Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

10.03.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Назначение трасологической экспертизы при ДТП

Значение транспортно-трасологической оценки ДТП очень велико, особенно если никто из участников аварии не признает себя виновным и утверждает свою правоту. В такой ситуации без трасологии невозможно понять, кто куда перестраивался, кто куда двигался, кто нарушил, кто из участников первый нарушил ПДД и т.д. Кроме того такая оценка проводится в том случае, если требуется сравнить следы происшествия с представленными образцами, либо идентифицировать найденные следы.

Например, трасология может помочь установить транспортное средство, которое скрылось с места аварии, и по найденным следам доказать его причастность.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Проведение при дорожно-транспортном происшествии

Трасологическая экспертиза проводится одним или сразу несколькими экспертами в несколько этапов, каждый из которых необходим для правильного установления и выяснения причин дорожно-транспортного происшествия:

  1. Подготовительный этап. Происходит сбор всей необходимой информации об аварии для того, чтобы иметь представление общей картины и схемы ДТП, а после чего составить заключение.
  2. Ознакомление эксперта с представленными материалами и документами.
  3. Проведение необходимых действий (сбор частиц и материалов, оставленных на месте аварии, фото и видеосъемка, измерение и фиксация следов).
  4. Осмотр самих транспортных средств, участвующих в аварии для правильной оценки повреждения той или иной детали автомобиля.
  5. Объединение всех фактов в единую целую картину. Как правило, в настоящее время это осуществляется с помощью компьютерного моделирования.
  6. Подготовка заключения трасологической экспертизы и составление отчета.

Что требуется для исследования

Главная цель трасологического исследования заключается в определении причин и следствий происшествия. Основная задача эксперта – комплексный осмотр автомобиля с документированием всех обнаруженных следов. Специалисту необходима информация, позволяющая составить схему ДТП и заключение. Это документальные свидетельства и материалы с места происшествия. Итак, потребуются:

  • модель участка ДТП;
  • протокол осмотра, схема, акт осмотра и справка о происшествии;
  • фото- и видеоматериалы с места ДТП, включая данные видеорегистраторов;
  • участвовавшие в аварии ТС;
  • результаты анализа технического состояния машин;
  • объяснения всех участников аварии, даже их обувь и одежда.
Читайте также:  Декретные выплаты в 2023 году. Что изменится?

Конкретный список определяет эксперт в каждом случае, исходя из оценки возможности решения поставленных перед ним задач. Поэтому представленный нами перечень может включать и другие материалы/документы.

Стоимость и порядок оплаты • Стоимость услуги определяется в соответствии с действующими тарифами
• Оплата в форме наличного и безналичного расчета (на основании выставленного Счета по указанным в нем реквизитам по безналичному перечислению или наличным платежом)

Процедура 1. Первичное (общее) консультирование об условиях проведения технико-криминалистической экспертизы документов
2. Рассмотрение заявления с приложенным комплектом документов, необходимых для проведения экспертизы и выдачи Заключения эксперта
3. После предварительного согласования оформление договора, в котором оговариваются порядок и условия работы, сроки выполнения заказа, оплата и отчет о выполненной работе
4. Выставление счета на оплату услуги
5. Подтверждение оплаты
6. Выдача Заключения эксперта
7. После выполнения услуги Исполнителем подписание сторонами акта об оказании услуг
• Заключения эксперта выдается в срок, оговоренный с Заказчиком.

Основание для отказа • Не предоставление полного комплекта документов, необходимых для проведения экспертизы • Не произведена оплата

  • идентификационные;
  • диагностические;
  • классификационные;
  • ситуационные.

Идентификационные – установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целое по частям.

Диагностические – реконструкционные (наличие следов, механизм их образования, свойства объектов, наличие навыков, пригодность следов для идентификации; реконструкция объектов по частям).

Классификационные – отнесение представленных объектов к определенному общепринятому классу.

Ситуационные – комплексное изучение следов и механизма их образования, направленное на реконструкцию события.

К трасологической экспертизе относятся:

  • экспертиза следов зубов человека;
  • экспертиза следов ног и обуви;
  • экспертиза следов транспортных средств;
  • экспертиза повреждений одежды;
  • экспертиза следов орудий взлома и инструментов;
  • экспертиза замков и предохранительных устройств;
  • экспертиза пломб, запорно-пломбировочных устройств (зпу), закруток;
  • экспертиза установления целого по частям;
  • экспертиза изделий массового производства;
  • экспертиза монет;
  • экспертиза узлов и петель;
  • экспертиза по установлению уничтоженных (измененных) рельефных знаков;
  • экспертиза следов ног (лап) животных;
  • экспертиза пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов и их сплавов (ювелирные изделия).

  • идентификационные;
  • диагностические;
  • классификационные.

Идентификационные – решение вопроса, не оставлен ли представленный след конкретным предметом.

Диагностические – решение вопросов по установлению групповой принадлежности орудий; о механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации, способе действий и профессиональных навыках лиц, свойствах следообразующего объекта.

Классификационные – решение вопроса об отнесении объекта к определенному стандартизированному классу, установление типа орудия по оставленным следам.

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

На экспертизу следов орудий взлома и инструментов следует представить предметы или части со следами, орудия и инструменты. При исследовании следов распила и сверления экспертам необходимо направить также опилки или стружки. На частях предметов со следами необходимо сделать надписи, ориентирующие их положение, например: «верх», «низ», «наружная сторона», «внутренняя сторона».

