Ответственность за незаконное хранение оружия

02.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконное хранение оружия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комментируемая ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает меры административной ответственности за нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием.

Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ


1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

Читайте также:  Типовой жилой дом серии 75 (111-75)

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Комментарии к ст. 20.8 КОАП РФ


1. Данная статья обеспечивает административными мерами охрану отношений, регулируемых Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. и доп.) и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

2. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

3. Объективную сторону правонарушения характеризуют действия либо бездействие, связанные с нарушением соответствующих правил производства, продажи, хранения, учета, коллекционирования, экспонирования, ношения, уничтожения оружия и патронов к нему. Следует разграничивать данное административное правонарушение с уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными ст. ст. 222 — 223 УК РФ, — «за незаконные производство и оборот оружия». В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 (с изм. и доп.) разъясняется, что при рассмотрении дел о нарушениях правил оборота оружия и боеприпасов необходимо иметь в виду, что неправомерные действия лица могут содержать одновременно признаки состава как административного правонарушения, так и преступления, при этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия или боеприпасов к нему, их продажи и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.

К правилам, за нарушение которых данной статьей устанавливается административное наказание, относятся нормы Федерального закона «Об оружии» (например, ст. ст. 10, 14, 15 и др.), Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (с изм. и доп.), Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 (с изм. и доп.), Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 (с изм. и доп.), Правила учета и ношения холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, и Перечень типов и описание моделей холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с казачьей формой, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2001 г. N 648 (с изм. и доп.), Правила награждения граждан Российской Федерации гражданским, боевым короткоствольным ручным стрелковым и холодным оружием, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 718.

При квалификации нарушений правил хранения оружия, административные наказания за которые предусмотрены ч. ч. 1 и 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что они разграничены по субъекту правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного данной статьей, следует отличать от составов ст. ст. 20.9 — 20.14 Кодекса, которые содержат специальные составы правонарушений по отношению к данной статье.

4. Субъект правонарушения — юридическое лицо, должностное лицо, а также гражданин, достигший 16-летнего возраста (следует учитывать, что право на приобретение оружия имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста).

5. С субъективной стороны вина юридического лица определяется в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 настоящего Кодекса. Совершение данного правонарушения должностным лицом либо гражданином характеризуется умышленной формой вины (ч. 1 ст. 2.2).

6. Дела о данных административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3). Кроме того, такие дела рассматриваются судьями, если должностные лица органов внутренних дел (полиции) при необходимости решения о назначении административного наказания по ч. ч. 2 и 3 данной статьи в виде возмездного изъятия оружия передают и на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

7. Необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ в комментируемую статью внесены значительные изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.

В ч. 2 статьи установлена ответственность за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Таким образом, к правилам, нарушение которых влечет административную ответственность по данной статье, специально отнесено Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. N 890 (с изм. и доп.).

За совершение указанного правонарушения к должностным лицам применяется административное наказание в виде дисквалификации, а к юридическим лицам — в виде административного приостановления деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. ст. 3.11 и 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. дела об этих правонарушениях будут рассматриваться судьями (ч. 1 ст. 23.1).

В ч. 3 предусмотрена ответственность за нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием. В этой связи следует учитывать положения ст. 13 Федерального закона «Об оружии», в соответствии с которыми организации, имеющие право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием, определяются Правительством РФ. Порядок проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае совершения данного правонарушения альтернативным административным наказанием должностных лиц по отношению к штрафу является дисквалификация.

В силу этого с учетом положений ст. 3.11 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

В ч. 4 (ныне ч. 2) альтернативным административным наказанием по отношению к штрафу является лишение права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия, а возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций (с 1 июля 2011 г. ст. 3.6 Кодекса признается утратившей силу).

В силу этого с учетом положений ст. 3.8 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде лишения права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия (ч. 2 ст. 23.1).

Читайте также:  Долг за коммунальные услуги — какие последствия?

В ч. 5 (ныне ч. 3) возмездное изъятие оружия и патронов к нему, относящееся к дополнительным наказаниям, исключается из перечня административных санкций, а применительно к юридическим лицам альтернативным наказанием по отношению к штрафу является административное приостановление деятельности.

В силу этого с учетом положений ст. 3.12 Кодекса с 1 июля 2011 г. должностные лица органов внутренних дел (полиции) будут передавать дела на рассмотрение судьям в случае необходимости решения вопроса о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Административная ответственность

Статьей 20.8 КОАП РФ предусмотрена ответственность должностных и юридических лиц за:

  • нарушение требований закона о производстве, продаже, уничтожения или учета оружия и патронов к нему (наказание – штраф до 500000 рублей);
  • существенное нарушение лицензионных требований при производстве предметов обороны (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, приостановлении работы юрлица до 60 суток);
  • нарушение процедуры выдачи подтверждения о прохождении обучения, проверки знаний безопасного обращения с оружием или медицинского разрешения на ношение и хранение (наказание — дисквалификация должностных лиц до одного года, штраф до 50000 рублей).

Чаще всего по ст. 20.8 КОАП РФ привлекаются сотрудники оружейных магазинов, в которых граждане могут совершить покупку. Работают эти организации строго по лицензии, любое нарушение процедуры продажи, учета или хранения оружия или боеприпасов влечет довольно жесткие меры. Также нередко объектами проверки со стороны правоохранительных органов становятся медицинские организации, которые предлагают услуги по выдаче заключений комиссии о состоянии здоровья будущего владельца ружья.

Но не только должностные или юридические лица могут привлечены по КОАП РФ за нарушения, связанные с оборотом оружия. Этой же статьей (частями 4-6) предусмотрена и ответственность граждан за:

  • нарушение правил хранения, ношения или уничтожения — не следует путать с незаконным хранением, ношением и т.д. Нарушения правил хранения или ношения могут заключаться, к примеру, в отсутствии сейфа в доме вообще или в отсутствии в нем запирающего устройства. При этом ружье, хранящееся с такими нарушениями законодательства, было приобретено по всем правилам и по разрешению;
  • ношение оружия лицом, которое находится в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Для ответственности по данной норме КОАП РФ следует установить факт употребления гражданином алкогольных напитков или запрещенных наркотических (психотропных) веществ, должно быть проведено медицинское освидетельствование;
  • аналогичное правонарушение при отказе пройти освидетельствование;
  • правонарушения, касающиеся правил оружейного коллекционирования;
  • незаконный оборот травматического или огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия — приобретение, хранение, ношение, передача, перевозка, продажа (другие формы сбыта и изготовление влекут уголовную ответственность).

Наказание, которое может быть назначено физическим лицам по ст. 20.8 КОАП РФ, варьируется от 500 рублей (за обычное нарушение правил хранения) до конфискации предмета правонарушения (ружья) и ареста на 15 суток (например, за незаконную продажу ОООП). Юридическому лицу за аналогичные действия может быть назначен штраф до полумиллиона рублей.

На практике встречаются случаи, когда в действиях лица имеются одновременно признаки и административного правонарушения, и уголовного преступления.

Как сдать оружие в полицию, если просрочил разрешение, лицензию?

Чтобы сдать оружие в отдел Росгвардии (полиция больше не ведет учет оружия, эти функции переданы Росгвардии), гражданину, просрочившему разрешение необходимо пройти три этапа.

  1. Позвонить по телефону в ОЛРР. Нужно самостоятельно обратиться в отдел и сказать, что вы желаете сдать оружие на хранение в связи с просрочкой РОХа.
  2. Вызвать к себе полицейского. Так как самостоятельная перевозка оружия с просроченным разрешением незаконна, необходимо дождаться сотрудников полиции.
  3. Передать всё по акту, сделать копию и оставить себе. При изъятии ружья и боеприпасов составляется акт (протокол), включающий в себя вид, тип, модель, калибр, серию и номер оружия, а также количество изъятых патронов. Эта информация может быть зафиксирована в протоколе об административном правонарушении, тогда дополнительный акт составляться не будет.

Ответственность за просрочку перерегистрации оружия

Просрочку РОХА (невозобновление или несвоевременное возобновление разрешения, как называет его КоАП РФ) следует отличать от другого административного нарушения — несоблюдения сроков перерегистрации оружия, предусмотренного ст. 20.11 КоАП РФ.

Регистрация оружия — самостоятельная процедура, совершаемая после покупки оружия (предусмотрена ст. 13 Закона об оружии, п. 52 Правил оборота гражданского и служебного оружия, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814). Срок регистрации оружия — 2 недели со дня его приобретения. Заново регистрировать (перерегистрировать) оружие нужно при переезде и при получении новой лицензии на оружие (уже в двухнедельный срок с даты переезда или получения новой лицензии).

Правила хранения оружия

Приобрести охотничье оружие не составит труда, но человеку предстоит столкнуться с бумажной волокитой. В первую очередь, нужно получить лицензию на приобретение огнестрельного оружия. Сделать это достаточно проблематично, поэтому рекомендуется предварительно ознакомиться со всеми законодательными нюансами.

Помимо того, что нужно иметь лицензию на приобретение оружия, охотнику также следует получить разрешение на его хранение. Это еще одна длительная бюрократическая процедура, без которой не обойтись.

Обратите внимание! Хранение огнестрельного оружия без разрешения чревато привлечением к уголовной ответственности.

Чтобы получить разрешение на хранение охотничьего оружия дома, нужно обратиться в соответствующую инстанцию. Это разрешение предлагается купить, но перед этим человеку предстоит пройти длительную проверку.

Размеры сейфа для оружия

Габариты изделия, обеспечивающего сохранность, очень важны. Необходимо, чтобы ружье свободно помещалось в ящик. Конечно, можно содержать его в разобранном состоянии, но это не особо удобно. Поэтому, чтобы подобрать подходящее хранилище для покупки, необходимо измерить наиболее длинный образец из имеющегося в арсенале. Как правило, в специализированных торговых точках максимальное количество вмещающихся единиц и их длина указываются.

Опытные приверженцы охоты рекомендуют покупать средства для хранения с небольшим запасом. За время эксплуатации численность оружейных экземпляров почти всегда увеличивается. В итоге приходится присматривать себе уже новый вариант побольше.

Если в коллекции имеется оружие с оптикой, глубина по стандарту сейфов для ружья должна быть не менее 350 мм. Иначе возникнет необходимость каждый раз снимать оптические элементы или пытаться пристроить ствол без снятия, что представляет трудно выполнимую задачу и занимает массу времени.

Ответственность за незаконное хранение и ношение

За нелегальное владение травматикой предусмотрены санкции:

  • В случае нарушения правил хранения выписывают штраф в сумме 2 тыс. рублей. Сам предмет подлежит изъятию вплоть до того момента, пока его бывший владелец не устранит нарушения.
  • Когда оружие приобретается и хранится в обход закона, на него, как правило, отсутствует лицензия. За данное нарушение налагается штраф от 3 до 5 тыс. рублей. Кроме того, что сам предмет изымается безвозвратно, гражданину грозит административный арест.
  • Если срок действия лицензии истек, гражданин, который ее ранее оформил, получает предупреждение. Также может быть наложен штраф в сумме 3 тыс. рублей.

Следующий комментарий к статье 20.8 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 20.8 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере оборота оружия.

2. Объективная сторона части первой комментируемой статьи выражается в нарушении правил производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему. Оборот оружия регламентируется Федеральным законом от 13 ноября 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации». Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1, выступают должностные лица и юридические лица, принимающие участие в обороте оружия.

Читайте также:  Компенсация неиспользованного отпуска при увольнении

3. Объективная сторона части второй состоит в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступают граждане, владеющие оружием и патронами.

4. Объективная сторона части третьей заключается в нарушении правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему. Коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему требует получения лицензии, выдаваемой органами внутренних дел.

5. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

6. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

7. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются должностными лицами органов внутренних дел либо судьями в том случае если должностное лицо органа внутренних дел передает его на рассмотрение судьи.

Что имеется в виду под незаконным хранением оружия

Все предметы, относящиеся к оружию, делятся на три категории: боевое, служебное и гражданское. Владельцами первых двух могут быть только юридические лица и государственные структуры. Обычные люди имеют право на приобретение, хранение и перемещение отдельных видов огнестрелов, применяемых для самозащиты, занятий спортом, охоты, а также в учебных целях.

Травматическое оружие, оказывающее ограниченное поражение, также является огнестрельным. На него распространяются те же правила, что и на другие виды вооружения.

Чтобы иметь у себя оружие на законных основаниях, граждане обязаны пройти специальную подготовку и получить соответствующую лицензию в ОЛРР по месту жительства. До покупки надо там же взять разрешение на совершение сделки. После приобретения пистолета, карабина или устройства ограниченного поражения в специализированном магазине, их необходимо зарегистрировать в том же государственном органе, где было получено разрешение. Сделки купли-продажи между физическими лицами осуществляются в разрешительном органе.

Если не выполнены эти правила или оружие было получено нелегальным путем и тайно укрывается, то его хранение и ношение считается незаконным. Это грозит лишением свободы и крупными штрафами, поскольку вопрос стоит о безопасности граждан РФ.

Виды оружия и особенности его хранения

В нашей стране гражданским лицам доступно лицензированное оружие следующих категорий:

  • Ограниченного поражения (иначе травматическое).
  • Охотничье гладкоствольное.
  • Охотничье нарезное.
  • Охотничье пневматическое.
  • Газовое.
  • Сигнальное.
  • Спортивное.
  • Гладкоствольное длинноствольное для самообороны.
  • Клинковое с возможностью ношения с национальной формой одежды.

Помимо этого, существует группа изделий, не требующих разрешения

, а значит, и не попадающих под правила хранения для выше приведенных категорий:

  • Пневматические винтовки, пистолеты и револьверы с энергией менее 7 Дж и внутренним диаметром ствола менее 4,5 мм.
  • Аэрозольные пистолеты.
  • Газовые баллончики.
  • Макеты, копии, охолощенные модели, не способные производить выстрел.
  • Сигнальные устройства.
  • Охотничьи ножи.
  • Спортинвентарь для фехтовального спорта.
  • Электрошокеры.

Уголовная ответственность

Ст. 222 УК РФ состоит из 4-х пунктов и примечания.

Применяемые меры ответственности представлены в таблице:

Состав деяния Ограничение свободы Лишение свободы Принудит-е работы Арест Обязат-е работы
Покупка, хранение и использование огнестрела в нарушение закона До 3-х лет До 4-х лет + штраф До 4-х лет До 6 месяцев
Ранее указанное деяние, субъектом которого выступает группа лица при наличии предварительной договоренности До 6 лет + штраф
Ранее указанное деяние, субъектом которого является организованная группа До 8 лет + штраф
Сбыт огнестрельного оружия (только гладкоствольного и ограниченного поражения), газового и холодного оружия в нарушение законодательных норм До 2-х лет До 2-х лет + штраф До 2-х лет До 6 месяцев До 480 часов

Наказание по КоАП РФ будет назначено только за нарушение правил, утвержденных на федеральном уровне. Соблюдать их обязано лицо, владеющее средствами самообороны на законном основании, т.е. при наличии разрешения МВД.

Если оружие и боеприпасы были приобретены или найдены гражданином без соответствующего разрешения, каждый предмет должен быть сдан сотрудникам МВД.

Обеспечение безопасности при хранении вооружения и боеприпасов возложено на законного владельца. В частности, должны соблюдаться следующие условия:

  • в период, пока оружие не используется для самообороны или иных разрешенных целей, оно должно быть недоступно для посторонних лиц;
  • хранение единиц оружия допускается только в специально оборудованных местах – сейфах, оружейных металлических ящиках и т.д.;
  • вооружение должно находиться по месту жительства гражданина, указанного при оформлении разрешения;
  • если жилое или нежилое помещение, где храниться оружие, расположено на первом или последнем этаже здания, должна предусматриваться сигнализация или установка металлических решеток на окнах;
  • иные правила, регламентированные на законодательном уровне.

Дополнительные требования предусмотрены для массового хранения единиц оружия (например, для размещения коллекции). В этом случае должна быть установлена сигнализация и металлическая дверь в помещение.

Ответственность за хранение возлагается персонально на владельца оружия, и не может передаваться иным лицам.

Режим безопасности и соответствие всем условиям будут контролировать должностные лица МВД – такая проверка может проводиться не реже одного раза в год.

Юридическое закрепление ответственности за нарушение правил хранения оружия при истечении срока разрешения на хранение и ношение оружия было осуществлено законодателем в ст. 20.8 Кодекса об административных правонарушениях. По своему смыслу данная статья призвана обеспечить мерами административного регулирования отношения, возникающие в сфере хранения и ношения огнестрельного оружия на территории Российской Федерации.

В рамках ФЗ № 150 «Об оружии», а также в рамках нормативно-правовых актов, принятых Правительством во исполнение данного федерального закона, объектом данной статьи являются общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, которые были нарушены путем действия или бездействия.

Уголовная ответственность

Однако административная ответственность вовсе не является единственной, которой может быть подвергнут человек, который решил незаконно хранить у себя гладкоствольное оружие. Уголовная законодательство применяется в тех случаях, когда подобное незаконное хранение привело к тому, что человек либо умер, либо получил тяжкие травмы для здоровья.

В конечном итоге, если будет всего один пострадавший, то согласно 224 УК РФ будет назначен штраф в размере до ста тысяч, а также ограничение свободы до года с последующими исправительными работами. Если потерпевших двое или больше, то срок отбывания наказания в тюрьме может увеличиться до двух лет.

Именно поэтому столь важно хранить оружие в надлежащем для того месте, где никто другой, особенно ребенок, не может добраться до него. На практике периодически случаются события, когда ребенок нечаянно находил ружье и вредил себе из-за простого неумения им пользоваться. Поэтому его постоянное нахождение в сейфе, кроме случая транспортировки, является наиболее оптимальным способом хранения.

На данный момент судебная практика все более ужесточается к тем, кто хранит любой вид оружия незаконно, поскольку довольно часто это может привести к жертвам. Все большее количество людей оказывается в тюрьме с реальными сроками за данное нарушение законодательства, которое довольно просто можно предотвратить с получением лицензии, а затем и разрешения.


Похожие записи: