Образование постоянного представительства: налоговый аспект

27.02.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образование постоянного представительства: налоговый аспект». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Иностранные организации могут получать доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с осуществлением деятельности непосредственно в Российской Федерации, включая деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Отдельные вопросы налогообложения таких доходов изложены в статье 309 НК РФ. Однако это не означает, что доходы, перечисленные в указанной статье, не может получать постоянное представительство.

Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией

Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
  • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.

Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.

Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.

Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.

Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:

  • услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
  • услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
  • услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
  • услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
  • услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).

Регулярность осуществления деятельности

Постоянное представительство иностранной организации в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение, при этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства.

Если иностранная организация осуществляет в Российской Федерации деятельность, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, или осуществляет деятельность на строительной площадке, НК РФ прямо устанавливает, с какого момента постоянное представительство считается образованным.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство согласно п. 3 ст. 306 НК РФ считается образованным с более ранней из следующих дат:

  • дата вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право организации на осуществление соответствующей деятельности;
  • дата фактического начала такой деятельности.

Началом существования строительной площадки, что определено п. 3 ст. 308 НК РФ, считается более ранняя из следующих дат:

  • дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объекта работ);
  • дата фактического начала работ.

Уплата налога на прибыль. Представление отчетности

Уплату авансовых платежей и сумм налога на прибыль постоянные представительства осуществляют в порядке, установленном ст. ст. 286, 287 НК РФ, то есть в общем порядке, установленном для организаций, являющихся налогоплательщиками налога на прибыль.

В соответствии со ст. 286 НК РФ представительства исчисляют и уплачивают сумму налога по итогам отчетного периода. По итогам каждого отчетного (налогового) периода (I квартала, полугодия, девяти месяцев, календарного года) представительство исчисляет сумму квартального авансового платежа исходя из ставки налога на прибыль и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетных периодов представительства, помимо квартальных авансовых платежей, никакие промежуточные платежи в счет уплаты налога на прибыль не производятся.

Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Например, сумма платежа, подлежащая уплате по истечении III квартала, определяется как разность между суммой платежа, исчисленного нарастающим итогом за девять месяцев, и суммой платежа, исчисленной ранее за полугодие.

Представительства имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, о чем сказано в п. 7.3 Методических рекомендаций.

Согласно п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной, в частности, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Читайте также:  Развод супругов в 2023 году: процедура расторжения брака

Неправильное указание в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшее неперечисление этой суммы в бюджет, влечет непризнание обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной, о чем сказано в Письме Минфина России от 21 октября 2008 г. N 03-03-06/1/595.

Представительство согласно п. 8 ст. 307 НК РФ представляет в налоговый орган по месту нахождения налоговую декларацию по налогу на прибыль, а также годовой отчет о деятельности в Российской Федерации.

Что понимается под строительной площадкой

В целях налогообложения прибыли организаций под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации согласно п. 1 ст. 308 НК РФ понимается:

  • место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
  • место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений либо плавучих сооружений.

Обратимся к п. 2.5.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28 марта 2003 г. N БГ-3-23/150 (далее — Методические рекомендации). В нем сказано, что не является строительной площадкой в смысле законодательства о налогах и сборах заключение договоров подряда, предметом которых является выполнение иностранной организацией работ, связанных с текущим ремонтом или отделкой помещений, монтажом телефонных линий в офисах или монтажом оборудования, не требующего прочной связи с фундаментом или конструктивными элементами зданий, перемещаемого без ущерба его назначению (например, компьютерная техника).

Как сказано в названном пункте, в этих случаях наличие или отсутствие постоянного представительства устанавливается исходя из общих критериев (признаков) постоянного представительства.

Такой вывод подтверждается и арбитражной практикой. В качестве примера приведем Постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N КА-А40/314-06. Судом установлено, что иностранная организация осуществила поставку оборудования, произвела его монтаж, наладку, испытание, пуск систем, а также произвела обучение персонала. Основываясь на представленных в деле документах, суд указал на то, что монтаж и наладка оборудования, поставленного иностранной компанией в Россию, не создают представительства в виде строительной площадки или монтажного объекта, а выезд иностранных специалистов по месту установки оборудования не образует постоянного места деятельности ввиду отсутствия ведения систематической предпринимательской деятельности. Оказанные услуги и полученный доход являются однократными и не приводят к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации.

Если иностранная компания ведет в России деятельность, приводящую к возникновению постоянного представительства, она обязана уплачивать налог на прибыль. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации иностранные организации являются налогоплательщиками (ст. 246 НК РФ). Ниже перечислены объекты налогообложения таких компаний:

  • доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности на территории России через постоянное представительство, за вычетом расходов, произведенных этим постоянным представительством;
  • доходы от владения, пользования и распоряжения имуществом постоянного представительства за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов (амортизация, коммунальные платежи и пр.);
  • другие доходы от источников в России, относящихся к постоянному представительству (например, владение ценными бумагами и получение по ним дивидендов).

Налогообложение иностранных организаций в РФ

Вид налога Порядок уплаты
Налог на прибыль Под прибылью иностранной организации в РФ понимают доход, полученный от осуществления деятельности через постоянные представительства в РФ, уменьшенный на величину экономически обоснованных расходов, понесенных данными представительствами. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, из которых 2% перечисляется в федеральный бюджет, а 18% — в бюджет субъекта РФ, в котором осуществляется деятельность.

Если у иностранной компании нет в РФ представительств, но она получает доход от каких-либо российских источников, то налог за нее уплачивает налоговый агент.

НДС Иностранные компании, которые осуществляют реализацию товаров (услуг) через свои представительства в РФ, являются такими же плательщиками налога НДС, как и российские организации. То есть они на общих основаниях уплачивают в бюджет НДС и подают в ФНС налоговую декларацию.

Иностранные организации, которые не имеют в РФ постоянных представительств, также являются плательщиками налога НДС. Но это за них делают налоговые агенты, то есть контрагенты иностранных компаний, состоящие на учете в России.

Налог на имущество

Для иностранных компаний с постоянными представительствами в РФ, объектом налогообложения будет являться имущество (движимое, недвижимое), относящееся к ОС.

Для компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, в качестве объекта налогообложения будет выступать имущество, принадлежащее на правах собственности и находящееся в РФ.

Иностранные компании, уплачивающие налог на имущество, обязаны подавать в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.

Земельный налог Уплачивают иностранные организации, которые на правах собственности владеют в РФ земельным участком. В качестве объекта налогообложения в данном случае выступает земельный участок. Налог компания рассчитывает самостоятельно и уплачивает в местный бюджет региона, в котором расположен участок. Налоговая декларация подается в налоговый орган в соответствии с местом расположения налогового участка.

Системы налогообложения для иностранных предприятий

От того, как организована работа зарубежных юрлиц, зависит и то, какие налоги в России платят иностранные компании:

Вид налога Для филиала Для совместного предприятия
Налог с доходов (активных) 20% (18 — в региональный бюджет, 2% — в федеральный бюджет) Налоговый учет ведет компания, признанная налоговым резидентом в РФ. Ставка 20%.
Налог с доходов (использование имущества) Для отделения, самостоятельно признавшего себя налоговым резидентом, — 20%. При расчете учитываются расходы. 10%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент.
Налог с доходов в виде дивидендов 0%, если отделение признано резидентом и ведет работу дольше 365 дней. Во всех остальных случаях – 15% 15%. Налог удерживает агент – российский налоговый резидент.

Как видим, перечень и ставки для постоянного представительства и налогообложение совместного предприятия с иностранной компанией, а, главное, принцип их взыскания будут существенно отличаться.

В соответствии со ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства.

Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений законодательства РФ о налогах и сборах, а в случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, то наличие или отсутствие постоянного представительства определяется в соответствии с положениями соответствующего международного договора, о приоритете которых по отношению к положениям НК РФ говорится в ст. 7 НК РФ.

Что касается положений НК РФ, то в п. 2 ст. 306 НК РФ указано, что под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение и т.п., через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ.

Однако критерий регулярности главой 25 НК РФ не определен.

По мнению работников налоговых органов, соответствие критерию «регулярная деятельность» определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации в каждом конкретном случае (п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150).

В Методических рекомендациях также разъясняется, что понятие «постоянное представительство», в целях налогообложения, имеет не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым связывается возникновение обязанности иностранной организации уплачивать налог на прибыль в РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций). Признаками постоянного представительства, по мнению налоговиков, являются: наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ; осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ; осуществление такой деятельности на регулярной основе (п. 2.2.1 Методических рекомендаций).

Аналогичные выводы сделаны и в письме Минфина России от 19.08.2005 N 03-08-05.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации доходы, получаемые представительством (филиалом) иностранной компанией носят регулярный и систематический характер, то деятельность иностранной компании можно рассматриваться как деятельность, образующую постоянное представительство.

При этом, как отмечается в письме УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037671, решение о том, приводит ли деятельность иностранной организации на территории РФ к образованию постоянного представительства на территории РФ, должен принимать налоговый орган РФ, в котором эта организация состоит на учете.

В случае, если деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию ее постоянного представительства для целей налогообложения в РФ, она, на основании ст.ст. 246 и 307 НК РФ, является самостоятельным плательщиком налога на прибыль в РФ.

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога.

При этом, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 11.06.2008 N 03-08-05, иностранные организации, деятельность которых на территории РФ не осуществляется через постоянное представительство, не освобождаются от обязанности постановки на учет в налоговых органах РФ, а также представления налоговой отчетности (в том числе налоговой декларации по налогу на прибыль) в налоговые органы РФ.

Читайте также:  Изменения в закон о тишине в 2023 году

Аналогичное требование содержится и в Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, утвержденной приказом МНС России от 07.03.2002 N БГ-3-23/118, в которой говорится, что налоговая декларация заполняется всеми иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ, состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации.

Согласно п. 8 ст. 307 НК РФ налоговая декларация представляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ.

В п. 1 ст. 289 НК РФ сказано, что налогоплательщики обязаны по окончании каждого отчетного и налогового периодов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации.

Пункты 1 и 2 ст. 285 НК РФ указывают, что налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами – I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации утверждена приказом МНС России от 05.01.2004 N БГ-3-23/1.

Кроме того, в п. 8 ст. 307 НК РФ предусмотрено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянное представительство, представляют по итогам налогового (отчетного) периода также годовой отчет о деятельности в РФ. Форма годового отчета утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 N БГ-3-23/19.

Различия между филиалами и представительствами

В ГК РФ указано только две формы обособленных подразделений организаций: это представительства и филиалы. Они различаются по своему функционалу и объему полномочий.

Представительство — это некое маркетинговое подразделение зарубежной компании в РФ. Оно занимается продвижением продукции, исследованием местного рынка, разработкой системы ценообразования, прогнозированием спроса, взаимодействием с клиентами и партнерами (поддерживает с ними связь и оказывает необходимую помощь и поддержку).

Данная структурная единица зарубежной компании не может самостоятельно заключать сделки. Она лишь занимается поиском клиентов, а затем передает информацию о них в основной зарубежный офис фирмы. Заключением договоров и их исполнением занимается непосредственно сама иностранная компания.

Функционал филиала шире. Он может брать на себя все те же задачи, которые решает само иностранное юрлицо. Другими словами, филиал зарубежной фирмы может самостоятельно продавать продукцию в РФ, заключать контракты, исполнять их, получать в России прибыль.

Особенности налогового учета представительств иностранных организаций

Специально для Клерк.Ру

В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст.19 НК РФ).

Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями:

  • осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ (в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство),
  • получающими доход из источников в РФ (не связанными с деятельностью через постоянное представительство),

регламентированы положениями статей 306 — 309 Налогового кодекса.
При этом, в соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Действующие международные договора, заключенные РФ во избежание двойного налогообложения можно найти на сайте, так же перечень договоров приведен в Письме Минфина от 23.03.2011г. №03-08-05.

При осуществлении деятельности на территории РФ, иностранная организация должна встать на учет в ФНС в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса.

Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 №129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями».

Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом (п.9 ст.307 НК РФ):

  • выполняемых в РФ функций,
  • используемых активов,
  • принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

В данной статье будут рассмотрены особенности налогового учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории РФ.
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налога на прибыль, в соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса, понимается:

  • филиал,
  • представительство,
  • отделение,
  • бюро,
  • контора,
  • агентство,
  • любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение),

через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).

Так же, в соответствии с п.9 ст.306 НК РФ, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае:

  • если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем,
  • если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Спецрежимы для иностранных компаний

Перечень специальных режимов, содержащийся в НК РФ, не так уж велик, но охватывает довольно широкий пласт всех субъектов предпринимательства. Сфера их применения простирается от сельского хозяйства до разработки месторождений:

  1. ЕСХН – упрощенный сельхозналог – для производителей продукции и тех, кто ее выращивает).
  2. УСН – «упрощенка» – обложение налогом валовых доходов или по принципу «доходы минус расходы».
  3. ЕНВД – «вмененка» – уплата налога на заранее определенный размер дохода, без учета фактических показателей.
  4. Патент – уплата фиксированного платежа для определенного вида деятельности.
  5. Обложение по соглашениям о разделе продукции (система для инвесторов, вложивших средства в разработку недр России).

Из всех перечисленных видов обложения иностранная компания может применить лишь последний. А вот участие в капитале российских обществ–резидентов РФ не предполагает ограничений для применения спецрежимов. В этой особенности налогообложения предприятия с учредителем-иностранным юридическим лицом состоит дополнительная привлекательность для инвестирования в отечественный бизнес.

Регистрировать дочернюю организацию предстоит поэтапно. Все этапы представлены в табличке.

Этап Описание
Подача заявления Заявление об аккредитации подразделения с иностранным учредителем составляется по форме №15АФП. В заявке обязательно указывается место проживания в стране учредителя ООО, а также размер уставного капитала, складочного капитала, уставного фонда, паевого фонда. Информация о месте проживания на российской территории не пишется.
Перед подачей заявление нужно утвердить в торгово-промышленной палате.

Утверждается страничка, на которой указывается количество иностранных лиц, работающих на российской территории.

Наименование юрлица на русском языке должно быть как полным, так и сокращенным.

Заверение документации В соответствии с конвенцией «О правовой помощи и правовых отношениях», граждане стран СНГ могут не апостилировать документы и не легализовать их в дипломатическом учреждении.
Подача документации Документация предоставляется в ИНФС 3 способами: при личном посещении офиса, по почте и при помощи доверенного лица. В последнем случае будет нужно оформить доверенность и заверить ее у нотариуса.
Если иностранное лицо не может приехать в Россию, документы заверяются в российском консульстве на территории его страны.

Перед высылкой документов по почте необходимо сделать опись вложения. Затем отправляется письмо-уведомление.

Особенности исполнения иностранным филиалом функций налогового агента

Работа ПП сопряжена с исполнением обязанности налогового агента, если ПП выплачивает доходы своим сотрудникам и нанимаемым по договорам ГПХ физлицам. При этом ПП должно руководствоваться российским налоговым законодательством, предусматривающим следующее:

  • расчет НДФЛ производится по нормам ст. 224 НК РФ;
  • исчислению и уплате подлежит НДФЛ в отношении всех доходов, источником которых является ПП;
  • выплаты и вознаграждения, начисляемые ПП в пользу своих сотрудников и иных физлиц, облагаются страховыми взносами.

У обособленного подразделения зарубежной фирмы могут возникнуть и иные налоговые обязанности, если оно не имеет своего расчетного счета и выплачивает зарплату сотрудникам через расчетный счет другого подразделения данной зарубежной компании. В этом случае оно не сможет удержать из выдаваемых сумм НДФЛ и оформить платежку на перечисление НДФЛ в бюджет.

В такой ситуации применяется алгоритм, предусмотренный п. 5 ст. 226 НК РФ, — подразделение уведомляет налоговиков о невозможности удержать НДФЛ. При этом к сообщению предъявляются следующие требования:

  • составляется в письменной форме;
  • представляется налоговикам по месту учета подразделения;
  • содержит информацию о суммах дохода, с которого налог не удержан, и сумме неудержанного НДФЛ;
  • предельная дата для отправки сообщения — 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Подобная ситуация рассмотрена в письме Минфина от 22.05.2009 № 03-04-06-02/38.

О функциях налоговых агентов и возможных последствиях их неисполнения узнайте из статей:

  • «Налоговый агент по НДФЛ: кто является, обязанности и КБК»;
  • «Ст. 226 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

Стоимость зависит от качества бланков и срочности выполнения. Наши расценки вполне доступны, в чем предлагаем убедиться покупателям самостоятельно. Средняя стоимость образовательных бумаг, изготовленных на бланках ГОЗНАК, находится в диапазоне 17-20 тысяч рублей. На сумму влияет, нужен клиенту красный диплом или обычный, выбрал он документ об окончании ПТУ или доктора наук.

Читайте также:  Новые льготы ветеранам боевых действий в 2023 году

Если провести несложный сравнительный анализ между ценой купленного документа и величиной тех затрат, которые несет студент очной формы обучения в Вузе, можно заметить – разница составляет десятки раз. За шесть лет учебы приходится заплатить сотни тысяч рублей, а еще нужно все это время питаться и одеваться, нести транспортные расходы и покупать канцтовары. Покупка готового диплома обходится дешевле, ведь его цена его равна одной заработной плате за месяц, а изготовление занимает пару дней.

Также в большинстве учебных заведений используются устаревшие программы обучения, и студентам на первых курсах дают много теоретических знаний, напрямую не связанных с выбранной профессией. Учеба растягивается на несколько лет вместо того, чтобы дать нужную информацию и за кратчайшие сроки подготовить молодого специалиста. Так для чего впустую расходовать столько денег, сил и времени, если можно купить диплом?

Порядок постановки на учет

Так, постановка на учет осуществляется в зависимости от ситуации в налоговых органах по месту нахождения филиала/представительства, по месту регистрации имущества или открытия банковского счета. Постановка иностранной организации на налоговый учет в РФ осуществляется в соответствии с поданным представителем такой компании заявлением.

Формы таких заявлений для каждой отдельной категории лиц, подлежащих учету, утверждены приказом ФНС N ММВ-7-6/80@ от 13.02.2012.

В случаях, когда компания не является инвестором, заявление должно будет также отвечать особенностям, утв. приказом Минфина № 117н от 30.09.2010. Согласно п. 4 таких особенностей, вместе с заявлением обычно подается пакет документов, включающий в себя:

  • свидетельство о регистрации или выписку из торгового реестра по месту регистрации;
  • учредительные документы, в частности, учредительный договор или устав хозяйственного общества;
  • решение о назначении исполнительного органа управления;
  • справку из налогового органа в стране регистрации о присвоении идентифицирующего налогоплательщика номера;
  • документы, подтверждающие аккредитацию, если это филиал/представительство;
  • документ, подтверждающий право на использование недр – в соответствии с деятельностью компании;
  • доверенность, если регистрационный учет будет проходить представитель.

В зависимости от особенностей компании пакет документов может отличаться. Все вышеуказанные документы должны иметь нотариально заверенный перевод на русский язык и должны быть легализованы апостилем.

Особенности налогового учета ИК

В соответствии со ст. 306 НК РФ, российское налоговое законодательство видит принципиальные отличия между зарубежными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность в РФ через представительства и без создания таких представительств, получая при этом доход от российских источников.

Представительство считается образованным с того момента, как компания начала осуществлять деятельность через подразделение на регулярной основе.

Вспомогательная и подготовительная деятельность сама по себе не признается деятельностью подразделения – к ней в том числе можно отнести:

  • использование складов для хранения продукции, представления или организации ее поставки до ее фактического начала;
  • организация помещений для формирования товарных запасов;
  • организация помещений в целях закупки товаров;
  • обустройство помещений для сбора, обработки и распространения информации, ведения бухгалтерского или кадрового учета и в иных административных целях и так далее.

Учитывая это, налоговое законодательство предусматривает некоторые особенности для таких компаний как для плательщиков налогов, которые зависят от наличия или отсутствия представительства. Остановимся на них подробнее.

Правовое регулирование специальных налоговых режимов в зарубежных странах

Современное налоговое законодательство ряда стран наряду с обычным порядком налогообложения предусматривает специальные меры налогового регулирования, представляющие особый порядок исчисления и уплаты налогов — специальные налоговые режимы.

Необходимость применения специальных налоговых режимов в отношении субъектов малого бизнеса обусловлена тем, что при взимании налогов и сборов зачастую приходится учитывать различия в экономическом статусе налогоплательщиков и их деятельности.

Специальное налогообложение является важнейшей составляющей системы налогов и сборов любого государства. Установление наряду с обычным налогообложением различных специальных налоговых режимов, во многом имеющих сходство с российскими, получило наибольшее распространение в ряде государств — участников СНГ. Анализ их налогового законодательства позволяет выделить следующие разновидности специальных налоговых режимов, применяемых субъектами малого бизнеса: налог по упрощенной системе (Азербайджан), упрощенный налог (Армения), упрощенная система налогообложения, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (Беларусь), налог по упрощенной системе (Таджикистан).

Самым распространенным видом специального налогового режима является действующая во многих странах, в том числе и в России, упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения в основе своей предполагает замену уплаты нескольких налогов уплатой единого налога, а также ведение бухгалтерского учета по упрощенной системе.

Так, например, в Азербайджане организации, не являющиеся плательщиками НДС из-за небольшого объема их хозяйственной деятельности (за исключением организаций, занимающихся определенными видами деятельности), призываются к уплате так называемого налога по упрощенной системе. Этот налог уплачивается с выручки по ставке 2% вместо НДС, налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога.

В Армении уплата упрощенного налога с оборота по реализации (ставка от 7% до 12%) заменяет уплату НДС, а также подоходного налога и налога на прибыль соответственно для физических лиц и организаций. Налогоплательщики имеют право применять данную систему налогообложения в случае, если общая сумма оборота по реализации поставленных товаров и оказанных услуг (без НДС) в течение предыдущего года не превысила 30 млн. драмов. Ряд налогоплательщиков, занимающихся определенными видами деятельности, а также лица, имеющие на момент подачи заявления просроченные налоговые обязательства на сумму 100 тыс. драмов и более, не могут считаться плательщиками упрощенного налога. Плательщик упрощенного налога перестает считаться таковым в случае подачи заявления о переходе на общепринятую систему налогообложения, превышения предельного размера просроченных налоговых обязательств, а также в случае выявления более одного нарушения. Объектом налогообложения считается оборот по реализации поставленных товаров и оказанных услуг.

В Республике Беларусь упрощенная система налогообложения практически аналогична упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, применявшейся ранее в России. Она предусматривает выдачу патента на занятие определенным видом деятельности и замену уплаты совокупности республиканских и местных налогов уплатой единого налога с результатов хозяйственной деятельности. Годовая стоимость патента погашается ежемесячными платежами, исходя из размера минимальной заработной платы, установленного на дату уплаты. Указанные платежи засчитываются в счет обязательств по уплате налога при упрощенной системе налогообложения. В случае превышения стоимости патента над суммой исчисленного налога за соответствующий период разница между указанными суммами учитывается при расчете налога за следующий период.

В Казахстане субъектам малого бизнеса предоставлено право самостоятельного выбора порядка исчисления и уплаты налогов, а также представления соответствующей отчетности. Специальный налоговый режим предусматривает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, а также корпоративного или индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты). Кроме того, значительно упрощается при этом ведение налоговой отчетности. В частности, налогоплательщики могут воспользоваться специальным налоговым режимом на основе разового талона, патента или упрощенной декларации.

В Украине упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства могут применять физические лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении года находится не более 10 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен, а также юридические лица, средняя численность работающих которых не превышает 50 лиц и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн. гривен. Не могут быть плательщиками единого налога лица, для работы которых необходимо приобретение специального патента, страховые компании, банки и др.

Субъект, уплачивающий единый налог, не является плательщиком НДС (за исключением случаев, когда субъект самостоятельно принимает решение быть плательщиком такого налога), налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, платы (налога) за землю, сбора за специальное использование природных ресурсов, сбора на обязательное социальное страхование, коммунального налога, налога на промысел, сбора на обязательное пенсионное страхование и пр..

Кроме упрощенной системы налогообложения во многих странах установлен специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств. Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Казахстан предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность указанных субъектов по производству, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции, при наличии земельных участков на праве частной собственности и (или) на праве землепользования.

Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, НДС (однако налогоплательщики вправе добровольно подать заявление о постановке на учет по данному налогу), земельного налога, налога на транспортные средства (в пределах нормативов потребности, установленных Правительством Республики Казахстан), налога на имущество (в пределах нормативов потребности, установленных Правительством Республики Казахстан).

Законодательством также предусмотрены особенности налогообложения при передаче (получении) земельных участков в аренду, а также особенности исчисления и уплаты отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

Для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции также предусмотрен специальный налоговый режим на основе уплаты стоимости патента, включающей в себя корпоративный подоходный налог, социальный, налог на имущество, на транспортные средства, НДС.

Специальную систему налогообложения представляет собой единый (фиксированный) налог на сельскохозяйственных товаропроизводителей в Украине, введенный сначала в порядке эксперимента в нескольких регионах. Объектом обложения является площадь сельскохозяйственных угодий, находящихся в собственности и (или) предоставленных в пользование.


Похожие записи: