Депутатская неприкосновенность: что это такое, в чем она заключается?

01.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Депутатская неприкосновенность: что это такое, в чем она заключается?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».

Поскольку бывают депутаты разных уровней, то и полномочия у них разные.

Так, городские депутаты Санкт-Петербурга:

У депутатов муниципальных округов полномочия поскромнее — они называются вопросами местного значения. Муниципальные депутаты Санкт-Петербурга, например:

В отдельных муниципальных округах — например, в Репине, Шушарах и вашем округе, Кронверкское, — полномочия депутатов шире. Они участвуют в работе призывной комиссии, проводят местные праздники и досуговые мероприятия. А еще отвечают за благоустройство территории муниципального округа, следят за текущим ремонтом и дорогами.

Также у муниципальных депутатов в Санкт-Петербурге есть некоторые государственные полномочия, к примеру:

Муниципальные депутаты не сами вывозят мусор или выписывают штрафы. Они реализовывают свои полномочия через решения коллегиального органа — совета депутатов. Сотрудники муниципалитета готовят проекты решений и рассылают их депутатам, которые на заседании совета обсуждают проекты, вносят поправки и голосуют за или против. Когда решение вступает в силу, муниципалитет берет его в работу.

Если сравнить полномочия городских и муниципальных депутатов, видно, что городские решают вопросы в масштабах города, а муниципальные — местные проблемы, и то далеко не все.

А в Москве, например, у муниципальных депутатов полномочия еще уже, чем в Санкт-Петербурге. Хотя есть несколько необычных полномочий:

Неприкосновенность судей

Человек, который играет весомую роль в работе государственной системы наказаний, подвергает большой опасности свою жизнь и своих близких. Поэтому государство предоставляет судьям довольно высокий статус. Так же, как и депутатов, судей не допускается обыскивать, арестовывать, задерживать и т. д.

Однако это не значит, что блюстители правопорядка имеют право свободно нарушать законы, которые они сами и приводят в действие. При наличии весомых оснований Генеральный прокурор может возбудить уголовное преследование в отношении работников таких инстанций:

  • Высший арбитражный суд;
  • Верховный суд;
  • Суды среднего звена (как военные, так и гражданские);
  • Федеральный арбитраж.

Для начала уголовного разбирательства в отношении судейских работников иных инстанций (например, Конституционного суда) слова одного Генпрокурора мало. Потребуется заключение коллегии из трех судей из вышестоящего (относительно обвиняемых) органа.

Порядок открытия административных дел несколько иной: необходимо лишь слово трех уполномоченных, подкрепленное согласием квалификационной судейской коллегии.

С каждым новым случаем хищения денег, убийств и прочих инцидентов с участием народных избранников в обществе поднимается вопрос: а нужна ли депутатская неприкосновенность? То, что она необходима для нормальной работы Думы, очевидно не многим, поэтому вопрос будут задавать снова и снова популисты всех мастей. До тех пор, пока сами не сядут в думское кресло.

Читайте также:  Разрешено ли в Казахстане двойное гражданство с Россией

Вообще, многими этот термин трактуется как некий статус, который дает возможность депутату вытворять все, что он считает нужным. И надо заметить, что все чаще это подтверждается. И вместе с тем, законодательное определение предусматривает несколько иной порядок. Должностное лицо под депутатской неприкосновенностью действительно не получится привлечь к:

  1. Уголовной ответственности.
  2. Административной ответственности.

Те меры, которые назначаются судом (административное наказание) тоже применить к обладателю неприкосновенности не получится.

НО при одном условии. Если нет согласия представительного органа. Куда и избирался человек. Но ирония в том, что как только человек лишается своих полномочий (например истекает срок), неприкосновенность аннулируется. Теперь давайте вывернем все это в плоскость современных реалий. Для того, чтобы у депутата не отобрали неприкосновенность, ему нужно:

  1. Удерживаться там, где он получил расширенные полномочия.
  2. Дружить с руководством, которое может инициировать соответствующее голосование.

Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Конституция РФ установила одну из важных гарантий парламентской деятельности — право неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (ст. 98).

Институт парламентской неприкосновенности возник в средние века как средство защиты членов законодательных и представительных органов от произвольных арестов и преследования со стороны монархов, нередко пользовавшихся своей бесконтрольной властью в борьбе с нарождающимися парламентами. Хотя на современном этапе значение института парламентской неприкосновенности заметно снизилось, он сохранился практически во всех странах, где есть парламенты.

Например, по Конституции США члены конгресса ни за какие речи или участие в дебатах не могут быть подвергнуты допросу (разд. 6, ст. 1). Конституция Франции предусматривает, что член парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду не только за высказанные им мнения, но и за голосование при исполнении своих обязанностей (ст. 26). Согласно Конституции Японии члены обеих палат не несут ответственности за свои речи, высказывания и голосование в парламенте (ст. 51). В Испании законом предусмотрена также неприкосновенность парламента, а в Израиле — неприкосновенность здания парламента и т.д.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Рос- сии не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции). Неприкосновенность распространяется также на жилое и служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие депутату, их документы и переписку.

Освобождение депутата от личного досмотра обусловлено тем, что он может иметь при себе материалы конфиденциального характера, например, переданные ему документы, разоблачающие факты коррупции высокопоставленных должностных лиц. Досмотр депутата позволил бы обнаружить и изъять у него такого рода материалы.

Член Совета Федерации, депутат Думы не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в том числе за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в своей палате, другие действия, соответствующие их статусу. Названная неприкосновенность действует и по истечении срока их полномочий.

Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Думы допустили публичные оскорбления, клевету, иные нарушения, преследуемые по федеральному закону, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения их неприкосновенности.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания. В случае возбуждения уголовного дела, начала производства по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору.

Если уголовное дело, возбуждено или производство по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу последнее не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Конкретизируя положение Конституции о депутатской неприкосновенности, Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в первой редакции от 8 мая 1994 г. допустил не вполне корректные формулировки, позволившие толковать депутатскую неприкосновенность расширительно.

Так, в ч. 1 ст. 18 этого Закона было записано, что депутаты «не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке». Одновременно достоянием общественности стали факты выдвижения кандидатами в депутаты, и даже избрания депутатами Думы лиц с уголовным прошлым. Указанные обстоятельства послужили поводом для инициирования Президентом РФ запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции института депутатской неприкосновенности.

В принятом по данному вопросу постановлении от 20 февраля 1996 г. Конституционный Суд разъяснил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности.

Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым парламента, их самостоятельности и независимости.

Установления ст. 98 Конституции являются определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена представительного и законодательного органа.

Конституционный Суд отметил, что ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», воспроизводя конституционные положения, предусматривает также невозможность привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Таким образом, федеральный закон установил более широкий, нежели в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности.

Решая вопрос о конституционности указанных положений закона, Конституционный Суд разделил проблему на две части. Норма ст. 18 Федерального закона о необходимости получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности и на его допрос применительно к действиям по осуществлению депутатской деятельности были признаны соответствующими Конституции РФ.

Однако неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению парламентского иммунитета, превращению его в личную привилегию.

Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд, без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Какие конкретные лица обладают неприкосновенностью в Российской Федерации

Профессиональные юристы заверяют, что в Российской Федерации не было принято ни одного закона, в котором бы содержался полный перечень лиц, обладающих правовым статусом «неприкосновенности». Для того чтобы понять кто в России может привлекаться к уголовной или административной ответственности лишь в особом, специально установленном порядке, следует перечислить выдержки из множества правовых документов. Таким образом, неприкосновенными являются:

  • президенты Российской Федерации. Об этом написано в ст.91 Конституции РФ. Известно, что срок неприкосновенности указан как пожизненный;
  • судьи. Об их неприкосновенности на писано в ст. 122 Конституции РФ;
  • депутаты. Речь идёт не только о тех, которые председательствуют в Государственной думе, но и тех, что работают в регионах РФ. Об их неприкосновенности гласит ст. 13 и 14 закона «Общие принципы организации законодательных и исполнительных органов власти»;
  • члены совета Федерации. На это указывает ст. 98 Конституции Российской Федерации.
Читайте также:  Налог на имущество, землю и ЖКУ: за что могут не платить пенсионеры

Принят Кировской областной Думой 7 февраля 2001 года (в ред. Законов Кировской области от 06.03.2003 № 142-ЗО, от 03.06.2003 № 168-ЗО, от 31.12.2003 № 221-ЗО, от 28.12.2005 № 397-ЗО, от 27.12.2006 № 69-ЗО, от 04.05.2007 № 115-ЗО, от 04.06.2009 № 376-ЗО, от 05.10.2009 № 436-ЗО, от 02.07.2010 № 541-ЗО, от 01.06.2011 № 14-ЗО, от 01.06.2011 № 15-ЗО, от 11.03.2012 № 121-ЗО, от 31.07.2012 № 190-ЗО, от 03.04.2013 № 271-ЗО, от 29.04.3013 № 284-ЗО, от 24.07.2013 № 315-ЗО, от 09.12.2013 № 356-ЗО, от 07.092014 № 460-ЗО, от 05.03.2015 № 513-ЗО, от 10.06.2015 № 549-ЗО, от 29.02.2016 № 628-ЗО, от 28.10.2016 № 6-ЗО, от 30.11.2016 № 20-ЗО, от 10.05.2019 № 161-ЗО) Настоящий Закон разработан в соответствии со ст.

72 п. н) Конституции Российской Федерации, Федеральным законом

«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

(далее – Федеральный закон) и Уставом области.

Сколько получает помощник депутата Госдумы: особенности профессии

Сегодня практически каждому известна должность как депутат Госдумы, и какие функции он выполняет, но вот о «должности помощника депутата» известно не так много.

Для некоторых он является важным заместителем, другие видят в нем классического служащего. Эта статья ответит на вопросы кто такой помощник депутата, сколько он зарабатывает и как им стать. Большой юридический словарь дает следующее определение помощника депутата — это лицо, которое оказывает депутату различную организационную помощь, а также исполняет его поручения, кроме тех которые госчиновник обязан выполнять самолично.

Обязанности помощника народного избранника прописаны в статье 39 «Федерального закона РФ» и состоят из 6 параграфов. Исходя из анализа этих параграфов, трудовыми обязанностями этой должности: Организация и подготовка личных встреч депутата с его посетителями и электоратом.

Депутатская неприкосновенность в российской федерации

Проблема неприкосновенности депутата регионального парламента весьма актуальна. Регулярно появляющиеся предложения отменить депутатский иммунитет встречают все большее понимание среди рядовых избирателей, поскольку он ассоциируется с возможностью депутата уйти от ответственности, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью. Однако особенность статуса заключается в том, что депутат является представителем народа, выражает его интересы в парламенте и как должностное лицо должно быть защищено от неоправданного преследования по политическим мотивам.

Составной частью мандата является неприкосновенность депутата.

В зарубежных странах и традиционно в советском законодательстве нормативно регламентировался процесс привлечения депутата к уголовной и административной ответственности.

Он имел особенности по сравнению с общим порядком привлечения граждан к ответственности.

Депутатский иммунитет и депутатский индемнитет в Российской Федерации

Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.

Следует заметить, что в отношении понятия «депутатский индемнитет» среди конституционалистов нет единого мнения. Одни исследователи под индемнитетом понимают только вознаграждение депутата, другие — в это понятие включают еще и неответственность депутата за высказанное мнение и голосование при осуществлении депутатской деятельности. Так, например, В.Е. Чиркин пишет: «Термин «индемнитет» имеет два значения: 1) неответственность за высказывание и иные действия при осуществлении депутатских полномочий; 2) вознаграждение парламентария (жалованье, компенсационные и другие выплаты)».

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

❗ Что дает депутатам статус

Присвоение депутату или сенатору неприкосновенности делает невозможным:

  • привлечение к уголовной или административной ответственности того лица, которому она была присвоена, в результате чего для проведения судебных процессуальных мероприятий в отношении таких лиц требуются дополнительные разрешения, полученные от тех органов, куда были выбраны указанные лица;
  • проведение ареста, обыска или допроса таких лиц. Исключение составляют только те случаи, когда речь идет о задержании на месте совершения преступления;
  • проведение личного досмотра такого лица. Здесь исключением является только проведение таких мероприятий в целях обеспечения безопасности окружающих людей, если речь идет о применении специального федерального законодательства.

Что такое депутатская неприкосновенность?

Последнее обновление: 26.03.2015 г.

Генпрокуратура РФ направила в Госдуму запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва, который уже более полугода проживает в США. По словам спикера ГД РФ Сергея Нарышкина, Пономарёва подозревают в причастности к растрате $750 000 фонда «Сколково».

Запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва может состояться на пленарном заседании 7 апреля.

В соответствии с основным законом РФ, депутатская неприкосновенность — это особый статус членов законодательной власти, который может оградить их от гражданского и уголовного преследования, но не освободить от юридической ответственности в случае преступления.

Депутатская неприкосновенность парламентариев закреплена в статье 98 Конституции РФ. Ею в течение всего срока полномочий обладают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.

…Что такое депутатская неприкосновенность?

Категория: Внутренняя политика

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают так называемым «иммунитетом». Это значит, что, согласно закону о статусе членов нижней и верхней палат парламента, они не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности. Подобная защита действует в течение всего срока полномочий.

Правоохранительным органам нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать (если, конечно, депутат не был задержан на месте преступления) или допрашивать этих парламентариев. Неприкосновенность распространяется и на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников.

Отметим, что неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.


Похожие записи: