Налоги на электромобили в России в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на электромобили в России в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.
Налог на электромобили и “растаможка”
К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.
Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:
- Nissan Leaf – 105 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 104 шт.,
- Audi E-tron – 61 шт.,
- Jaguar I-Pace – 57 шт.,
- Hyundai Ioniq – 7 шт.
ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:
- Nissan Leaf – 3541 шт.,
- Tesla (3, S, X) – 85 шт.,
- Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
- Jaguar I-Pace – 26 шт.,
- BMW I3 – 24 шт.
Льготы для старых и дорогих автомобилей
Даже если человек не входит в стандартный список льготников, наверняка его интересует, как снизить транспортный налог на автомобиль, что является довольно дорогой моделью. Особенно это интересно гражданам, которые взяли кредит, чтобы приобрести для себя дорогое транспортное средство. Также люди не хотят платить транспортный налог в 2022 году за автомобиль, который был сделан давно.
Власти это учли, и в некоторых регионах есть особые условия снижения налога для старых или дорогих автомобилей. Сниженные налоговые ставки введены в 8 регионах. Для примера, жители Новосибирской области, которые владеют автомобилем, что старше 10 лет, платят налог, сниженный в три раза. Жители Приморского края получают сниженный процент по налогу для транспорта, старше трех лет.
Говоря о налоговой ставке за дорогие автомобили, в 2022 году она повышена. Но повышенный коэффициент действует не долго, а только после покупки. К тому же налоговая ставка зависит от того, к какому классу роскоши относится автомобиль. Например, если машина была куплена за 3-5 млн. рублей, будет использоваться налоговый коэффициент 1,1. Если стоимость транспорта составляет 5-10 млн. рублей, коэффициент будет 2. При цене от 10 млн рублей и более 15 млн рублей, коэффициент составит 3.
Но зависимо от возраста автомобиля, со временем повышенная ставка становится стандартной или даже сниженной. Для первой категории через 3 года, для второй 5 лет, а для третей 10 лет. Если автомобиль дороже 15 млн. рублей и он старше 20 лет, к нему также не будет применен повышенный коэффициент налога.
Спрос на электрокары упадет
В августе кабмин утвердил концепцию по развитию производства и использованию электротранспорта в России до 2030 года. Одна из целей стратегии — увеличить спрос на электромобили на отечественном рынке. В Минэке заявляли, что к 2024 году должно выпускаться более 25 тысяч отечественных электромобилей, а к 2030 — их доля в производстве должна составлять не менее 10%.
Для того, чтобы стимулировать спрос на электромобили, для владельцев таких транспортных средств предусмотрели множество льгот. Среди них — бесплатный проезд по платным участкам федеральных трасс, отмена транспортного налога, бесплатная парковка и прочие. Нулевой налог действует в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калужской, Липецкой, Курской, Тюменской, Амурской и Волгоградской (с одним двигателем мощностью не более 150 л.с.), а также в Кемеровской и Иркутской областях, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Забайкалье и Башкирии (в первые три года с момента покупки машины).
Отмена каких-либо стимулирующих мер и введение новых платежей для владельцев электромобилей приведет к падению спроса на электрокары, считает генеральный директор компании Drive Electro, доктор технических наук, профессор Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина Сергей Иванов. Он добавляет: «Электротранспорт все еще нов и непонятен для отечественных автомобилистов. Вместо введения дополнительных налогов, необходимо сосредоточиться на предоставлении субсидий и поддержки со стороны государства. Другого пути популяризации экологичного транспорта попросту нет. Введение покилометровой оплаты проезда для электротранспорта попросту нивелирует все положительные эффекты от принятой ранее концепции, что не позволит развиться зарождающемуся рынку автомобилей на электрической тяге».
Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что в краткосрочной перспективе новые платежи не отразятся на спросе, но если учитывать стратегию по развитию электротранспорта в России, то это приведет к определенному спаду. «В настоящее время на российском рынке представлены в основном достаточно дорогостоящие электрокары. Их покупают, в основном, те, кого интересуют современные технологии, кто хочет быть одним из первых в среде владельцев электромобилей. Поэтому для данного сегмента введение нового налога ни в коем случае не станет существенным барьером для покупки. Что касается сегмента недорогих автомобилей на электричестве, то здесь появление дополнительной финансовой нагрузки может оказать определенное негативное влияние на готовность покупателей переходить на автомобили нового поколения», — объясняет Чумаков.
Плюсы и минусы электромобиля
Достоинства электромобиля — бесплатные парковки, возможность стартовать со светофора быстрее 90% автомобилей, экономичность, экологичность, комплектация, стоимость и качество сборки.
Я подала документы через МФЦ, и мой автомобиль внесли в реестр парковочных разрешений электромобилей. Теперь парковка для меня бесплатна.
Главным недостатком бюджетного электромобиля считается небольшой пробег на одном заряде. В среднем это 120—170 километров в зависимости от состояния батареи. Для моего авто — около 100—120 км летом и 70—80 км зимой. Знакомый ездил на Лифе с более емкой батареей из Казани в Чебоксары — это 150 км, и еще 20 оставалось в запасе. Другой владелец Лифа ради эксперимента устроился работать в такси. Справляется.
У противников электромобилей есть один аргумент: «А как на нем уехать хотя бы за 300—400 км?» Пока это сложно: развитой инфраструктуры в России нет, станции быстрой зарядки есть только в больших городах. Но не стоит забывать, что зарядиться можно практически везде. В глухой деревне может не быть бензозаправки, но будет розетка.
По закону с 1 ноября 2016 года автозаправки обязаны установить зарядные станции для электромобилей. Значит, я могу зарядить свой электромобиль на любой АЗС.
Правда, быстрые зарядки владельцы устанавливать не торопятся, но хотя бы обычной розеткой я вправе воспользоваться.
Если хотите купить электромобиль, подумайте, как часто вы ездите за 300—400 км. Если часто, то электромобиль вам не подойдет. Большинство в повседневной жизни передвигается в пределах 60—70 км по городу — как раз на расстояние, которое может покрыть электромобиль: детей в садик, жену на работу, сам на работу, вечером за женой, за детьми, в магазин.
Еще один распространенный вопрос: «Что ты будешь делать, если у тебя внезапно кончится зарядка?» Да то же самое, что и без бензина: сяду кому-нибудь на трос и доеду до ближайшей розетки. Ситуация, когда заряд кончится ВНЕЗАПНО, практически невозможна: машина подсчитывает и показывает, сколько километров я еще могу проехать на текущем заряде.
Кто вправе не платить?
По состоянию на 2021 год взимание транспортного налога относится относится к местным (региональным) сборам, поэтому льготы предоставляются в зависимости от региона и регулируются муниципальным законодательством.
Налог на электромашины в России выплачивается по общим правилам, однако освобождены от уплаты жители Московской области. Льготы для них были введены в 2015 году статьей 26.19 Закона Моск. обл. N 151/2004-ОЗ. Согласно ст. 26.19 указанного нормативно-правового акта лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями, освобождаются от уплаты в отношении следующих категорий автотранспорта:
- автомобили легковые;
- мотоциклы;
- мотороллеры;
- автобусы;
- тракторы.
Стоит учитывать, что также от транспортного налога освобождаются некоторые льготные категории граждан: военные пенсионеры, ветераны ВОВ, многодетные родители, инвалиды и т.д.
Предлагаем вашему вниманию и другую полезную информацию о налогах на транспорт:
- Особенности налогообложения для организаций.
- Нюансы для грузовых, самоходных, старых и выигранных машин.
- Что делать, если пришел налог на проданное авто?
- Как проверить и оплатить задолженность?
Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам
Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.
Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2021 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.
Документация, предоставляемая при пересечении границы
Оформлением электромобиля занимаются таможенные органы, территориально привязанные к месту постоянного проживания осуществляющего ввоз гражданина. На это время транспортное средство помещается на склад, где может находиться не более 2-х месяцев. Данного периода достаточно для разрешения всех организационных вопросов, так как обычно процедура занимает около 2-3 недель.