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов орудий взлома и инструментов

  • Каков механизм образования следов (отжим, сверление, пролом, разруб, распил)?
  • Каким предметом образованы следы?
  • С какой стороны (внутренней или наружной) произведен взлом?
  • Каково было положение орудия, инструмента относительно следовоспринимающей поверхности?
  • Пригодны ли следы, обнаруженные на месте происшествия, для идентификации орудия, их оставившего?
  • Не оставлены ли следы проверяемым предметом?

Как проводится транспортно-трасологическая экспертиза при ДТП?

Процедура проводится компетентными экспертами – трасологами. Для проведения транспортно-трасологической экспертизы специалистам могут потребоваться:

  • сами машины, между которыми произошло столкновение;
  • схематический план аварии, который обычно составляют работники автоинспекции;
  • видеоматериалы и фото ДТП — если есть;
  • протокол ГИБДД об осмотре места аварии;
  • талоны техосмотра обеих автомашин;
  • выданная автоинспектором справка о ДТП.

Эксперт может попросить представить и иные относящиеся к существу трасологической экспертизы документы и вещественные доказательства.

Проведение транспортно-трасологического исследования заключается в следующем:

  • после предоставления всех требуемых документов, специалисты подвергают их тщательному изучению;
  • затем они выезжают на осмотр транспортных средств, где изучают и фотографируют все повреждения;
  • далее специалист знакомится с материалом административного производства, заведенным сотрудниками ГИБДД;
  • может быть осмотрена одежда участников ДТП, изучены фото- и видеоматериалы и т. д.

Как проходит трасологическая экспертиза

Как проводится трасологическая экспертиза после ДТП? Данный вопрос волнует не только обратившимся за помощью к специалистам, но и тех, кто только планирует сделать это. Многие сомневаются в целесообразности данной процедуры, считая, что она не может дать объективных ответов и, соответственно, определить виновника. Однако современные технологии и опыт экспертов, занимающихся проведением подобных экспертиз в течение многих лет, не раз доказывали свою эффективность.

Трасологическая экспертиза необязательно должна проводиться сразу же после аварии. Как правило, специалисты ориентируются на уже полученную информацию, будь то материалы дела или пакет заключений. Среди материалов и документов, которые могут понадобиться экспертам, стоит отметить следующие.

  • Схема ситуации, которая может быть составлена как самими участниками дорожно-транспортного происшествия, так и сотрудниками ДПС. Если во втором случае сомневаться в качестве составленной схемы не приходится, то участникам нужно создавать схему сообща, чтобы ничего не упустить из виду.
  • Протокол ДТП, составлением которого должны заниматься сотрудники правоохранительных органов.
  • Фотографии места происшествия, сделанные экспертом.
  • Видеофайлы, полученные с регистраторов, которые могли быть установлены как в автомобилях, ставших участниками инцидента, так и в проезжавших мимо транспортных средствах.
  • Сами автомобили тщательно изучаются на предмет полученных повреждений. При этом оценка ущерба должна происходить уже после трасологической экспертизы, ведь специалисты смогут понять, получено конкретное повреждение в этой аварии или уже было раньше.

Как проводится процедура?

Заказчик обращается в частные организации, специализирующиеся на проведении экспертиз для подачи заявки. Также есть вариант обращения в следственные органы. Сотрудники МВД, ГИБДД обращаются непосредственно в экспертно-криминалистические центры ГУВД, Федерацию Судебных Экспертов.

Далее частное лицо пишет заявление о предоставлении услуги, сотрудники полиции составляют ходатайство.

Организация проводит исследование по утвержденному плану:

  • предварительный осмотр;
  • детальное обследование предоставленных следов;
  • оценочный этап полученных результатов;
  • предварительные выводы, подтверждение их;
  • оформление отчета, фиксация результатов по установленной форме, с использованием фотоотчета.

Сроки предоставления отчета от эксперта зависят от масштабности проблемы. В частности, для определения следов ДТП при участии нескольких авто, понадобится больше времени, также, как и в случае убийства или нападения на нескольких объектов.

Согласно ГПК РФ, обычно устанавливается срок на рассмотрение дела не более 2 месяцев, сюда же входят и сроки проведения исследования. Но, если требуется больше времени для экспертизы, этот срок увеличивают.

Согласно приказу Минюста РФ «Об утверждении методических рекомендаций…», судебному эксперту дается срок в пределах 30 дней для составления отчета, однако и здесь возможно увеличение временных критериев.

В каких случаях необходимо проведение трасологической экспертизы

Судебная трасологическая экспертиза проводится для идентификации объекта, оставившего след. А также для определения времени и механизма воздействия, последовательности образования следов (направление излома, размещение и место столкновения транспортных средств, способ вскрытия пломбы и т.п.), состояния исследуемых объектов и их свойств (например, исправность замка).

Читайте также:  Статья 389.10. Сроки рассмотрения уголовного дела в суде апелляционной инстанции

В случаях, когда экспертам необходимо установить схему происшествия, исследование проводится комиссией экспертов-трасологов, биологов, медиков, баллистов, материаловедов, почвоведов, экспертов по холодному оружию, нефтепродуктам и ГСМ и др.

На основании договора проводится досудебная (внесудебная) трасологическая экспертиза — когда заказчиком может быть любое лицо, обратившееся в экспертную организацию.

Если же инициатором выступает суд, проводится судебная трасологическая экспертиза. Для назначения трасологической экспертизы вам потребуется информационное письмо для суда от экспертной организации о готовности провести судебную экспертизу. Приобщите данное письмо к ходатайству о назначении судебной экспертизы.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

Примерный список:

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?


Похожие записи: