Кто и как может получить политическое убежище в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто и как может получить политическое убежище в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.
Статус лица получившего политическое убежище административное право
- Авторское право (4)
- Аграрное право (3)
- Адвокатура (13)
- Административное право (20)
- Арбитражный процесс (7)
- Банковское право (6)
- Бюджетное право (1)
- Водное право (1)
- Военное право (1)
- Гражданский процесс (16)
- Гражданское право (22)
- Договорное право (8)
- Жилищное право (12)
- Зарубежное право (5)
- Земельное право (7)
- Избирательное право (2)
- Инвестиционное право (1)
- Информационное право (3)
- История государства и права (18)
- Кодексы, комментарии (11)
- Коммерческое право (8)
- Конкурсное право (1)
- КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
- Конституционное право (20)
- Корпоративное право (4)
- Криминалистика (5)
- Криминология (5)
- Международное право (16)
- Муниципальное право (5)
- Налоговое право (7)
- Наследственное право (7)
- Новости законодательства (1 011)
- Основы права (2)
- Право Евросоюза (1)
- Право интеллектуальной собственности (1)
- Право социального обеспечения (1)
- Правоведение (1)
- Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
- Предпринимательское право (5)
- Прокурорский надзор (2)
- Римское право (9)
- Семейное право (4)
- Словари / Справочники (30)
- Страховое право (3)
- Таможенное право (5)
- Теория государства и права (11)
- Торговое право (1)
- Трудовое право (9)
- Уголовно-исполнительное право (3)
- Уголовное право (27)
- Уголовный процесс (11)
- Финансовое право (13)
- ШПАРГАЛКИ (78)
- Экологическое право (5)
- ЯИнтересное (0)
Беженец — это лицо, не являющееся гражданином РФ, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Статус беженца может иметь и лицо без гражданства, подпадающее под указанные выше признаки во взаимоотношениях со страной своего прежнего обычного места жительства.
Статус беженцев определяется Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. Приобретение статуса беженца происходит в два этапа. На первом этапе лицо приобретает свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу. Порядок выдачи такого свидетельства утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г.2 Свидетельство выдается органами федеральной миграционной службы РФ по результатам предварительного рассмотрения ходатайства лица о признании беженцем. На втором этапе орган миграционной службы решает вопрос о признании беженцем либо об отказе в таковом признании. Лицо, признанное беженцем, получает удостоверение беженца. Решение вопроса по существу происходит, как правило, в течение трех месяцев, но не более шести месяцев с момента выдачи указанного свидетельства.
Лицо, признанное беженцем, пользуется в силу ст.5 Закона о беженцах всеми правами гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Статус беженцев имеет много общего со статусом иностранцев. Однако в отличие от иностранцев беженцы имеют дополнительные права. Среди них: право проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами, право получать питание по установленным нормам, право на медицинскую помощь и получение лекарств, право на единовременное и иное пособие, право на льготы по налогам, сборам и пошлинам, установленное для граждан РФ, имеющих статус вынужденных переселенцев; право на получение услуг переводчика, информации о своих правах и обязанностях; право на работу по найму или предпринимательскую деятельность и право на социальную защиту наравне с гражданами РФ за рядом исключений, другие права.
По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).
По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:
• органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;
• органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;
• органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;
• органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);
• органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.
По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.
По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.
По порядку разрешения вопросов – единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).
По источнику финансирования – бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.
Административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Важно! Вынужденные переселенцы имеют законное право на оформление целевого займа на покупку жилого помещения или строительство индивидуального дома – ссуда предоставляется на долгосрочной основе и без взимания процентов.
Под административно-правовым положением понимается система прав и обязанностей, гарантий и свобод, которыми наделяет беженцев и вынужденных переселенцев Правительство РФ, причем переселенцы пользуются более широким перечнем прав благодаря наличию гражданства РФ.
Если гражданин подаст ходатайство о присвоении ему статуса переселенца, и оно будет зарегистрировано и принято к рассмотрению по существу экспертами ГУВМ МВД, согласно российскому законодательству человек получит следующие права, положенные ему в связи со статусом вынужденного переселенца:
- право на бесплатное получение медицинской помощи и медикаментов в поликлиниках и социальных аптечных пунктах;
- право на размещение в центре временного проживания, бесплатное пользование услугами жилищно-коммунального хозяйства, получение питания;
- право на возмещение затрат на проезд от отделения ГУВМ МВД до центра временного размещения (если переселенец является малообеспеченным – в противном случае, власти только оказывают содействие в перевозке багажа и обеспечении возможности проезда);
- право на единовременную материальную поддержку (не менее 100 рублей).
Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:
- постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
- помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
- стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
- безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.
Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:
- на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
- на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
- на трудоустройство по найму;
- участие в общественной деятельности.
Кому не дадут статус беженца в РФ
Согласно статье 5 закона «О беженцах», не каждый переселенец может получить этот статус беженца.
В России таковыми не могут быть признаны:
- Лицо, подающее ходатайство, совершило преступление против человечества, мира, военное или тяжкое неполитическое злодеяние и даже те, кто подозревается в злоупотреблении законом.
- Человек совершил действия, не совпадающие с целями и принципами ООН.
- Гражданин, за которым компетентные органы государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства (призыв в армию, неуплаченные налоги, долги по кредитам).
- Человек, незаконно пересекший российскую границу и вовремя не обратившийся в миграционную службу в течение длительного времени, чтобы зафиксировать свое пребывание на территории РФ.
- Граждане, которые оставили свое место жительство по экономическим причинам (эпидемия, голод, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера).
- Лица, которые в настоящее время пользуются защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Кроме того, ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо, его подающее, имеет близких родственников на территории РФ (включая супругов), получивших ВНЖ, РВП или разрешение на работу.
Как получить статус политического убежища в РФ в 2022 году
Порядок, по которому предоставляется политическое убежище в РФ определяется в соответствии с Положением (Указ Президента №746 от 21.07.1997). В соответствии с Положением порядок предоставления убежища подразумевает обращение в миграционные органы, подачу заявки, анкетирование, прохождение собеседования экспертизы. Обратиться за получением такого статуса следует обратиться в миграционный орган при МВД. Такой орган проводит первичный прием документов и решает вопрос о присвоении статуса. При положительно принятом решении документы направляются в Комиссию, занимающуюся вопросами гражданства при Президенте. После рассмотрения всех данных комиссией, в них вносятся предложения и передаются в дальнейшем Президенту РФ. Основное решение по предоставлению политического убежища находится в компетенции Президента. Определенные сроки по рассмотрению возможности предоставления политического убежища не предусматриваются. Если рассмотрением запроса занимается УВМ, то принятие решения и передача обращения занимает около 5 дней. Остальные органы затрачивают на эту процедуру около месяца. Срок, который занимает рассмотрение этого вопроса Президентом и комиссией при нем не установлен.
Порядок обращения за политическим убежищем
Обращение в указанные органы сопровождается подачей соответствующего ходатайства. Оно может предоставляться как в письменной форме, так и в виде электронного документа. В заявке указываются сведения о гражданах и членах их семьи, а также просьба о предоставлении политического убежища. Заполняется форма на русском языке, в том случае, если самостоятельно обратившийся это сделать не может, он может попросить помощи у сотрудников миграционной службы. В адрес Президента документ подается лично заявителем.
Важно! Подать ходатайство необходимо в течение 1 недели с даты прибытия в Россию, либо с момента возникновения обстоятельств, препятствующих выезду в свою страну. Но штрафных санкций за нарушения срока подачи ходатайства не предусмотрено.
Помощь беженцам в каждой стране предоставляется в разном объеме, в зависимости от возможностей страны. Обычно «базовый пакет» включает в себя:
- Натуральную помощь – предоставление продуктов или полноценного питания, бытовых и коммунальных услуг.
- Медицинскую помощь. Заключается не только в обследовании и лечении, но и в предоставлении лекарственных препаратов.
- Финансовую помощь. Размер выплат значительно отличается от государства к государству. Например, в РФ это небольшая единовременная помощь в размере 100 рублей. В Германии – ежемесячная помощь на карманные расходы в размере 100-150 евро.
- Социальную помощь. Например, устройство детей в детские сады и школы, получение пенсии по возрасту, по утрате трудоспособности и так далее.
- Правовая и иная консультативная помощь; услуги юриста, психолога, переводчика, трудового консультанта.
Национальным или муниципальным законодательством могут быть предусмотрены и другие виды помощи, например, пособия на жилье и субсидии на оплату коммунальных услуг (при самостоятельном проживании).
Что делать если нет визы?
Если у преследуемого нет визы в желаемую страну, ему следует отправиться в государство, с которым у России безвизовый режим. Оттуда вы можете попытаться получить визу для стран ЕС.
Если у гражданина нет паспорта, ему следует обратиться в местное российское консульство, оформить документ, дождаться его выдачи, а затем оформить визу.
Если ситуация критическая, преследуемый может купить билет на самолет, в который входит пересадка в стране Шенгенского соглашения. Во время пересадки он может попросить у этой страны политического убежища прямо из аэропорта.
Миграционное агентство Швеции начнет рассматривать дело в ускоренном порядке, но высок риск отказа – это нужно делать только в том случае, если преследуемое лицо имеет веские основания для предоставления убежища.
Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.
Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.
Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:
- Преследуются действующим политическим режимом;
- Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
- Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.
Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.
Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.
Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.
К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:
- Совершили преступление;
- Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
- Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
- Не подвергаются гонениям в своей стране;
- Въехали в РФ из демократического государства;
- Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
- Сообщили ложную информацию о себе;
- Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
- Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.
При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.
