Изъятие ребёнка из семьи органами опеки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изъятие ребёнка из семьи органами опеки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.
Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что действующее законодательство работает однонаправленно — на изъятие детей, а не на профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.
«Если опека приняла решение об отбирании ребенка по какой бы то ни было причине, она будет подавать в суд на ограничение или лишение прав родителей, потому что того требует закон. Это не выбор опеки, не индивидуальное рассмотрение каждой ситуации, это просто формальная обязанность», — высказалась Альшанская.
Сама процедура отбирания весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям, считает Леонова. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло. «И в острых ситуациях, когда взрослые в семье ведут себя неадекватно и представляют угрозу не только для ребенка, но и для специалистов, ребенок заслуживает очень деликатного объяснения и разговора в спокойной обстановке. Нашумевшие истории отбирания всегда выглядят одинаково: там бьются взрослые со взрослыми, а на детей не обращают внимания», — рассказала Леонова.
В идеальном варианте, говорит она, процедура изъятия должна проходить в максимально щадящей обстановке. Ребенку нужно объяснить все происходящее максимально понятно и деликатно. «Первое, что должен сделать специалист, — связаться с родственниками или близкими семьи, чтобы ребенок мог провести какое-то время со знакомыми людьми», — сказала Леонова.
Законодательное регулирование
- Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
- Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
- Статья 69. Лишение родительских прав;
- Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
- Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
- ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.
Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.
Встреча «визитёров» с родителями
Независимо от авторов «звоночка» встреча нежданных гостей должна проводиться родителями адекватно с пониманием исполнения должностных обязанностей представителями. Недопустимо проявление агрессии по отношению к органам или выражения явной растерянности и желания прекращения визита. До проведения проверки следует ознакомиться с документами проверяющих, при наличии подозрений позвонить в службу по поводу уточнения.
Со своей стороны предъявить контролёрам:
- документы, подтверждающие интересующие личности (паспорта родителей, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей);
- обзор мест, отведенных для проживания и развития детей (предметы мебели для сна и обучения, детского гардероба);
- объективные причины инициирования визита (конфликтная ситуация с соседями или знакомыми, борьба за детскую привязанность со стороны бывшего супруга, отсутствие компромисса по воспитанию с детским учреждением);
- письменное подтверждение несогласия со сделанными выводами при указании в акте с сопутствующим детальным разъяснением (например, отсутствие уборки – это не антисанитария, а жилой беспорядок, не препятствующий развитию детей и не таящий угрозу здоровью и т.д.).
✅ Куда забирают детей органы опеки?
Место, куда передается ребенок на временное или постоянное устройство, зависит от оснований его изъятия из семьи:
- В случае лишения/ограничения отца и матери родительских прав ребенок помещается в одно из специализированных учреждений:
- центр семейного устройства (детский дом),
- школа-интернат,
- дом ребенка,
- дом-интернат.
- В случае изъятия из семьи ребенок помещается в…
- детскую больницу – если есть признаки заболевания, истощения или обезвоживания, травмы, переохлаждения.
- детский приют (до вынесения судебного решения).
Другой комментарий к Ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Степень опасности общения ребенка с родителями может быть разной. Кроме того, в одних случаях ее могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других – очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена ст. 77 СК РФ, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Хотя п. 1 ст. 77 СК РФ говорит только о праве этих органов, надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности. Важно одно – она существует.
По смыслу п. 1 ст. 77 СК РФ использовать такую исключительную по своему характеру меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства. Они вправе (и обязаны) отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей (одного из них), но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании. В отношении работников образовательных учреждений в таких случаях действует ст. 56 Закона РФ “Об образовании”, которая устанавливает, что основанием для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Отобрание предполагает изъятие ребенка у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей. Получив сведения о таком ребенке (например, от соседей, медицинских работников и других лиц), необходимо принять срочные меры по его устройству. Этому устройству может предшествовать направление ребенка в одно из медицинских учреждений, в детский приют, детский приемник и т.п. По смыслу п. 1 ст. 121 СК РФ использовать любой способ устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, могут только органы опеки и попечительства. То же самое можно сказать об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.
Правовым основанием такого отобрания служит постановление (распоряжение) органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления (распоряжения) должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченных защищать права ребенка.
За отобранием ребенка органами опеки и попечительства следует:
- незамедлительное уведомление о случившемся прокурора;
- временное устройство отобранного ребенка;
- предъявление в суд иска о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.
О таком чрезвычайном происшествии, как пребывание ребенка в опасности, и о его отобрании в связи с этим надлежит информировать прокурора. Подобного рода информация важна не только потому, что речь идет о грубом нарушении прав ребенка. В необходимых случаях прокурором может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Вот почему так важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений Министерства социальной защиты и др.). Такое устройство п. 2 ст. 77 СК РФ вменяет в обязанность органам опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.
2. Отобрание ребенка, его устройство – только одна сторона дела. Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому пункт 2 ст. 77 СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение семи дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.
В результате отобрания ребенка у лиц, заменяющих родителей, опекун (попечитель) отстраняется от выполнения опекунских обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК РФ); расторгается договор о передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 152 СК РФ); отменяется усыновление (ст. 141 СК РФ).
Причины изъятия детей
Органы опеки почти никогда не вмешиваются в семейную жизнь по собственной инициативе. То есть никаких плановых проверок или каких-то превентивных изъятий детей не происходит. Основанием к отобранию ребенка у родителей в большинстве своем будет «сигнал» из дошкольного учреждения, медицинской организации (детской поликлиники), соседей и просто не равнодушных людей. А вот поводом для пристального внимания органов опеки будет:
- родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками, а возможно – предлагают данные вещества ребенку;
- присутствует угроза жизни и здоровью ребенка, происходящая от родителей, связанная с насильственными действиями (избиение, побои и пр.);
- привлечение ребенка к труду (в том числе за деньги);
- аморальное поведение родителей, негативно сказывающееся на ребенке (занятие проституцией и пр.);
- грубое, неоднократное нарушение техники безопасности в повседневной жизни, которое может грозить причинением вреда жизни и здоровью ребенка (привычка переходить дорогу в неположенном месте вместе с ребенком и пр.);
- антисанитария в доме, где проживает ребенок;
- не оборудованные помещения для сна, игр, учебы;
- игнорирование права ребенка на получение медицинских услуг, образования.
В каком случае опека забирает детей, если ничего из вышеперечисленного не было? Поскольку детство находится под особенной защитой государства, ребенка могут попытаться изъять и по анонимным жалобам, причем из вполне благополучной и добропорядочной семьи. Но изъятие ребенка должно происходить в соответствии с «регламентом».
Как можно вернуть несовершеннолетнего в семью
Процедура возврата ребенка в семью напрямую зависит от причины изъятия:
- При лишении родительских прав. Согласно ст. 72 СК РФ лишенным родительских прав матери или отцу несовершеннолетнего дается шесть месяцев для восстановления в правах родителей в судебном порядке.
- При ограничении в родительских правах. В соответствии со ст. 76 СК РФ, ограниченные в родительских правах граждане имеют право в течение шести месяцев обратиться в суд с иском об отмене ограничения.
- При изъятии несовершеннолетнего по ст. 77 СК РФ. В этом случае родители также лишаются родительских прав и у них также есть шесть месяцев для инициирования процесса по восстановлению в правах родителей. Но здесь все будет зависеть от того, насколько серьезными были причины изъятия. К примеру, если ребенка забирали из семьи по факту нарушения его половой неприкосновенности, то вряд ли в дальнейшем суд позволит такому родителю восстановиться в родительских правах.
Изъятие ребенка из семьи допустимо только по причинам, указанным в Семейном Кодексе. Любые другие основания для отобрания малыша недопустимы. Но иногда сотрудники опеки и попечительства слишком рьяно относятся к своим служебным обязанностям и допускают изъятие несовершеннолетнего по любому поводу, иногда надуманному. В случаях неправомерных действий сотрудников органов опеки и попечительства без помощи опытного юриста не обойтись. Родители должны заручиться поддержкой адвоката, специализирующегося в семейном праве. Бороться в одиночку с неправомерными действиями сотрудников ООП – значит поступать опрометчиво и недальновидно.
Порядок отобрания детей
Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка. Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент. В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.
Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.
Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.
Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:
- Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
- В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
- В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
- Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
- Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
- Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.
Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.
За что могут отобрать ребенка
Согласно семейному законодательству на родителей возлагается масса обязанностей по полноценному физическому, психическому и духовному развитию их несовершеннолетних детей (ст.63 СК РФ).
Подзаконных актов, разъясняющих, что имеется РІ РІРёРґСѓ Рё подпадает РїРѕРґ понятия полноценности РІ данном случае — РЅРµ имеется, Рё поэтому РІ каждом регионе сотрудники органы опеки сами трактуют РЅРѕСЂРјСѓ так, как РёРј это видится. Р�РЅРѕРіРґР° это может привести Рє изъятию детей РёР· семьи РїРѕ надуманным Рё незаконным основаниям, что отмечается РІ разных регионах. РЎРј.: РІ Карелии 5 детей изъяли РїРѕ судебному решению РёР· обычной, благополучной семьи.
- Вообще, статья 77 Семейного кодекса допускает, что ребенка можно изъять из семьи незамедлительно только в одном единственном случае: налицо явная и очевидная угроза жизни несовершеннолетнего, серьезная угроза его здоровью. На практике под непосредственной угрозой жизни и здоровью понимают:
- — физическое или психическое воздействие РЅР° ребенка, РїСЂРё котором требуется немедленные меры РїРѕ его спасению;
- — оставление ребенка без присмотра;
- — оставление без еды РІ достаточном количестве;
- — оставление без необходимой одежды, подходящей РїРѕ сезону Рё размеру.
- Поэтому сотрудники опеки при визите в квартиры заглядывают в домашние холодильники, просят показать спальные места и проверяют одежные полки несовершеннолетних, а также делают внешний осмотр телесных повреждений и синяков у детей.
- Что еще могут проверить сотрудники опеки:
- — ремонт Рё чистота РІ квартире;
- — обеспечен ли доступ Рє образованию ребенка;
- — внешний РІРёРґ ребенка Рё членов семьи;
- — есть ли признаки заболеваний Сѓ несовершеннолетнего;
- — питание ребенка (осмотр холодильника);
- — санитарное состояние жилья (наличие насекомых, РіСЂСЏР·Рё, неисправных систем бытовых РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ Рё систем);
- — наличие домашних животных;
- — взаимоотношения членов семьи;
- — потребность РІ лекарствах Рё стационарном лечении ребенка.
- Р—Р° СЃРІРѕР№ короткий РІРёР·РёС‚ РїРѕ месту жительства сотрудники опеки должны оценить «РЅР° глаз» РІСЃРµ эти факторы Рё принять серьезное решение – есть ли опасность для жизни или Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ ребенка РІ конкретной семье Рё имеется ли срочная Рё безусловная необходимость РІ изъятии ребенка.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина считает, что действующая схема защиты детей устарела.
«Ребёнка из привычной среды без согласия забирают якобы для спасения. При угрозе жизни и здоровью необходимо в первую очередь помочь, а уже потом принимать экстренные меры, если они необходимы. Но зачастую они и не требуются. Эта мера использовалась как политический инструмент и является сомнительным способом защиты», — считает Мизулина.
Как рассказала RT сенатор, механизм изъятия детей из семьи был введён большевиками в 1926 году как способ разрушения буржуазной семьи, если родители неправильно готовили ребёнка к социальной деятельности.
«Семейный кодекс — единственный, который не подвергался системным изменениям с 1995 года. Поскольку Россия сейчас идёт по пути стратегии сбережения, то необходимо новое, современное законодательство. Семьи нуждаются в помощи, а не в наказании», — считает Мизулина.
По мнению сенатора, в изменённом кодексе, например, должно быть прописано приоритетное право родственников на усыновление, чего в данный момент нет.
«Сейчас создана сеть инфраструктуры с социальными центрами реабилитации, которая постоянно поддерживает максимальную наполняемость таких учреждений. Несмотря на это, количество изымаемых детей с каждым годом сокращается. Органы опеки стали действовать аккуратнее, но система всё равно даёт сбои», — констатирует Мизулина.
Слова собеседницы RT о сокращении изъятий подтверждаются статистикой. Так, по данным Росстата, в 2012 году были лишены родительских прав более 52 тыс. родителей. В 2017 году их число сократилось до 37,9 тыс. А вот количество родителей, которых ограничили в правах, возросло с 8,8 тыс. в 2012-м до 9,6 тыс. в 2017-м.
По официальной статистике Министерства просвещения РФ, в 2018 году органы опеки выявили 47 242 ребёнка, оставшихся без попечения родителей (сироты, а также дети из неблагополучных семей и те, чьи родители находятся в тюрьме или были признаны недееспособными по болезни), а в 2017-м — 50 201. Информация о том, сколько из них были в итоге изъяты, сколько возвращены назад родителям, а сколько переданы в приёмные семьи и детские дома, не раскрывается.
RT обращался в Министерство просвещения за официальной статистикой по изъятиям детей из семей, однако в течение двух недель ведомство такие данные не предоставило.