Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить инвалидность: о прохождении медико-социальной экспертизы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионный фонд. Принимает документы на пособие и определяет его размер. Для получения пенсии представителю ребенка нужно подать заявление. Обратится можно в фонд по месту прописки или по месту пребывания. Условия всего два — это подтвержденный статус ребенка-инвалида и постоянно проживание на территории РФ. Пенсия назначается с первого числа месяца обращения за ней. Пенсия назначается на срок в течении которого лицо признано инвалидом.
Размер льгот для ребенка инвалида
Когда статус ребенка-инвалида подтвержден, то рекомендуем не затягивать с подачей документов на получение льгот. Вот их примерный перечень:
- Медицинская помощь. Бесплатная реабилитация и оснащение всем необходимым, согласно перечню №2347-р от 30.12.2005. В этом списке такие важные и дорогостоящие нужности, как инвалидная коляска, слуховой аппарат, бесплатное обеспечение лекарствами.
- Льготы на транспорт. Не взимается плата за пользование городским транспортом, также у лица, сопровождающего ребенка. Пятидесятипроцентная скидка на авиабилеты, билеты РЖД. Не взимается плата за билеты при поездке к месту лечения (не чаще раза в год), также у сопровождающего лица.
- Жилье. Первоочередное обеспечение жильем сирот по наступлению совершеннолетия, если человек может себя обслуживать самостоятельно, согласно индивидуальной программе инвалида.
- Образование. Внеконкурсное зачисление в ВУЗы, техникумы и т. д.
- Санаторно-курортное лечение. Лагеря для деток от семи до пятнадцати лет. Санаторий для деток от четырех до четырнадцати лет. Базы отдыха для малообеспеченных семей. Путевки предоставляются безвозмездно или с пятидесятипроцентной скидкой.
Диагностика нарушений речи
Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.
Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.
Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.
Невролог может назначить дополнительные обследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
- МРТ или КТ головного мозга.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия представляет собой комплексное обследование ребенка в присутствии его родителей одновременно несколькими специалистами. В общей сложности она длится 2–3 часа в одном кабинете. Прием ведут:
- педиатр;
- социальный педагог;
- психолог;
- психиатр;
- логопед;
- дефектолог.
Ребенок пересаживается от одного специалиста к другому по кругу. Ему задают разнообразные вопросы и просят выполнить задания, соответствующие его возрасту: рассказать про себя, друзей и родителей, про времена года и назначение различных предметов, цвета и формы, формировать группы предметов по какому-то признаку (овощи, мебель, одежда и пр.), убрать лишнее, повторить услышанное. Обязательна проверка координации движений (поймай мяч), моторики и уровня речи (все ли звуки умеет произносить, сколько слов говорит). В общем, с ребенком обсуждают все то, что он должен уметь и знать для его возрастной нормы.
В конце комиссия выдает заключение и протокол ЦПМПК родителям под роспись. В заключении будет отражено:
- сможет ли ребенок и далее обучаться по программе заведения, которое он в данный момент посещает;
- требуются ли ребенку дополнительные занятия со специалистами, а также наблюдение у врачей или лечение.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Заболевания для III группы
Бывает нелегко по внешним признакам отличить здоровых от инвалидов III группы. Граждане с этой группой вправе работать, поскольку показатели потери функций составляют 40-60%.
К заболеваниям для присвоения III группы инвалидности относятся:
- рак в начальной стадии;
- отсутствие одного глаза;
- птоз одного глаза (постоянный, сохраняющийся после лечения);
- двусторонняя глухота;
- дефекты челюсти при отсутствии способности жевать;
- дефекты лица, устранимые только путем хирургического вмешательства;
- дефекты костей черепа;
- паралич кисти, одной из конечностей, вызывающий гипотрофию мышц;
- наличие инородного предмета в головном мозге после травмы;
- установка инородного тела в область сердца (кардиостимулятор, искусственный клапан);
- ампутация кисти, одного или нескольких пальцев;
- одна почка или легкое.
Чтобы разобраться, положена ли инвалидность ребенку и у взрослого при эпилепсии и какая, ему нужно попытаться встать на группу по инвалидности, оформить пенсию, как и полагается любому нетрудоспособному.
Для этого нужно не только доказать членам комиссии наличие болезни, ее серьезность, возникающие в связи с ней проблемы. Но и собрать пакет документов, включающий в себя:
- направление от врача на прохождение МСЭ;
- медицинские документы, подтверждающие регулярность и тяжесть приступов;
- данные проведенных исследований;
- результаты анализов, пройденных на этапе сбора документов;
- справка от МСЭ, подтверждающая статус со всеми нюансами (если освидетельствование проводится повторно).
Как оформить статус для получения льгот
Для оформления инвалидности ребенку, родители должны обратиться к лечащему неврологу или детскому педиатру, который даст направление на проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Затем для родителей начинается самый сложный этап – посещение всех врачей из списка, сдача анализов и прохождение диагностических процедур. Всех врачей нужно посетить до назначенного дня проведения экспертизы. Имея на руках заключения врачей и результаты анализов, родители передают их на рассмотрение в комиссию лично или в электронном виде.
Из документов также нужно предоставить свидетельство о рождении (или паспорт после 14 лет), характеристику с места учебы или детского сада (при условии их посещения ребенком) и направление на МСЭ. Комиссия не имеет права требовать от родителей или опекунов предоставления других документов.
ДЦП – это тяжелое заболевание, требующее серьезного лечения и длительной реабилитации. Полученные льготы после оформления инвалидности станут хорошей материальной поддержкой.
Болезни нервно-мышечного синапса и мышц
Данная категория включает:
- myasthenia gravis и другие нарушения нервно-мышечного синапса;
- Первичные поражения мышц (мышечные дистрофии).
I группа инвалидности присваивается при диагностике значительно выраженной мышечной слабости и практически прикованностьи к постели. Состояние сопровождается:
- снижением мышечной силы до 1 балла, с невозможностью самостоятельного передвижения со значительно выраженными нарушениями статодинамической функции (неспособность к передвижению, использованию рук);
- нарушением основной функции верхней конечности (не возможен схват и удержание крупных и мелких предметов).
II группа инвалидности присваивается при диагностике выраженной мышечной слабости, приводящей к выраженному нарушению статодинамической функции. Состояние сопровождается:
- снижением мышечной силы до 2 баллов;
- ограничением амплитуды активных движений верхних конечностей в пределах 10-20°, с выраженным ограничением сгибания пальцев в кулак (дистальные фаланги пальцев не достигают ладони на расстоянии 3-4 см), с нарушением основной функции верхней конечности (не возможен схват мелких предметов, длительное и прочное удержание крупных предметов);
- или выраженным ограничением амплитуды активных движений во всех суставах нижних конечностей (тазобедренных — до 20°, коленных — до 10°, голеностопных — до 6-7°.
III группа инвалидности присваивается при диагностике мышечной слабости средней степени выраженности, приводящей к умеренному нарушению статодинамической функции. Состояние сопровождается:
- снижением мышечной силы до 3 баллов;
- гипотрофией мышц на 4-7 см;
- ограничением амплитуды активных движений в суставах верхних и/или нижних конечностей (в плечевом суставе — до 35-40°, локтевом — до 30-45°, лучезапястном — до 30-40°, тазобедренных — до 15-20°, коленных — до 16-20°, голеностопных — до 14-18°);
- ограничением противопоставления большого пальца кисти — дистальная фаланга большого пальца достигает основания 4 пальца;
- ограничением сгибания пальцев в кулак — дистальные фаланги пальцев не достигают ладони на расстоянии 1-2 см, с затруднением схватывания мелких предметов.
Основания для подачи документов
При определении оснований, достаточных для установления необходимости направления пациента на медико-социальную экспертизу (МСЭ), учитывается совокупность следующих факторов:
- проблемы со здоровьем при наличии постоянного расстройства функциональности организма из-за болезней, травм, иных дефектов;
- ограничения нормальной жизнедеятельности – под этим стоит понимать полную или частичную неспособность самообслуживания, общения, ориентации в пространстве и передвижения, также это относится к отсутствию контроля над своими действиями и к отсутствию варианта с полной реализацией обучающей и трудовой функции;
- потребность в соцзащите и реабилитационных мероприятиях.
Сейчас человек с инвалидностью может выбирать, как ему проходить обследование — очно или заочно. То есть по своему желанию он может присутствовать на экспертизе лично или же Бюро МСЭ будет ориентироваться только на полученные от медучреждения документы. Осмотр, опрос и обследование проводить в этом случае не будут.
Но очная форма не означает, что человеку с физическими особенностями придётся самостоятельно куда-то ехать. МСЭ может пройти по месту жительства больного, или месту его нахождения (больница, интернат и т. д.).
В любом случае порядок следующий:
- Медорганизация присылает уведомление пройти МСЭ для оформления или подтверждения инвалидности.
- Пациент выбирает форму прохождения комиссии и согласовывает дату.
- Медицинское учреждение отправляет пакет документов в электронном виде в Бюро МСЭ.
- Специалисты Бюро проводят очную или заочную МСЭ.
- Заключение можно получить заказным письмом, лично в Бюро, или в электронной форме на «Госуслугах».
Что произойдет по достижении 18 лет?
В восемнадцать лет детский статус инвалида «обнуляется», все пересматривается заново. Первое, что надо будет сделать – пройти переосвидетельствование медико-социальной экспертизы (МСЭ) во взрослой поликлинике.
Самое основное – льготы и выплаты – зависит от группы инвалидности. Ее ставят на основании оценки состояния комиссией врачей. Для прохождения МСЭ нужно собрать полный пакет документов и пройти необходимые обследования у специалистов, причем не тех, кто вел ребёнка с детства, а совершенно незнакомых с его историей. Так что полнота заполнения документации становится особенно важна!
Однако сами выписки из поликлиники, где до 18 лет наблюдался ребёнок, не очень-то влияют на решение комиссии. А что влияет?
Медицинская экспертиза
Следующий шаг – запись на медико-социальную экспертизу в главном бюро вашего города. Туда же предоставляется и пакет бумаг. После подачи документов, вам назначается дата проведения экспертизы. Обычно она проводится в течение месяца с момента подачи бумаг.
Если ребенок по состоянию здоровья не может лично приехать на экспертизу, важно указать это в заявлении и отметить, что необходима выездная экспертиза. В указанное время, вы должны прибыть на комиссию. С собой нужно взять пеленку для осмотра, а также сменную обувь для себя и ребенка, в крайнем случае – бахилы.
Освидетельствование проводят медики-эксперты, которые имеют педиатрическую специализацию. В комиссии необходимо не менее 4 человек, в противном случае, решение комиссии может быть признано неправомерным.
По приглашению руководителя МСЭ с правом совещательного голоса может присутствовать и лечащий врач ребенка, представители различного рода государственных внебюджетных фондов, представители общественности.
При проведении экспертизы составляется протокол, а по результатам составляет акт, который подписывают специалисты и руководитель бюро, в котором принималось решение. Все документы заверяются печатью.
Как оформить инвалидность после инсульта
Для грамотного и быстрого получения необходимого статуса и соответствующих льгот следует выполнить следующие действия:
- Записаться на прием к участковому врачу в поликлинике. Нужно рассказать о своих жалобах и потребности оформить статус инвалида. Терапевт выдаст направления для прохождения обследования у нужных специалистов.
- Пройти лабораторные анализы, инструментальные исследования. Получить заключения врачей из списка терапевта.
- Собрать все полученные документы и записаться на медико-социальную экспертизу. Нужно также взять с собой паспорт.
- Написать заявление на оформление статуса инвалида.
- Пройти медицинскую комиссию.
Сегодня в России действуют следующие законодательные акты, которые регулируют вопросы оформления инвалидности и наличие тех или иных льгот:
- Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года, №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
- Изменения в Постановление Правительства РФ в выше упомянутый документ от 07 апреля 2008 года, №247.
- Утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 22 августа 2005 года № 535 Классификации и критерии для проведения МСЭК.
- Закон об инвалидности детей.
- Приказ Минздрава №317, в котором прописан порядок проведения МСЭ.
- Федеральные законы, которыми закреплены права инвалидов и порядок получения социальных выплат и социальной защиты.