Принятие отрицательного решения: дальнейшие действия
Объективности ради стоит напомнить, что положительное решение иммиграционных властей, согласно статистике, принимается далеко не в каждом случае. Поэтому вероятность отказа довольно высока. В то же время значительное число мигрантов всё же добилось положительного решения через суд. При получении официального отказа от управления по делам беженцев иммиграционной службы принимающей страны, в первую очередь, следует постараться выяснить его причину.
Ни в одной из европейских стран, ни в США, ни в Канаде не следует предлагать вознаграждение иммиграционному специалисту, от резолюции которого очень многое зависит. Укоренившиеся привычки жителей стран СНГ могут оказать им в развитых странах медвежью услугу. Поэтому при попытке дачи взятки можно запросто оказаться не в лагере для беженцев, а в лагере для осуждённых, а мечта о получении статуса «беженца совести» развеется как дым.
Если прошение о предоставлении статуса будет отклонено, то оно переходит в юрисдикцию судебной власти, а именно — судьи, рассматривающего дела беженцев. Податель ходатайства о присвоении ему статуса беженца может обжаловать негативное решение иммиграционных властей. Для этого ему следует подать апелляцию в чётко оговоренные законодательством принимающей его страны сроки. В ней следует указать, какие именно иммиграционные законы данной страны были нарушены при принятии негативного решения, или констатировать факт нарушения установленной процедуры рассмотрения ходатайства. Если же суд вынесет решение об отказе в предоставлении статуса, то заявителю будет выдан депортационный ордер, согласно которого он должен будет покинуть территорию страны в двухнедельный срок.
Понятие «беженец» по российскому законодательству. Особенности их правового статуса
В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная правам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д.
Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие.
Войны между государствами, конфликты немеждународного характера, политические преследования ведут к массовому исходу населения в другие страны. Это сделало необходимым урегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываются в бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны
Безусловно, Конвенция 1951 г. позитивно повлияла на решение проблем беженцев. Вместе с тем она содержит ряд ограничений, препятствующих своевременному оказанию помощи всем лицам, нуждающимся в политической, правовой и социальной защите.
Ныне основным актом является универсальная Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. Учитывая актуальность для себя этой проблемы, Россия стала ее участницей в 1992 г.
В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия «беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцев согласно Конвенции охватывает несколько аспектов:
- – определение понятия «беженец» и закрепление принципов их невысылки и невыдачи;
- – предоставление беженцам по ряду вопросов правового режима иностранцев (например, в отношении гражданских, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых прав);
- – предоставление беженцам по определенным вопросам национального режима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в праве обращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).
Вступление России в Совет Европы придало новый импульс работе по обеспечению прав человека в Российской Федерации.
Для Российской Федерации стало обязательно руководствоваться в своей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовых актах Совета Европы о правах человека. Особо отметим появившуюся необходимость соблюдения требований, содержащихся в Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания.
Региональные соглашения по правам человека, совпадая с универсальными в трактовке прав и свобод, имеют более эффективную судебную систему контроля за их соблюдением государствами в отличие от механизма контроля за соблюдением универсальных конвенций, осуществляемых квазисудебными органами – комитетами, заключения которых не имеют обязательной юридической силы для государств.
Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца.
Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:
- 1) не является гражданином Российской Федерации;
- 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства);
- 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
- 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.
В принципе, государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.
Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев. (1),Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» //СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110 им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.
Предоставление политического убежища
Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также порядок взаимодействия МВД России и территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяет Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 05.12.2007 г. №451
Каковы исключения из годичного срока подачи заявок?
Исключения из крайнего срока подачи ходатайства о предоставлении убежища подразделяются на две категории: «изменившиеся обстоятельства» или «чрезвычайные обстоятельства». Примеры «измененных обстоятельств» включают, но не ограничиваются:
- Изменения условий в стране гражданства заявителя или, если заявитель не имеет гражданства, в стране последнего обычного проживания
- Изменения в обстоятельствах заявителя, которые существенно влияют на право заявителя на убежище, в том числе изменения в применимом законодательстве США и действиях, в которые заявитель вовлечен за пределы страны предполагаемого преследования, которая подвергает заявителя риску
- В случае иностранца, который ранее был включен в качестве иждивенца в другое ходатайство о предоставлении убежища, находящееся на рассмотрении другого лица, утрата супружеских или родительских отношений с основным заявителем в результате брака, развода, смерти или достижения возраста 21 года
Примеры «чрезвычайных обстоятельств» включают, но не ограничиваются:
- Серьезное заболевание или умственная или физическая нетрудоспособность, включая любые последствия преследования или причинения насильственного вреда в прошлом в течение 1 года после прибытия
- Правовая инвалидность (например, заявитель был несовершеннолетним без сопровождения или страдал психическим расстройством) в течение 1 года после прибытия
- Неэффективная помощь адвоката (несмотря на конкретные положения)
Похожие записи: