движимое имущество – нет.
Ещё одной причиной возникновения споров является перевозимое из-за границы имущество, так как критерии отнесения вещи к движимости или недвижимости могут кардинально отличаться в законодательстве разных стран. В связи с этим ст.1025 ГК поясняет, что отнесение вещи к тому или иному типу имущества происходит на основании законов страны пребывания имущества. При перевозке объекта права той страны, которую он покидает прекращаются при пересечении границы.
Перечень недвижимого имущества гораздо уже чем движимого. Основными объектами недвижимости являются:
- Земля и земельные участки.
- Различные здания, постройки и сооружения, стоящие на земле: дом, квартира, хозяйственные построй, промышленные сооружения и т.д. Объекты незавершённого строительства также относятся к недвижимости. При этом не имеет значения кто является владельцем имущества, физическое или юридическое лицо.
- Недра земли.
- Крупные воздушные и морские суда (о страховании водного транспорта можно прочитать тут).
- Суда внутреннего плавания.
- Космические корабли и объекты.
В 2006 году из числа недвижимости были исключены леса, многолетние насаждения и отдельные водные объекты.
Список движимого имущества можно продолжать очень долго, к нему относится всё, что не включено в недвижимость:
- Деньги;
- Ценные бумаги и акции;
- Мебель;
- Техника;
- Автомобили;
- Драгоценности и т.д.
Почему Воздушные Суда Отнесены К Недвижимому Имуществу
В соответствии с п.1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном ании 12 декабря 1993 г.
, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, статьей 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Эти нормы также дополняются нормами федеральных законов и подзаконных нормативных актов, которые конкретизируют указанные гарантии. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», Целями государственного регулирования развития авиации являются содействие экономическому развитию Российской Федерации; развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей; создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники. Также согласно п. «ж» ч.2 Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», до 1 января 2013 г. Должна быть обеспечена замена в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами. Данные нормы в их системной взаимосвязи создают правовую основу для ликвидации обременительных, мешающих развитию авиации юридических процедур, некоторые из которых не только не отвечают целям развития отрасли или охраны публичного и частного интереса, но и создают коррупционные риски. К такого рода избыточным и противоречащим международной правовой практике механизмам государственного контроля в сфере авиации следует отнести существование государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 13 КТМ РФ).
1. Деление вещей на недвижимые и движимые основывается на их естественных свойствах. Недвижимые вещи, как правило, не могут быть перемещены, они являются индивидуально-определенными и незаменимыми. Движимые могут свободно перемещаться и быть как индивидуально-определенными, так и родовыми.
Весной 1997 г. стало известно, что авиастроители подготовили к использованию широкофюзеляжный Ил-96, оснащенный бортовым радиоэлектронным оборудованием фирмы “Коллинз” и американскими авиадвигателями. В конце апреля 1997 г. тогдашний председатель Правительства РФ В. Черномырдин вручил сертификат летной годности создателям Ил-96 (Независимая газета. 1997. 29 апр.).
Пример 1: в районе остановки общественного транспорта установлен торговый павильон. На него получено в местных органах власти временное разрешение на торговлю сроком на 3 года. Павильон сооружен из панелей без строительства капитального фундамента. По отдельным договорам временно проведены коммуникации: электричество, вода.
Понятие недвижимого имущества в России определено в Гражданском Кодексе. В статье 130 указано, что к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно: здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
Возникает вопрос, почему самолёты и корабли относят к недвижимому имуществу, раз они свободно передвигаются в пространстве. В данном случае учитывается тот факт, что во время эксплуатации, данные транспортные средства служат местом проживания для экипажа. Например, моряки уходят в рейс на несколько месяцев, в течение которых корабль является их домом.
Получается, что автомобиль не входит в недвижимое имущество и им можно пользоваться, не оформляя его в собственность. Подобная форма владения и эксплуатации не является нарушением закона. Кроме того, учитывая, что машина относится к движимому имуществу, налогом она обременяться не будет.
Правовая характеристика воздушных судов как объектов недвижимости
Определение воздушного судна дано в ст. 32 Воздушного кодекса РФ. Согласно указанной статье «воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды».
Как следует из ст. 7 Воздушного кодекса РФ, имущество гражданской и экспериментальной авиации — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства — в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда. Из смысла указанной статьи вытекает, что иностранные физические и юридические лица не могут иметь в собственности гражданские воздушные суда.
Не все воздушные суда относятся к недвижимости
В соответствии с п.1 ст.33 Воздушного кодекса РФ (далее – ВК РФ), воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. В этом же пункте говорится об общем порядке государственной регистрации гражданских воздушных судов, об особом порядке государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных авиации общего назначения, а также о порядке государственной регистрации государственных воздушных судов. Из буквального толкования данной нормы следует, что государственной регистрации подлежат все гражданские и государственные воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Следовательно, по замыслу законодателя, все воздушные суда – это недвижимые вещи.
Интерес представляет порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, установленный приказом Минтранса РФ от 18.11.2021 №287. В соответствии с абз.2 п.2 Порядка, метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. Как представляется, вопрос о правомерности полного исключения Минтрансом РФ из требования о государственной регистрации воздушных судов данной категории, является достаточно дискуссионным. Также отметим, что Воздушный кодекс РФ в п.1 ст.33 говорит о том, что гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации, а уполномоченный орган компетентен только установить порядок (регламент) этой регистрации.