АКБ — что это, устройство и принцип работы аккумулятора в автомобиле
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «АКБ — что это, устройство и принцип работы аккумулятора в автомобиле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расшифровка АКБ в зависимости от сферы деятельности может иметь несколько обозначений. Но если речь идет о технике, то это не что иное, как сокращенное название аккумулятора. Более точная расшифровка АКБ — это аккумуляторная батарея. В еще более конкретном плане, когда в качестве техники имеется в виду автомобиль, то данное обозначение можно смело расшифровать как автомобильная аккумуляторная батарея.
Конструкция автомобильного аккумулятора
С точки зрения конструкции АКБ автомобиля представляет собой набор элементов, электрически соединенных друг с другом и закрытых в отдельных ячейках внутри корпуса. Крайние ячейки имеют так называемые «полюсные наконечники». Это выводы в форме усеченных конусов, которые чаще всего имеют одинаковую высоту, но различный диаметр. Впрочем, их размеры не всегда соответствуют заданным параметрам, это необязательное требование для автомобильных АКБ.
Один из выводов аккумулятора имеет положительный знак (+), а другой отрицательный (-). Они используются для подключения аккумулятора к электрической цепи авто. Подключение к машине происходит с помощью проводов, имеющих с одной стороны специальную клемму (зажим). Их нужно просто надеть и зажать на полюсных выводах АКБ.
Проверка автомобильного аккумулятора
В большинстве случаев качественный автомобильный аккумулятор без особых проблем работает на машине от пяти до семи лет. Этот срок может как снижаться, так и увеличиваться на два–три года.
К преждевременному выходу аккумулятора из строя приводят глубокие разряды АКБ, утечки в электрической проводке автомобиля и перезаряд батареи из-за поломки реле-регулятора. В последнем случае на батарею нередко начинает подаваться до 60–80 вольт; электролит мгновенно выкипает даже в необслуживаемых АКБ.
Симптомы выхода АКБ из строя могут варьироваться, но роднит их одно: аккумулятор теряет ёмкость, быстро разряжается, в самом худшем случае происходит замыкание внутри одной или нескольких банок. Машина перестаёт подавать признаки жизни, стартер не крутится, мотор не запускается.
Стандартная аккумуляторная батарея представляет собой источник питания, который постоянно подзаряжается. Автомобильный аккумулятор при подключении к автомобилю:
- регулярно принимает заряд, который равен десятой части от собственного объема;
- передает расчетный ток потребителям — генератору при запуске и другим электроприборам, которые работают во время стоянки или перемещения авто;
- накапливает во время работы машины электричество, сохраняет его на длительное время.
В случае нарушения заряда или из-за износа компонентов, АКБ выходит из строя. Если не происходит замыкание, то неполадки в устройстве копятся постепенно. Определить намечающуюся поломку аккумулятора на Skoda Octavia А5 позволяют следующие признаки:
- Проблема с запуском мотора. В первую очередь это отразится на работе стартера — ухудшение оборотов прибора будет слышно при повороте ключа в зажигании. В случае сильного износа не поможет даже зарядка АКБ.
- Щелчки стартера, появление дополнительных индикаторов на приборной панели. «Гирлянда» загорается из-за просадки напряжения. В автомобиле автоматически отключается блок управления, если параметр ниже 8 В. Это защита от выхода из строя электронных систем авто.
- Аккумулятор моментально разряжается и не держит заряд. После зарядки устройство сразу выходит из строя при попытке запуска двигателя.
- Внешние и внутренние повреждения. От АКБ исходит кисловатый запах. Электролиты в это время могут иметь мутный налет.
О необходимости замены АКБ свидетельствует один или несколько отмеченных симптомов.
Заводской аккумулятор Skoda
Штатные батареи на данном авто производились несколькими брендами: MOLL (Германия), VARTA (Германия), EXIDE (Польша). Фирмы выступают глобальными поставщиками электрических компонентов для машин из концерна VAG, в который входит Skoda.
В зависимости от силового агрегата, источники питания разделяются на:
- Бензиновые. Имеют емкость в диапазоне 50-60 А/ч.
- Дизельные. Отличаются увеличенной батареей, с характеристикой пускового тока около 720 А.
Шкода выпускается в нескольких комплектациях. От этого зависит количество потребителей энергии и мощность батареи. Сводная таблица характеристик представлена ниже.
Комплектация |
Двигатели |
Параметры источника |
||
Напряжение, В |
Емкость, А/ч |
Ток стартера в холодном режиме, А |
||
Active |
Skoda Octavia 1.6 MPI |
12 |
Около 51 |
280 |
Ambition |
Octavia 1.4, 1.8 TSI engine |
12 |
60-62 |
280-330 |
Elegance |
Octavia 1.6 MPI, 1.4, 1.8 TSI engine |
12 |
70-72 |
340-380 |
В наши дни существует большое разнообразие аккумуляторов. Они отличаются друг от друга материалом пластин и составом электролита. В автомобилях используются традиционные кислотно-свинцовые типы, однако уже нередки случаи применения и передовых технологий. Вот некоторые особенности этого и других типов АКБ.
У большинства аккумуляторов корпус состоит из ударопрочного полипропилена. Он характеризуется как легкий материал, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен имеет весьма хорошую стойкость к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, где нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Известными типами аккумуляторов, обладающих спросом являются: американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.
Европейский тип корпуса характерен тем, что АКБ клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. В некоторых случаях клеммы дополнительно защищаются от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке. Верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора.
Российский стандарт АКБ
Обозначение | Описание букв |
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Теперь вы знаете, как работает аккумулятор. Его роль в работе приборов трудно оспорить. Данный источник энергии применяться почти во всех отраслях. Что доказывает его значимость и необходимость знаний о принципе работы АКБ. А также ее внутреннем содержимом. Аккумуляторы широко используются в автомобилях, разнообразных электроприборах, кондиционерах, мультимедийных центрах. Там, где, генераторы не всегда справляются с обеспечением их энергией. И тогда в «игру» вступает АКБ, которая кроме подпитки энергией еще и выполняет основную функцию, обеспечивая электроэнергией стартер двигателя. Водителю необходимо знать, как устроен аккумулятор. Ведь в нужное время придется устранять сбои в работе источника энергии. К тому же, важно иметь представление о назначении и видах аккумулятора, чтобы правильно использовать ресурс, подобрать батарею к условиям эксплуатации и автомобилю.
Обычно на легковые автомобили устанавливают два источника питания:
- Первый – это аккумулятор.
- Второй – генератор (или только генератор на старинных моделях).
Говоря по-простому, оба устройства в машине работают поочередно. Если один подает ток, то другой в это время «отдыхает».
Аккумулятор подает электрическую энергию на стартер, катушку зажигания и все электрические цепи автомобиля. Если этот элемент исправен, а также все системы в машине работают должным образом, тогда АКБ способен обеспечить беспрепятственный запуск силового агрегата независимо от погодных условий.
АКБ также отвечает за подачу электричества во время стоянки автомобиля, когда двигатель заглушен, а именно:
- Обеспечивает возможность прослушивания радио.
- Позволяет включить свет в машине.
- Осуществляет питание сигнализации и так далее.
Технологические тонкости
При заряде на положительном электроде выделяется кислород и происходит электролиз (разложение) воды, содержащейся в электролите. Поэтому в «обычных» аккумуляторах (которые применяются, в частности, в автомобилях) приходится открывать специальную пробку для отвода газов. Это, прямо скажем, неудобно – каждый раз проверять плотность электролита, доливать воду, закрывать пробку…
Поэтому были придуманы специальные технологии утилизации выделяющегося при заряде кислорода. Чтобы утилизировать кислород, надо доставить его пузырьки к отрицательному электроду, где он ступит в реакцию со свинцом. Это достигается двумя способами:
- использованием сепаратора с мелкими ячейками из специального синтетического материала,
- загущением электролита специальными добавками.
В последнем случае электролит принимает гелеобразное состояние и не вытекает, даже если перевернуть аккумулятор «вверх ногами». Сепаратор и гель удерживают воздух, и пузырьки кислорода благополучно достигают отрицательного электрода, так как диффузия в газе происходит намного быстрее, чем в жидкости.
Если выделившийся при заряде кислород утилизирован, потери воды в электролите не происходит и доливать ее не надо. Удобство обслуживания повышается, но количество циклов «заряд-разряд» все равно остается ограниченным.
Примеры с характеристиками автомобилей Skoda
Модель | Модификация | Ток зарядки от генератора, А | Мощность стартера, кВт | Рекомендованная емкость АКБ, Ач |
---|---|---|---|---|
Skoda Fabia | 1.2, 70 л.с. | 90 | 1.0 | 52-60 |
Skoda Rapid | 1.6, 105л.с. | 140 | 1.1 | 60-65 |
Skoda Octavia | 1.4 TSI, 140л.с. | 180 | 2 | 70-75 |
Skoda Yeti | 1.6, 110 л.с. | 140 | 1.1 | 60-64 |
Вся подобного рода станция представлена шестью отдельными банками, подключенными последовательно. Они помещены в общий корпус, образуя тем самым единую конструкцию. Каждая из этих банок содержит внутри набор положительных и отрицательных пластин. Теперь рассмотрим каждый из элементов АКБ по отдельности.
Большая часть — это свинцово-кислотные изделия, которые можно встретить под капотом практически любого транспортного средства. Каждому владельцу железного коня желательно знать, как устроен этот важный элемент электрической бортовой сети, что позволит бережнее к нему относиться.
Вдобавок изучение этого вопроса способствует предотвращению его проблем в будущем. И если водитель — человек ответственный и заботливый, то и поводов для беспокойства не будет.
Как выбрать подходящую акб с первого раза
В идеале, лучшим вариантом будет наличие под рукой вашего б/у аккумулятора. В наши дни магазины с автотоварами расположены на каждом углу, поэтому можно выбрать наиболее подходящий и подъехать прямо к нему. Далее уже сразу определится с дальнейшей покупкой.
Далее опишем пошаговый механизм действий при покупке новой акб:
Необходимо точно определить все технические характеристики (мощность, емкость и т
д.). Далее стоит подобрать батарею аналогичного типа , что и бывшая акб. Особое внимание нужно уделить габаритам , можно даже буквально измерить их линейкой. Обязательно изучить клеммы . Посмотреть тип крепления . Выбрать акб по способу заряда. Зарядка аккумулятора должна быть в норме
Здесь можно немного сэкономить, купив «сухозаряженную» батарею и зарядить ее уже в домашних условиях. Остается только внимательно осмотреть аккумуляторную батарею на предмет механических повреждений.
Подводя итоги данной статьи, можно сказать, что размер аккумулятора является одним из главных характеристик при его приобретении. Если мощностные данные обычно встречаются многократно и запоминаются легко, то габариты, форма клемм и место посадки источника питания не так уж легко запомнить. Придерживаясь инструкцй, которые были раскрыты в данном тексте, вам намного проще будет приобрести подходящую батарею для вашего авто.
Мужской сайтВосстановление металлогидридных аккумуляторов
Это – основная рабочая характеристика устройства. Единица измерения – ампер/час (А-ч).
Совет! Требуется подбирать батарею согласно рекомендации производителя данной марки автомобиля, который в свою очередь руководствуется объёмом двигателя, размещённого на этой машине.
Покупка устройства с меньшим значением не принесёт пользы: батареи просто не хватит для нормального функционирования автомобильной сети, для запуска мотора. Приобретение АКБ большей ёмкости экономически не оправдано. Она будет стоить дороже, а эффекта в работе не прибавится.
Напомним о маркировке.
Например, обозначение 6СТ-60 говорит о следующем:
- цифра 6 – изделие состоит из 6 банок;
- СТ – тип батареи: стартерная;
- 60 – показатель заряда энергии, или просто: ёмкость.
Аббревиатура за последними цифрами рассказывает о материале изготовления аккумулятора.
Аккумулятор какой фирмы лучше выбрать для автомобиля
Почему важно разбираться в том, какие лучшие аккумуляторы для автомобиля, а от чего стоит отказаться? От него зависит производительность транспортного средства, легкость в управлении, а главное, устройство приобретается не на один год службы. В рейтинге, составленном опытными экспертами, а также автовладельцами, были представлены модели от лучших марок и брендов, а именно:
- Varta – немецкая компания, ведет свою деятельность еще с 1887 года, но особой популярностью она стала пользоваться после присоединения к американской компании Johnson Controls. Основное преимущество – демократичные цены, годовой объем более 40 миллионов единиц.
- Delta – китайская марка широкой серии аккумуляторов с разным функционалом, параметрами, ценами. Деятельность ведется уже более 40 лет, причем ее спектр охватывает не только автомобильную электронику, но и сетевое оборудование, проекционные системы, светодиодные решения, телекоммуникации и др.
- Robiton – благодаря 10-летнему опыту производства источников питания российская компания вырвалась в список лидеров. Основные критерии – качество, продуманность и надежность.
- Тюменские Аккумуляторы (TyumenBattery) – отечественный производитель, выпускающий сразу 4 линейки аккумуляторов, а именно Тюмень Азия, Тюмень ПРЕМИУМ, Тюмень Сибирь, Тюмень СТАНДАРТ. Большой спрос на такие товары наблюдается уже свыше 5 лет.
- AlphaLine – корейская компания, которая в 2014 году официально стала флагманом местной промышленности поддержки транспортных средств. Ежегодно выпускается более 7 миллионов изделий. Основное преимущество – внедрение технологии X-Frame, а ею могут похвастаться только мировые гиганты.
- Алькор – еще одна российская компания, основанная в 2005 году. Оборудование для выпуска аккумуляторов, других устройств закупается у мировых поставщиков из Штатов и стран Европы. Позже в 2014 году был совершен прорыв, когда компания внедрила технологию Punch.
- Delkor – молодая компания из Кореи, что считается популярной во всем мире благодаря достойному качеству товаров и лояльной ценовой политикой. Деятельность ведется еще с 1986 года, сегодня основное производство направлено на 2 линии – Standard и Premium.
- Mutlu – турецкий бренд, демонстрирующий широкую линейку товаров и лучшие цены, доступную информативность, наличие разных моделей на рынке. Основное производство направлено на 3 линии — Start-Stop, Asia и Calcium Silver.
- Exide – огромная транснациональная корпорация, выпускающая лучшие аккумуляторы для автомобиля, по мнению критиков и экспертов многих стран, заводами в США, Австралии, Индии, Европе. Сегодня доля товаров такого плана на мировом рынке составляет 22%. Это еще и титульный спонсор гоночных соревнований, поставщик аккумуляторов для гонщиков NASCAR.
- Atlas – корейская компания, основанная в 1944 году. Сегодня это лидер по выпуску стартерных аккумуляторов в стране. Сертификация товаров позволила открыть для себя выход на мировой рынок и дальше совершенствовать технологический процесс.
- Banner – компания была основана в Австрии в 1937 году, уже через несколько лет становится лидером по выпуску сухозаряженных моделей, а позже разрабатывает технологию для корпуса аккумуляторов – спаянный полипропилен. Сертификация и множество премий выстраивают безупречную репутацию.
- Moll – немецкая компания, которая была основана еще в 1946 году. С тех пор и до сегодня это семейное предприятие усредненного ранга, с которым сотрудничают такие бренды, как Mercedes, Audi, Porche. Основной лозунг производства – качественные товары с нулевым процентом брака.