Ремонт по ОСАГО по новым правилам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по ОСАГО по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
Итак, в целом вся процедура возмещения ущерба состоит из следующих этапов:
- Вы собираете документы для возмещения ущерба от страховой по ОСАГО,
- обращаетесь с ними и с заявлением в страховую компанию,
- страховая по ОСАГО решает, выплатить компенсацию Вам деньгами или выдать направление на ремонт,
- выдаёт направление, с которым Вы обращаетесь за восстановлением машины в заранее утверждённый СТОА, в выборе которого Вы должны договориться со страховщиком,
- Вам ремонтируют автомобиль, Вы его забираете или оспариваете качество ремонта и далее Вам бесплатно переделывают работы либо мотивированно отказывают в этом.
Особенности ремонта по ОСАГО в 2023 году
По новым правилам, в 2023 году компенсация ущерба по ОСАГО будет производиться в натуральном выражении. Прежде чем выбрать страховую компанию и оформить полис, нужно внимательно ознакомиться со списком сотрудничающих с ней СТО. В случае аварии эти компании будут производить ремонт машины. Если автовладелец постоянно обращается в один и тот же сервис и доволен качеством обслуживания, лучше узнать, с какой страховой компанией он сотрудничает.
При текущем ремонте транспортного средства необходимо сохранять все чеки, подтверждающие стоимость запчастей. Они будут являться доказательством при возникновении спорных моментов со страховщиком.
Закон запрещает использовать запчасти, бывшие в употреблении, при восстановлении машины после аварии. Стоимость ремонта будет рассчитываться исходя из цены новых деталей. За восстановление запчастей, не входящих в штатную комплектацию, доплату прозводит пострадавший.
Страховщик должен соблюдать сроки ремонта и качество оказываемых услуг. При возникновении нарушений ответственность будет нести не автосервис, а страховая компания ОСАГО.
Нововведения 2023 года в закон об обязательном страховании в части компенсации ущерба пострадавшему в ДТП владельцу автотранспортного средства имеет своей целью избавить водителей от дополнительных затрат на ремонт, так как теперь сервис устанавливает новые детали, без учета амортизации. Кроме этого, страховые компании надеются сэкономить на недобросовестных водителях, получающих выгоду от денежных выплат по ОСАГО.
Ремонт с доплатой можно заменить на выплату
На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.
Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».
Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.
Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.
Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.
О финансовом уполномоченном
Конфликтность в сфере ОСАГО остается высокой. Так, согласно отчету службы финансового уполномоченного за 2021 год, с этим видом страхования было связано 123,37 тыс. обращений потребителей (68,6% от их общего числа). Число принятых по ним решений — 76,62 тыс.
При этом нагрузка на суды существенно снизилась. В 2017 году, когда ВС РФ утверждал предыдущие разъяснения по ОСАГО, в суды поступило почти 394 тыс. исков, связанных с этим видом страхования, а за первое полугодие 2022 года только 34 тыс., свидетельствует информация судебного департамента при ВС РФ.
Постановление напоминает о существовании досудебного разбирательства у финансового уполномоченного – как обязательного. В документе работе этого института уделяется большое внимание.
В частности, установлено, что финансовый уполномоченный не привлекается к судебному разбирательству, если потерпевший, не согласный с его решением, подал иск к страховщику. Он может только направить письменные объяснения по существу принятого им решения. Если же иск подает страховщик, не согласный с решением уполномоченного, то последний привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица, как и потребитель финансовых услуг.
Авторы постановления напоминают, что по закону с финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании его решения, за исключением заведомо незаконного. В документе также говорится, что расходы уполномоченного, понесенные при рассмотрении судом дела об отмене его решения, не могут быть взысканы с лиц, участвующих в деле.
Для расходов страховщиков установлены другие правила. В случае, если суд отказал в удовлетворении заявления страховой организации об обжаловании решения финансового уполномоченного, то расходы граждан подлежат взысканию со страховщика. В случае же удовлетворения заявления страховщика понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат, говорится в постановлении.
Обязан ли виновный водитель сообщить о ДТП своей страховой
Водителям, которые виноваты в дорожном инциденте, очень важно правильно действовать. Не все виновники аварий знают, какие действия при ДТП по ОСАГО они должны предпринять. Одно из них – уведомить страховщика. Это регламентирует закон «Об ОСАГО» в статье 11. Иначе страховая организация может отказать в компенсации или взыскать с виноватого водителя свои расходы через судебное разбирательство.
При общении с представителем страховой организации, автомобилист обязан сообщить, что он оказался виновным в дорожно-транспортном происшествии. Водитель должен предоставить такую информацию:
- Количество участников в дорожном инциденте
- Информация об автотранспорте: госномера, марки и даты изготовления
- Место и время аварии
- Сведения о наличии жертв и пострадавших, их состояние и степень причинённого здоровью и смерти вреда
Внимание! Страховщик имеет право отправить на место ДТП своего эксперта, он может участвовать в оформлении аварии.
Можно ли получить возмещение при ДТП по ОСАГО, если авария произошла во дворе либо на паркинге
Транспортное средство может быть повреждено не только в ДТП. Далеко не каждый водитель знает, что делать при небольших повреждениях автомобиля на автостоянке либо во дворе. Если оно произошло из-за столкновения с другим автотранспортом, случай является страховым, а на него распространяется ОСАГО. В случаях, когда повреждение было вызвано действием пешеходов, посторонних предметов (ветка дерева, сосулька и т.п.), а также действий своего хозяина, страховое возмещение не осуществляется.
При дорожно-транспортном происшествии по автогражданке возмещение положено лишь пострадавшим лицам. Для этого они обязаны зафиксировать факт инцидента. Для этого можно использовать упрощённую процедуру европротокол либо путём вызова инспектора ГИБДД. Документы по аварии должны быть направлены страховщику виноватого водителя, закон отводит организации 20 дней на выполнение возмещения. Законодательство устанавливает максимальные ограничения по величине компенсации. Если нарушитель откажется признать собственную вину, другая сторона должна обратиться в дорожную полицию либо в суд.
Что делать в аварии по ОСАГО, если автотранспорт полностью разрушен
Когда восстановление автомобиля нецелесообразно либо не представляется возможным, тогда страховщик часто настаивает на его уничтожении. Обычно подобное происходит, когда на ремонт необходимо потратить более 60% стоимости машины. Последнее слово за экспертным заключением о стоимости восстановления.
Если принято решение уничтожить транспортное средство, нужно определить, кому будут принадлежать его остатки. В ситуациях, когда они будут принадлежать страхователю, тогда он должен получить финансовую компенсацию. Все тонкости в отношении конструктивного уничтожения автотранспорта должны быть оговорены в договоре со страховщиком. Поэтому его важно внимательно прочитать перед тем, как подписать.
Итак, мы подробно рассмотрели, что делать при наступлении страхового случая по ОСАГО. Важно познакомиться с действующим порядком и запомнить основные этапы. Это поможет не растеряться в сложной ситуации, ничего не забыть и без проблем получить положенную страховую выплату.
Что лучше выбрать ремонт или деньги
Поскольку страховщики предлагают два варианта возмещения компенсации после ДТП по ОСАГО, рассмотрим, какой способ будет наиболее выгодным.
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого варианта.
Вид компенсации | Плюсы | Минусы |
Ремонт | Нет необходимости самостоятельно искать станцию, которая сможет провести ремонтные работы. | Новое ТС могут отправить на станцию неофициального дилера или пункт, который территориально находится далеко. |
Деньги | Право выбора, поскольку на практике водители самостоятельно устраняют мелкие повреждения и экономят на ремонте. | Может не хватить на оплату ремонта, в результате чего, придется вкладывать собственные деньги. |
Получается, каждый клиент должен сам решить, что ему выгоднее. Как показывает практика, по новым автомобилям выгоднее вариант – выплата на станции. Благодаря этому автолюбители могут провести ремонт на станции официального дилера и сохранить гарантию.
Тем клиентам, которые открыли свое СТО или ремонтируют авто на станции знакомых, по минимальным ценам, подходит вариант – выплата деньгами. Такие автолюбители, в большинстве случаев, тратят деньги только на запчасти.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
- У автомобилиста отбирается выбор СТО для ремонта авто.
- Для ремонта машины приходится обращаться в страховую и получать направление на СТОА по ОСАГО. Другими словами, деньги заменены сертификатом на получение восстановительных работ для устранения ущерба.
Особенности восстановительных работ
В 2023 году вместо выплаты деньгами пострадавшему положен бесплатный ремонт машины. Порядок получения этого вида возмещения практически не отличается от денежной компенсации. Участник ДТП пишет заявление о наступлении страхового случая. Получив его, страховщик осматривает ТС, оценивает ущерб и выдаёт водителю направление на ремонт. Далее владельцу необходимо доставить свой автомобиль на СТО, где и будут произведены все необходимые работы.
Страховщик и сервис заключают между собой договор. По его условиям страховая оплачивает ремонт повреждённых машин, который проводится в конкретном СТО. С каждым из сервисов, сотрудничающих с компанией, заключается отдельный документ. Все эти процедуры строго обязательны.
Полный список станций техобслуживания, с которыми страховщик сотрудничает, должен быть указан на сайте компании. Также там должны быть представлены адреса, списки выполняемых работ и марки автомобилей, которые обслуживает данный сервис.
Какие правки в законопроект ОСАГО 2023 не попали?
Есть целый ряд поправок, которые после активного обсуждения все же в 2020г. не были приняты. Есть вероятность, что они после доработок будут реализованы в 2023г. и даже позднее.
Среди таких изменений в действующее законодательство следует выделить:
- Возможность заключения договора ОСАГО на 3 года;
- Создание единого для всех регионального коэффициента. К примеру, это касается случая, когда водитель официально прописан в Москве, а реально проживает и эксплуатирует свое авто в МО. В соответствии с законом он обязан платить за полис повышенную цену (не для области, а для города).
- Вариант внедрения сразу нескольких лимитов по ОСПГО (к примеру, премиум, стандарт, эконом);
- Возможность отмены коэффициента по мощности автотранспортного средства.
Ремонт вместо денег: как работают новые правила ОСАГО?
Что изменилось для автовладельца?
Процедура обращения за возмещением осталась прежней. Автовладелец, попавший в ДТП, должен позвонить или написать в компанию, в которой он приобрел ОСАГО.
Страховщик обязан в течение 14 дней выдать потерпевшему направление на ремонт, рассказывает официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.
При этом страховая компания должна отправить автомобиль на ремонт в станцию техобслуживания не более чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Если подходящих мастерских в радиусе 50 км не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.
«Предварительно страховая компания обязана заключить со станцией техобслуживания годовой договор, в котором ремонтники подтверждают работу по ценам и методикам Российского союза автостраховщиков», — рассказывает замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.
Особых критериев, помимо расстояния мастерской от места ДТП или дома потерпевшего, в законе не прописано.
При этом клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня, а страховщик, в свою очередь, обязан организовать транспортировку до нужной мастерской или выплатить страховку деньгами.
Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.
При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский.
По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.