Первая проверка документов на предмет соответствия законодательным нормам РФ проводится при пересечении границы, поэтому до въезда на территорию страны автовладельцу следует позаботиться о наличии:
- паспортов (заграничного и гражданина России);
- заявления, в котором должно быть указано точное время прибытия груза на конкретный пропускной пункт;
- декларации по форме ТД-6. Если транспортировка осуществляется в контейнере, то проставляется отметка о несопровождаемом багаже, а если электромобиль передвигается своим ходом, то о сопровождаемом;
- таможенной расписки, подтверждающей факт внесения на счёт ведомства залоговой суммы, и заверенной инспектором. Если средства вносит не собственник, а его представитель, то понадобится прошедшая нотариальную заверку доверенность;
- комплекта документации на ТС (техпаспорт, гарантийный сертификат, договор о приобретении в собственность, страховой полис).
После тщательного осмотра электромобиля и изучения предоставленных документов сотрудник таможни внесёт запись в журнал и выдаст разрешение на въезд. Дальнейшие действия сводятся к обращению в соответствующий таможенный орган по месту пребывания для завершения регистрации, а также расчету и оплате установленных государством взносов.
Отличие электромобилей
Изначально транспортные средства с электрическим приводом создавались с целью уменьшения количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВЗ. Но на сегодняшний день такие кары считаются еще и намного экономнее обычных автомобилей. Ведь за полный заряд батареи владельцу экологического ТС придется заплатить всего 200-300 рублей, в то время как за бак бензина, залитый до краев, с автолюбителя потребуют от 3000 до 5000 руб.
Однако на этом преимущества электрических машин заканчиваются. А вот из недостатков такого транспортного средства следует подчеркнуть:
- Высокую стоимость;
- Проблемное обслуживание (далеко не все технические станции берутся за ремонт Леафа, Теслы и других аналогичных каров, так как в них присутствует тяжелая электроника, для которой требуются специальные стенды);
- Ограниченный пробег (полного заряда батареи хватает на 250-300 км хода. Ну а специализированные заправки с экологическим топливом существуют далеко не в каждом городе).
При этом растаможка электромобилей стала преимущественной совсем недавно. Вплоть до 2021 года спрос на такой тип ТС достигал минимальной отметки.
С 4 мая 2020 года по 31 декабря 2021 года решением совета ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) на территории стран ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения) обнулены таможенные пошлины на ввоз электромобилей для физических и юридических лиц. Речь идёт о категории «отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями» (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).
Сумма, назначаемая к уплате за ввоз электромобиля в Россию и его растаможку, складывается из нескольких видов обязательных взносов:
- Сбор за оформление, размер которого является фиксированной величиной и напрямую зависит от стоимости ввозимого транспортного средства.
- Таможенная пошлина (ОТМЕНЕНА ПО 31.12.2021 г.) Также автовладелец должен оплатить:
- НДС, который в 2020 году составляет 20%;
- акциз, формируемый исходя из мощности установленного электродвигателя.
Насколько распространен в РФ
Хоть данный вид транспорта и до сих пор считается инновационным, все же его количество из года в год постепенно возрастает. В Москве по распоряжению мэра в 2007 году была введена эксплуатация электромобиля.
А именно – власти закупили 8 небольших грузовиков и 2 автобуса для обеспечения перевозки пассажиров по городу и транспортировки грузов.
Лишь со временем небольшое количество электрокаров стало приобретаться гражданами для их личного использования. Тенденция к сохранению окружающей среды пришла с Европы и Японии, поэтому и модели таких транспортных средств в основном принадлежат производителям Nissan, Mitsubishi, Renault и Tesla.
После этого был разработан и отечественный электромобиль – Лада Эллада. Хоть стоимость на авто отечественного автопрома и меньше, но все же пользователи отдают предпочтение именно машинам иностранных производителей.
На данный момент была составленная статистика наличия и использования электромобилей на территории РФ:
Общее количество электромобилей Название модели Количество Процентный показатель 920 единиц Nissan Leaf 340 единиц 37% Mitsubishi-MiEV 263 единицы 28,6% Tesla Model S 177 единиц 19,2% Lada Ellada 93 единицы 10% Renault Twizy До 20 штук 1,6% Tesla Model X До 20 штук 1,6% BMW i3 До 20 штук 1,6% Стоит отметить, что эти показатели ежегодно немного, но растут. Наибольшее количество электромобилей сосредотачивается именно в Москве – 281 штука.
Действующее законодательство о налоге на электромобили и перспективные законы
На сегодня транспортный налог на электромобили в России не установлен. Налогоплательщиком, согласно ст. 357 НК, признается то лицо, на которое зарегистрирован электрокар. Для электрокаров применяется стандартный перечень нормативных документов, которые применяются по отношению к обычным автомобилям, работающим от двигателя внутреннего сгорания. Перечень правовых актов из налогового кодекса РФ:
- П. 1 ст. 359;
- ст. 360;
- ст. 361;
- ст. 358.
Пункт первый ст.359 определяет налоговую базу. В пп.1.1. говорится, что налоговая база зависит от мощности двигателя транспортного средства, а в п.2 — о том, что определение налоговой базы происходит для каждого отдельно взятого технического устройства для перевозки. Мощность рассчитывается в лошадиных силах, а единица измерения — киловатт-час.
Примерные значения для разных типов авто приведены в таблице.
Мощность (кВт), вид авто Размер налоговой ставки (руб., коп.) Грузовики макс. 73,55 2 руб. 50 коп. 73,55 – 110,33 4 руб. 110,33 – 147,1 5 руб. 147,1 – 183,9 6 руб. 5 коп. 183,9 8 руб. 50 коп. Автобусы макс. 147,1 5 руб. мин. 147,1 10 руб. Легковой автотранспорт макс. 73,55 2 руб. 50 коп. 73,55 – 110,33 3 руб. 50 коп. 110,33 – 147,1 5 руб. 147,1 – 183,9 7 руб. 50 коп. мин. 183,9 15 руб. В п. 1 ст. 358 НК РФ говорится о том, что автомобили и иные механические средства передвижения являются объектами, подлежащими налогообложению. Ст. 360 определяет сроки уплаты налогов. Основной налоговый период — это год (12 месяцев, 365 дней), а отчеты ведутся по кварталам.
Инициатива отмены транспортного налога с 2021 года
Правительством был инициирован вопрос отмены взимания транспортного налога с владельцев электромобилей уже с 01.01.2018 на 5 лет, в связи с чем подготовлен проект поправок в НК. Депутатами Госдумы было принято решение доработать текст документа и внести корректировки в некоторые его положения. Основными замечаниями со стороны Комитета Госдумы по бюджету и налогам стало:
- Наличие возможности освобождения от ТН владельцев электромобилей, как отечественного, так и зарубежного производства, а вместе с тем на некоторые модели, подобно Tesla, чрезвычайно дорогие и признанные роскошью;
- Стимулирование подобными льготами приобретение россиянами электромобилей не даст желаемого результата без развития сети специальных заправок для такого транспорта;
- Решение должно приниматься на уровне субъектов, поскольку данный вид налогов — региональный и на федеральном уровне решать вопрос об отмене такого сбора не верно, федеральный бюджет не может взять на себя компенсационные функции.
Сейчас говорить однозначно о судьбе законопроекта рано, но Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил его. Теперь все зависит от результатов рассмотрения проекта закона на пленарном заседании Госдумы, о дне заседания которого пока неизвестно. В поддержку такой инициативы выступает Федерация автовладельцев России, по мнению руководителя которой данная мера зародит интерес, как в российских автомобилистах, так и в отечественных производителях.
От чего зависит размер налога
Электрокары становятся всё популярнее. В начале 2021 года в России на учёте в ГИБДД стояло около 2 тыс. таких экономных автомобилей. По этой причине вопрос размера транспортного налога (ТН) на Теслу очень важен.
Знаете ли вы? Генеральным директором автомобильной компании Tesla является миллиардер Илон Маск, но идея создания транспортного средства с экономным расходом зародилась у Мартина Эберхарда. Со стартапом Эберхард обратился к Маску, который и вложился в проект. Сооснователи компании Tesla — Джеффри Брайан Штробель и Иэн Райт.
Поскольку электромобиль Тесла не определяется как отдельная категория транспортных средств, налог является стандартным. О ставке ТН говорится в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Тесла относится и к грузовым, и к легковым авто, в зависимости от мощности двигателя. В связи с этим налоговая база начисляется несколькими методами. Существуют некоторые показатели, влияющие на размер налога.
Есть ли льготы на электромобиль в Москве и других регионах России
На начало 2021 года на территорию РФ был ввезен только 1 771 электрокар. Такой малый спрос на эти автомобили обусловлен следующими факторами:
- электрокары дороже машин с двигателем внутреннего сгорания. К сожалению, субсидии при покупке электромобиля в России, как например, в Германии, покупателям не предоставляют;
- машины с электромоторами не совсем приспособлены к российским климатическим условиям и дорогам;
- отсутствует подходящая инфраструктура;
- эксплуатационные характеристики электрокаров пока что уступают автомобилям с традиционным ДВС.
Но в то же время этот сегмент авторынка в мире активно развивается, характеристики и качество электромобилей постоянно растут. Со временем многие страны планируют постепенно запретить у себя эксплуатацию машин с ДВС, например, Норвегия – до 2025 года, Франция и Германия – до 2040.
Поэтому увеличение спроса на электрокары в России – это лишь дело времени. Учитывая, что ставка транспортного налога находится в компетенции региональных органов власти, некоторые субъекты федерации могут отменять этот сбор. Хотя, в в 2021 году практически во всех регионах РФ он есть.
Хотя и ТН на электрокары не отменен, но, например, в Москве есть такие льготы для электромобилей:
- бесплатная стоянка на территории платной парковки;
- бесплатная зарядка на некоторых зарядных станциях (электрозаправках).
Введён ли транспортный налог на электромобили в России в 2019 году
Транспортный налог (ТН) предполагает налогообложение всех видов транспортных средств, следовательно, в их число попадают и электромобили. Налогоплательщиками, в соответствии со ст. 358 НК РФ, являются владельцы машин, двигающихся за счёт электрической энергии. Такие авто пока не достаточно популярны в стране по нескольким причинам:
- стоимость экологически чистого транспорта выше, чем традиционных авто, и на их приобретение не предоставляются скидки в рамках программ государственной поддержки;
- отсутствует инфраструктура, особенно в небольших городах и селениях, позволяющая осуществлять беспрепятственное передвижение по стране;
- климатические особенности страны не позволяют эксплуатировать автомобиль во всех регионах ввиду низких температур в зимний период;
- эксплуатационные характеристики электрокаров на данный момент несколько уступают мощным внедорожникам, способным проезжать в местах с не очень качественным дорожным покрытием или полным его отсутствием.
Отменят ли транспортный налог на электромобили
Старания отменить или приостановить налоговые взыскания с владельцев электромобилей были предприняты многократно, и впервые этот вопрос поднимался ещё в 2015 году. Совсем недавно, в мае 2019, подобный законопроект был предложен к рассмотрению, однако не получил должной поддержки. Он предусматривал налоговые каникулы для электрокаров с 2019 по 2024 год с тем, чтобы в течение последующих 5 лет сделать этот вид транспорта более популярным и привлекательным в глазах сограждан, заботящихся об экологии. Законопроект был отправлен на доработку, что предполагает дополнительное изучение отдельных моментов, в частности, необходимость развития дорожной инфраструктуры и решение вопроса о компенсации денежных средств в региональный бюджет при отмене налоговых поступлений от этой категории граждан.
Похожие записи: