1.Понятие и функции социальной защиты населения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.Понятие и функции социальной защиты населения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Актуальность исследования. Актуальность работы — социальная рыночная экономика предполагает наличие соответствующих социальных механизмов. Темпысоциально — экономического развития российского государства большей частью зависимы от проводимой социальной политики. В условиях развития российской рыночной экономики, повышается значение вопроса развития социальной сферы как одной из важнейших функций государства.
Одной из главных задач государства является деятельность по социальной защите населения. В современной социально — экономической ситуации имеет место нестабильность, резко чувствуется нехватка федерального бюджета, почти не уменьшается число граждан с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается разница в уровне доходов населения, увеличивается напряжение на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Остро выражены тенденции неблагополучия, а также социальные девиации. Образовавшаяся обстановка требует принятия адекватных мер в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Этого можно достигнуть лишь путем реформирования общественной жизни, а также проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Объект — социальная защита в системе рыночных отношений.
Предметом изучения является комплекс социально-экономических отношений между элементами рынка в системе социальной защиты населения.
Целью работы является изучение и анализ структуры социальной защиты в социальной рыночной экономике, рассмотрение системы социальной защиты как неотъемлемой части социальной рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели, были решены следующие задачи:
- Рассмотрен и изучен генезис, становление и развитие социальной защиты граждан в РФ
- Выявлены понятие, виды, принципы и функции социальной защиты в РФ
- Исследована проблематика судебной защиты социальных прав граждан в РФ.
- Выявлены перспективы развития защиты населения в сфере социального обеспечения
Теоретическая проработанность темы. Вопросы по теме курсовой работы исследовались в трудах таких авторов как: Лушникова, М.В., Мачульская, Е.Е., Горбачева Ж.А., Миронова, Т.К., Буянова М.О. и других.
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы, что социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом следующей истины, приобретшей общечеловеческую ценность: основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
В ходе изучения темы можно сделать вывод, что роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения является создание реальных, а не декларируемых условий для достойной жизни каждого. Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством. На данном этапе экономического состояния страны такая перспектива представляется весьма отдаленной, что, по существу, дискредитирует Конституцию страны, нормы которой являются нормами прямого действия.
Создание надлежащего механизма защиты прав и основных свобод — актуальная проблема правовой науки, важным аспектом которой выступает вопрос о формах, способах и мерах защиты как об определенном наборе инструментов, призванных обеспечивать конституционные права граждан.
Сформулированные тезисы в равной мере применимы к характеристике инструментария защиты в праве социального обеспечения. В этой отрасли права можно выделить такие формы, способы и меры защиты, которые являются традиционными и существование которых обусловлено конституционными основами российской государственности.
Социальная защита населения
Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.
Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:
- гуманность;
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Основные принципы социальной защиты
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Функции органов социальной защиты населения
Поскольку учреждения и органы обладают достаточно широким спектром объектов своего влияния и непосредственно своей работы, но стоит выделить также ряд функций учреждений социальной работы.
Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Основная функция, которая характерна абсолютно каждому учреждению социальной работы – совершенствование деятельности учреждения и его структурных подразделений. Данная деятельность контролируется и регулируется определенными, заранее обозначенными правилами и нормами, а также социальными институтами. Данная деятельность позволяет достигнуть поставленных целей и реализовать функции учреждения через его ключевые задачи.
Стоит отметить, что градация функций учреждений социальной защиты происходит в соответствии с несколькими основными уровнями социальной работы: федеральный уровень (уровень республики), региональный уровень, на уровне трудовых коллективов, негосударственные организации (благотворительные добровольческие объединения). Важнейшую роль в системе социальной защиты и работы играют также профсоюзы, администрация и разнообразные формы самоуправления, которые учреждаются в трудовых коллективах на неформальном уровне.
На федеральном уровне стоит отметить следующие функции учреждений социальной работы:
- организация обслуживания пенсионеров;
- обеспечение выплатами, пособиями и льготами;
- социальное обслуживание наиболее нуждающихся категорий населения (детей-сирот, младенцев, брошенных родителями, пенсионеров и инвалидов);
- медицинская и социальная экспертиза для определения уровня необходимой социальной помощи;
- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ для дальнейшего развития учреждений социальной работы.
На региональном уровне органы и учреждения социальной защиты населения регламентируются вышестоящими органами, соответственно им присущи все функции, которые мы описали чуть выше. Но к ним стоит добавить такие функции, как обеспечение и решение производственных и экономических задач, а также плановую и финансовую деятельность, создание фондов социальной помощи, решение экономических проблем наиболее нуждающихся, особых категорий населения.
Что такое социальная защита
Наиболее часто под этим понятием подразумевают именно поддержание на приемлемом уровне доходов тех лиц, которые по разным обстоятельствам не способны сделать это самостоятельно. В основном к группам нуждающихся относят больных, инвалидов, сирот, безработных, пожилых людей, многодетные семьи и матерей.
В идеале социальная поддержка населения должна способствовать:
— улучшению здоровья и образа жизни граждан;
— удовлетворению как материальных, так и духовных потребностей людей;
— повышению материальной обеспеченности, уровня жизни населения;
— выравниванию социальных контрастов между обеспеченными и нуждающимися в поддержке людьми.
При проведении мероприятий по социальной защите населения исходят из следующих базовых принципов:
- Оказания адресной поддержки нуждающимся.
- Принципа гуманности.
- Комплексного подхода.
- Соблюдения прав граждан.
Что такое социальная защита населения и для чего она нужна
Согласно Конституции Российской Федерации, государство гарантирует определенный уровень жизни и удовлетворения потребностей населения. РФ – социальное государство, и это означает, что политика власти должна быть направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека.
Для этого законами Российской Федерации устанавливаются такие социальные меры, как:
- охрана труда и здоровья людей;
- установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
- развитие системы социальных служб;
- установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Эти меры осуществляются через систему социальной защиты населения, которая предполагает установление минимальных социальных стандартов.
Виды мер социальной защиты со стороны государства
К основным видам относятся:
- Материальное обеспечение отдельных категорий с привлечением средств государственных бюджетов и фондов.
- Поддержка нетрудоспособных граждан за счет страхового фонда государства.
- Предоставление пособий, компенсаций, услуг и жизненно необходимых товаров малоимущим гражданам.
В совокупности перечисленные меры позволяют государственным органам выполнять 4 важных функции:
- Поддерживать стабильность общественной ситуации.
- Замещать потерю экономической самостоятельности граждан вследствие разных жизненных обстоятельств.
- Решать демографические задачи, стимулировать воспроизводство населения.
- Восстанавливать статус нетрудоспособных людей, позволять им ощущать себя полноценными членами общества.
Кроме того, все виды защиты обеспечивают реализацию профилактической функции. Они направлены на предотвращение развития рисковых ситуаций.
Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:
- Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
- Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
- Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
- Создание негосударственных пенсионных фондов.
- Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
- Выделение средств многодетным семьям.
Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.
Социальные задачи органов государственной власти субъектов федерации
К социальным задачам органов государственной власти субъектов федерации относятся:
- правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах РФ в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
- определение уполномоченного органа субъекта РФ, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;
- координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте РФ;
- утверждение регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ в связи с реализацией полномочий субъекта РФ в сфере социального обслуживания;
- утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта РФ, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;
- утверждение норм питания в организациях социального обслуживания субъекта РФ;
- формирование и ведение реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
- разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания;
- утверждение законом субъекта РФ перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона;
- утверждение порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг;
- установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
- утверждение порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания с указанием органа субъекта РФ, уполномоченного на осуществление такого контроля;
- установление предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно;
- утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания;
- обеспечение бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет;
- установление мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта РФ;
- организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;
- ведение учета и отчетности в сфере социального обслуживания в субъекте РФ;
- установление порядка реализации программ в сфере социального обслуживания, в том числе инвестиционных программ;
- организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах РФ в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
- разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания;
- разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;
- утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения;
- утверждение номенклатуры организаций социального обслуживания в субъекте РФ; создание условий для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания;
- иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
- Пособие:
- При официальном статусе безработного;
- В связи с временной утратой трудоспособности;
- На похороны погибшего гражданина;
- Выплата по уходу за ребенком до полуторагодовалого возраста;
- При вынашивании ребенка и родах;
- Единоразовая выплата при появлении ребенка на свет;
- Единовременная материальная помощь при постановке на государственный учет на ранних сроках беременности;
- На оздоровление в санаторно-курортных учреждениях.
- Возмещение расходов медучреждению, которое оказывало медпомощь гражданину, имевшему страхование;
- Компенсация средств за путевки для работников и членов их семей.